27 июня 1997 года в Москве непримиримые стороны гражданской войны в Таджикистане примирились, поставив подписи под соглашением, окончившим самую кровопролитную войну на территории бывшего СССР. С тех пор прошло ровно 20 лет, и в это время за картиной кажущегося спокойствия в Таджикистане скрывались интенсивные процессы предательств и игр, которые привели к почти полной зачистке политического поля страны. Сегодня оно вычищено так, что о бывших игроках войны вспоминать рекомендуется или плохо, или ничего. И все же есть несколько уроков, которые не стоит забывать всем тем, кто занимается политикой в Центральной Азии.
- Политика в Центральной Азии это zero-sum game. Или the winner takes it all. Обе стороны таджикской войны были измотаны, обессилены, изранены, обескровлены и нуждались в мире. Обе стороны использовали достижения мира не только для пропаганды, но и чтобы набраться сил для новой борьбы, которая так и не началась, но окончательно завершилась только полтора года назад, когда власти все-таки сумели выбросить полумертвое тело ПИВТ за борт национальной истории. Не менее зачищено сегодня политическое поле и в Казахстане, где власти поставили точку в многолетней борьбе за и против демократического выбора.
- Время не лечит, а обиды остаются. Достаточно просто посмотреть на список главных военных фигур, оставшихся в живых, не в бегах и не за решеткой. Их можно сосчитать на пальцах одной руки, да и они, наверняка, каждую ночь ждут стука в дверь. В Кыргызстане такая же судьба может ждать бывших соратников президента Атамбаева по тюльпановой революции, которые попытались было оспорить его власть. В суровых постклановых и постсоветских условиях вражду мало кто способен забыть, врага мало кто способен простить.
- Семья превыше друзей. Думаю, бывший мэр таджикской столицы согласится с этим утверждением. И некоторые казахстанские политики тоже.
- Дружба не вечна, вечны интересы. Порой ты готов и жизнь отдать ради близкого друга, а он легко может поменять тебя на другого или просто предать во имя личных интересов. Прогуглите имя: Якуб Салимов.
- Деньги – главное. Все что ты делаешь, все это ради денег. Ты можешь и пофилософствовать, что не в деньгах счастье, но, как говорил один мой хороший друг, в безденежье – несчастье. Упорно держаться за власть любой ценой – все это ради денег.
- Не доверяй, предадут. Потому что на каждого Цезаря найдется свой Брут.
- В беде ты один, всегда. Тебя не оставят только твои родители, всем остальным на тебе наплевать, даже если в этой беде ты оказался из-за других. Дети осужденных Шухрата Кудратова и Зайда Саидова вряд ли получают сочувствие и помощь от бывших друзей и последователей своих отцов. Жертвами политических амбиций таких людей, как Мухиддин Кабири в Таджикистане или Мухтар Аблязов в Казахстане, стали сотни их бывших соратников, заключенные в тюрьмах.
- Жизнь несправедлива.
- Шаг назад может спасти тебе жизнь. Может быть, когда-то ты был львом, и от страха никто не мог даже имя твое произнести вслух. Но даже льва можно заставить играть в цирке. Иначе его усыпляют, как бесполезного и опасного зверя. Мулло Абдурахим когда-то вдребезги разбил силы российских пограничников, заставив Москву посмотреть на военные возможности таджикской оппозиции по-другому, по-серьезному. Недавно, он – ныне учитель Исламского института – появился в массовом шоу, куда его загнали как и других преподавателей и студентов ВУЗов.
- Умей исчезнуть. Ни мемуары, ни интервью, и ни слава звезды Фейсбука не спасут тебя, когда на тебя начнет охоту тот, у кого есть власть. И не надейся, нет никакого международного сообщества.