Казахстан лидирует по уровню проникновения электронной коммерции среди республик Центральной Азии, хотя и уступает среднестатистическим показателям в регионе Европы и Центральной Азии и стран с уровнем дохода выше среднего. В Таджикистане делаются первые шаги по внедрению инновационного бизнеса по распределению интернета посредством Wi-Fi, а заодно предпринимаются попытки монополизации интернет-рынка. А Узбекистан готовится к рывку электронной коммерции – соответствующее постановление подписал недавно президент Мирзиёев.
Мы продолжаем серию публикаций об интернете в Центральной Азии. На этот раз мы посмотрим, насколько распространены интернет-технологии в бизнесе.
Также читайте: Доступ к интернету в Центральной Азии
Также читайте: Смартфоны в Центральной Азии
Также читайте: Социальные сети
Плюс Узбекистан, минус Таджикистан
О влияние интернета на бизнес мы писали и в прошлом году, анализируя работу Всемирного Банка под названием «Получение цифровых дивидендов. Использование интернета для развития в Европе и Центральной Азии». В том отчете Республика Казахстан была названа страной с переходной цифровой экономикой, а Кыргызстан, Таджикистан, и Узбекистан вошли в список стран с зачаточными цифровыми экономиками. Туркменистан, неудивительно, отсутствовал в отчете.
За год каких-либо резких скачков в доступе бизнеса или индивидуумов к интернету не произошли, но в некоторых республиках региона появились законодательные базы, которые в дальнейшем могут повлиять на процесс.
В Таджикистане, с одной стороны, власти начали обязывать владельцев бизнеса (рестораны, общепит, заправки, торговые точки, рынки, и т.д.) получать разрешение на использование Wi-Fi роутеров, что возможно, отрицательно скажется на развитии услуг по предоставлению интернета широким кругам населения, а также привлечении большего количества клиентов в заведения. С другой стороны, в стране появилась первая точка по предоставлению платного доступа к интернету посредством Wi-Fi. По данным СМИ, данную точку установила компания «Ошно-Групп», которая принадлежит зятю президента страны Эмомали Рахмону и сыну главы Коммуникационной службы, того самого ведомства, которое теперь требует от заведений лицензию на использование Wi-Fi роутеров.
Можно также порадоваться за таджикских налогоплательщиков, которые только в 2018 году получили возможность оплачивать свои налоги онлайн, хотя, если взглянуть на уровень внедрения электронных оплат в стране, вряд ли местные налоговики ожидают наплыва оплаты налогов новым образом.
В новом веке, когда одним щелчком пальца на своем смартфоне можно оплатить любые услуги и перевести любые деньги на любой счет в мире, когда бизнес внедряет все улучшенные версии искусственного интеллекта и аугментированной реальности, в кое-каких странах единственное, что можно сделать своей банковской карточкой – это снять деньги в банкоматах, да и то с проблемами.
Узбекистан хочет избавиться от этих проблем, и 14 мая президент Шавкат Мирзиёев подписал постановление «О мерах по ускоренному развитию электронной коммерции». Данное постановление перечисляет ряд проблем, которые препятствуют развитию электронной коммерции в стране, и для их устранения предлагает несколько законодательных решений, а также открывает Amazon, eBay, и другим мировым гигантам виртуальных базаров дорогу в Узбекистан.
В целом, электронная коммерция в регионе развивается непропорционально и все еще далека от мирового уровня. Причиной является не только неразвитый и недешёвый доступ к интернету, но и недостаточно развитая инфраструктурная, финансовая и законодательная база. Одним из главных инструментов для внедрения электронной коммерции можно считать доступ к финансовым услугам, главным из которых является счет в банке или другом финансовом институте.
Банковская карточка только для банкомата
Согласно данным Всемирного Банка, в целом по региону, почти половина взрослого населения имеют счет в банке или другом виде финансового учреждения. В некоторых республиках охват банковскими услугами стимулируется принудительно с целью сокращения наличного оборота денег и увеличения контроля за потоками финансов.
Процент граждан (от 15 лет старше), которые имеют счет в банке или в другом виде финансового учреждения
Достаточно высокий процент счетов не используется, говорится в отчете.
Процент неактивных счетов (не было вложено или снято денег со счета) (2017)
Данные цифры Всемирного Банка основаны на глобальном опросе Gallup, который был проведен в каждой из республик Центральной Азии летом прошлого года среди 1000 респондентов на русском и местных языках.
Наличие банковского счета пока не говорит о развитии рынка финансовых услуг в стране. В то время как двое из трех граждан Узбекистана с банковской карточкой и почти каждый второй казахстанец, у которого есть счет в банке, сказали, что делают покупки посредством своей банковской карточки, в Таджикистане только каждый четвертый, а в Туркменистане каждый восьмой используют банковскую карточку не только для снятия денег с банкомата.
Процент граждан, которые совершали покупки посредством своего дебетовой или кредитной карточки (2017)
Да и снятие денег с банкомата не предоставляется легким делом сейчас в Туркменистане и в Таджикистане. Высокие проценты, высокие банковские сборы, недоверие банков к клиентам и наоборот, несостоятельность клиентов своевременно произвести оплату, неразвитая финансовая логистика – в целом не позволяют региону распрощаться с культурой наличных оплат.
Интернет-банкинг в зачатии
В Таджикистане местные банки не спешат расширить предоставление услуг электронных оплат, пишет «Азия-Плюс», «из-за немногочисленных сделок». Труднодоступность онлайн-транзакций, а также недостаточное использование банковских карточек в повседневной жизни не спешат стимулировать проверки банковского счета онлайн.
Процент граждан, которые зашли в свой банковский счет посредством интернета или мобильного телефона (2017)
Хотя в Таджикистане местный аналог Craigslist под названием Somon.tj входит в пятерку самих посещаемых сайтов с 13.6% популярности среди пользователей интернета (Отчет «Определение медиапредпочтений населения Республики Таджикистан: ТВ, радио, печатные издания, сайты, социальные сети и мессенджеры», ОО «Медиа Консалтинг», апрель 2018 г.), и есть еще пара интернет-магазинов, все они больше напоминают электронные каталоги товаров – можно выбрать товар, позвонить владельцу и договориться о доставке и оплате наличными, но это очень далеко от покупок one–click.
В Казахстане лучше обстоят дела с электронной торговлей. Согласно опросу Connected Consumer Survey, проведенному Google в Казахстане в 2016 году, 27% пользователей до 35 лет в этой стране часто ищут товары при помощи смартфонов и компьютеров. А в рейтинге главных игроков казахстанского рынка электронной коммерции от Forbes Kazakhstan, можно увидеть, что выручка 15 компаний вышла за миллиард тенге.
Процент граждан, которые совершали покупки в интернете или платили по счетам онлайн (2017)
Всемирный Банк в своем прошлогоднем отчете рекомендовал правительствам странам ЦА разрабатывать системы онлайновых платежей и улучшать логистическую инфраструктуру. Как мы писали ранее, улучшение доступа обычного пользователя к интернету, который в итоге будет платить меньше за более быстрый интернет, приведет к экономическому развитию и поспособствует появлению возможностей для внедрения новых продуктов и сервисов. Конечный итог принесет пользу правительствам и приведет к росту доходов населения, а также налоговых поступлений, которые можно будет использовать для социальных обязанностей государства. Понятно, что внедрение новых технологий электронной коммерции намного расширит возможности участия малого предпринимательства в экономики, а такде развитие сопутствующих услуг и производства товаров.
В зависимости от методологии и доступа к информации, данные, приведенные в этом материале, могут отличаться от данных других исследовательских проектов или государственных источников.
Источник всех диаграм: 2018 The Little Data Book on Financial Inclusion, Всемирный Банк
Фото: http://borku.uz/shop/internet