Многоженство как тема внезапно появилась в социуме Центральной Азии в конце 1990х и начале 2000х, когда всерьез стали рассматриваться возможности легализации полигамии, а о жизни первых и вторых жен снимались фильмы и писались книги. При этом большинство населения в регионе не считает полигамию приемлемой – по опросу Pew Research от 2013 года, только 12% в Таджикистане, 13% в Казахстане и сравнительно большее число людей в Кыргызстане – 31%, считали полигамию морально приемлемой.
На тему проведено много академических исследований в регионе. В частности, читайте “Полигамия в Центральной Азии: взгляд с разных углов“.
В этом материале Pew Research приводит несколько фактов о многоженстве в мире. В 2019 году данный американский центр проводил опрос об условиях проживания в 130 странах мира, в рамках которого и выяснил количество людей, живущих в полигамных браках. Результаты отдельного исследования об обычаях и законах в странах мира также включены в данную подборку фактов.
Главный вывод – полигамия редко встречается во всем мире.
- Жизнь на два дома
Менее 2% мирового населения проживает в полигамных семьях под одной крышей, а в подавляющем большинстве стран эта доля составляет менее 0,5%. Многоженство запрещено во многих странах мира, и Комитет ООН по правам человека, заявивший, что «многоженство ущемляет достоинство женщин», призвал его «окончательно упразднить, где бы оно ни практиковалось». Но часто у государственного управления браками существуют пределы. Во многих странах браки регулируются религиозным или обычным правом, что означает, что надзор находится в руках священнослужителей или лидеров общин. Нужно также сказать, что не все полигамные семьи живут в одном доме. Иногда у двух или более жен одного и того же мужчины есть свои дома.
2. Пояс полигамии
Полигамия чаще всего встречается в странах Африки к югу от Сахары, где 11% населения проживают в семьях, состоящих из более чем одного супруга. Многоженство широко распространено в группе стран Западной и Центральной Африки, включая Буркина-Фасо (36%), Мали (34%) и Нигерию (28%). В этих странах полигамия является законной, по крайней мере, до некоторой степени. В Африке, мусульмане чаще, чем христиане, живут в таких семьях (25% против 3%), но в некоторых странах такая практика также широко распространена среди приверженцев народных верований и людей, которые не идентифицируют себя с религией. Например, в Буркина-Фасо 45% людей, исповедующих народные религии, 40% мусульман и 24% христиан живут в полигамных семьях. Чад – единственная страна в этом анализе, где христиане (21%) с большей вероятностью, чем мусульмане (10%), будут жить в таком типе устройства семьи.
3. Религия
Во многих странах, где разрешена полигамия, мусульмане составляют большинство, но даже там практика многоженства встречается редко. Менее 1% мужчин-мусульман живут с более чем одной женой в Афганистане, Пакистане, Бангладеш, Иране и Египте – во всех странах, где такая практика является законной, по крайней мере, для мусульман. Многоженство также является законным в Саудовской Аравии, Катаре, Объединенных Арабских Эмиратах и других соседних странах, но они не были включены в исследование из-за ограниченности данных. Мусульманские сторонники многоженства часто цитируют суру 4: 3 Корана, в которой мужчинам предписывается брать столько жен, о которых они могут заботиться, но не больше четырех, и они также указывают, что у пророка Мухаммеда было несколько жен. Историки отмечают, что данное руководство по многоженству было составлено во время войн в Аравии в седьмом веке, когда было много вдов и сирот, нуждавшихся в финансовой поддержке, и что многоженство создало систему, в рамках которой забота о сиротах и вдов стало возможной. По сей день многоженство наиболее распространено в местах, где люди, особенно мужчины, обычно умирают молодыми.
Религия часто играет роль, как многоженство регулируется и практикуется в пределах одной страны. В Нигерии, например, полигамные браки не разрешены на федеральном уровне, но запрет распространяется только на гражданские браки. Двенадцать северных штатов с мусульманским большинством признают эти союзы исламскими или обычными браками. В Индии мужчинам-мусульманам разрешено жениться на нескольких женщинах, а мужчинам других групп – нет. Однако в странах, где полигамия распространена, ее часто практикуют люди всех вероисповеданий. Так обстоит дело в Гамбии, Нигере, Мали, Чаде и Буркина-Фасо, где, по крайней мере, один из десяти человек в каждой измеренной религиозной группе живет в домохозяйствах, в которых есть несколько жен.
Тора (священна книга иудеев) и Ветхий Завет (священная книга христиан) рассказывают о нескольких случаях приемлемости многоженства, в том числе у Авраама, Якова и Давида. Однако практика была отвергнута этими группами еще в средние века, и многоженство, как правило, не практиковалось среди евреев и христиан в последние столетия. Тем не менее, многоженство иногда присутствует среди некоторых христианских сект, в том числе среди членов Церкви Иисуса Христа Святых последних дней (мормонов) в США до конца 1800-х годов. Некоторые отколовшиеся от мормонов группы все еще практикуют полигамию.
4. Законы
Полигамия обычно принимает форму полигамии – когда мужчина женится на нескольких женщинах. Полиандрия, которая относится к женам, имеющим более одного мужа, встречается еще реже, чем полигамия, и в основном документируется среди небольших и относительно изолированных сообществ по всему миру.
Хотя законы о полигамии обычно склоняются в пользу мужчин, но не женщин, законы многих стран также затрагивают права женщин. Например, в Буркина-Фасо, где многоженство широко распространено, супруги должны с самого начала согласиться с тем, что брак будет полигамным, чтобы мужу было разрешено взять другую жену в будущем. В Джибути судья записывает мнения существующих жен о любых новых браках и исследует социально-экономическое положение мужа до утверждения брачного контракта с дополнительной женой.
5. Принятие
По данным недавнего опроса Gallup, каждый пятый взрослый человек в США (20%) считает полигамию морально приемлемой. Эта доля почти утроилась (с 7%) с тех пор, как этот вопрос был впервые задан в 2003 году, но по-прежнему остается одним из наименее приемлемых вариантов поведения, о которых спрашивает Gallup. Люди, идентифицирующие себя как либералы, гораздо чаще, чем консерваторы, считают многоженство морально приемлемым (34% против 9%).
Опрос Pew Research Center, опубликованный в 2013 году, показал, что мусульмане во всем мире разделились по поводу полигамии: в то время как большинство в нескольких странах Африки к югу от Сахары и большинство в некоторых частях Ближнего Востока называют полигамию морально приемлемой, мусульмане, живущие в Центральной Азии, а также Южная и Восточная Европа, склонны утверждать, что многоженство аморально.
Хотя в таблице выше Pew Research приводит мнение жителей Центральной Азии, которое в большей степени негативно по отношению к полигамии, исследователи считают, что многоженство в Центральной Азии было приемлемым даже в советское время. Некоторые, к примеру, сравнивают многоженство в Таджикистане с институтом заведения любовниц в русской культуре среди номенклатуры в советское время. При этом указывается, что религиозность никогда не была реальной мотивацией таких браков. Для мужчин религия часто предоставляет обоснование, но такие браки редко следуют букве исламских законов (разрешение первой жены, одинаковое отношение и забота об обеих и т.д.). В последнее время полигамия все же отрицается в обществах Центральной Азии. Семейные ценности, но с одной семьей – примерно можно так заключить общее видение людей в Центральной Азии.