Россия превращает Индию в крупную военную державу
5 октября в Дели состоялся индийско-российский бизнес-саммит. Саммит проходил с участием самых высокопоставленных гостей – Президента Российской Федерации Владимира Путина и премьер-министра Индии Нарендра Моди. Издание “The Diplomat” опубликовало статью под названием “Индия и Россия заключили сделку по поставкам С-400 на сумму 5,5 млрд. долларов”. Одним из важнейших документов, подписанных в ходе официального визита президента России Владимира Путина в Индию, стал контракт на поставку зенитных ракетных систем (ЗРС) С-400 “Триумф”. Контракт был подписан после завершения переговоров между премьер-министром Индии и президентом России в ходе 19-го двустороннего ежегодного саммита между Индией и Россией, состоявшегося в Нью-Дели.
Владимир Путин и Нарендра Моди. Нью-Дели, октябрь 2018 г. Фото: kremlin.ru
Автор данной статьи Франц-Штефан Гади считает, что заключение данного соглашения усложнит углубление стратегических отношений между Дели и Вашингтоном, учитывая угрозу, прозвучавшую из Вашингтона по поводу введения экономических санкции в отношении стран, участвующих в каких-то «крупных сделках» (на сумму выше 15 миллионов долларов США) с Россией в сфере оборонной промышленности. Такие государства рискуют оказаться в “санкционном списке” США.
Индийское издание “Hindustan Times” также не осталось в стороне от обсуждаемой темы. Так, из-под пера Яшванта Раджа вышла статья под названием “США недовольны планами Индии закупить российские ЗРК С-400 и иранскую нефть”.
Радж пишет, что официальный представитель Госдепа США Хезер Науэрт назвала «нецелесообразными» планы Индии по закупке иранской нефти и ее решение приобрести российские зенитно-ракетные комплексы С-400, по причине чего Белый Дом может включить Индию в свой санкционный список. Дели посетит эмиссар Белого Дома с целью провести переговоры и обсуждения санкций против Ирана. В последние дни Индия дает понять, что ее государственные нефтеперерабатывающие заводы будут и дальше закупать иранскую нефть, хотя 5 ноября начинает действовать второй пакет американских санкций, нацеленный конкретно против нефти, портов и банковских операций. Индия все же сократила объемы закупок. Нью-Дели добивается для себя исключений из санкционного режима, и Соединенные Штаты заявили, что будут в индивидуальном порядке рассматривать вопросы такого рода по тем странам, которые существенно сократят импорт. Но никаких официальных гарантий Индия пока не получила. Нью-Дели также добивается исключений из общих санкционных правил для иранского порта Чабахар, который она помогала строить, а сегодня эксплуатирует, пользуясь им как воротами в Афганистан и Центральную Азию. Иран является для Индии третьим поставщиком нефти по объемам продаж, и ей понадобится немало времени, чтобы переключиться на других продавцов. Соединенные Штаты уверяют, что помогут в этом процессе, добиваясь от Индии поэтапного сокращения поставок, и именно таким курсом следовала администрация президента Барака Обамы до подписания в 2015 году Совместного всеобъемлющего плана действий, который привел к отмене антииранских санкций, введенных по требованию ООН и усиленных санкциями США.
Как пишет Рагаван, угроза индийско-российскому сотрудничеству в военной области выходит далеко за пределы сделки по поводу приобретения комплексов С-400. Любая индийско-российская сделка в оборонной области может быть подвергнута изучению с точки зрения возможности применения санкций. На самом деле, введение санкций негативно скажется на программе продажи американских вооружений Индии.
Индия закрепляется в Центральной Азии
Дипанжан Рой Чоудри в своей статье “Индия и Центральная Азия намерены начать двухнедельные встречи на высшем уровне” пишет, что Индия рассматривает себя в качестве стабилизатора и проводника политики безопасности в регионе. Ввиду этого, считает Чоудри, страны Центральной Азии страны желают расширить свои связи с Дели.
Узбекистан является важным игроком региона в афганской политике Индии, в деле противодействия терроризму, удовлетворения энергетических потребностей страны, в Таджикистане же находится единственная военная база Индии за рубежом, которая расположена вблизи от афганской границы.
Чоудри пишет, что Центральная Азия, в основном не имеющая выхода к морю и сильно зависящая от Китая из-за географической близости, стремится к более широкому присутствию Индии в рамках своих стратегий балансировки. Автор считает, что почти все страны Центральной Азии стремятся укрепить оборонительные связи с Нью-Дели. Растущее финансовое влияние Индии также делает ее привлекательной экономической силой, что позволяет ей играть активную роль.
Шавкат Мирзиёев в Нью-Дели. 30 сентября 2018 года. Фото: Пресс-служба президента РУ
В другой статье “Times of India” под заголовком “Индия и Узбекистан будут сотрудничать с целью стабилизации ситуации в Афганистане” говорится, что Индия выделит кредит в размере 200 млн. для реализации инфраструктурных проектов в Узбекистане. Президент Узбекистана Шавкат Мирзиеев и премьер-министр Индии Нарендра Моди достигли соглашения в афганском направлении. В ходе брифинга индийский премьер, в частности, сказал: “Индия и Узбекистан стремятся к тому, чтобы создать безопасную внешнюю среду. Мы высоко ценим усилия наших партнеров по поддержанию мира и стабильности в регионе. Могу заверит вас в том, что Индия поддержит вас в ваших усилиях. И Индия, и Узбекистан желают демократического, стабильного и процветающего Афганистана”.
Издание “The week” опубликовало статью Мандиры Наяр под названием “Индия продолжает свою пропаганду в центральноазиатской направлении”. Автор пишет, что в рамках этой пропаганды Таджикистан посетил президент Индии Рам Нат Ковинд. В Душанбе Ковинд встретился с президентом Таджикистана Эмомали Рахмоном. Автор статьи утверждает, что Индия “принесет свет” в Таджикистан. Дело в том, что официальный Дели намерен способствовать и помогать правительству Таджикистана в обеспечении солнечной энергией 7 провинций страны. Президент Ковинд также заявил, что индийская сторона счастлива, что способствовала обеспечению двумя англоязычными лабораториями таджикских военнослужащих.
Китая сохраняет лидирующие позиции в ЦА
Но и в Китае не сидят сложа руки, после визита президента Индии в Таджикистан, премьер-министр Китая почти сразу отправился с государственным визитом в Душанбе. На сайте Всемирной телевизионной сети Китая была опубликована интересная статья о визите китайского премьера Ли Кэцяна в Таджикистан, где он встретился с главой государства Эмомали Рахмоном и премьер-министром Кохиром Расулзаде. Китайский премьер выразил необходимость расширить сотрудничество в сферах экономики, торговли, инвестициях, а также в областях транспорта, энергетики и пограничной инфраструктуры. После переговоров Ли и Расулзада были подписаны документы о политическом, торговом, таможенном сотрудничестве. Китай остается крупнейшим источником иностранных инвестиций в Таджикистане и третьим крупнейшим торговым партнером. С января по февраль 2018 года объем двухсторонней торговли достиг 196 миллион долларов США, что на 38,4 процентов больше, по сравнению с аналогичным периодом прошло года, пишет издание.
В статье «Чего хочет Китай от своих партнеров в Центральной Азии?» Цуй Хунцзянь пишет, что Китай хочет регионального мира и процветания, а не расширения и конфронтации в этом регионе. Автор считает, что страны региона должны помогать и поддерживать друг друга, иначе они утратят способность к дальнейшему развитию, что может привести даже к новому круговороту. Китай заинтересован в сотрудничестве с для построения и поддержания мирного, справедливого и здорового международного порядка.
На основе высокого взаимного политического доверия правительство Китая и предприятия страны поддержали стратегию Таджикистана в области развития промышленности. Таджикистан создал общенациональную дорожную сеть и энергосистему с помощью Китая, Пекин стал основным торговым партнером Таджикистана и крупнейшим источником инвестиций. Но некоторые обеспокоены политикой Китая в Центральной Азии и встревожены тем, что Китай якобы «превращает Таджикистан в своего собственного вассала». Но правда в том, что Китай не вмешивается во внутренние дела других стран и не навязывает Таджикистану и другим странам свою модель своего развития. Китай хочет преодолеть устаревший международный порядок и создать новое сообщество с общим будущим, развивая отношения с Таджикистаном и другими странами Центральной Азии.