В этом обзоре – предстоящий саммит ШОС, Иран, проблемы “Пояса и Пути”. Узбекистан открывается миру, в то время как Казахстан уходит к Китаю. Угрозы бывшим президентам и этническим меньшинствам. А также фотографии из Гиндукуша и новость об учебнике чагатайского языка.
Обзор мировых СМИ за последние две недели
Читать предыдущий обзор: “Демократия, инвестиции, трубопроводы, тюрки – Центральная Азия в фокусе мировых СМИ
“Пояс и путь” – дорога с односторонним движением?
Саммит ШОС (Шанхайской организации сотрудничества) пройдет с 9 по 10 июня в Циндао под председательством президента Китая Си Цзиньпина. Стало известно, что Китай пригласил принять участие в предстоящем саммите иранского президента, заявил в понедельник министр иностранных дел Китая Ван Йи.
Приглашение отправлено г-ну Роухани в решающий момент после выхода США из ядерной сделки, подписанной в 2015 году между Ираном, Европейским союзом и группой 5 + 1 (пять постоянных членов Совета Безопасности ООН, включая Китай, плюс Германия).
Саммит станет первым после присоединения Индии и Пакистана в качестве членов организации в 2017 году, что сделало ШОС блоком, чьи страны-члены составляют почти половину населения мира. Иран пока только наблюдатель при ШОС.
South China Morning Post сообщает, что ШОС, скорее всего, выступит с заявлением о ситуации в Иране, чтобы оказать более дипломатическое давление на США.
Александр Габуев, российский эксперт в Московском Центре Карнеги, говорит в материале SCMP, что присутствие Роухани в ШОС также будет символичным для Ирана, показывая, что он поддерживается международным сообществом.
Пекин и Москва, возможно, продолжат работать с Ираном, включая сотрудничество в области ядерной энергетики, энергетики и финансов, несмотря на то, что Соединенные Штаты отказались от сделки и угрожают дальнейшими санкциями.
Габуев считает, что саммит будет сосредоточен на региональном сотрудничестве в Центральной Азии на фоне ухудшающейся ситуации в области безопасности, а также на расширении экономического сотрудничества в рамках инициативы президента Китая Си Цзиньпина «Пояс и путь».
Но не все члены ШОС единодушно поддерживают “Пояс и Путь”. Индия является убежденным противником, выступая против Китайско-пакистанского экономического коридора, который проходит через спорный Кашмир, и подчеркивает, что многие инфраструктурные проекты могут быть использованы как для гражданских, так и военных целей. Хотя недавние неофициальные переговоры между президентом Китая Си Цзиньпином и премьер-министром Индии Нарендра Моди были направлены на то, чтобы уговорить Индию присоединиться к инициативе «Пояс и дорога», они пока не привели ни к чему конкретному. Как это повлияет на включение “Пояса и пути” в повестку ШОС?
Джонатан Хиллман, директор проекта Reconnecting Asia в Центре стратегических и международных исследований в Вашингтоне, пишет в колонке для Nikkei Asian Review про облака, собирающиеся вокруг “Пояса и пути” (BRI) Китая.
Критики, в том числе из ряда фактических и потенциальных партнеров Пекина, выражают озабоченность по поводу прозрачности и полезности инициативы, устойчивости долга, а также ставят под сомнение основные стратегические цели Китая.
Противостояние агрессивному расширению BRI можно увидеть на недавних всеобщих выборах в Малайзии. Победитель, возвратившийся к власти Махатхир Мохамад, подверг критике китайские проекты, увеличивающие долг Малайзии. Он пообещал пересмотреть сделки своего предшественника, если это необходимо. Хотя это будет сложно выполнить на практике, подобные взгляды набирают силу и на Западе. В январе президент Франции Эммануэль Макрон сказал, что БРИ не может быть «односторонним движением». В феврале министр иностранных дел Германии Зигмар Габриэль сказал: “Инициатива нового Шелкового пути … не является сентиментальным поклонением Марко Поло, а скорее представляет собой попытку создать всеобъемлющую систему формирования мира в соответствии с интересами Китая”. В марте премьер-министр Великобритании Тереза Май отказалась одобрить BRI во время своего визита в Пекин.
Потребность в инвестициях в инфраструктуру в развивающейся Азии намного превышает то, что может предоставить Китай или любой другой отдельный актор. Цель состоит не в том, чтобы противостоять всем китайским инфраструктурным проектам, а в том, чтобы поощрять надежные проекты независимо от того, кто их финансирует, – пишет Хиллман.
Узбекистан выходит в мир
Визит узбекского президента Шавката Мирзиёева в США и его встреча с американским коллегой Дональдом Трампом, состоявшаяся 16 мая, дали повод мировым СМИ в очередной раз рассказать о потенциале Узбекистана, его стратегическом расположении и обнадеживающих реформах.
Официальный сайт Белого Дома в первом же предложении называет данный визит историческим, заложившим фундамент «новой эре стратегического партнерства между Соединенными Штатами и Узбекистаном». Президент Трамп, как утверждает его пресс-служба, упомянул о прогрессе важных политических, экономических и социальных реформ под руководством Шавката Мирзиёева. Лидеры договорились укрепить двусторонние отношения.
Подробнее об итогах данного визита можно читать здесь.
Колумнист «Вашингтон Пост» Рейд Стэндиш, который часто пишет о Центральной Азии, за день до встречи Трампа и Мирзиёева писал, что любитель помпезных побед Дональд Трамп имеет шанс добавить в свою копилку еще одну победу – побудив одну из самих закрытых стран мира открыться и миру, и своим гражданам. Трамп должен постараться не повторить ошибки предыдущих администраций Белого Дома, пишет журналист, которые пользуясь поддержкой Ташкента во время войны с террором в Афганистане, закрывали глаза на все жестокости каримовского режима. «Местонахождение и готовность Узбекистана работать с военными США означают, что война в Афганистане всегда будет частью его отношений с Вашингтоном», – пишет Стэндиш.
Целую оду реформам в Узбекистане также сочинил «The National Interest», отметив, что среди частых визитов мировых лидеров в Вашингтон, которые легко можно не заметить, визит узбекского президента стоит особняком, поскольку предоставляет возможность посмотреть на важные изменения, происходящие сейчас в Центральной Азии.
Между тем, Узбекистан уверенно вступает на рынки международного капитала. 8 мая на Лондонской фондовой бирже (London Stock Exchange) были размещены облигации Международной финансовой корпорации (МФК), номинированные в узбекских сумах, с наименованием Samarkand Bonds. Общий объем выпуска — 80 миллиардов сумов, срок погашения — 2 года, ставка купона — 9,5% годовых”, — отметили в Центробанке Узбекистана.
Вырученные средства, по данным регулятора, будут направлены на открытие кредитной линии в национальной валюте для финансирования проектов малого бизнеса в Узбекистане.
“Данная сделка является первой в своем роде операцией с ценными бумагами в узбекских сумах на международных рынках капитала. Появление на международных рынках облигаций, номинированных в узбекских сумах, положительно скажется на имидже страны, стимулирует интерес институциональных инвесторов к Узбекистану”, — заявили в ЦБ.
Процентная ставка облигаций МФК на международном рынке, по мнению регулятора, будет показательным ориентиром валютного риска в Узбекистане. Это должно помочь, считают в Центробанке, в оценке экономической ситуации как зарубежным финансовым институтам и инвесторам, так и экономическим ведомствам Узбекистана.
Казахстан уходит к Китаю?
Иранская газета Financial Tribune напоминает, что Казахстан вырвался намного вперед среди своих соседей по Центральной Азии. Валовой внутренний продукт Казахстана на душу населения в два раза превышает центральноазиатский показатель в 3 618 долларов. Другие индикаторы подтверждают разницу между Казахстаном и его южными соседями. К 2018 году около 80% населения страны имели доступ в Интернет, и это единственная страна в Центральной Азии, которая превышает глобальный уровень в 53%. В Туркменистане, для сравнения, этот уровень составляет 18%.
Казахстан также добился успехов в развитии демократических институтов. Женщины занимают более четверти мест в парламенте, а уровень представительства женщин на севере страны достигает 60%. Кроме того, Казахстан был одним из основателей Евразийского экономического союза и пользуется преимуществом высокой концентрацией промышленности на границе с Россией. «В советские времена была уникальная глубокая взаимозависимость между Россией и Казахстаном, – говорит в комментарии аналитик Станислав Притчин, напоминая, однако, что с 2003 года в страну вливается растущее количество прямых иностранных инвестиций Китая. Притчин предполагает, что Астана станет «сильно зависимой» от Пекина в следующем десятилетии.
Китайские инвесторы являются одними из основных кандидатов на покупку акций казахстанской госкомпании КазАтомПром, сообщает «The Wall Street Journal». Казахстан собирается продать 25% акций крупнейшей в мире урановой компании, которые примерно оцениваются в 3,5 миллиарда долларов (13% бюджета Казахстана в 2018 году). Приватизация компании, которая поставляет почти 40% мирового рынка урана, представляется важным событием в экономике этой страны Центральной Азии. Это может и встряхнуть урановую индустрию, возможно, изменив статус-кво на рынке. Господин Есимов, председатель правления АО «Фонд национального благосостояния «Самрук-Казына», презентовал планы по приватизации компании в Китае в мае и собирается то же самое сделать для инвесторов и из России, пишется в материале. Материал высказывает некоторую озабоченность, что продажа активов в стратегических сферах, таких как добыча урана, китайцам или другим иностранным компаниям, потенциально может снизить дипломатические возможности Казахстана в регионе.
Официальное информационное агентство китайского правительства «Синьхуа» в одной фотогалерее показало выставку китайского вооружения в Астане.
Казахстан не может пока похвастаться демократическими достижениями. «Human Rights Watch» выразила беспокойство арестами участников политических протестов в ряде казахстанских городов, прошедших в мае. Мира Ритман из данной правозащитной организации сообщает, что в начале мая несколько сот людей вышли на протест против пыток и политических репрессий. Видео с места событий, опубликованных на Фейсбуке, показали, что в руках у людей, вышедших на улицы в Алматы, Астане, Уральске, Шымкенте и в других городах страны, были плакаты с надписями «Нет пыткам!» и «Свободу политическим узникам!». Вместо того чтобы услышать людей, казахстанские власти начали задерживать участников протестов. Только в Алматы и в Астане примерно по 50 человек были задержаны, заявляет Ритман. Она призывает партнеров Казахстана, включая Европейский Союз, который только что вывел отношения с Астаной на новый уровень, а также США, которые хвалили Казахстан за «приверженность демократии и свободе слова», изменить свой тон и призвать казахстанские власти немедленно прекратить нарушения прав человека.
Другая американская правозащитная организация – “Комитет по защите журналистов” также в этом месяце призвала Казахстан прекратить преследование местных СМИ – “Форбс Казахстан” и “Ратель”, которые обвиняются в распространении ложной информации. Организация также призывает Казахстан изменить свое законодательство по данному пункту, который стал часто использоваться для запугивания критически настроенных СМИ и журналистов.
Бывшие президенты и этнические меньшинства
Этот же “Комитет по защите журналистов” похвалил решение Алмазбека Атамбаева, бывшего президента Кыргызстана, снять свои претензии к независимому веб-сайту «Заноза» и его журналистам, которые тот выдвинул в судебном порядке еще в прошлом году, будучи президентом. Организация также призвала Кыргызстан освободить правозащитника из Оша, этнического узбека Азимжана Аскарова, осужденного на пожизненный срок.
Однако Атамбаев находится сейчас не в лучшем положении. Как пишет RFE/RL, Атамбаеву может угрожать тюремный срок, так как 17 мая депутат парламента Исхак Масалиев из партии «Онугу-Прогресс» предложил снять иммунитет для бывших президентов. Идея получила поддержку от 87 из 101 присутствовавших депутата (парламент Кыргызстана имеет 120 мест).
Угроза Атамбаеву исходит из расследования недостающих средств в Бишкекской тепловой электростанции (ТЭС). Китай предоставил Кыргызстану кредит в размере 386 млн. долл. США для капитального ремонта и модернизации станции. Сделка была подписана во время визита китайского президента Си Цзиньпина в Кыргызстан в 2013 году. Но авария на Бишкекской ТЭС в конце января 2018 года – в самый холодный зимний период – полностью вывела ее из строя на несколько дней. Расследование, которое все еще продолжается, уже определило, что миллионы долларов из выделенного кредита либо пропали без вести, либо неправильно израсходованы, а след расследования ведет к должностным лицам атамбаевской эпохи.
Об узбеках и других этнических меньшинств Кыргызстана пишет Зухра Якупбаева на сайте “Open Democracy”. Революции в Кыргызстане изменили жизнь узбеков, которые больше не чувствуют себя в безопасности, а местные СМИ до сих пор избегают освещения данной чувствительной темы. Неизвестное количество этнических узбеков и других представителей нацменьшинств покинули Кыргызстан, а оставшиеся узбеки, на всякий случай, стараются запасаться вторым гражданством в качестве запасного. Таковым для многих является российский паспорт.
Инга Иманбай и Андрей Гришин на том же сайте рассказывают о положении этнических казахов на северо-западе Китае. После преследований уйгуров власти Китая теперь взялись за этнических казахов, проживающих в Синьцзян-Уйгурском автономном районе (СУАР). Авторы рассказывают истории про казахстанских граждан- репатриантов из Китая, чьи члены семьи пропали в Китае в последние месяцы. Radio Free Asia сообщила, что за неделю может быть арестовано до 500 казахов и что в несколько десятков тысяч домов проведены обыски. В Казахстане репатрианты надеются, что их историческая родина найдет мужество попытаться освободить казахстанцев и потребовать, чтобы Китай прекратил свою кампанию против китайских казахов, даже если это идет вразрез с экономическими и политическими интересами Астаны.
Таджикистан и Туркменистан: трудности с партнерами
В мае президент Таджикистана Рахмон решил обвинить Иран открыто, раскритиковав запрещенную в стране Партию исламского возрождения Таджикистана (ПИВТ), сторонники которой, по утверждению таджикского президента, приняли шиитский мазхаб и поддерживались страной, которую таджики считали дружественной. Через несколько дней после намеков Рахмона на «недружественные шаги» Ирана против этой страны выступил с заявлением и Совет улемов Таджикистана, а группа местных организовала протест напротив иранского посольства в Душанбе, обвиняя Тегеран в поддержке таджикской оппозиции, пишет Радио Свобода со ссылкой на местное информационное агентство “Азия Плюс”.
Напряжение в отношениях между двумя странами возросло после того, как Иран в конце 2015 года, через несколько месяцев после признания ПИВТ террористической в Таджикистане, пригласил руководителя данной партии Мухиддина Кабири на конференцию в Тегеран. Некоторые эксперты называют ПИВТ всего лишь предлогом в охлаждении отношений, а настоящую причину видят в нежелании Душанбе обсудить вопрос о деньгах, оставленных опальным иранским бизнесменом Бабаком Занджани в Таджикистане, которые Иран хочет найти и вернуть. Другие в этом охлаждении видят руку Эр-Рияда, который, кстати, по сообщению СМИ, собирается купить 51% акций одного из главных таджикских банков, попавших в кризис – “Тоджиксодиротбонк”.
Также читайте: Туркменский фейсбук: Улыбнись, даже когда на небе тучи
Радио Свобода сообщило, что США запретили импорт хлопка и хлопковых продукций из Туркменистана в США. Эксперы говорят, что «ежегодно правительство Туркменистана вынуждает десятки тысяч сотрудников государственного сектора, включая учителей, медсестер и врачей, собирать хлопок, платить взятки или нанимать заменяющего работника, под угрозой наказания, включая потерю заработной платы или работы». Эрик Готвальд, директор International Forum on Labor Rights for Policy Development and Legal Affairs, приветствует решение американских властей: «Решение таможенных и пограничных служб США является важным шагом на пути полного прекращения одной из самых вопиющих практик использования принудительного труда, остающегося в мире».
31 завораживающая фотография из Гиндукуша
Нью-йоркский фотограф Фредерик Лагранж публикует результаты своей поездки в Ваханский коридор – узкую полосу суши на северо-востоке Афганистана, граничащем с Таджикистаном, Пакистаном и Западным Китаем. Ваханский коридор когда-то был наиболее трудным участком Великого шелкового пути, но и сегодня пересечь его непросто.
Фото показывают жизнь ваханцев и кыргызов, причем последние, как правило, намного богаче, чем первые. Как правило, у них есть сотни единиц крупного рогатого скота.
Казахстанская актриса в роли кыргызской мигрантки произвела фурор в Каннах
И в Казахстане тоже есть свои красоты, которые попали на страницы мировых СМИ. Казахстанская актриса Самал Еслямова получила престижную награду Каннского кинофестиваля за лучшую женскую роль за роль в фильме «Айка».
Фильм рассказывает о нелегкой судьбе кыргызской мигрантки в России. Один казахстанский кинорежиссер в интервью «Франс Пресс» сказал: “Главную роль в фильме исполнила этническая казашка из северной части Казахстана. Фильм снят этническим русским из южной части Казахстана. Но, (к сожалению), фильм не казахский, фильм российский”. Поднимая проблемы киноиндустрии в Казахстане, издание отмечает цензуру и финансовые трудности.
Учите чагатайский!
Эрик Шлуссел, Университет Монтаны, в блоге для CESS пишет о необходимости изучения чагатайского языка для проведения первичных исследований на языке Бабура, Навои и бесчисленных средневековых ученых.
В настоящее время, чтобы научиться читать источник рукописи на чагатайском, необходимо изучить современный тюркский язык, такой как узбекский или уйгурский, а также фарси. Только затем можно взять один из немногих официальных курсов чагатайского, предлагаемых в Северной Америке или Европе. До сих пор нет учебника для изучения чагатайского языка, и автор пишет о своем новом труде – вводном учебнике чагатайского языка, который будет издан Maize Books Мичиганского университета в этом году.