Аслиддин Низомов, доктор искусствоведения из Таджикистана, написал на основе своей диссертации книгу – «Суфизм в контексте музыкальной культуры народов Центральной Азии» (Ирфон, 2000). Как пишет он, идеи суфизма нашли отражение не только в поэзии, но и в живописи, архитектуре, музыке и других видах средневекового искусства. Но суфийская музыка в самых разнообразных формах проявления (дервишские радения, пение народных рубай, слушание макомов, исполнение ритуальных обрядов, связанных с музыкой и т.д.), становится чуть ли не главной действующей формой существования, бытования суфийских идей. В интервью он рассказывает о том, какое значение несла музыка для культур Центральной Азии.
В своей книге «Суфизм в контексте музыкальной культуры народов Центральной Азии» вы упоминаете о звуковых портретах. Что такое «звуковой портрет» современного Таджикистана, как его можно описать?
Говоря о наличии непременного звукового портрета той или иной эпохи, страны, континентов и т.д., мы имеем ввиду прежде всего тот факт, что любые формы искусства, художественного творчества, а также мировоззренческие стремления самым объективным образом несут в своем содержании отражение происходящих событий, мыслей и чувств народов. Давайте вспомним, какие музыкальные произведения – церковные песнопения, хоралы, мессы и другие жанры создавали звуковой портрет времен Средневековья. Какие изменения в звуковых произведениях произошли после начала реформаторских движения Мартина Лютера в Европе? Проникновение светских идей, утверждение свободы личности тут же сказались в жанровых разнообразиях музыки европейских композиторов. Не является исключением и музыка Средневековья в Центральной Азии. Обратите внимание, именно в Бухаре, Герате, Багдаде в 10-12 вв. очень сильно наблюдается развитие науки – астрономии, философии, музыки и т.д. Среднеазиатские ученые вслед за учением Аристотеля начали изучать и исследовать науку о поэзии, музыки. Они раскрывали способы воздействия музыкальных звуков на природу человека. В частности, Ибн Сино отмечал, что звуковой мир является единственной формой общение между живыми существами. Другой великий энциклопедист Аль-Фараби в своих музыкальных трактатах отметил существенное различие между музыкальной культурой Хорасана (т.е. Средней Азии) и Багдада (столицы арабского мира). Эти свои соображения он приводит в книге «Большая книга о музыке» (на ар. языке).
Кроме этого, из источников (поэтических, исторических, научных и т.д.) можно извлечь сведения о том, что еще в доисламскую эпоху музыка, исполнение хвалебных од, были в большом почете у сасанидских царей, в особенности у Хосрава Парвиза. Музыкальный портрет его эпохи характеризуется наличием многих циклических песен, посвященных царю, красивой природе и т.д. Об этих достижениях музыкального искусства той эпохи можно прочитать в произведениях Абулькасыма Фирдоуси, Абуабдуллох Рудаки, Низами Ганджеви. Одним словом, мы имеем достаточно богатое представление о музыкальных качествах прошедших эпох.
Читать далее: Шашмакoм – классическая музыка Центральной Азии
Именно на основе этих достижений в регионе Средней Азии (именно здесь, а не в арабских странах), начиная с 11-12 вв. начали формироваться циклические жанры под общим названием «маком» (поначалу их именовали «парда»). Если обобщить сказанное, то можно утверждать, что звуковой портрет Средневековья тесно отражает музыкальные нравы, традиции Бухары и других крупных городов, где процветала наука, культуры, искусство. Нельзя не вспомнить, что звуковой портрет совсем недавних времен, содержание и мелодии песен прошлого столетия (например, годы правления Советского Союза) целиком отражает идеологическую сущность культуры и искусства той эпохи. Таким образом, налицо факт художественного отражения социальных явлений в музыкальном творчестве.
«Музыка Самоъ ничего нового не открывает слушателю, а лишь пробуждает в нем генетически закодированную информацию о «первородине, о рае, об Абсолюте», которые являются воплощением образа Красоты и Гармонии – скажите, пожалуйста, что такое красота в контексте суфизма?
В научных трактатах средневековых авторов (в частности, у Абухомида Газали) неоднократно встречаются суждения о том, что любые формы красоты (зрительные, звуковые, воображаемые и т.д.) заложены в природе человека изначально. Например, Газали утверждает, что красивые музыкальные звуки, мелодии, песни и т.д. «ничего нового не открывают слушателю, а лишь заново открывают ту истину, с которым человек рождается». Газали приводит различные рассказы о том, что в сердце человека изначально заложен своеобразный информационный континиум, который содержит образы красоты и гармонии – звуков, пейзажей и т.д. И когда человек слушает прекрасную музыку, то в его внутреннем мире эти образы как бы возрождаются, красивая музыка пробуждает в человеке чувство удовлетворения. Понятие красоты в трактатах суфийских авторов всегда связано с понятием того, что природа, все живые и неживые явления, порядок жизни и т.д. являются лишь отражением той «абсолютной красоты», которым обладает Создатель. Понять Его через это отражение, через красоту познать жизнь и смысл жизни – вот задача, которая всегда исследуется в трудах суфиев.
Что такое истина в контексте доктрины суфизма? Есть ли связь других музыкальных традиций искусства Таджикистана, таких как «Фалак», «Шашмаком», с суфийскими доктринами?
Поиски истины всегда находились в центре внимания не только ученых – философов, но – что очень важно помнить – поиски истины привлекали практически всех настоящих гениев: писателей, поэтов, композиторов, художников. Музыка в суфийских источниках освещается как способ постепенного достижения истины через мир звуков, через показ чередования ритмов, раскрывая, скажем, содержание поэтических газелей Хафиза, Саади, Руми и других авторов. Кстати, суфии утверждают, что из всех видов искусства лишь музыка как живое отражение эмоционального мира человека способна воздействовать на человека для достижения истины. Так поначалу возникла теория о «двенадцати макомов» – соответственно двенадцати знакам зодиака, где находит отражение практика художественного освоения достижений науки в области астрономии. Музыка Двенадцати макомов, а также более популярные в народе циклы песнопения «Фалак» (букв. «небосвод») целиком и полностью являются примером того, каким образом мировоззрение человека перевоплощает научные знания в художественные произведения.
Звуки музыки – а это исключительно природное явление, все они происходят из одной субстанции – одной струны. Это в музыкальной теории называется теория обертонов: одна звучащая струна содержит в себе все остальные звуки (в обертоновом порядке). Только обладатель очень хорошего слуха может слышать эти обертоны. В данном случае, мы говорим о том, что в музыке изначально заложена отражение единства всего сущего, а религиозные суждения – они возникли гораздо позже. Все же не случайно, что все церкви мира (буддийские, христианские, исламские) изначально использовали музыку – хоровое пение, орган, звон колоколов, барабанов, пение Азана и т.д. в своих церемониях богослужений. В этом отношении данные суждения никакого отношения к политических реалиям не имеют. Политика – явление преходящее, искусство- вечное.
Поиск самоидентификации через культурное наследие стал заметен сразу после развала Советского Союза. Каждая центральноазиатская республика обратила внимание на свои национальные традиции, «вытащила из сундуков далеко запрятанное» и начала сознательно муссировать свои национальные ценности в массы. В то же время идет глобализация, борьба за мировые рынки и их влияние. Ваши прогнозы насчет будущего культуры глобального мира? Что может способствовать избежать «манкуртизма» народам, населяющим нашу планету?
То, о чем Вы спрашиваете, имеет отношение как раз к политике, а не к искусству. Современные реалии в культуре Центральной Азии – это результат, следствие недавней политики коммунистической страны. В одно время, в начале прошлого столетия всем народам Средней Азии представили «свои национальные» границы, не только географические, но и культурные. В советских республиках Средней Азии стала расцветать «самостоятельность» в искусстве, поэзии, музыки. Вмиг забыли о том, что у этих народов всегда была общая культура, быт, музыкальные инструменты и т.д. Конечно, были и своеобразные жанры, формы бытования музыки, был свой эпос.
И теперь, в условиях независимости в этих странах вновь бушует тенденция к уточнению самоидентификации. Вновь происходит как бы раздел имущества. Но это явление временное, законы самой культуры, в частности законы развития музыкальных жанров – они гораздо мощнее, чем внешние раздражители в форме политических стремлений.
Например, искусство макомов ныне бытует успешно в Узбекистане и Таджикистане, эпические произведения «гуруглы» в Туркменистане, Таджикистане, Узбекистане. Никто уже не собирается их делить по национальным границам. Разрушающие ветры глобализации пока еще не достигли наших границ, хотя угроза такая имеется. Угроза – что вся эта дешевая халтура – в форме «интернеткультуры» может разрушить этот красивый художественный дворец нашей музыки. Я думаю, что ныне наступает настоящая эра познания всего того, что создана нашими предками в области музыки. Макомы сейчас вызывают огромный интерес во всем мире: а это подталкивает и нашего слушателя к тому, чтобы вникнуть в мир глубоких звуковых образов макома. Потенциал художественности макомов еще не исчерпан, они еще до конца не опознаны. Также как и музыка Баха, симфонии Чайковского, оперы Вагнера. Пока мы имеем дело с такими шедеврами музыки, человечеству не угрожает никакой манкуртизм. Просто потому, что настоящая музыка постоянно подсказывает человеку о его происхождении, звуки хорошей музыки пробуждают в нем саму человечность.