В мире организуется не так много мероприятий с участием стран-наций, способных привлечь внимание большой международной аудитории: Олимпийские Игры, Чемпионат Мира по футболу, Каннский международный кинофестиваль и Всемирная Выставка «ЭКСПО». Если первые два являют собой исключительно спортивные мероприятия, третье — кинематографическое событие, Всемирная выставка интересна тем, что может представить страну в одной или нескольких областях. То есть потенциально способна проецировать шесть измерений конкурентной идентичности страны: политику, инвестиции, туристические предложения, культуру, известных персон и бренды на экспорт. В то же время вариативность выставочных мероприятий: встречи официальных лиц, бизнес-переговоры, научные конференции и просветительские лекции, мастер-классы и разнообразные шоу-программы – привлекает разнообразную публику: гостей из других государств и аудиторию страны-устроителя.
По официальным данным казахстанских властей, к началу августа выставку ЭКСПО-2017 в Астане уже посетило чуть более 2-х млн. человек[1]. Эта большая цифра, к которой следует также добавить число тех, кто узнал о мероприятии через средства массовой информации (хотя, несомненно, ЭКСПО нацелена на физическое присутствие – смотрибельность Олимпийских Игр или Каннского фестиваля на порядок выше). ЭКСПО-2017 стала очередным (и последовательным) шагом в конструировании позитивного образа и трансляции основной национальной идеи Казахстана. Насколько эффективным в этот раз?
Читать по теме
Форма или содержание?
Казахстанские власти не жалеют ни сил, ни средств на создание позитивного образа страны. В глобальном смысле на создание той магической силы убеждения, которая, по определению Джозефа Ная, позволяет государству добиваться желаемого за счет собственной привлекательности[2]. Но создание такой силы через красивую картинку, то есть форму, куда можно отнести широкомасштабные имиджевые мероприятия, благосклонные публикации, репортажи и проморолики в мировых СМИ невозможно без содержания. Прекрасную картинку должны поддерживать соответствующие реалии. То, что в конструировании позитивного национального образа важны в равной степени форма и содержание подтверждают и Джозеф Най[3] и Саймон Анхольт[4]. Именно в несовпадении этих двух категорий кроется неэффективность некоторых имиджевых проектов Казахстана.
В качестве примера можно привести Съезд лидеров мировых и традиционных религий, который Астана проводит с 2006 г. Тема, казалось бы, предполагает вовлечение в межконфессиональный диалог как можно большего количества участников. Но к Съезду был допущен ограниченный список религий. Таким образом, эксклюзивность в отношении участников противоречит инклюзивной теме Съезда[5]. Поддерживая в глазах международного сообщества образ религиозно-толерантного государства, казахстанские власти в то же время на законодательном уровне сократили количество конфессий с 46 до 17[6]. В этом году конфессий стало больше, но всего на одну[7]. Одновременно Казахстан позиционирует себя как исламское государство, что подтверждает недавно прошедший в Астане саммит Организации исламского сотрудничества (ОИС), а также встреча ОИС в 2011 г., когда страна была председателем на 38-й сессии СМИД ОИС.[8] Однако, хотя с одной стороны официальные власти подчеркивают тысячелетнюю историю отношений с исламским миром и по примеру G20 предлагают создать ОИС-15[9], с другой стороны, вынесенный на обсуждение в августе этого года законопроект «О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты Республики Казахстан по вопросам религиозной деятельности и религиозных объединений» отчасти ограничивает деятельность исламских религиозных объединений и права мусульман[10], что в совокупности противоречит официально декларируемому исламскому дискурсу.
Ситуация со всемирной выставкой «Энергия Будущего» отчасти похожа. ЭКСПО-2017 на весь мир транслирует намерение Астаны производить возобновляемые источники энергии (ВИЭ). Власти страны заявляют что Казахстан будет активно переходить на ВИЭ,[11] обещают увеличить долю ВИЭ к 2030 г. до 15%[12] и инициируют создание в Астане центра по развитию «зеленых» технологий и инвестпроектов «Энергия будущего»[13]. Для Всемирной экспозиции в Астане возведено самое большое в мире сферическое здание— «Нур Алем», энергоэффективные технологии которого делают это сооружение главным символом выставки про «Энергии будущего». Однако, несмотря на заявления и обещания, намерение о «зеленой энергетике» рискует разойтись с реалиями Казахстана. «Я лично не верю в альтернативную энергетику, в ветровую, солнечную в том числе…», – сказал не так давно президент Нурсултан Назарбаев в Атырау на XI Форуме межрегионального сотрудничества Казахстана и России.
Располагая крупнейшими запасами энергетических ресурсов, Казахстан по уровню энергоинтенсивности в 2016 г. – в первых рядах[15]. Вместе с Украиной, Россией и Узбекистаном. В целом все страны СНГ демонстрируют очень высокие показатели использования энергии, что отчасти объясняется преобладанием энергоемких индустрий. Уровень энергопользования на всем постсоветском пространстве в несколько раз превышает показатели стран Евросоюза. Противоположно обратная ситуация сложилась с возобновляемыми источниками энергии. Несмотря на то, что у Казахстана есть возможности для развития этой отрасли, в том числе, обилие солнечных дней и ветров, согласно Статистическому Ежегоднику мировой энергетики Казахстан, где-то в конце списка по производству ВИЭ. Благодаря урановым запасам, доля Казахстана в глобальном производстве возобновляемых источников энергии в 2015 г. -7,8%.
В 2012 г. право на проведение Всемирной ЭКСПО предоставляется Казахстану и в стране стартует активная поддержка проектов, связанных с альтернативной энергетикой.
- Декабрь 2012 г. – в казахстанской столице учреждается ТОО «Astana Solar» . Завод производит фотоэлектрические модули и солнечные батареи.
- В 2013-2014 гг. в Усть-Каменогорске налаживается работа на ТОО “Kazakhstan Solar Silicon”. Предприятие производит фотоэлектрические элементы.
- С 2013 г. стартует «Первая Ветровая электрическая компания» специализирующая на энергии ветра.
- В мае 2013 г. выходит указ “О Концепции по переходу Республики Казахстан к «зеленой экономике»”, который предусматривает ряд мер по стимулированию производства возобновляемой энергии и определяет задачи по выработке ВИЭ[16].
Однако в 2016 г. выяснилось, что принять участие в ЭКСПО «Kazakhstan Solar Silicon» не сможет. Производство на заводе было приостановлено. За 9 дней до завершения выставки национальная компания «Казатомпром» объявляет о выставлении на торги «Kazakhstan Solar Silicon» и «Astana Solar»[17]. Будущее этих предприятий, как и судьба всей отрасли ВИЭ, туманны.
Так что продвигает ЭКСПО-2017? Альтернативную энергетику или национальный бренд „Казахстан“ – где современная экологичная экономика – вторична, а на первый план выходят роскошь, гостеприимство, прекрасная архитектура, позитивные граждане – то есть, форма [14]?
Высокий статус всемирной выставки, крупномасштабность и отличная подготовка мероприятия, с массой развлекательных и иных акций, превративших ЭКСПО-2017 в настоящий праздник, прежде всего, для самих казахстанцев, способно позитивно повлиять на национальный образ. Как пример, Всемирная универсальная выставка в Ганновере, которая продемонстрировала миру новую объединенную Германию в 2000 г. Выставка в Астане продемонстрировала новую казахстанскую нацию, объединенную своим уже забрендированным символом – Астаной (и незримо, фигурой главного государственного строителя-президента), и ее впечатляющие достижения, построенные благодаря углеводородным ресурсам. ЭКСПО-2017 стала символом настоящего. А альтернативная энергетика – это туманное будущее, в которое пока не верится. Форма вновь возобладала над содержанием, но в этот раз, похоже, властям удалось убедить своих собственных граждан в целесообразности таких трат. Для международной аудитории положение дел вряд ли кардинально изменилось. Нелестное клише «Трэшканистан» от Стивена Коткина[19] все еще работает против позитивного образа государств Центральной Азии.
Ссылки
[1]The general number of the Exhibition visitors since June 10 through August 6 amounted to 2,102,692 people. https://expo2017astana.com/en/page_id=1828
[2] Nye, Joseph. Soft Power: The Means to Success in World Politics, 2004
[3] Интервью автора с Джозефом Найем, февраль 2017, Гарвард.
[4] Anholt S. Why Nation Branding does not exist//16.01.2009. http://kommunikationsmaaling.dk/artikel/why-nation-branding-does-not-exist/
[5] Laruelle M. Is Kazakhstan’s ‘dialogue of civilizations’ all about image, or doing some real good? //27.06.2015.
[6] Количество конфессий в Казахстане сократилось после перерегистрации с 46 до 17// 16.11.2012. https://www.zakon.kz/4524797-kolichestvo-konfessijj-v-kazakhstane.html
[7] МИНИСТЕРСТВО ПО ДЕЛАМ РЕЛИГИЙ И ГРАЖДАНСКОГО ОБЩЕСТВА РЕСПУБЛИКИ КАЗАХСТАН. Религиозная сфера//20.04.2017. http://www.din.gov.kz/rus/deyatelnost/religioznaya_sfera/
[8] Сатаева А. Назарбаев собрал в Астане лидеров исламских государств//10.09.2017.
https://tengrinews.kz/kazakhstan_news/nazarbaev-sobral-v-astane-liderov-islamskih-gosudarstv-326165/
[9] Сатаева А. Президент Казахстана предложил создать ОИС-15 на примере G-20//10.09.2017. https://tengrinews.kz/kazakhstan_news/prezident-kazahstana-predlojil-sozdat-ois-15-na-primere-G-20-326172/
[10] В Казахстане могут запретить закрывать лицо религиозной одеждой//24.08.2017. https://www.zakon.kz/4874576-religioznye-deyateli-podderzhali.html; В Казахстане вносят поправки в законодательство о религии// 21.08.2017. https://www.zakon.kz/4874055-v-kazakhstane-vnosjat-popravki-v.html
[11] Джамилова А. Казахстан будет переходить на возобновляемые источники — Назарбаев //10.06.2017. https://365info.kz/2017/06/kazahstan-budet-perehodit-na-vozobnovlyaemye-istochniki-nazarbaev/
[12] Казахстан намерен увеличить долю «зеленой энергетики»//17.06.2017. http://www.rosbalt.ru/world/2017/06/17/1623946.html
[13] Казахстан и ООН создадут в Астане центр по развитию «зеленых» технологий и инвестпроектов «Энергия будущего»//11.06.2017. https://zonakz.net/2017/06/11/kazaxstan-i-oon-sozdadut-v-astane-centr-po-razvitiyu-zelenyx-texnologij-i-investproektov-energiya-budushhego/
[14] Елюбаева А. Нурсултан Назарбаев: Казахстан будет активно переходить на ВИЭ//09.06.2017. https://kapital.kz/economic/60514/nursultan-nazarbaev-kazahstan-budet-aktivno-perehodit-na-vie.html
[15] Статистический Ежегодник мировой энергетики. Интенсивность использования энергии на единицу ВВП при постоянном паритете покупательной способности (ППП);https://yearbook.enerdata.ru/total-energy/world-energy-intensity-gdp-data.html
[16] УКАЗ ПРЕЗИДЕНТА РЕСПУБЛИКИ КАЗАХСТАН. О Концепции по переходу Республики Казахстан к «зеленой экономике». 30.05.2013
[17] Постановление Правительства РК «О некоторых вопросах приватизации на 2016 – 2020 годы» № 1141 от 30 декабря 2015 года
[18] Sorbello P. EXPO in Kazakhstan Becomes Corruption Show//30.06.2015. http://thediplomat.com/2015/06/expo-in-kazakhstan-becomes-corruption-show; Palmer J. Kazakhstan Spent $5 Billion on a Death Star and It Doesn’t Even Shoot Lasers// 15.06.2017. http://foreignpolicy.com/2017/06/15/kazakhstan-spent-5-billion-on-a-death-star-and-it-doesnt-even-shoot-lasers/
[19] Kotkin, Stephen. 2002.“Trashcanistan”. New Republic. 226 (14): 26-38 c.