В этом году никто из президентов государств Центральной Азии не поднялся на трибуну Генеральной ассамблеи ООН в Нью-Йорке, чтобы поучить других как жить или показать, как хорошо живут их народы. Вместо этого они делегировали это право своим министрам иностранных дел.
В основном, выступления представителей постсоветских станов касались глобальных и региональных проблем и, кроме общих фраз, которые можно скопировать и вставить в любой текст любой речи любого государства, а также хвастовства, мало что можно найти в этих речах. О существующих социальных проблемах, таких как мигранты и их права; экономических, такие как коррупция и монополия; а также политических, таких как свобода слова, свобода вероисповедания, права человека, свободные выборы, высказано было мало и только отдельными словами.
Пройдемся вкратце по этим темам.
Безопасность
Казахстан продолжает считать, что он играет одну из ключевых роль в мировой политике, в том числе, в качестве страны, которая продвигает повсеместное ядерное разоружение. Министр иностранных дел Казахстана Ерлан Идрисов в своем выступлении на Генеральной ассамблеи ООН сказал: “Призыв к диалогу является основным посланием манифеста моего президента под названием “Мир. 21-й Век”, который был распространен как официальный документ Совета по безопасности и Генеральной ассамблеи… Данное заявление свидетельствует о наших усилиях по решению проблем ядерного разоружения и инициативах Президента Казахстана в деле создания мира, свободного от ядерного оружия, к 2045-ом году, столетию созданию ООН”.
Представитель Казахстана потом напомнил всем, что 25 лет назад его страна отказалась от четвертого по величине ядерного арсенала в мире и выдвинула ряд других мировых и региональных инициатив, а потому имеет полное право продвигать процесс разоружения.
Представитель Туркменистана заявил, что нейтралитет является одним из главных инструментов в достижении мира и согласия и предложил объявить один из дней – Международным днем нейтралитета.
Представитель Узбекистана согласился с этим и заверил, что его страна продолжит свою политику неприсоединения ни к одному военно-политическому союзу и альянсу, не будет размещать иностранные военные базы и посылать своих солдат воевать за пределы страны (как минимум, двое соседей должны быть этому рады).
Терроризм
С этой темы начал свое выступление Сироджиддин Алов, министр иностранных дел Таджикистана, называя борьбу с международным терроризмом и экстремизмом главным приоритетом. Таджикистан утверждает, что нужно разработать национальные, региональные и международные механизмы для уничтожения военной инфраструктуры, каналов финансовой и логистической поддержки, вербовки и пропаганды насилия. При этом, в отличие от внутренних трибун, когда при упоминании о терроризме многие политики, включая президента, уточняют конкретные названия таджикских политических организаций, обвиняемых в терроризме, с трибуны ООН министр никого не обвинил.
Представитель Туркменистан напомнил, что в Ашхабаде была принята Декларация по борьбе с терроризмом в Центральной Азии и был разработан план действий, Казахстан предложил идею, выдвинутую, конечно же, президентом, кем же еще, о создании Глобальной антитеррористической коалиции или сети. Вашингтон, подвинься.
Представитель Кыргызстана уверен, что наряду с силовыми методами, в борьбе с терроризмом нужно также развивать и межкультурный диалог, например, посредством организации Всемирных игр кочевников, каковые были проведены на озере Иссык-Куль уже два раза.
Примечательно, что в тексте Узбекистана слово «терроризм» встречается только один раз, и то в самом начале, в обобщенном виде. Даже имя Шавката Мирзиеева упоминается больше. Должно же мировое сообщество запомнить это имя.
Ну, справедливости ради, нужно сказать, что узбекский министр иностранных дел вовсе не хотел утомить слушателей длинным текстом и удовольствовался двумя с небольшим страницами, почти половина из которых была посвящена замечательной роли и успехам ушедшего Ислама Каримова в делах национальной и мировой важности.
Афганистан
А вот про Афганистан Абдулазиз Камилов, узбекский министр, говорил много, почти столько же, сколько и про своего первого президента. Он утверждает, что Афганистан остается одной из главных проблем мировой безопасности и стабильности и что афганскую проблему нужно решать исключительно политическими методами и переговорами.
В отличие от Узбекистана, Казахстан приводит конкретные примеры своих действий по поводу помощи Афганистану в стабилизации обстановки. Астана инвестирует более 50 миллионов долларов на проекты образования для афганских студентов, строительство школ и больниц и оказание гуманитарной помощи, а также обещала выделить два миллиона долларов афганской армии.
Таджикистан готов принять участие в восстановлении социальной и экономической инфраструктуры одноязычного соседа через создание (внимание, прекрасное словосочетание) «энергетического моста» – CASA 1000.
Иран
О другом своем одноязычном соседе, Иране, Таджикистан не говорил. Про Иран говорил Казахстан, как и подобает тому, кто считает себя региональным лидером. Астана, в качестве будущего члена Совета безопасности ООН «готова фасилитировать реинтеграцию Ирана в политические и экономические сферы и в дальнейшем». Кстати, как раз в Казахстане проходили два раунда переговоров по иранской ядерной программе, о чем и упомянул Идрисов.
Цели устойчивого развития ООН
Этих целей 17, и тут страны либо в обобщенном варианте говорили о своей приверженности целям устойчивого развития ООН, либо приводили конкретные из них. Как Казахстан, который упомянул о своих усилиях по достижению Цели№7 про доступную и чистую энергию и Цели №2 про искоренение голода. Кыргызстан сказал, что для него приоритетными из этих целей являются сокращение бедности, продовольственная безопасность, качественное образование и здравоохранение, экономический рост, энергетика и охрана окружающей среды. Туркменистан заявил, что внедряет ЦУР в свои национальные программы и в этом деле сотрудничает со структурами ООН, а Таджикистан, как недавно избранный член Экономического и социального совета ООН, «намерен внести вклад в усилении и координацию усилий, нацеленных на решение комплексных вопросов в достижении устойчивого развития». Поняли? Тогда продолжим.
Изменение климата
Все тут сказали, что поддерживают мировые усилия по решению проблем, связанных с изменением климата. Казахстан обещал ратифицировать Парижское соглашение по климату к концу нынешнего года, Туркменистан сказал, что прямо здесь подпишет это соглашение, что и сделал, Кыргызстан сообщил, что успел подписать соглашение еще до выступления, а Таджикистан был одним из первых, кто подписал данное соглашение еще в апреле.
Говоря про изменение климата, страны ЦА перешли тут к болезненной теме – водным проблемам в регионе.
Вода
Таджикистан: «По нашим наблюдениям, значительного прогресса можно достичь, когда страны или регионы обязуются ставить вопрос по водным проблемам в приоритет. Совершенно ясно, что страны и международное сообщество в целом должны работать вместе и предпринять согласованные усилия и принять как срочные , так и долгосрочные меры…… Я также надеюсь, что члены Ассамблеи поддержат Международное десятилетие под названием «Вода для устойчивого развития» (2018-2028)».
Узбекистан: «…твердо придерживается принципиальной позиции по управлению водными и энергетическими ресурсами в Центральной Азии. Эти вопросы должны быть решены в соответствии с общепризнанными нормами международного права, которые гарантируют разумное и справедливое распределение водных ресурсов и обеспечивают соблюдение интересов всех государств региона».
Кыргызстан: «Имея значительный запас пресной воды, Кыргызстан, в рамках существующих отношений, не получает адекватной экономической компенсации за услуги по накоплению и сохранению водных ресурсов, значимых для всего региона. В этой связи, мы полагаем, что страны Центральной Азии должны прийти к единому пониманию сути, что такое комплексное использование водных и энергетических ресурсов…. Реализация проектов по строительству ГЭС в Кыргызстане и Таджикистане могла бы полностью обеспечить потребности стран Центральной Азии в энергии…»
Туркменистан: «…. крайне необходимо для государств региона спроектировать единую стратегию по вопросам, касающимся сохранения и использования водных ресурсов».
Связывая водные проблемы с изменением климата и целями устойчивого развития ООН, Кыргызстан и Таджикистан выразили беспокойство по поводу таяния своих ледников, а Узбекистан и Туркменистан подняли вопрос опустынивания и проблему Аральского моря.
Права человека
А вот про фундаментальные основы демократии, как права человека, что-то общее сказал только Казахстан, обещав продолжить активное сотрудничество с механизмами ООН по соблюдению прав человека и в этом ключе, особенно, обратить свои взоры на гендерное равноправие и расширение возможностей женщин.
Кыргызстан с трибуны ООН подверг критике Бюро по демократическим институтам и правам человека ОБСЕ, которое предоставило площадку для выступления находящемуся в розыске К.Батырову, который заочно приговорен к пожизненному заключению за то, что на конференции по правам человека ОБСЕ в Варшаве ему было предоставлен слово.
Выборы
Но, в отличие от соседей, Кыргызстану есть чем похвастаться перед мировым сообществом – проведением относительно честных и прозрачных выборов. В своем выступлении министр Абдылдаев сказал, что ровно год назад в стране были проведены выборы с использованием биометрических технологий, и международное сообщество признало их демократичными.
Мигранты
Только Туркменистан вспомнил о мигрантах, которые составляют значительную часть обществ в регионе, да и тот вовсе не своих мигрантов вспомнил. Туркменский министр сказал, что в 2012 и в 2014 годах в этой стране проводили мероприятия по вопросам мигрантов и беженцев.
3 сентября 2016 года официально открылась 71-я сессия Генеральной Ассамблеи ООН. Специальный корреспондент CAAN наблюдает за событиями, выступлениями и дискуссиями, а также ходом общих прений, которые пройдут с 20 до 26 сентября.