Первое кадровое назначение нового года в Таджикистане стало впечатляющим, и не только из-за того, что Эмомали Рахмон назначил своего сына Рустама на очередную видную должность – мэра города Душанбе, а еще потому что он убрал фактически второго человека в стране – Махмадсаида Убайдуллоева, который руководил столицей Таджикистана бессменно в течение 20 лет и считался единственным реально сильным человеком в стране после семьи номер 1.
Номер два, силовик и мэр
Убайдуллоев – один из немногих высших чинов независимого Таджикистана, который в советское время получил образование за пределами республики – у него есть дипломы Политехнического института Харькова и Высшей партийной школы Ташкента. Он также один из немногих, кто начал свою карьеру еще в советское время: в 1985 году, когда ему было только 33 года, Убайдуллоева назначили заместителем председателя Госкомстата республики, а позже он работал председателем Госкомстата в своей родной Кулябской области.
В команде Рахмона Убайдуллоев работает с самого первого дня – в 1992 году новый руководитель страны, тогда еще Рахмонов, назначил 40-летнего Убайдуллоева заместителем премьер-министра и куратором силовых структур. Мэром города Душанбе он был назначен в 1996 году, после несколько месяцев после смещения с поста уже первого заместителя премьер-министра, по требованию полковника Махмуда Худойбердиева, который угрожал, что нападет на Душанбе, если требование не будет выполнено.
Новый век Убайдуллоев начал в качестве председателя Маджлиси Милли, верхней палаты парламента, который по конституции должен взять руководство в стране в руки, случись что с президентом. В том 2000 году страна впервые перешла на двухпалатный парламент.
17 лет спустя он еще держит эту должность, но неизвестно насколько долго, ведь год назад в верхнюю палату парламента была избрана дочь президента Озода, которая одновременно является председателем аппарата президента.
Убайдуллоев, будучи одним из немногих в правительстве, который не принимал непосредственного участия в гражданской войне, и без военной команды до последнего считался самим сильным человеком в стране после президента Рахмона. Его имя и силу всегда связывали с Россией. Слухи утверждали, что еще в прошлые годы, когда его хотели снять с должности, он летал в Москву. В контрасте со слабой и нерешительной оппозицией, его считали единственным, кто способен на изменение системы.
В последние годы, когда президент Рахмон консолидировал власть в своих руках и стал внедрять своих детей в высшие эшелоны власти, Убайдуллоев начал сближение с гражданским обществом своего города. Он запустил несколько инновационных и технологических проектов общения с народом и всегда держал в страхе свою администрацию, буквально толкая их решать вопросы и проблемы простых граждан.
Публично Убайдуллоев всегда поддерживал своего соратника молодости президента Эмомали Рахмона, продвигал культ личности президента и держался в его тени, довольствуясь «скромным статусом» второго человека в стране. Посещали ли его когда-нибудь мысли о выходе из тени – тайна за семью печатями. Что точно известно, так это то, что, как и другие невоеннизированные члены первой команды Рахмона, он уйдет на покой с медалью на груди от президента.
Идеал фейсбукчан
В народе многие хорошо отзывались об Убайдуллоеве не только, как о чиновнике, который держит обещания и решает проблемы простолюдин, но и как об отце сыновей, которых он вырастил не такими, как другие представители “золотой молодежи”. Сыновья и племянники Убайдуллоева не попадали ни в какие скандалы, а те, которые их знают лично, вспоминают их простоту, ум и знание.
Журналист Кироншо Шарифзода пишет: “Он вырастил двух хороших сыновей, и несмотря на то, что всегда мог продвигать их на любые должности, которые, безусловно, они заслуживали, так не поступил”.
Известный аналитик Раджаб Мирзо на своей странице в Фейсбуке приводит отрывки из цитат Убайдуллоева, в частности такие, как:
“Я из своей зарплаты откладываю деньги, чтобы когда-нибудь совершить хадж, а если вдруг Аллах заберет меня, чтобы из моих же кровных и чистых денег потратили на погребение”
“Чтобы жить как американцы, нужно работать как американцы”
“Я люблю свободу”.
По ступенькам – вверх
Новому столичному мэру Рустаму недавно исполнилось 29 лет, и он уже успел поруководить Таможенной службой и Агентством по борьбе с коррупцией.
В других условиях руководство Агентством по борьбе с коррупцией считалось бы более престижным, чем кресло мэра города, пусть и столицы, но только не здесь. Во-вторых, сын наберется опытом хозяйственного руководства в самом густонаселенном месте страны, а во- первых, с назначением его на место самого, казалось бы, непотопляемого Убайдуллоева, отпрыск повысит свой рейтинг и продемонстрирует власть другим.
Для Рустама не в новинку занимать место бывшего соратника отца – в 2012 году на посту председателя Федерации футбола он сменил Сухрома Косимова, одного из самих известных командиров Народного Фронта, который в годы войны держал в страхе всю столицу.
Теперь, с этим назначением, сценарий, что именно Рустам сменит отца на посту президента, а не дочь Озода, кажется более вероятным.
Генерал Рустам Эмомали в первом же появлении на публике в новом качестве заявил, что считает себя “солдатом родины” и готов работать там, куда отправляет его Лидер нации.
Таджикские СМИ: ждите больше “уходов”
В нынешней ситуации высокой самоцензуры СМИ пришлось сделать непростое решение, каким же образом написать о данной новости. Предпочтение было отдано освещению ситуацию через мнение аналитиков и журналистов.
Журналист Марат Мамадшоев в интервью Озоди сказал, что теперь несколько из министров силовых структур и другие высшие чины, которые были близки к Убайдуллоеву, также попрощаются с постами.
Аналитик Раджаб Мирзо в своем блоге для таджикской службы Радио Свобода указывает, неизвестно насколько долго Рустам будет сидеть в кресле мэра Душанбе, ведь одним из методов построения имиджа для него является частота назначений.
Фото: Азия-Плюс