Прошло уже 25 лет, как развалился Советский Союза, бывшие республики пошли своим путем, кто-то вырвался вперед в экономическом и политическом развитии, кто-то топчется на месте. А что происходит в этой части мира в популярной музыке? Информацию об этом можно найти, но она разрозненная, и тогда мы решили попробовать объединить все это в одной обзорной статье, проанализировать и разложить по полкам, музыковедам и исследователям современной музыки на радость. Ведь на самом деле, так называемая « легкая музыка» (раньше так назывались все жанры неклассической музыки) – дело очень серьёзное, тут переплетены в тугом узле политика, экономика, социальные аспекты и даже криминал, и за всем этим не просто мелодии и ритмы, а человеческие судьбы. И еще, у некоторых читателей может возникнуть резонный вопрос: почему в первой части тут идет обзор современной музыки сразу в нескольких республиках, а Узбекистану отдана отдельная часть. В этом нет злого умысла, в этом как раз наглядно проявляется гегелевский закон перехода количественных изменений в качественные… Но хватит уже философствовать, пора перейти к музыке.
Часть первая.
Туркменистан: «Солнечный» Шафи
Если бы я начал писать мемуары под условным названием «Барабаны судьбы» про встречи (иногда мимолетные) с большими музыкантами, мастерами игры на барабанах, то начал бы именно с Ришада Шафиева из туркменского ансамбля «Гунеш» (по-туркменски – «солнышко»). И не потому что он самый крутой из них, они все великие драммеры (в этом списке Билли Кобхэм, которого считают основателем стиля фьюжн и джаз-рок, Йен Пейс из Deep Purple и Ли Керслейк из Uriah Heep, Грегг Биссонетт (экс. Стинг, Сатриани, Дефф Бек и др.), Дамиен Шмитт (экс.Jean-Luc Ponty, Alain Caron), Тахир Ибрагимов из нашего «Бумеранга», Александр Демешко из «Песняров», и некоторые другие), а просто потому, что именно Ришад своей игрой заставил мою душу вначале уйти в пятки, а потом воспарить к небесам, где посередине гигантской установки, на белоснежном облаке восседал сам бог барабанов, которого я увидел на мгновенье! Примерно такие чувства меня охватили, когда я услышал и увидел мощное и незабываемое выступление «Гунеша» у нас в Алма-Ате, тогда еще столице Каз.ССР, на сцене бывшего Дворца имени Ленина (ныне Дворца Республики) в середине 70-ых годов прошлого века. И даже среди этого яростного саунда и драйва особенно поражал своей необычной игрой Ришад. Это был этап какого-то очередного Всесоюзного конкурса типа «Алло, мы ищем таланты» или что- то в этом роде. Чуваки играли в новейшем тогда для СССР стиле джаз-рок(пример, Billy Cobham, Blood, Sweat & Tears), который мы тогда слышали только на волнах западных радиостанций, типа «Голос Америки», а так же на магнитофонных записях или пластинках, очень редких и дорогих. И еще меня поразила его барабанная установка «LUDWIG», но не модель Ринго Старра, а какой-то монстр с множеством подвесных барабанов, тарелок и прочих приспособлений. А когда после выступления местные музыканты высыпали на сцену и стали обследовать аппаратуру музыкантов и установку Ришата, то через какое-то время раздался его возмущенный возглас: « Что за лажа, чуваки! Уже слямзили (он тут произнес другое, непечатное слово- А.Б.) педаль!» Мне стало стыдно за наших, я готов был провалиться сквозь сцену прямо в подземелье к машинистам и техникам Дворца Ленина! Хуже не было проступка по отношению к нашим гостям! Но потом выяснилось, что педаль от большого барабана не своровали, ее просто утащили за кулисы, чтобы снять на фото, а потом по снимкам сделать аналогичную копию! (В СССР это было вообще распространенно, на этом делали бизнес-самопальные инструменты, джинсы, даже дубленки). А после конкурса все отправились к Тахиру Ибрагимову, нашему барабанному светилу из «Бумеранга», на «джем-сейшн», плов и водку…
Ансамбль “Гунеш”
Не скажу, чтобы я сдружился с Ришадом, но когда пару раз мы пересекались в Москве, а это было на каких-то сборных концертах (в том числе в 1985 г на концерте-открытии Съезда союза композиторов СССР в Театре Эстрады в Москве, где были и “Гунеш”, а также ансамбли “Арсенал”, “Мелодия”, “Метроном”, “Аллегро” и Азиза Мустафа-Заде), то обязательно передавал «салем» от алма-атинских музыкантов. А потом наступила перестройка, «Гунеш» пропал из вида, и только иногда в каких-то передачах на ТВ я видел Ришада Шафи (он сделал фамилию короче), который оставался таким же блистательным… и стал даже еще лучше! А потом пришла печальная весть, Ришад ушел из жизни, это было осенью 2009 года. И только по истечению времени, пришло понимание, что это был большой мастер, великий музыкант и просто очень хороший человек. И мне повезло встретить его в своей жизни.
Вот некоторые вехи его биографии. После распада СССР и «Гунеша» Ришад жил за границей, затем переехал в Москву, где заявил о себе еще и как композитор, он создал мюзикл-сказку “Волшебный халат”. Ему принадлежит изобретение барабанной педали “Змей Горыныч” (наверное, вышеописанный случай с педалью на выступлении в Алма-Ате как-то посодействовал этому), новая система расстановки ударной установки и посадки за ней. В 2001 г. Шафи попал со своим изобретением в Книгу рекордов Гиннесса. Ему, кстати, принадлежит самая большая в мире ударная установка. В сентябре 1997 года в Москве состоялось супершоу барабанщиков “Zildjian Day In Russia”, которое проводил Арман Зилджан, президент старейшей и крупнейшей в мире компании по изготовлению музыкальных тарелок, в нем с американской стороны участвовали Деннис Чемберс и Грегг Биссонетт, а Россию представлял Ришад Шафи. С 1999 г. Ришад Шафи сотрудничал с компанией “Богема Мьюзик”, принимая участие в ее фестивалях и концертах. На этом лейбле вышло два его альбома – переиздание записей “Гунеша” 80-х гг. 2000-ый год он провел ряд концертов в рамках юбилея “Гунешу – 30”, которые были отсняты каналом “НТВ+” и транслировались по всему миру. В том же году он выпустил свой фирменный диск “Песни без слов”, в его записи принимали участие Дмитрий Маликов, Кристина Орбакайте, Сосо Павлиашвили, Сергей Пенкин, Ирина Понаровская, Игорь Бутман, Дмитрий Четвергов, Батырхан Шукенов, Николай Арутюнов, Владимир Пресняков-старший, Иван Смирнов, Андраник Месропян и др. Проект был занесен в российское издание Книги рекордов Гиннеса. Далее были записи и выход новых альбомов: первый – в дуэте с индийским мастером игры на барабанах табла Кешабом Канти Чоудхури, второй альбом называется “Сотворение мира”. В нем Ришад постарался описать музыкой историю мира, предоставив музыкантам полную свободу в использовании традиций их “корневой” музыки. Участники проекта – исполнители на древних народных инструментах разных стран, а также вокалисты, владеющие древними техниками пения – горловым (тувинским, индийским), мугамным, их игра объединена ритмами барабанов Ришада Шафи. Всего участвовало свыше 30 музыкантов (Азербайджан, Румыния, Армения, Молдавия, Испания, Индия, европейская Россия, Израиль, Бангладеш, Татарстан, Саудовская Аравия, Сирия, Алжир, Узбекистан, Украина, Тува, Грузия, Туркмению – бывшие участники “Гунеша”).
Ришад Шафи
Вот немного о «Гунеше»: Коллектив начал свое существование как вокальная группа народных певцов при Гостелерадио Туркменской ССР с инструментальной поддержкой второго плана в 1970 году. Затем в ансамбль пришли молодые музыканты, среди которых барабанщик Ришад Шафи. Ансамбль – лауреат всесоюзного конкурса на лучшее исполнение советской песни (Москва, 1977 год), международных конкурсов “Зелена Гура-1978” в Польше и гости фестиваля “Золотой Орфей-79”, а также первого всесоюзного фестиваля популярной музыки “Тбилиси-80”, вместе с “Машиной времени”, “Автографом” и другими. Состав ансамбля: Ришад Шафи(барабаны), Станислав Морозов (тенор-саксофон), Вагиф Ризаев (альт- и сопрано-саксофон), Александр Стасюкевич (труба), Юсиф Алиев (тромбон), клавишники Олег Королев, Степан Степаньянц, Роберт и Вилли Альбрехт, Михаил Лагунцов (гитара), Ильяс Реджепов (гитара, вокал), Владимир Белоусов (бас-гитара), Гасан Мамедов (скрипка), Хаджириза Эзизов (вокал), Виктор Голубев, Александр Овезлов, Шухрат Курманов, Мурад Садыков, Василий Потупа, Курбан Курбанов, Сабир Ризаев, Хакберды Алламурадов.Фирма “Мелодия” выпустила два диска гиганта коллектива (трек «Байконур», видео того времени, «Гунеш»).
А на сегодняшний день в Туркменистане, в джазе и вообще в современной музыке, такой глыбы как Ришад Шафи и группа «Гунеш» не наблюдается. Хотя поп-музыка присутствует, самая известная среди них группа «Saint Sharbel», которая образовалась в 2008 году. Они успели уже снять клип и выступить на некоторых международных фестивалях, где даже выступали на одной сцене с командой « Guano apes». Играют в республике и хард-рок, но концертов практически нет, хотя как написано, такую музыку в Туркменистане не запрещают, просто она не востребована. Хотя лидер группы «Альта» Бабаханов, заявил, что, несмотря на небольшое количество концертов, у рок-музыки в Туркменистане есть будущее, но необходимо сочинять песни на родном языке.
Таджикистан: Династия Назаровых. И почему там запретили хард-рок
На международной арене поп и джаз Таджикистана на сегодняшний день представлен несколькими исполнителями и практически все они имеют прямое отношение к Алма-Ате и Казахстану. Вокалист и композитор Парвиз Назаров, который на своих концертах собирает в Алма-Ате полные залы, и не только из этнических таджиков. Он удачно вписался в поп -культуру нашего города, несмотря на то, что был чужаком. В одной из газет, которой я рулил, под названием «Эгоист», в 1993 году мы первые опубликовали с ним интервью, как раз когда он начинал в Казахстане свою карьеру. Парвиз исполняет качественную поп -музыку, не забывая о своих корнях. Он родился в 1971 г. в Москве. Потом жил и рос в Душанбе. По образованию художник-живописец. Два года работал мультипликатором на киностудии «Таджикфильм», после чего оставил ремесло художника и занялся музыкой. В созданной группе “Адвокат” Парвиз был барабанщиком и вокалистом. В 1993г. приехал в Алматы, работал сольно. В 1994г. создал дуэт Парвиз & Ситора, который просуществовал до 1996г. С 1996г и по сей день работает сольно.
Его сестра Ситора Назарова рассказывает, что они с братом Парвизом уехали из Таджикистана в 1993 году, когда началась война. Они вылетели в Москву последним самолетом, после чего аэропорт закрылся и прервалась телефонная связь с Душанбе. Она считает себя гражданкой двух стран. В Таджикистане она родилась, и ездит туда подпитываться энергией своих корней. Но большую часть жизни прожила в Казахстане, в Алматы, так что этот город и страну считает родными и не планирует отсюда уезжать. Певица рассказала, что прожила в браке с криминальным авторитетом Рыжим Алмазом пять с половиной лет, однако, раньше она скрывала этот факт, так как боялась врагов мужа. (Рыжий Алмаз был лидером одной ОПГ, убит в 1998 году под Барселоной). Некоторое время Ситора не появлялась на сцене, но недавно она выступила в качестве солистки в новой программе скрипача Марата Бисенгалиева (видео Парвиз и Ситора).
Далер Назаров – еще один представитель артистической династии Назаровых, он дядя Парвиза и Ситоры. Родился в 1959 году в Сталинабаде (Душанбе), сын министра культуры Таджикистана Мехрубона Назарова. Высшее образование получил по специальности «русская филология» в Государственном пединституте. В 1979 году основал группу «Далер». В 1980-х Назаров создал множество популярных песен, включая «Турки ширози» на стихи Хафиза, «Эй, пари» и «Чак-чаки борон». Он также написал музыку к нескольким фильмам и остаётся одним из самых популярных исполнителей Таджикистана. В 1992 году бежал в Алма-Ату от войны. Номинант премии «Ника» за лучшую музыку к фильму (Шик, 2004). В 2008 году таджикские газеты включили Назарова в список ста самых богатых и влиятельных людей Таджикистана. Далер – бывший зять первого президента Таджикистана Рахмона Набиева (видео Далера Назарова).
Далер Назаров
И вот постоянные гости нашего международного фестиваля джаза в Алматы – группа «Avesto». Они синтезируют таджикские фольклорные мотивы с джазом. Этот популярный семейный коллектив, который известен не только в Таджикистане, но и за его пределами. Состав группы: Тахмина Рамазанова – вокал, Джасур Халилов – клавишные, Джафар Халилов – бас гитара, Умед Халилов – барабаны, народные инструменты, Саид Амонов – дудук, кларнет, саксофон, Тимур Нурлобеков – перкуссия. В 1998 году группа «Avesto» была приглашена на международный фестиваль Азия Даусы (Голос Азии), где имела большой успех. В декабре 1999г. на фестивале популярной таджикской современной музыки “Мелодии уходящего века” группа «Avesto» была удостоена высшей награды – Гран-При. На ежегодной церемонии вручения призов за достижения в области музыки, проводимой Международной Телерадиокомпанией “Мир”, при поддержке Министерства Культуры Республики Таджикистан, группа была удостоена приза в номинации Лучшая популярная группа года (выступление в Алматы)
Группа Avesto
Между тем не все так просто в Таджикистане с иной музыкой. Например, пару лет назад мэр Душанбе специальным указом запретил водителям общественного транспорта включать в салоне рэп и рок. Якобы “чуждая” музыка носит “агитационно-пропагандистский характер, не соответствует культуре нации и противоречит человеческим ценностям”. А вслед за ним и министр культуры Таджикистана Шамсиддин Орумбеков обвинил эти направления в пропаганде насилия и безнравственности. Нет комментариев.
Кыргызстан: Город 312, легендарный Элес, black metal, «Джаз. Бишкек. Весна»
Недавно группа «Город 312» отмечала свое пятнадцатилетие в Москве большим концертом. Названа она в честь столицы Киргизии Бишкека, телефонный код которого — 312. Первый состав включал в себя четыре человека, однако вскоре после приезда в Москву гитарист покинул группу, и на его место была принята гитаристка — Маша. Широкая известность пришла к группе в январе 2006 года после выхода клипа на песню «Останусь», ставшая саундтреком к фильму «Дневной дозор». Затем последовала композиция «Вне зоны доступа»- саундтрек к фильму «Питер FM». В 2006 вышла и первая номерная пластинка «Вне зоны доступа», в которую вошли новые песни и 8 ранее уже звучавших на неномерном альбоме старых композиций. В следующем году выходит вторая номерная пластинка группы Город 312 «Обернись». Среди песен есть такие хиты как «Девочка, которая хотела счастья», «213 дорог» и «Обернись». В 2009—2010 годах группа активно гастролирует, в том числе за рубежом — в СНГ, Соединённых Штатах Америки, Бельгии, Польше, Германии, Франции, Нидерландах, на Канарских островах.
В 2009 году выходит клип «Города 312» и Басты на песню «Обернись». Песня на премии МУЗ-ТВ 2010 была признана лучшей композицией 2009 года. 24 ноября 2010 года группа презентовала свой третий номерной альбом «Новая музыка». В альбом вошли как совершенно новые оригинальные композиции, так и уже находившиеся в активной ротации («Невидимка», «Весна-2», «Не переплыть»). В ротации на крупнейших музыкальных каналах — первый в России 3D видеоклип на новую песню «Помоги мне». В активной ротации на крупнейших радиостанциях находятся многие композиции группы. В августе 2011 года группа снялась в эпизодической роли в фильме «8 первых свиданий». В этом же году «Городу 312» исполнилось 10 лет, и 19 ноября 2011 года «горожане» отыграли большой юбилейный концерт в клубе «Milk». 20 ноября 2011 на песню «Мама, мы все стареем» был снят клип в одной из аудиторий Тимирязевской Академии. В 2012—2013 гг. группа снялась в двух фильмах: «Беловодье. Тайна затерянной страны» (режиссёр Евгений Бедарев) и «Тёмный мир. Равновесие» (в обеих картинах играют самих себя). В 2015 году вышел сборник хитов «Без вариантов», в который вошли как известные хиты группы, так и несколько новых песен. В сентябре -декабре 2015 года солистка группы Ая приняла участие в третьем сезоне шоу перевоплощений «Точь-в-точь», где заняла третье место. Состав группы: Ая — вокал —Светлана Назаренко ( еще в 2007 году ей присвоено звание Заслуженной артистки Киргизской Республики), Дмитрий Притула — клавишные, бэк-вокал, Мария Притула (Илеева) — гитара, Александр Ильчук — вторая гитара, Леонид Притула— бас-гитара, бэк-вокал, Леонид Никонов — ударные. В одном из интервью у Светланы Назаренко поинтересовались ее статусом в Кыргызстане, будто она там – как Алла Пугачева в России. Певица ответила, что именно в таком статусе она когда-то уезжала из Киргизии и что там она уже была лауреатом и признанной артисткой. Светлана сказала, что ей глубоко небезразлично, что происходит в Кыргызстане и в отношениях Кыргызстана с Россией, и что она человек с двойным гражданством, «но благо, не с двойными стандартами»…
Группа “Город-312”
Группа “Элес” образовалась в 1985 году (а по некоторым данным в 1983 году). Сейчас ее уже нет. Тем не менее, до сих пор многие считают «Элес» легендой кыргызской поп- сцены. Во всяком случае, даже до нас, алма-атинцев, в те времена долетали разные слухи об этой группе. Название «Элес» переводится как «мечта», его придумал Эрик Салиев, вокалист и перкуссионист, ныне известный художник и режиссер. За 20 лет в команде переиграли по меньшей мере 30–40 музыкантов, многие из них после ухода из группы сумели стать полноценными творческими фигурами. В конце 80-х «Элес» поехал на первый фестиваль «Азия Даусы» в Алма-Ату. Они не получили там первой премии, а лишь символический диплом жюри, тем не менее это был определенный успех. Считается что настоящий взлет, а потом распад «Элеса» связаны с приходом и уходом музыканта Актана Исабаева, который появился в группе в 96-м. Примерно в это же время в команду пришел барабанщик и вокалист Сергей Соколов. С их появлением саунд и стилистика «Элеса» поменялись. По мнению кыргызских СМИ, первые годы 21-ого века прошли в кыргызской поп- культуре под знаком «Элеса», альбом «Ты мне нужна» в первые месяцы буквально сметался с музыкальных прилавков. 21 мая 2001 года трагически погиб Азамат Аширбеков. На концерте, посвященном его памяти, в Бишкеке, выступила «А-Студио». После этого группа попыталась удержаться на плаву, выпустила еще два альбома. Но летом 2002-го в прессе появились официальные сообщения о распаде коллектива. Дискография: «Ты мне нужна» (2000), «Подари мне любовь» (2001), «Кайдасын» (2002),«Аза» (2002, памяти Азамата Аширбекова).
Добавлю, что несколько лет назад в алма-атинском клубе «СОХО» под название «Angry Ants» вполне себе существовала группа кыргызских музыкантов, которые называли себя бывшими «Элес». На тех же подмостках выступал и Азат Раимбердиев, представитель Кыргызстана, который принимал участие в одном из конкурсов «Новая волна». Судя по всему, наша Алма-Ата стала прибежищем многих представителей поп-культуры из всех республик Центральной Азии, которые по тем или иным причинам вынуждены были покинуть родные места. Традиция, уходящая корнями в века, когда диссиденты, бунтовщики и смутьяны, бежали от суровых ханов и султанов в бескрайние степи! Но об этом еще будет разговор.
Тяжеляк в республике представлен группой Darkestrah. Эта «pagan black metal» группа, сформирована в середине 1999 года в городе Бишкек. Первое демо под названием «Pagan Black Act» было записано в декабре 1999 года. В декабре 2000 года второе демо «Through the Ashes of the Shamanic Flames» было реализовано и выпущено через немецкий лейбл. В феврале 2003 года был записан дебютный альбом «Sary Oy» (Жёлтая Долина), который получил широкое распространение по всему миру благодаря NCR в 2004 году. Мелодичные части были объединены с традиционными народными инструментами как Kyl-kyjak, Komuz и Sygyt. Женский бэк-вокал и горловое пение создали духовную шаманскую атмосферу. «Sary Oy» – лирическое предание древних киргизских рассказов о трёх сёстрах природы в трех песнях. Этот альбом отметил Darkestrah как одну из самых интересных групп в жанре шаманского/языческого блэк-метала. В сентябре 2004 года был записан и выпущен ограниченным тиражом MLP «The Way to Paganism» на NCR в 2005 году. В августе 2005-го, был записан второй альбом «Embrace of Memory» в Blue House Studio, по завершении работ «Embrace of Memory» был выпущен в октябре 2005 года. В январе 2007 года Darkestrah записывают новый альбом «Epos», который посвящён озеру Иссык-Куль. В апреле 2007 группа подписала контракт с американским лейблом Paragon Records. В марте 2008 Darkestrah закончили сведение нового альбома «The Great Silk Road», который был выпущен 31 августа 2008 на Paragon Records. В феврале 2011 группа подписала контракт с французским лейблом Osmose Productions. В июне 2014 года группу покидает Kriegtalith, и в начале 2015 приходит новый вокалист Merkith, с которым Darkestrah выпускает весной 2016 года новый альбом Turan.
Кыргызский метал
В последнее время в республике Кыргызстан начали проводить и джазовый фестиваль «Международный бишкекский фестиваль «Джаз Бишкек Весна». В 2016 году он прошел в 11-ый раз.
Часть вторая. Узбекистан.
Родом из СССР: Ялла, Наргиз, Севара, Азиза
Чуваки из «Яллы» были на явно «понтах», чуть ли не сквозь зубы цедили слова, словно делали нам одолжение! Конечно, группа была на взлете, самый пик ее карьеры, 88-ой год (или это был 89-ый?), их крутили по Центральному Телевидению, гастроли по всему СССР и заграницей, полные залы, вселенские почести, поклонники караулили их после концертов и в гостиницах, мечтая получить автограф, а тут какие-то журналисты из молодежной газеты пришли и вопросы задают… скучно. Такое начало было у нас с фотографом Хасаном Хусаиновым, когда мы по заданию нашего еженедельника «Горизонт» пришли делать материал про группу «Ялла», которая давала аншлаговые концерты в Алма-Ате. Вернее, никакого начало-то и не было, музыканты, а их было трое в номере люкс самой крутой на тот момент гостиницы «Казахстан» (руководитель группы Фаррух Закиров и еще двое, фамилии которых уже забыл), явно не хотели со мной говорить и делали они это просто по необходимости, из вежливости, и еще потому что, наверное, их менеджер или тогда были директора, посоветовал встретиться с журналистами и дать заметку про их гастроли. Для дела. И тогда, уже не зная как раскрутить неразговорчивых парней на интервью, я краем глаза заметил, что в следующей комнате на кровати валяется бас-гитара «Олимпик», а до этого один мой знакомый бас –гитарист рассказывал, что именно такой, редкий по тем временем инструмент American Deluxe Jazz Bass от фирмы Fender есть у группы, и я тогда поинтересовался, «Олимпик» это или нет? Не специально, а чтобы как- то разрядить обстановку. И тут произошло чудо, один из чуваков, как раз бас-гитарист, неожиданно начал улыбаться, размяк, и стал рассказывать, как купил этот бас, как на нем клёво работать, и атмосфера в номере вначале потеплела, а когда они узнали, что я сам когда-то играл на барабанах в «Дос Мукасане», даже стала жаркой. А потом парни даже пригласили нас на сцену перед концертом, где мы сделали селфи. Вернее не селфи, тогда селфи еще не делали, а просто групповое фото на память, потом даже в газете ее напечатали с моим материалом, который был признан одним из лучших в номере…
С тех прошла целая эпоха – «Ялла» на некоторое время вообще пропала «из ящика» и даже со страниц газет, говорили, что группа распалась, как многие известные коллективы, которые не выдержали бремя перестройки и нового времени. Но потом они начали появляться в Алма-Ате с концертами, и Фарруху Закирову даже присвоили звание Народного артиста Казахстана, а потом Ялла снова появилась и на ТВ, и на «Новой Волне» у Крутого, и на других популярных песенных фестивалях. А сейчас, кажется, у них все опять наладилось. Для справки: «Ялла́», вокально-инструментальный ансамбль под управлением Фарруха Закирова, созданный в Ташкенте в 1970 году. Известен по песням «Учкудук — три колодца» , «Это любовь» («Последняя поэма»), «Шахрисабз», «Чайхана», «Сияй, Ташкент», «Джиннуни» и многим другим. И как писали некоторые газеты в период перестройки слово «Ялла», это обращение к Аллаху, слегка исковерканное «Алла», хотя сами участники отрицали этот факт (видео Яллы).
Мало того, буквально года три назад на Первом канале телезрители стали свидетелями появления новой звезды поп-музыки родом из Узбекистана – Наргиз Закировой. Это была настоящая бомба, великолепные голосовые данные, яркая драйвовая манера, да “look” был что надо, а татуировки вызывали у кого-то недоумение, у кого- то восторг. Наргиз, можно сказать, сразу взлетела на вершины чартов и заняла достойное место среди попсовых небожителей России и всего СНГ. А потом выяснилось, что певица много лет жила в США, где она и приобрела все свои навыки вокалистки, работая в разных клубах, а еще позже выяснилось, что Наргиза из семьи потомственных артистов, можно даже сказать «голубых» кровей. Ее дедушка — Карим Закиров, оперный певец (баритон), народный артист Узбекской ССР. Бабушка — Шоиста́ Саидова, певица, исполнительница народных песен, заслуженная артистка Узбекской ССР, отец — Пулат Сионович Мордухаев – тоже музыкант, мать — Луиза Каримовна Закирова, певица, заслуженная артистка Узбекской ССР. А теперь вот какие у нее дяди – Батыр Закиров, узбекский певец, писатель, поэт, художник, актёр, которого вообще считают родоначальником эстрадного искусства в республике (он еще и Народный артист Узбекской ССР). И другой дядя – тот самый Фаррух Закиров, певец, художественный руководитель узбекского ансамбля «Ялла», народный артист Узбекской ССР. Ее муж Филипп Бальзано тоже певец, с которым вроде бы она сейчас разводится. У Наргиз, между прочим, трое детей и внук (клип Наргиз и Макса Фадеева). Успехов вам, Наргиз, так держать!
Наргиз Закирова
И если продолжать тему узбекских исполнительниц, которые живут в Москве, то первое имя, которое сразу возникает, это великолепная Севара. Она иногда наезжает к нам Алма-Ату и собирает полные залы. У нас ее обожают! Севара Назархан родилась в 1976 году, в Андижане, в семье исполнителей узбекской народной музыки, училась в Государственной Консерватории Узбекистана. Начинала петь в составе группы Sideris, такой восточный «гелзбэнд» из четырех девушек. А вот потом начинается самое интересное, на ее сайте написано, что «будучи успешной певицей в Узбекистане, в 2000-м году Севара познакомилась с известным английским музыкантом Питером Гэбриэлом и получила приглашение на запись сольного альбома на его лейбле Real World Records в Лондоне». Это все равно, что вытянуть счастливый билет на миллион!
Между прочим, альбом «Yol Bolsin» был выпущен в 2003 году и был тепло встречен европейскими музыкальными критиками. Вслед за этим последовало участие Севары в мировом турне Питера Гэбриэла «Growing Up», в ходе которого было сыграно более 50-ти концертов на всех крупнейших площадках Европы, США и Канады (видео Севара и Питер Габриель). В 2004 году Севаре была присуждена победа в категории «Best Asian Artist» («Лучший артист Азии») в рамках престижной премии BBC World Music Award. Последующие два года певица провела в непрерывных гастролях, география которых охватила всю центральную Европу и Азию, тогда же Севара с большим успехом выступила в Москве. Затем в 2007 году Real World Records выпустили второй альбом Севары «Sen», продюсерами альбома стали Бруно Эллингэм (Bruno Ellingham), работавший с такими группами как Goldfrapp, Nine Inch Nails, Doves, и легендарный питерский музыкант Виктор Сологуб («Странные игры», «Deadушки»). Потом последовали еще несколько альбомов. В 2012 году Севара приняла участие в проекте «Голос» на Первом канале, а уже в ноябре 2013 в Московском международном Доме Музыки прошло сразу два аншлаговых концерта, и был презентован русскоязычный альбом «Письма». Альбом не обошелся без участия таких профессионалов из мира музыки, как Oliver M.Smith и Paul Corkett, работавший с Placebo, The Cure, Nick Cave, Tori Amos, Suede и др.Весной 2014 года Севара приняла участие в проекте «Точь-в-точь» на Первом канале, а в феврале-марте 2015 года она участвует в шоу «Танцы со звездами» на телеканале “Россия”. Еще скажу, что иногда ее называют ташкентской Бьорк с дутаром. Кто такая Бьорк, наверное, объяснять не нужно.
Севара уже перешла в разряд признанных артистов международного уровня, а это большой прорыв не только для нее, но и для всей республики. И если отношение к Наргиз Закировой у некоторых ее земляков скептическое (если не сказать больше, об этом даже был сюжет на одном из российских центральных каналов: ее забрасывают письмами с угрозами и ругательствами за образ, татуировки, манеру исполнения и т.д.), то к Севере чувства поклонников, как мне кажется, исключительно положительные (во всяком случае, в сети негатива я не нашел), а между тем обе певицы – это достояние республики, не менее ценное, чем нефть, золото или хлопок, а может даже и более, с чем я и поздравляю братьев узбеков.
Великолепная певица Азиза (Мухамедова), у которой вообще непростая судьба (а у кого из больших артистов она простая?), тоже начинала в «гёлсбенде» «Садо». И ее родители тоже музыканты: отец был композитором, мать дирижером. В 1988 году, после окончания консерватории, она занимает 3-е место на конкурсе эстрадной песни в Юрмале, где была удостоена еще и призом зрительских симпатий. Но настоящая популярность приходит к ней после переезда в Москву, благодаря песне «Твоя улыбка», которая сразу стала хитом. В 1989 году Азиза выпускает свой дебютный альбом «Aziza». В 1991 году, после участия в потасовке, в результате которой был убит Игорь Тальков, Азиза пропала из музыкальной жизни. Помню эту телевизионную передачу на российском канале, где ее практически обвинили в потакании этому убийству. Но нужно быть по-настоящему сильным человеком, чтобы не пасть духом, не уйти в небытие, а возродиться вновь. И это удалось Азизе. В 1995 году певица возвращается на эстраду с новыми песнями, а в 1997 году выходит её новый альбом «Всё или ничего». В 1999 году певица сотрудничает со Стасом Наминым. В результате в её репертуаре появляются песни в стиле поп-рок. В 2006 году исполнила вместе с Игорем Тальковым-младшим песню «Этот мир». А это было важно! В 2007 году Азиза участвует в телепроекте «Ты — Суперстар!» на НТВ, и становится абсолютной победительницей во всех номинациях, а в 2008 году выпускает альбом «Размышление», большинство песен для которого певица написала сама. В 2015 году она стала победителем второго сезона «Точь-в-точь» и в том же году приняла участие в конкурсе «Новая волна» в Сочи. C сентября 2016 года — участница суперсезона шоу «Точь-в-точь»(видео Азизы). И еще я нашел один факт, довольно любопытный, что Азиза поменяла веру, перейдя из мусульманства в православие. Это просто для справки.
Азиза
Телевидение стирает все границы: Зиед, Шахзода, Гугуша
А вот Зиед Ишанходжаев, вокалист из группы «Учкудук», даже записал один клип с группой «АСтудио» (нашими земляками, о них я писал в предыдущем материале «Алма-Ата: город-джаз, город-блюз, город-рок&ролл»), коллаборация оказалась удачной, и во многом благодаря именно этой работе, которая стала популярной благодаря опять-таки российскому ТВ, его известность шагнула за пределы Москвы и Узбекистана. И вот интересный факт, оказывается, Зиед – филолог по образованию и выпускник МГУ (клип Зиеда и АСтудио).
Еще одна звезда из Узбекистана – Шахзода (узб. Shahzoda, настоящее имя Зилола Мусаева). После школы Зилола поступила в Международный Государственный Киевский Университет (факультет менеджмента), но потом бросает учёбу и начинает профессионально заниматься музыкой в составе дуэта «Жоним». В 2001 году Зилола Мусаева берёт псевдоним Шахзода и начинает свою сольную карьеру певицы. В 2003 она дала первый сольный концерт, успех был оглушительным, так написано на ее сайте. Нет причин не верить. В 2009 году Шахзода записала совместную с DJ Smash песню «Между небом и землёй», которая заняла 8-е место в чартах Муз-ТВ и получила множество наград. Затем было сотрудничество с группой Akcent, а так же совместная работа с французским диджеем Шоном Беем.
Хочу прояснить, почему я иногда делаю акцент на том, в каких тв-передачах принимали участие исполнители. А все очень просто, именно телевидение (а теперь уже и интернет) стирает границы и доносит до миллионов телезрителей ту или иную информацию. Например, Шахзоду я увидел впервые на турецком музыкальном канале «TMB TV», который был в кабельном пакете нашего города. Этот канал транслировал всех тюркоязычных исполнителей со всего мира, а ведь тюркоязычный мир – это Турция, бывшие республики СССР и немного России. (Мы тоже отправляли туда клип группы Steps, который был в хит-параде канала несколько недель, в том числе неделю находился на самом топе, и это все было бесплатно, тогда как наши местные музыкальные каналы требовали за его показ определенные суммы, причем официально). Иначе говоря, так как сейчас связи между республиками не такие тесные, телевидение даже стало неким связующим фактором, а если что-то не идет на местных и российских каналах, обнаружится на том же турецком (правда, в последнее время он исчез из моего пакета кабельного тв.)
Таким же образом, я и увидел и другую певицу Гугушу, которая не просто вокалист и музыкант, а ещё и старшая дочь первого президента Узбекистана. Гульнара Каримова родилась 8 июля 1972 в Фергане, Узбекская ССР, СССР. Посол Узбекистана в Испании с января 2010 года по июль 2012 года. Каримову, одно время, считали возможной преемницей своего отца на посту президента страны, однако после 2013 года у Гульнары возникли, как пишут СМИ, трения с отцом, и она стала стремительно утрачивать влияние в стране. С 2013 года находилась, опять по данным СМИ, под домашним арестом. Между тем Гульнара Каримова не только поёт, но пишет стихи и сочиняет музыку под псевдонимом Googoosha (Гугуша). У Гугуши даже были творческие дуэты с Хулио Иглесиасом и Монсеррат Кабалье. В июне 2012 года она выпустила первый англоязычный альбом в США. Он создан совместно с российским продюсером и музыкантом Максимом Фадеевым, в нем 12 композиций и ремикс на сингл Round Run от американского ди-джея White Shadow. В 2012 году на радиостанциях состоялась премьера новой песни Googoosha «Небо молчит» на русском языке. Композиция была записана совместно с известным французским актёром Жераром Депардьё на слова самой исполнительницы (видео с Депардье).
Землетрясение, hard rock, jazz и «Битлз–кафе»
И теперь немного о «тяжелой музыке»… немного, потому что информации о ней действительно не так много. Например, разные источники сообщают, что beat и hard rock в Ташкенте родилась в 60-х годах прошлого века, раньше, чем во многих центральных городах бывшего СССР. Охотно верю. Ташкент во времена Советской империи считался очень продвинутым городом, во всяком случае Алма-Ата тогда шла вторым номером в советской Средней Азии (потом она уже стала Центральной), но после развала Союза, ситуация постепенно изменилась в сторону Алма-Аты. Но это уже другой вопрос. Итак, уже в 60-е годы в Ташкенте играли такие команды как «Киберги» (первый их концерт состоялся в 1967 году, эту дату некоторые берут как точку отсчета появления «тяжеляка» в Узбекистане), «Синхрон и «Ваганты». В некоторых источниках написано, что раннему появление рок-музыки в Ташкенте способствовало знаменитое землетрясение 1966 года, когда восстанавливать город приехали тысячи людей со всего СССР, и все это стало толчком к зарождению поп -музыки и хард- рока. Потом появилась группа «Спектр» (между прочим, там пела Наталья Нурмахамедова, которая стала знаменитой после исполнения вместе с ансамблем «Ялла» песни «Канатаходцы») и группа «Сигма». Все эти команды были из среды студенческой самодеятельности, и все происходило точно так же как и у нас, а про группу «Скифы», вернее, про ее виртуозного гитариста по кличке «Чеснок» слышали даже в Алма-Ате. Они играли в основном «каверы» англоязычных групп Битлов, Ролингов, Цеппелинов, Сантаны и т.д. Считается, что на этом формирование рок-музыки в Узбекистане первого периода – периода подражания – завершено.
И уже с появлением в начале 70-ых годов таких групп, как «Квазары» из Бухары и ташкентской «Ялла», начинается второй этап развития не только этого стиля, но и вообще популярной музыки Узбекистана. Эти группы выходят на всесоюзную сцену и становятся лауреатами конкурса «Алло, мы ищем таланты», который транслируется по Всесоюзному телевидению. Тогда же там выступают и наши команды «Жетыген» и «Алтындан», а ВИА «Дос-Мукасн» в 1973 году вообще становится лауреатом престижного «Всесоюзного конкурса артистов эстрады», иначе говоря, развитие современной музыки в наших республиках идет практически вровень. И уже в первой половине 70-х появляется джаз-рок группа «Синтез», которая делает акцент на национальных мотивах. Они уже выезжают на гастроли по Союзу. А группа «Интер» в 1974 году становится лауреатом «Всесоюзного конкурса молодые голоса». Про «Интер» на сайте «Джаз Узбекистана» сказано, что коллектив был создан по типу американских джаз-рок ансамблей «Чикаго» и «Кровь, пот и слёзы». В коллектив были приглашены: пианист и аранжировщик О. Гоцкозик, тромбонисты И. Халиков и В. Курницкий, трубачи И. Демаков и Ю. Парфёнов, саксофонисты В. Кох и С. Мордухаев, бас-гитарист Г. Вальтер. Была увеличена и вокальная группа, пришли И. Терёхин, Д. Заиров и Р. Закиров. В результате получился ансамбль из представителей различных национальностей, поэтому и решили назвать его «Интер». Интересно, что трубач Юрий Парфенов потом переехал в Алма-Ату, еще в застойные времена, и работал в джазовом ансамбле «Бумеранг».
А в новейшие времена в группе А*Студио работал гитарист Федор Дусумов из Узбекистана, который позже создал международный проект трио «Impact Fuze». Они выступали в Алма-Ате и сразу сделались любимцами искушенных алма-атинских ценителей современного джаза. Работают они в стиле fusion, немного funk и jazz-rock . Impact Fuze – интернациональная группа, в составе которой московский басист, парижский барабанщик и ташкентский гитарист. Каждый из них, как написано в пресс- релизе, «без преувеличения, один из лучших в своей сфере на национальном уровне». Бас-гитара – Антон Давидянц (Николай Носков, Олег Бутман, Игорь Бутман, Анита Цой и многие другие известные коллективы), барабанщик – Дамиен Шмитт (Jean-Luc Ponty, Alain Caron) и гитарист Фёдор Досумов (экс. A-Studio). Видео группы Impact Fuze.
Между тем в конце 70—х годов в в Фергане появляется джаз-рок группа «Сато», в составе которой впервые засветился гитарист Энвер Измайлов, который считался одним из лучших джазовых гитаристов страны. Можно сказать, что это выдающийся представитель крымско-татарского народа. По результатам анкетирования, проведенного газетой «Советская молодежь» (Рига), Энвер Измайлов занял шестое место среди гитаристов СССР, пятое место в рубрике «Музыкант года», и второе как «Музыкант, заслуживающий наиболее широкого признания». Лауреат первой премии Европейского международного конкурса гитаристов в Лозанне (Швейцария), обладатель множества дипломов и наград. С 1995 года — член Президиума Джазовой ассоциации Украины (видео). Кроме джаз-роковых стандартов группа играла обработки узбекских, азербайджанских, крымско-татарских мелодий. В 1979 году в Ташкенте дебютировала группа «Азия», которая играла в стиле арт-рок, она лауреат джазовых фестивалей в Красноярске. Если забить в поисковик словосочетание «группа Азия» на русском языке, то выскакивает инфа про казахский музыкальный коллектив. А ведь на самом деле под таким названием выступает самая знаменитая «Asia» – британская команда, которая образовалась в 1981, как супергруппа, из бывших участников Yes, King Crimson, Emerson, Lake and Palmer и The Buggles. Такие вот бывают совпадения. С середины 80-х, как написано в некоторых источниках, начинается третий период в развитии рока в республике. На конкурсе джазовых ансамблей и рок-групп в 1985 году ярко выступили группы, образовавшиеся в начале 80-х-рок-группа «Анор», «Дебют», «Гульдастан» и даже детская джаз-рок-группа «Гунча». Появились в Узбекистане группы, исполняющие исключительно хэви-метал: Стекло, Рейс 09, Домашняя Работа и наиболее популярный и сильный коллектив Дау-Метал В.
Так же бурно развился в Узбекистане и джаз. Первый фестиваль джазовой музыки “Ташкент-68” был “первым джазовым фестивалем в стране. Все прошло очень круто! Правда, организаторы события получили строгие выговоры по партийной линии, и следующее крупное мероприятие удалось провести только в Бухаре – фестивали в 1977 и 1978 годах. В начале 1980-х в Ташкенте прошли “Дни джаза”, имевшие, как и первый фестиваль, огромный успех. Вместо приглашенных пятнадцати участников, в столицу Узбекистана приехали тридцать два коллектива, в том числе американцы – студенческий биг-бэнд университета штата Иллинойс. А затем пошли знаменитые на весь СССР джазовые фестиваля в Фергане, где впервые засветился и получил признание и наш джазовый коллектив – «Бумеранг», братьев Ибрагимовых. А в Ташкенте были свои пионеры и пропагандисты джаза – Владимир Сафаров и Сергей Гилев (господин Гилев после ташкентского фестиваля джаза в 68-ом году возглавил ташкентский джаз-клуб и был 30 лет его президентом). Одним словом, джаз в Узбекистане в то время был на высоте. Сейчас в Ташкенте действует и «Битлз Кафе» и ташкентский Рок –клуб. Есть сайты про джаз и рок, проводятся рок-фестивали и фестиваля джаза. Вообще про джаз и хард-рок в Ташкенте и Узбекистане уже написаны книги, и подробно описывать их историю от начала и до нынешних времен не буду, поэтому теперь немного о другом.
Джаз в Ташкенте
«Рашидов VS Кунаев», музыкальный демпинг и почему узбекская певица Тамилла убежала в Казахстан?
Прекрасно помню то время, когда Узбекистан и Казахстан, а если быть точнее – Ташкент и Алма-Ата, а еще точнее Рашидов и Кунаев были как братья–соперники. И между ними всегда шла борьба за первенство в регионе, за благосклонность центра в политике, экономике, спорте (Пахтакор vs Кайрат), в области культуры: кино, литература и даже поп- музыка – все шло в дело. Например, образовали в Узбекистане прекрасный коллектив «Бахор», а наше министерство культуры в ответ создает ансамбль «Гульдер», где тоже молодые и красивые девушки исполняют танцы народов мира под зажигательные ритмы эстрадного оркестра.
Так происходило до перестройки, пока Горбачев не стал копать под Рашидова и Кунаева… Одним словом, история известная, СССР развалился и каждая республика пошла своим путем. А потом, неожиданно (после перестройки) в Алма-Ату хлынул поток дешевой рабочей силы из бывших братских республик Средней Азии, одно время они даже оккупировали целый проспект Сейфуллина в Алма-Ате, которые создали по его периметру рынок секс-услуг и биржу труда, и еще целый легион разного рода музыкантов-джазменов, рокеров, попсовых и народных исполнителей. В поисках работы они стали демпинговать и цены на услуги музыкантов сразу опустились на порядок! Как рассказывал мой знакомый, владелец в небольшого клуба, в то время можно было заполучить приличную группу из Узбекистана даже не за деньги, а просто за еду… Такие были времена!
Наши музыканты пытались защищаться от беспрецедентного наплыва музыкальных гастербайтеров и создать нечто вроде профсоюза, но все было бесполезно. Дело в том, что в Алматы до сих пор любой приезжий музыкант может запросто устроиться на работу туда, где нужен «живой саунд», и все решает не закон, а владелец клуба или ресторана. Нет ни профсоюза, ни лицензий для этого, «дикий Запад» какой- то, вернее степная вольница! Правда, уже через несколько лет ситуация как- то уравнялась, сама жизнь расставила все по своим местам, и теперь музыканты из других республик Центральной Азии ( кто не уехал дальше в Россию или на Запад) стали полноправными участниками той части жизни Казахстана, вернее Алма-Аты, которая называется поп-культура, а некоторые даже приняли гражданство Казахстана. Но и до сих люди продолжают бежать к нам, уже не в поисках работы.
Я позаимствовал в этой части статьи в подзаголовке фразу про «певицу Тамиллу, которая сбежала в Казахстан», на самом деле фраза была заголовком одной из местных газет. Оказывается, в Узбекистане существовал «черный список» артистов, которым запрещены публичные выступления. Например, в 2013 году был наказан эстрадный певец Жасур Умиров, отказавшийся принять участие в хлопкоуборочной кампании. В том же 2013 году «Узбекнаво» отозвал лицензии у некоторых артистов за «бессмысленность песен» и утрату «требовательности к себе». Причем пострадали известные коллективы группы «Уммон» и «Манго», заслуженная артистка Узбекистана Дилфуза Рахимова, лауреат государственной премии «Нихол» для молодых исполнителей Отабек Муталхужаев. Узбекский шоу-бизнес регламентируется целым рядом документов, центральное место среди которых до недавнего времени занимало постановление кабинета министров страны «Об утверждении положения о лицензировании концертно-зрелищной деятельности». Следует заметить, что упомянутая выше певица Тамилла (настоящее имя певицы – Эсмеральда Рахматова) и раньше не раз подвергалась критике за «несоответствие» культурно-нравственным нормам, в строгом порядке предусмотренным уставом худсовета эстрадного объединения. Особенно жесткая критика, как сообщали СМИ, прозвучала за фотографию с серьгой в носу. На этот раз недовольство властей вызвало видео, на котором популярная певица оголяет свою “пятую точку”. Из-за этого Государственное эстрадное объединение “Узбекнаво” приостановило действие лицензии певицы Тамилы. И тогда артистка вынужденно покинула страну, о чем и сообщили наши СМИ. Судя по комментариям в Facebook, большинство пользователей искренне сопереживают ей. Правда, мне скандального видео найти не удалось. Но вот другое.
Карикатура о ситуации с певицей Тамиллой
Не буду злорадствовать по этому поводу, хочу напомнить, что и у нас подобное происходило еще каких-то 25 лет назад, во времена загнивающего социализма. Были и тарификационные комиссии, состоявшие из партийных чиновников от культуры, которые решали, сколько, кому платить и кого отлучить от работы, было и АОМА (Алма-Атинское Отделение Музыкальных Ансамблей), которое отслеживало репертуар музыкантов, игравших в ресторанах города, на предмет антисоветских текстов. Были и списки запрещенных к исполнению групп… Правда, со временем все забылось, но помнить об этом нужно. Вот я и напоминаю.