Во времена Шелкового пути Центральная Азия была одной большой мастерской – здесь производился шелк, изысканные изделия из золота, серебра, драгоценных и полудрагоценных камней, шерсти, кожи, а также военное снаряжение, прекрасные ковры и хлопчатобумажные ткани, разводились кони, фрукты, курдючные овцы и охотничьи собаки, леопарды и львы.
Советские модернизаторы не поощряли традиционные ремесла в регионе, и многие мастера были вынуждены или свернуть свои производства, или оставили их часть в тени, подпольно. С обретением независимости возрождение традиционных ремесел в Центральной Азии стало происходить бурными темпами, подогреваемое интересом к своей собственной идентичности, притоком туристов, а также поддержкой международных программ (ЮНЕСКО, Фонд Евразия Центральной Азии). В таких странах, как Узбекистан и Кыргызстан, привлекающих большие потоки туристов, традиционные ремесла, без сомнения, стали успешными индустриями, демонстрирующие местную культурную экономику с самой лучшей стороны. Примечательно, что узбекская и кыргызская ремесленная продукция часто продается в Таджикистане и Казахстане, соответственно, под видом национальных сувениров, благодаря схожести рисунков и традиционных узоров.
Традиционная культура вызывает неизменный интерес у западных туристов и специалистов, она действительно стала узнаваемым «национальным брендом», способом «национального самоутверждения».
С экономической точки зрения, однако, производство традиционных изделий в Центральной Азии пока осуществляется в недостаточных объёмах для более существенного влияния на рынок труда и экспорт. Экспортное продвижение страдает от нехватки технологий дизайна и массового производства, связей с западными импортерами и потребительскими сетями, хотя все больше местных производителей посещают международные выставки, организуют небольшие поставки за рубеж.
Пока же этот сектор представлен индивидуальными мастерами или небольшими группами, ищущими и возрождающими древние секреты, знания и технические приемы традиционных ремесел Центральной Азии.
В Самарканде делают бумагу из тутовника
«…Как хороша самаркандская бумага!
Если ты разумный человек, не отвергай её:
Письмо на ней получается ровным и красивым…».
Султан Али Мешхеди, знаменитый средневековый каллиграф
До XVIII века Самарканд был центром по изготовлению шелковой бумаги в среднеазиатском Востоке. Самаркандская бумага пользовалась огромным спросом из-за своей гладкости и цвета, но её главной особенностью была долговечность. Письменные источники средневекового периода отмечают высокое качество производимой в Самарканде бумаги. По свидетельству арабского историка Х века Аль-Макдиси, хорезмийские луки, шашская (ташкентская) посуда и самаркандская бумага не имели себе равных. Поэт и правитель Андижана, основатель империи Моголов в Индии Захириддин Мухаммад Бабур на самаркандской бумаге написал свой главный труд «Бабурнаме».
Во времена правления Тамерлана производство бумаги продолжало оставаться одним из основных отраслей ремесленничества. Известно, что в более позднее время, в начале XVIII века, в Самарканде и его окрестностях работали 42 мастерские по выпуску бумаги. Они были открыты в Коканде, Бухаре, Ташкенте. В качестве сырьевого материала использовался хлопок, шелк и кора тутового дерева. Из-за междоусобных войн в XVI-XVIII веках, мастера бумажного дела вынуждены были покинуть Самарканд, и технология производство считалась утерянной.
Секреты мастера Зарифа
В мастерской на окраине древнего Самарканда Зариф Мухтаров каждый день делает вручную особую бумагу на основе местных материалов. Этим на берегу речки Сиаб занимались еще несколько веков тому назад. Но утраченные секреты изготовления древней самаркандской бумаги ремесленник смог восстановить только в начале 2000-х гг.
Замочить кору тутовника, через несколько дней раздробить ее. Потом – самое важное: масса должна ровным слоем лечь на сито. Добавить туда волокна шелкопряда, корня молодого тутовника и хлопок.
После этого листы кладут под пресс. Просушка и почти готово. Весь процесс производства одного листа от начальной стадии – сырья до готовой продукции занимает около часа.
По словам мастера, обычная бумага в архивах хранится 70-100 лет, а эта отличается тем, что может храниться более двух тысяч лет. Технология производства этого вида бумаги сохранилась такой же, какой была и в VIII веке. Чтобы воссоздать секреты старинного ремесла Зарифу потребовалось 7 лет.
«Когда начинали возрождать технологию самаркандской бумаги, мы знали, что в основе производства лежит кора тутовника. Больше ничего нам не было известно. Все это надо было изучать в архивах, манускриптах», – вспоминает Зариф.
«Преимущество самаркандской бумаги в том, что она не подвержена порче от насекомых, потому что в ней есть шелк, насекомые могут в нем запутаться», – говорит мастер. – «В ней меньше контраста, когда вы пишете на белой бумаге черными чернилами, это ярко проявляется и портит зрение. А чтение текста на этой бумаге не утомляет зрение».
Средневековые ремесленники изготовляли в основном три вида этой бумаги: «султанскую» белого цвета, которая конкурировала с папирусом и кожей, «шелковую» светло-желтого цвета и «грубую» коричневую бумагу, которая изготовлялась из отходов шелка с добавлением примесей. Большинство документов, написанных на самаркандской бумаге, сохранились в хорошем состоянии и хранятся в различных музеях мира. Именно на такой бумаге писали каллиграфы, а среднеазиатские художники рисовали свои миниатюры. Для изготовления книг также предпочитали использовать самаркандскую бумагу.
Бумага, изготовленная по старинным рецептам, неожиданно оказалась широко востребованной. И среди иностранных туристов, и среди самаркандцев. Теперь стать учеником знатного мастера Зарифа – честь для местной молодежи.
Мастерская открыта для посещения туристами. Они могут понаблюдать технологией производства и за работой художников, которые работают на самаркандской бумаге.
Спустя двести лет самаркандская бумага снова становится популярной. Сначала с ее помощью реставрировали старые книги и архивные документы. Сегодня самаркандскую бумагу используют для создания эксклюзивных открыток, свадебных приглашений и даже одежды. Древняя бумага фиксирует современную историю Самарканда.
Кыргызстан – этнические ювелирные изделия для массового потребителя
«Звериный» стиль кыргызского орнамента стал отличительным в ювелирных украшениях на этническую тему. Кыргызская ювелирная отрасль с этническим уклоном становится полноценной отраслью. Как правило, производственные мощности в стране достаточны. Ювелирные цеха существуют, как и целые ювелирные дома (Келдике, Ethno), имеющие свои магазины и популярные как среди многочисленных туристов, так и среди населения.
Этот знак обозначает благоденствие. Это перепел, свивший гнездо на голове архара. Древнее выражение “пусть будет здесь благоденствие такое, чтобы даже перепела свивали гнезда на шкурах архаров”.
А этот узор означает праматерь всех кыргызов – Умай, оберегающую детей и матерей.
Изделия ювелирного бренда Ethno.kg
Но хотя цехов и производителей много, пока география экспорта кыргызской ювелирной продукции мала. Ограничения по обороту по драгоценным металлам в стране, а также отсутствие опыта в экспорте в международное пространство, связанное с культурными, языковыми барьерами, являются серьезной причиной того, что сбыт не расширяется.
Более того производство ювелирных изделий из серебра отечественного производства даже падает: в 2015 году по сравнению с 2009 годом оно упало в 2,2 раза, при том, что импорт ювелирных изделий из серебра за те же годы вырос в 28 раз. Производство ювелирных изделий из золота отечественного производства в 2015 году по сравнению с 2009 годом упало в 2,9 раз, импорт ювелирных изделий из золота за эти годы вырос в 50 раз. Экспорт отечественной ювелирной продукции составляет менее 5% от общего объема произведенных изделий.
Серьги ювелирного дома «Келдике»
Возможно, производители просто уходят в тень. По официальным данным Департамента драгоценных металлов при МФ КР, в 2015 году ювелирная промышленность Кыргызстана включала 594 субъектов предпринимательства, в том числе 156 юридических лиц и 438 физических лиц. Это 14 специализированных ювелирных магазинов и более 1500 человек, занятых в производстве и торговле ювелирными изделиями.
Условия для производства пока просты, украшения в основном производятся вручную, небольшим коллективом дизайнеров и ювелиров. Местные производители сталкиваются и с конкуренцией китайских товаров, часто копирующих этнический стиль и стоящих намного дешевле.
Таджикистан: Страна сюзане
Традиционные изделия, которые производятся в Таджикистане, в основном можно разделить на три направления: швейные изделия, ювелирные, и изделия из дерева. Индивидуальных мастеров очень много, а компании, которые сумели внедриться в современный рынок с его современными требованиями, можно пересчитать по пальцам. Изделия почти не экспортируются, кроме тех, которые вывозят иностранцы, но по сравнению с более ранним периодом, традиционные изделия заполонили город – их можно найти и в специализированных бутиках в центре городов, в гостиницах и дорогих ресторанах, а также и на базарах. Местные, предпочитают, конечно, купить напрямую у мастеров – так дешевле.
Из швейных изделий особой популярностью пользуется сюзане (с персидского – вышитое иглой) – вышитое декоративное панно из цветной хлопчатобумажной ткани, которое можно украшает стены или столы. Не меньшей популярностью пользуется и национальная одежда, украшенная вышивкой в классическом стиле зардузи (с персидского – золотое шитье) и гулдузи (с персидского – шитье в стиле цветов), женские сумочки разных размеров, и т.д. Производством швейных изделий в национальном стиле занимаются женщины, и ловкие руки мастериц умело используют разнообразные гаммы цветов, уникальные стили шитья, а также богатую таджикскую красоту в этих произведениях искусства.
В то же время, и на внутреннем рынке швейным традиционным изделиям трудно конкурировать с импортом из Узбекистана. Из-за схожести национальных изделий двух стран, особенно таджикоязычной части Узбекистана, импорт традиционных изделий расцветает. Главное преимущество импортированных товаров в цене – они дешевле местных продукций.
Ювелирных изделий в национальном стиле богатый на драгоценные камни Таджикистан производит недостаточно. Местные ювелирные изделия, хотя и обладают оригинальной красотой, уступают турецкому золоту и индийскому серебру на рынке ювелирных изделий для таджикских женщин. По этой причине красивые, цветные, оригинальные кольца и серьги, колье и браслеты местного производства, в основном, впечатляют американок и европеек. Из камней также изготавливаются разные сувениры, такие как деревянные изделия, часы, тарелки, чашки, и т.д. Самой известной компанией, занимающейся разработкой и изготовлением изделий из камней, в том числе ювелирных, является «Рухом», владелец которой также является президентом Ассоциации ремесленников Таджикистана.
А вот искусство изготовления изделий и сувениров маленького размера из деревянных материалов постепенно сходит на нет, так как нет спроса. Мастера этого искусства, поэтому, в основном сосредоточены на украшении и изготовлении дверей и окон, а также декоративных потолков для разного рода общественных и коммерческих зданий.
Несмотря на все трудности, Нигина Икромова, исполнительный директор Ассоциации ремесленников Таджикистана, говорит, что ремесленничество в Таджикистане имеет все шансы превратиться в одну из статей экспорта страны. В данное время некоторые международные организации в рамках своих проектов поддерживают ремесленничество в стране, и данная поддержка представляет собой один из немногочисленных свидетельств эффективной и устойчивой работы международного сообщества.