Через 25 лет независимости и спустя семь лет после кровавого государственного переворота 2010 года политическая ситуация в Кыргызской Республике грозит вернуться на исходные позиции и нивелировать все достижения независимости, окончательно растоптав миф об «островке демократии». Гвоздь в крышку демократического развития может самолично забить президент Атамбаев – политик, выросший на почве оппонирования власти, и обещавший, едва ли не начиная с момента своего избрания, что не пойдет “по пути, по которому пошли Аскар Акаев и Курманбек Бакиев”.
Устранение оппонентов
Омурбек Текебаев, депутат парламента, лидер оппозиционной фракции «Ата Мекен», был арестован в аэропорту Манас в Бишкеке 26 февраля. Ему инкриминируют статьи «мошенничество» и «коррупция». Основанием для возбуждения уголовного дела против господина Текебаев послужило заявление гражданина Российской Федерации с сомнительной репутацией Леонида Маевского, который утверждает, что в 2010 году дал Текебаеву взятку в сумме $1 млн. долларов США для получения преференциального решения по вопросу «Мегаком». Нерациональный бизнесмен, однако, господин Маевский. Как можно было давать взятку такого размера в стране, где только что прошла кровавая революция? А как же политические риски? Возможная контрреволюция и потеря инвестиций? И вообще, на каком основании можно дать чиновнику, по сути «самозванцу», даже доллар? На тот момент Текебаев и все Временное Правительство было таковым с юридической точки зрения. Вопрос остается открытым.
Задержание Текебаева произошло после грандиозного скандала «Белизгейт», показавшего острую конфронтацию между двумя бывшими соратниками по так называемой «революции 2010 года». В ходе этого скандала Текебаева вместе с двумя другими соратниками власти обвинили в сговоре с сыном беглого президента Максимом Бакиевым и попытке продать 49% национализированной компании «Мегаком».
В одном казане две бараньи головы не сваришь, и оппозиционный депутат, а ныне кандидат в Президенты Кыргызской Республики Текебаев принял вызов. Он публично озвучил факты рейдерства и коррупционные схемы, в которые предположительно вовлечены президент Атамбаев и его окружение. А также объявил о начале сбора материалов для подготовки импичмента президента.
Напомню, в августе 2016 года господин Текебаев публично выступил против предлагаемых Президентом Атамбаевым изменений в Конституцию. Несмотря на существующий мораторий на введение изменений в Конституцию до 2020 года, протест гражданских активистов, политиков и общества, поправки были приняты.
Механизмы автократии
Сам «всенародно» избранный глава государства Кыргызской Республики, очевидно, желает сохранить власть после президентских выборов, где он участвовать не может. Для этого он при поддержке “провластной партии” и “оппортунистов” поменял Конституцию, перекроив ее на свой лад: перераспределив полномочия парламента, Верховного суда, Правительства, Генеральной прокуратуры – тем самым сместив механизмы сдержек и противовесов между ветвями власти. Появившаяся в результате конституционных изменений возможность единоличного правления может реализоваться на практике Атамбаевым через механизм сети, которая включает его доверенных охранников, друзей и показных для публики карьеристов.
Вопрос легитимности Атамбаева, похоже, мало волнует. Он смело обрушился с репрессией на своих критиков, ограничивая протесты, арестовывая оппонентов, применяя давление на прессу и свободу слова. В этом ему помогает благоприятный глобальный контекст: всплеск “национализма”, “протекционизма”, «изоляционизма», триумфом которого стала победа сторонников Brexit, победа Дональда Трампа на президентских выборах США. Усталость и фрустрация на фоне затяжной компании западной коалиции против ИГИЛ, войны в Сирии, российско – украинского конфликта, катастрофической ситуации с беженцами и разногласий в Европейском союзе вкупе создали идеальную среду для отката от демократических целей по всему миру. Президент Атамбаев знает, что международному сообществу сейчас не до нас.
Местная информационная среда также играет критическую роль в поддержке притязаний Атамбаева на самовластие. Государственные телевизионные каналы, остающиеся самым популярным источником информации для большинства населения, а также подконтрольные провластным структурам СМИ освещают ситуацию однобоко и агрессивно. Такие сюжеты, как бюджетные процедуры, Белизгейт, крушение грузового самолета, а также аресты оппозиционных политиков, становятся полем для целенаправленной акции по дискредитации обьективности/критики/иного мнения, что является классическим приемом, которым диктаторы и авторитарные режимы пользуются для подчинения всех несогласных.
Пока международное сообщество занимается проблемами свободы слова в США, президент Атамбаев систематично атакует независимые средства массовой информации в своей стране, применяя весь арсенал обычного диктатора: судебные иски против журналистов, рейдерские захваты редакции, и попытки законодательно ограничить СМИ. Во время выступления по случаю вручения наград гражданам за вклад в развитие и сохранение культурного наследия, президент обвинил бишкекскую редакцию RFERL Азаттык в “подрывной деятельности и отрабатывании американских денег”.
Другим механизмом, открывающим Атамбаеву дорогу к авторитаризму, стала дискредитация законодательной ветви власти. Хотя президент и так контролирует парламент, он выступает за роспуск парламента, обвиняя депутатов в “распространении слухов”. Дискредитация законодательного органа служит в целях консолидации исполнительной власти.
Но самое главное, президент Атамбаев открыто втягивает во внутренние дела страны внешнюю силу в лице России, устрашая своих оппонентов наличием имеющихся долгосрочных договоренностей с Россией о том, как страна должна управляться. Во время визита президента России Путина Атамбаев продемонстрировал, что готов служить в режиме “страны-клиента” Российской Федерации. Во время своего президентства он и так многие решения приспосабливал к российским интересам – вывод авиабазы Ганси, денонсация соглашения с США, внешнеэкономическая политика ЕАЭС, пересмотр статуса ОБСЕ и так далее. А закон об иностранных СМИ был вообще написан под копирку российского закона. Администрация Атамбаева демонстрирует откровенное нежелание держать более сбалансированную позицию и преследовать национальные интересы страны.
Удивительно, но население страны пока воспринимает демагогию и популизм президента без особенного недовольства. Хотя за последние шесть лет даже ярые сторонники режима не могут привести ни один пример успешной реформы в какой-либо сфере. Потому что ни одной реформы не было. И вместо создания компетентных государственных институтов, способных противостоять вызовам будущего, закрепления культуры мирной передачи власти и установления принципов демократического общества, мы наблюдаем острую панику режима в надежде сохранить власть и обеспечить защиту своих экономических интересов посредством консолидации власти через авторитаризм.