Хуан Мендес, специальный докладчик ООН по пыткам, у которого срок полномочий истекает в конце октября 2016, рассказал CAAN о проблемах, связанных с правами задержанных и заключенных в Кыргызстане и Таджикистане. Всего из стран Центральной Азии Мендес посещал только Кыргызстан и Таджикистан. Ему не удалось организовать посещение Узбекистана, а Казахстан до него посещал предыдущий докладчик.
Плохое обращение и использование власти на допросе препятствует получению достоверной информаций
“В Кыргызстане и в Таджикистане основные проблемы, которые я увидел и рекомендовал решить, связаны с моделью расследования со стороны обвинения. Модель расследования в обеих странах больше основана на концентрации полномочий в руках представителей силовых ведомств, которые расследуют преступления и располагают огромными возможностями арестовать, задержать людей в изоляторе. Сами эти ведомства защищены от обвинений в плохом обращении. Я не говорю, что плохое обращение случается всегда, но судебной защиты от него недостаточно.”
Мендес призывает к разработке универсального стандарта методов непринудительного допроса, чтобы защитить допрашиваемых от возможной пытки, плохого обращения или принуждения к даче показаний.
Он сказал: «Во время допроса властями в рамках расследования люди могут столкнуться с целой репрессивной машины общества. Допрос, особенно, подозреваемого, связан с риском запугивания, принуждения и плохого обращения. Но научные доводы и свидетельства из самой системы уголовного судопроизводства показывают, что допрос с принуждением, даже если и не связан с пыткой, часто приводит к получению неправдивой информации и неправдивых признаний и поэтому является непродуктивным для безопасности общества».
Тюрьмы в Центральной Азии
Специальный докладчик ООН по пыткам Хуан Мендес не обошел тему тюрем в двух республиках Центральной Азии, которые он посещал:
“Хотя в тюрьмах Таджикистана хорошо и эффективно ведутся дела, но они очень закрытые. Трудно кому-то получить доступ к тюрьмам. Да, мне доступ был предоставлен, но гражданское общество и даже национальный институт по защите прав человека не имеют доступа к тюрьмам.
В Кыргызстане доступа к тюрьмам больше, но условия в тюрьмах хуже, чем в Таджикистане, насколько я помню. Я имею в виду, что физически тюрьмы казались заброшенными и условия содержания были достаточно плохие».
Трудовые мигранты из ЦА в России
Мендес воздерживается оценить условия жизни трудовых мигрантов из Центральной Азии в России, а также методы проведения расследования в их отношении.
«Во время наших встреч с заключенными в Кыргызстане и в Таджикистане мы говорили с людьми, высланными из России. Они рассказывали нам об условиях задержания в России. Но я не смог посетить Россию. Мне сообщили, что меня пригласят, но каждое интервью с задержанными должно утверждаться, а это одно из условий, которое я не могу принять. Поэтому, к сожалению, я не смог сам найти какие-нибудь факты в России. Конечно, если мой преемник посетит Россию, то он посетит и места задержания мигрантов. Но, у меня нет независимых источников информации об условиях содержания мигрантов из ЦА в России.»
Что может сделать ООН, если ее игнорируют?
Обычно специальный докладчик ООН после посещения и оценки ситуации описывает проблемы и предоставляет рекомендации правительству страны по улучшению ситуации. Хуан Мендес похвалил Кыргызстан за выполнение его рекомендаций и сказал, что там его рекомендации принимают всерьез и выполняют.
Доктор Дженс Модвиг, председатель Комитета ООН по противодействию пыткам рассказал о том, какие шаги Комитет может предпринять, если правительства не выполняют их основные рекомендации:
«В основном, мы доводим до сведения общественности, что основные рекомендации не выполняются. Мы также продолжаем наблюдения и доводим до сведения общественности наши наблюдения и наши опасения, организуем пресс-конференции.
Во многих странах гражданское общество работает для распространения знаний и выводов Комитета. Это как раз может способствовать повышению осведомленности общества о том, какие рекомендации были предоставлены и почему правительство до сих пор их не выполняет. Это и может способствовать усилению прессинга для выполнения рекомендаций».