Небывалый подъем демократии по всему миру, последовавший за холодной войной, постепенно сошел на нет. Авторитарные режимы становятся более закрытыми, менее прозрачными и менее ответственными перед гражданами. Демократия утратила свое очарование в силу того, что большинство молодых демократий не оправдали надежды своих граждан на свободу, безопасность и экономический рост. Необходимы энергичные действия со стороны сторонников демократии. Должная поддержка со стороны США и союзников может привести в действие новую волну свободы, которая прокатится по всему миру, в особенности, в еще неопределившихся азиатских странах. Отсутствие поддержки приведет к усилению автократий, а это, в свою очередь, к большей нестабильности и меньшей свободе.
Краткое содержание статьи Foreign Affairs (June 13, 2016) Democracy in Decline – How Washington Can Reverse the Tide by Larry Diamond
Ларри Даймонд – ведущий исследователь демократии в мире, старший научный сотрудник Гуверовского института и Института международных исследований (Freeman Spogli) Стэнфордского университета. Адрес в Твиттере – @LarryDiamond.
Небывалый подъем демократии по всему миру, последовавший за холодной войной, постепенно сошел на нет. В период с 2000 по 2015 гг. демократический режим сменился в 27 странах мира (включая Кению, Россию, Таиланд, Турцию и др.). По данным Freedom House, ограничение политических свобод наблюдается в половине из густонаселенных стран с крупной экономикой.
Большинство существующих авторитарных режимов стали более закрытыми, менее прозрачными и менее ответственными перед гражданами (критика в сети подвергается цензуре и контролю, а люди, представляющие собой угрозу – аресту). Контроль над интернетом осуществляется посредством новых законов, которые требуют от иностранных компаний хранить данные граждан в пределах самой страны. Гражданское общество сдерживается через ограничения деятельности, коммуникаций и финансирования организаций. С 2012 г. по всему миру были предложены или приняты более 90 законов, ограничивающих свободу собраний или объединений.
Демократия утратила свое очарование в силу того, что большинство молодых демократий не оправдали надежды своих граждан на свободу, безопасность и экономический рост. Страны с установленным демократическим правлением, в том числе и США, все чаще демонстрируют недееспособность, а несколько десятилетий экономического роста в Китае доказали, что либерализация страны не нужна для ее процветания.
Есть и положительные примеры: в мае 2015 г. в Нигерии произошла первая в истории по-настоящему демократическая передача власти – от проигравшей правящей партии к оппозиции; в январе 2015 г. пятилетний автократический режим в Шри-Ланке снова сменился выборной демократией; в Тунисе впервые за последние десятилетия наступила демократия, а в Мьянме демократически избранное правительство делит власть с военными силами. Авторитарная модель капитализма также растеряла часть своего блеска, т.к. рост Китая значительно замедлился, а резкое падение цен на нефть ослабило Россию и другие нефтедобывающие страны.
Необходимы энергичные действия со стороны сторонников демократии. Должная поддержка со стороны США и союзников может привести в действие новую волну свободы, которая прокатится по всему миру, в особенности, в еще неопределившихся азиатских странах. Отсутствие поддержки приведет к усилению автократий, а это, в свою очередь, к большей нестабильности и меньшей свободе.
Собственные проблемы
Сегодня интерес в США к распространению демократии во всем мире заметно упал. Опрос, проведенный исследовательским центром Pew в 2013 г., показал, что 80 процентов опрошенных американцев согласны с тем, что страна должна «больше концентрироваться на [своих] национальных проблемах». Только 18 процентов согласились с тем, что продвижение демократии должно быть приоритетным во внешней политике. Нынешние кандидаты в президенты не стали даже ставить продвижение демократии в основу своих предвыборных кампаний.
С 2009 по 2016 гг. расходы правительства США на демократию, права человека и программы в области управления сократились почти на 400 млн долларов. Если не учитывать сокращение объема финансирования для Афганистана и Ирака, финансирование таких программ в других странах не возросло.
В Центральной Азии Россия создала то, что организация о свободе в интернете Access Now охарактеризовала как «содружество надзирающих государств»
Позиция США привела к активизации других стран, но и у них продвижение демократии вряд ли можно назвать успешным. В прошлом году бюджет Европейского фонда поддержки демократии достиг чуть более 11 млн долларов США. Бюджет Вестминстерского фонда в поддержку демократии, финансируемый Соединенным Королевством, составляет всего 5 млн долларов США. Международный центр Канады по правам человека и демократическому развитию закрылся в 2012 г., а такие страны с развивающейся демократией, как Бразилия, Индия, Индонезия, сосредоточились на своих многочисленных проблемах.
Авторитарные лидеры воспользовались образовавшимся вакуумом, чтобы экспортировать свои нелиберальные ценности и репрессивные технологии. Иран использует свое финансовое, политическое и военное влияние на формирование или дестабилизацию правительства в Ираке, Ливане, Сирии и Йемене. Россия с помощью насилия и запугивания, а также незаконного финансирования поддерживала сепаратистские движения и пророссийские, антиреформаторские политические силы в Грузии и Украине. Более того, в Центральной Азии Россия создала то, что организация о свободе в интернете Access Now охарактеризовала как «содружество надзирающих государств» через экспорт высокотехнологичных электронных технологий слежения. С целью слежки за гражданами стран Китай поставлял технологии слежения в Эфиопию, Иран, Таджикистан, Туркменистан и Узбекистан.
Самая лучшая форма правления
Несмотря на то, что в настоящее время демократия непопулярна среди жителей США, ее продвижение по-прежнему составляет национальный интерес, т.к. демократические страны соблюдают права человека и не совершают насилие в отношении своих граждан. Они не воюют друг с другом, а развивают рыночную экономику, средняя продолжительность жизни их граждан выше, чем в других странах, а уровень материнской и детской смертности – ниже. Демократические страны – хорошие союзники, а авторитарные режимы, напротив, нестабильны: они приводят либо к политическим изменениям, либо – к развалу.
США по-прежнему обладают инструментами для продвижения демократии: помощь в проведении выборов переросла в более глубокие партнерские отношения с национальными организациями, поддержка гражданского общества стала более основательной, расширилась сфера деятельности для продвижения верховенства закона. Поддержка гражданского общества не ограничивается просто помощью элитам в столицах стран, а программы по верховенству закона выходят широко за рамки таких проектов, как краткосрочные тренинги для судей или юристов по обучению их вопросам подотчетности и защиты прав человека. Согласно исследованию влияния США на демократию (2006 г.), дополнительно потраченные USAID -ом 10 млн долларов США пятикратно увеличивают количество демократических изменений в стране от базового уровня по шкале Freedom House.
Пусть звучит свобода
США должны сделать продвижение демократии ключевым элементом внешней политики и это продвижение может осуществляться мирным путем, в многостороннем формате и без больших дополнительных затрат. Его реализация не должна узаконивать авторитарное правление. Ситуаций, подобных тому, когда президент Барак Обама в 2015 г. дважды назвал фиктивно избранное правительство Эфиопии «демократическим», а коррумпированный полуавторитарный режим Кении режимом, который должен продолжать путь к «более подотчетной и прозрачной демократии», не должно возникать. Иначе, авторитарные правители расценивают такое обращение как поддержку и ужесточают свое правление (в 1981 г. будущий вице-президент США Джордж Уокер Буш в своем обращении к диктатору Манилы заявил: «Мы одобряем вашу приверженность демократическим принципам». После данного заявления насилие в Маниле обострилось, а главный соперник диктатора от демократической партии был убит).
Необходимо, чтобы будущий американский президент вновь заявил о приверженности США демократии за рубежом и подчеркнул важность деятельности и ценностей Сообщества демократий (образованная в 2000 г. коалиция стран для продвижения демократии). Также будущий президент должен увеличить финансирование хрупких демократических режимов (например, Сенегал, Индонезия) и стран с политикой переходного периода (например, Мьянма, Тунис и Украина). В ответ, лидеры этих стран должны предоставить серьезные обязательства по борьбе с коррупцией и улучшению качества управления.
Политика продвижения демократии должна включать меры по борьбе с коррупцией, которая подпитывает авторитаризм
Наблюдается такая тенденция: страны, граничащие с демократиями, развиваются в демократическом направлении, а страны, граничащие с авторитарными режимами, в автократическом. Вашингтону необходимо разработать всеобъемлющую стратегию для таких государств, где демократический прогресс может повлиять на регион в целом. Будущий президент должен подтолкнуть влиятельные в силу своей густонаселенности страны (Нигерия, Пакистан, Филиппины и др.) к более эффективному, подотчетному, демократическому правлению. Не нужно пренебрегать и маленькими демократиями (Грузия, Сенегал, Тунис), т.к. за этим всем следит весь мир, и в любом случае успех может привести к значительным побочным последствиям. Также США должны сосредоточиться на странах, готовых к демократическому переходу.
Политика продвижения демократии должна включать меры по борьбе с коррупцией, которая подпитывает авторитаризм. Вашингтон добился определенного прогресса в выявлении, отслеживании и захвате незаконных средств – значительный шаг в борьбе с терроризмом и наркоторговлей, который способствует продвижению демократии и прав человека. США должны прилагать больше усилий, чтобы идентифицировать международные активы коррумпированных диктаторов и их приспешников, привлечь их к ответственности за отмывание денег и вернуть эти деньги народу. Приоритетом USAID должны стать программы по оказанию помощи странам в построении профессионального государственного аппарата и независимых структур, которые смогут контролировать государственные счета и сокращать коррупцию. Они должны оказать помощь гражданскому обществу и СМИ в отслеживании украденных средств и обеспечении подотчетности чиновников.
Будущий президент США должен ускорить использование правовых стратегий и инструментов для конфискации активов, расположенных в США, которые принадлежат коррумпированным диктаторам. С момента запуска в 2010 г. инициативы “Возвращение денег клептократии” (Kleptocracy Asset Recovery Initiative) было возбуждено 25 судебных дел против 20 иностранных должностных лиц с целью возвращения 1,5 млрд долларов США. Также Вашингтон может остановить поток незаконных денежных средств в банки США. Будущий президент США должен значительно увеличить ресурсы и политический капитал для борьбы с клептократией на национальном и глобальном уровнях.
Необходимо, чтобы американские дипломаты поддерживали демократию за рубежом. Они могут использовать свой дипломатический иммунитет для защиты активистов от ареста или нападения, также они могут укрывать диссидентов в посольствах и консульствах. У них есть неограниченный доступ к местным лидерам – уникальная возможность подтолкнуть диктаторов к реформам. Подобное взаимодействие может способствовать демократическим изменениям в странах, находящихся в процессе перехода к демократии (Мьянма). В странах с авторитарным режимом (Китай) такое взаимодействие может показаться бесполезным, но прагматичные авторитарные режимы могут увидеть необходимость политической открытости, и ситуация может измениться.
Включение прочных гарантий прав человека в будущие торговые соглашения позволяет развить демократические реформы
В свете утечек Эдварда Сноудена, раскрывающих факты слежки правительства США в Интернете и телефонной связи, новая администрация должна поддержать свободу интернета и цифровых прав. Необходимо начать с уточнения экономических санкций, касающихся бесплатного распространения программного обеспечения, позволяющего диссидентам безопасно обмениваться информацией. Для поддержания своего господства авторитарные режимы пытаются фильтровать и контролировать информацию, но США могут способствовать демократическим переменам через противостояние такому контролю.
Для продвижения демократии будущий президент США может использовать торговые соглашения. Согласно научным исследованиям, соглашения о свободной торговле часто обязывают правительства стран принимать конкретные меры для защиты прав человека, а затем следуют и значительные улучшения. Включение прочных гарантий прав человека (в том числе и трудовых гарантий) в будущие торговые соглашения позволяет развить демократические реформы среди стран-партнеров, а также помочь установить обязательства другой стороны в случае нечестной игры по отношению к американским рабочим и компаниям. Успех данной инициативы будет зависеть от готовности Вашингтона возбуждать судебные иски против государств-нарушителей.
Да, мы можем!
Продвижение демократии за рубежом должно начинаться с продвижения демократии дома. Американская демократия имеет все меньше поклонников. Выборы президента США выявили глубокое отчуждение и гнев среди населения страны. Предвыборные махинации, «темные деньги» предвыборных кампаний и рост интереса к кулуарам предвыборной гонки сделали очевидными политические недостатки, что дало повод для придирки со стороны врагов демократии. Например, президент России Владимир Владимирович Путин заявил, что в США «нет настоящей демократии».
Будущая администрация могла бы предпринять ряд мер по борьбе с подобными обвинениями и восстановить доверие людей к американской демократии. Для этого, например, нужно реформировать законодательство о финансировании избирательных кампаний и потребовать скорого и полного разоблачения всех вкладов кампании, даже так называемых независимых комитетов. Нужно активизировать политическую конкуренцию внутри штатов.
Все эти шаги смогут улучшить демократию в США и за рубежом без особых финансовых затрат. Это могло бы помочь восстановить лидирующую роль США в мире и остановить демократическую рецессию во всем мире.
Photo: Flickr, Studio Incendo, Hong Kong Umbrella Revolution