В подготовленном Всемирным банком докладе «Диагностика занятости в Таджикистане: стратегическая программа для создания рабочих мест» представлены основные трудности в обеспечении рабочих мест, с которыми сталкивается страна, и приводится ряд рекомендаций, которые могли бы способствовать созданию большего количества рабочих мест в стране, помочь в улучшении качества существующих рабочих мест и обеспечить больший доступ к рабочим местам.
Обзор
Рабочие места должны быть в центре внимания экономического развития в Таджикистане. Экономический рост с начала 2000-х годов, который был обусловлен денежными переводами, привел к резкому снижению уровня бедности, но при этом бедность остается на высоком уровне. Высокие темпы экономического роста в последнее десятилетие не являлись результатом структурных преобразований, которые могут приводить к постоянному улучшению уровня жизни. Рабочие места были созданы в основном в сферах деятельности с низкой производительностью, зачастую в неформальном секторе. Кроме того, имеет место значительное неравенство с точки зрения показателей на рынке труда среди групп населения и по регионам. Цели данного отчета носят двоякий характер. Во-первых, проанализировать основные проблемы, стоящие перед страной с точки зрения создания рабочих мест на макро уровне, на уровне компаний и домохозяйств. Во-вторых, наметить ряд стратегий и программ, которые помогут осуществить структурные преобразования для достижения целей развития страны путем: i) более высоких темпов создания рабочих мест в формальном секторе; ii) повышения качества рабочих мест, особенно в неформальном секторе; и iii) улучшения доступа к рабочим местам среди уязвимых групп населения.
ЭКОНОМИЧЕСКИЙ РОСТ И РАБОЧИЕ МЕСТА
Экономика Таджикистана на сегодняшний день не в состоянии создавать достаточное количество рабочих мест для растущего количества рабочей силы. В период с 2003 по 2013 гг. уровень Валового внутреннего продукта (ВВП) увеличивался в среднем на 7,2 процента в год. При этом степень трудовой занятости увеличивалась лишь на 2,1 процента в год. В то же время, показатели рождаемости в Таджикистане остаются высокими и количество населения трудоспособного возраста (от 15 до 64 лет) выросло с 3,31 млн. в 2000 году до 5,23 млн. в 2015 году, при которой в среднем 40 тысяч человек пополняют ряды рабочей силы каждый год.
Нехватка рабочих мест в Таджикистане привела к увеличению объемов трудовой миграции, и денежные переводы стали важным источником дохода и экономического роста в последнее десятилетие. Значительная часть рабочей силы, а это примерно один миллион взрослых граждан трудоспособного возраста, или приблизительно 30 процентов от рабочей силы, предпочла покинуть страну для поиска работы и/или получения более высокой заработной платы. Около 90 процентов трудовых мигрантов работают на территории Российской Федерации. Растущие объемы денежных переводов привели к резкому падению уровня бедности, который сократился с 65 процентов в 2003 году до 23,5 процента в 2009 году. На сегодняшний день, денежные переводы составляют около 40 процентов от ВВП, и делают Таджикистан наиболее зависимой от денежных переводов страной в мире. И все это, в дополнение к ограниченной экспортной базе, делает экономику страны уязвимой перед внешними потрясениями, в частности, происходящим событиям в Российской Федерации. Имеют место отставания в плане структурных преобразований, и производительность труда остается на низком уровне, особенно в сельском хозяйстве и сфере услуг. Большинство работников трудятся в сельском хозяйстве и создание рабочих мест внутри страны касалось, в основном, отрасли сельского хозяйства и сферы услуг, секторов с низкой производительностью деятельности.
Рост реального ВВП на душу населения (5,3 процента в период между 2000 и 2014 годами) был во многом обусловлен увеличением производительности труда внутри самой отрасли. Перемещение работников между отраслями в целом не способствовало повышению производительности и отрицательным образом сказывалось на росте производительности труда. Это потому, что рабочая сила переместилась из более производительных отраслей экономики, таких как промышленность, в сферу услуг с низкой производительностью или оставалась в сельском хозяйстве. Несмотря на недавнее повышение производительности труда, которая выросла примерно на 5,3 процента в период между 2000 и 2014 годами, она по-прежнему остается на низком уровне.
Все более и более сложная экономическая обстановка подчеркивает необходимость создания рабочих мест внутри страны и разработки комплексной стратегии по созданию рабочих мест. Недавнее (с середины 2014 года) падение цен на основные сырьевые экспортные товары Таджикистана (алюминий и хлопок), а также замедление экономического роста среди основных торговых партнеров таких, как Российская Федерация, Казахстан и Китай, привело к снижению экономического роста. Кроме того, резкое падение курса российского рубля и серьезные ограничения, накладываемые на миграцию в Российскую Федерацию с января 2015 года, внесли свой вклад в снижение объема денежных переводов. Несмотря на сохранение устойчивого экономического роста за счет увеличения объема инвестиций, вернувшиеся мигранты также могут оказывать давление на уже сложную ситуацию на рынке труда. В связи с этим, существует растущая потребность пересмотреть существующую модель роста, чтобы обеспечить более быстрое создание новых рабочих мест и повышение качества существующих рабочих мест.
РАБОЧАЯ СИЛА
Потенциал рабочей силы растет, но слишком много граждан трудоспособного возраста находятся за пределами рабочей силы, и, следовательно, самый ценный ресурс Таджикистана, его человеческий капитал, остается недостаточно используемым. В Таджикистане имеется население трудоспособного возраста, которое определяется как граждане в возрасте от 15 до 64 лет, в количестве около 4 миллионов человек. Многие молодые люди и взрослые трудоспособного возраста, особенно женщины, не работают или ищут работу, и, следовательно, не способствуют экономическому росту. В 2013 году уровень участия женщин в рабочей силе составлял всего лишь 27 процентов по сравнению с 63 процентами среди мужчин.
Большинство тех, кто работает, трудятся на низкокачественных рабочих местах в неформальном секторе. Неформальный сектор представляет собой большой и растущий источник рабочих мест. В период с 2007 по 2013 гг., доля всех наемных работников в неформальном секторе увеличилась с 28 процентов до 39 процентов. Доля неоплачиваемых работников незначительно увеличилась с 16 до 18 процентов. Неудивительно, что неформальный сектор особенно велик в сельской местности, а именно в сельском хозяйстве, где неоплачиваемые семейные работники являются очень распространенным явлением. Кроме того, слишком много рабочих мест в Таджикистане являются сезонными или временными, и их доля увеличилась с течением времени. В то же время уровень занятости в государственном секторе остается высоким. Число рабочих мест в государственном секторе сократилось за период с 1990-х годов в результате усилий по приватизации, но доля от общего числа занятых в государственных учреждениях и государственных предприятиях (ГП) составляет 28 процентов. Этот показатель является высоким по сравнению с другими странами в регионе (например, 15 процентов в Кыргызской Республике в 2007 году).
Молодежь (в возрасте от 15 до 24 лет) имеет более слабые показатели в плане трудоустройства. Молодежь, которая является незанятой, то есть молодые люди, которые не работают и не учатся, составляет 40 процентов от общего числа, что является высоким показателем согласно международным стандартам. В период с 2003 по 2013 гг., количество граждан среди молодежи, которые не работают и не учатся, увеличилось с 37 до 41 процента, несмотря на относительно благоприятные экономические условия. Молодые девушки и женщины, также с большей долей вероятности, не работают или не учатся, нежели чем молодые мужчины. Несмотря на то, что молодежь с большей долей вероятности имеют оплачиваемую работу в частном секторе, чем более взрослые граждане, почти треть занятых молодых людей трудятся на неоплачиваемых (неформальных) рабочих местах по сравнению с 15 процентами взрослого населения. Молодежь с меньшей долей вероятности является самозанятой (5 процентов по сравнению с 11 процентами среди взрослых).
Женщины находятся в невыгодном положении с точки зрения показателей трудоустройства. В период с 2003 по 2013 гг., неравенство в уровне занятости между мужчинами и женщинами увеличилось. В 2003 году разрыв по уровню занятости между мужчинами и женщинами составил 21 процентных пунктов, а также увеличился до 35 процентных пунктов в 2013 году. Работающие женщины с большей долей вероятности работают в государственном секторе, но почти четверть женщин вовлечена в неоплачиваемую занятость в семейном бизнесе по сравнению с 13 процентами среди мужчин. Женщины также с меньшей долей вероятности являются самозанятыми (7 процентов по сравнению с 12 процентами среди мужчин).
Понятно, что работники из более обеспеченных домохозяйств имеют рабочие места лучшего качества. Несмотря на то, что имеются некоторые различия в виде занятости среди квинтилях потребления, самая большая разница существует между бедными и богатыми работниками с точки зрения качества и стабильности их оплачиваемых рабочих мест. Более богатые работники, имеющие оплачиваемые рабочие места, с большей долей вероятности, получают регулярную заработную плату. Только 30 процентов работников из домохозяйств, относящихся к беднейшей категории населения, получают регулярную заработную плату по сравнению с 45 процентами работников из домохозяйствах, относящихся к наиболее богатой категории. Аналогичным образом, сдельная работа, которая является более распространенным явлением в неформальном секторе, а также среди сезонных или временных категорий рабочих мест, гораздо более распространена среди работников из бедных домохозяйств.
Навыки и образование являются особенно важными факторами, определяющими результаты трудоустройства, при этом показатели завершения среднего образования возможно снижаются. Уровень занятости положительным образом коррелирует с уровнем образования, и анализ подтверждает получение больших преимуществ от образования с точки зрения заработка: взрослые люди, получившие дополнительное образование после окончания средней школы, зарабатывают на 57 процентов больше, чем остальные идентичные взрослых, не имеющие начального школьного образования. Несмотря на то, что общая доля взрослых (25 лет и старше), которые получили, по крайней мере, среднее образование, составляет около 80 процентов, существуют в этом отношении настораживающие тенденции. Более высокая доля групп молодых женщин не оканчивает среднюю школу или среднее специальное/техническое образование.
СПРОС НА РАБОЧУЮ СИЛУ В ФОРМАЛЬНОМ СЕКТОРЕ
Формальный частный сектор, зажимаемый крупным государственным и неформальным секторами, является слабо развитым и выход на рынок новых фирм является относительно низким. В большинстве стран, создание качественных рабочих мест зависит от процветающего формального частного сектора. В Таджикистане формальная оплачиваемая занятость в частном секторе составляет лишь 13 процентов от общего числа занятых граждан. Темп появления на рынке новых формальных субъектов бизнеса остается на низком уровне. И это не связано с отсутствием предпринимательского потенциала. Данные проведенного исследования показывают, что почти 40 процентов рабочей силы отдает предпочтение самозанятости, что является одним из самых высоких показателей в регионе (Ариас и др., 2014 год). Тем не менее, доля потенциальных предпринимателей, которые пытаются начать свой бизнес является очень низкой на уровне 11,8 процента, что свидетельствует о значительных барьерах на пути предпринимательства.
Формальные компании в частном секторе являются небольшими и были созданы относительно недавно, особенно по сравнению с государственными предприятиями (ГП), которые все еще присутствуют во многих отраслях экономики. В большинстве (70 процентов) формальных компаний10 частного сектора работает менее 10 сотрудников, и две трети (66 процентов) было зарегистрировано в течение последних шести лет. Государственные предприятия составляют небольшую долю (менее 4 процентов) от общего количества компаний, но они, как правило, больше по масштабам, чем формальные компании частного сектора. В то время как доля государственных предприятий не является высокой в целом, они все еще присутствуют во многих отраслях экономики.
Отсутствие у Правительства всеобъемлющей базы данных и мониторинга государственных предприятий создает сложности в понимании их реального экономического воздействия (Баканова и др., 2014 год). Тем не менее, их соответствующий размер и присутствие во многих отраслях экономики, предполагает, что государственные предприятия могут потенциально подрывать конкуренцию и препятствовать выходу на рынок частных компаний.
Как и в других странах, работники формального сектора, как правило, работают в более крупных и более старых компаниях, но эта картина еще более характерна для государственных предприятий. В нескольких крупных компаниях с более чем 100 сотрудниками (всего 2 процента от общего числа), трудоустроено около 40 процентов всех формальных работников, что соответствует показателям, имеющимся в других странах. Высокая доля занятых в этих больших и старых компаниях вызывает беспокойство только в тех случаях, если они являются менее продуктивными, что, как представляется, имеет место в Таджикистане, по крайней мере, в производственном секторе. Это может свидетельствовать о нерациональном распределении трудовых ресурсов или быть отражением негибкости рынка труда. Отсутствие конкуренции может также способствовать менее продуктивным компаниям сохранять высокую занятость, чем оптимальную. Следует отметить, что концентрация формальной занятости в крупных государственных предприятиях является даже более выраженной.
Созданные давно компании в частном секторе являются более крупными по масштабам, но в меньшей степени, чем частные компании в других странах. Компании, работающие в частном секторе, которые существуют в Таджикистане уже более пяти лет, как правило, являются крупнее, в среднем, чем молодые компании. Но разница в размерах между «старыми» и «молодыми» компаниями меньше в Таджикистане по сравнению с другими странами, что может указывать на некоторые препятствия на пути роста.
Большие различия наблюдаются в производительности труда (выработка на одного работающего) в производственном секторе, что может свидетельствовать о проблемах неэффективности распределения ресурсов. Нет никаких существенных различий в средней производительности труда в производственном секторе в зависимости от размера компаний, но имеются большие различия в производительности труда среди всех типов компаний. Большие различия в производительности между предприятиями, даже в пределах узко определенных секторов, являются устойчивой чертой в развитых и развивающихся странах (Хальтивангер, 2011 год), что может свидетельствовать о неэффективности распределения, то есть неспособности экономики к перераспределению ресурсов от низко- к высокопроизводительным видам деятельности.
Анализ с использованием панельных данных для производственного сектора показывает, что крупные компании не являются более продуктивными в Таджикистане. Кроме того, компании увеличивают свою производительность за счет увольнения работников, и это указывает на то, что производительные компании не повышают у себя уровень занятости, либо из-за существующих барьеров, или сдерживающих факторов. Важно отметить, что ГП кажутся менее эффективными, чем производственные компании частного сектора. Результаты проведенного анализа подтверждают, что ГП являются менее производительными, чем производственные компании частного сектора, с учётом размера, возраста, сектора и месторасположения. В то время как этот результат следовало бы принимать с осторожностью16, тем не менее, он соответствует данным в регионе, относительно того, что производительность труда среди частных компаний обычно выше, чем среди ГП, работающих в том же секторе (Ариас и другие, 2014 год).
Стратегические рамки по созданию рабочих мест в Таджикистане
Для того, чтобы улучшить показатели рынка труда, Правительству Таджикистана необходимо переосмыслить роль рабочих мест в достижении его целей в области развития. Помимо стратегии роста, правительству необходимо будет рассмотреть стратегию по созданию рабочих мест, которая направлена на достижение следующих основных целей: i) содействие созданию большего числа рабочих мест, особенно в формальном частном секторе; ii) повышение качества существующих рабочих мест, особенно в неформальном секторе; и iii) содействие переходу от неактивности/безработицы к занятости и от низкокачественных к более высококачественным рабочим местам, с акцентом на уязвимые категории граждан. К числу последних относятся молодежь, женщины, жители отстающих регионов, а также 40 процентов населения с самыми низкими доходами.
Для достижения этих целей, предлагаемая стратегия рабочих мест организована вокруг трех основных компонентов.
- Содействие росту частного сектора: процесс создания устойчивых рабочих мест опирается на рост конкурентоспособного частного сектора. Соответственно, этот компонент фокусируется на реформах, необходимых для обеспечения эффективной стимулирующей среды на макро- и микроуровне, что позволит предпринимателям создавать новые предприятия, а существующим компаниям вкладывать инвестиции, расширять и нанимать работников. Часть этого направления требует содействия развитию торговли, инфраструктуры и логистики, принимая во внимание небольшие размеры страны и отсутствие у нее выхода к морю.
-
Повышение производительности труда и уровня доходов, а также доступа к формальным рабочим местам: Данный компонент направлен на укрепление местных цепочек добавленной стоимости и налаживание связей между мелкими производителями и сельскими МСП с целью повышения их производительности и прибыли. Он также включает в себя меры по сокращению стимулов для сохранения неформального сектора занятости и обеспечение доступа к программам социального страхования. Он также включает в себя политику, направленную на улучшение стимулов для формальных рабочих мест.
-
Привязка людей к рабочим местам: Этот компонент фокусируется на привязке потенциальных работников к рабочим местам посредством набора мер политики и программ, касающихся стороны предложения, направленных на расширение участия рабочей силы за счет стимулирующей политики, улучшения доступа к рабулучшения доступа к рабочим местам через рынок труда, и меры политики для лучшего задействования миграции.
Стратегия создания рабочих мест может способствовать достижению целей, изложенных в Национальной стратегии развития до 2030 года. Правительство Республики Таджикистан обозначило ряд высоких целей по улучшению условий жизни населения в своей Национальной стратегии развития (НСР) до 2030 года. В стратегии определены четыре основные цели: i) обеспечение энергетической безопасности; ii) развитие коммуникационных возможностей страны; III) обеспечение продовольственной безопасности и питания; и iv) увеличение продуктивной занятости. Последнее, в частности, направлено на то, каким образом увеличить количество созданных рабочих мест и улучшить качество этих рабочих мест за счет повышения производительности труда и расширения доступа к социальной защите. В связи с этим, предлагаемые цели Стратегии создания рабочих мест и НСР четко согласованы между собой. Рекомендации по вопросам мер политики для каждой области сделаны на основе анализа, проведенного в рамках диагностики рабочих мест и опираясь на большое количество отраслевой и дополнительной работы, а также консультаций с представителями правительства, частного сектора, гражданского общества и другими заинтересованными сторонами, и более подробно описываются в отчете.