В 30-миллионном Узбекистане безработица является главной социальной проблемой. Низкий уровень налоговых поступлений в комбинации с высокой социальной нагрузкой при нынешних демографических прогнозах, по данным ташкентского Центра экономических исследований, приведут к увеличению консолидированного налогового бремени, по крайней мере, до 48% к 2030 году (по сравнению с 30% в 2013 году).
Создание рабочих мест – это главная дилемма, и правительство в настоящее время активно стимулирует предпринимательскую активность у населения. По крайней мере, с 2011 года, в Узбекистане постепенно вводятся меры по снижению государственных проверок для небольших отечественных предприятий, упрощению регистрации и лицензирования, а также поставлена цель – повысить рейтинг Узбекистана в Ведении бизнеса Всемирного банка.
По официальным данным, сектор малого бизнеса уже обеспечивает занятость почти 80% всех занятых в экономике. Здесь действует следующая классификация: индивидуальные предприниматели, микрофирмы (от 5 до 20 занятых, в зависимости от сектора), а также небольшие фирмы (от 25 до 100 занятых в зависимости от сектора). При этом в Узбекистане не признается категория самозанятых, но зато особенное внимание уделяется новой категории – семейному бизнесу.
Закон «О семейном предпринимательстве», принятый в 2012 году, призван регулировать отношения в сфере семейного предпринимательства. Согласно документу, семейным предпринимательством является деятельность, основанная на инициативе и добровольности ее участников и осуществляемая членами семьи в целях получения дохода (прибыли) под свою ответственность и риск. Семейное предпринимательство может осуществляться с образованием или без образования юридического лица. Организационно-правовой формой семейного предпринимательства, осуществляемого с образованием юридического лица, является семейное предприятие. В состав семейного предприятия могут входить все члены семьи, близкие родственники. Если семейный бизнес организован без создания юридического лица, то семьи платят на одного человека налог в размере минимальной оплаты труда-138240 сум ($46).
Всего положением о семейном предпринимательстве предусмотрено 25 видов деятельности, которыми такие предприниматели могут заниматься. Это производство народных, прикладных изделий, резьба по дереву и камню, изготовление ювелирных изделий, производство сувениров, народных игрушек, изделий из металла и дерева для домашнего пользования и.т.п. Частично сюда также относится сельское хозяйство, где предусмотрено также создание такого вида семейного бизнеса, как дехканские хозяйства, без обязательного создания юридического лица.
Уставный фонд семейного предприятия должен составлять не менее десятикратного размера минимальной заработной платы, то есть примерно, $460 долларов (по официальному курсу). Прибыль семейного предприятия после уплаты им налогов и других обязательных платежей поступает в распоряжение его участников и не подлежит налогообложению. Проверка таких субъектов осуществляется не чаще одного раза в четыре года, что также служит гарантией свободы их деятельности.
Такой вид предпринимательства имеет многовековую историю в Узбекистане, и отвечает семейным традициям, благодаря которым из поколения в поколение передаются секреты профессионального мастерства, накопленные годами капитал и жизненный опыт. В то же время государство выводит из подполья теневой бизнес, то есть, цеховиков, на правовое поле. В больших кварталах – махаллях Ташкента и городов Ферганской долины семьи на дому десятилетиями негласно производили швейные изделия, продукты питания, запасные части автомобилям, изделия из дерева и другие товары массового потребления.
Истории семей, отважившихся пуститься по пути предпринимательства, показывают, что, как минимум, занятие своим делом помогает им обеспечить стабильный заработок для всей семьи, а в некоторых случаях и создавать рабочие места для своих родственников и соседей.
Семейная экономика Джалиловых
С раннего утра в этом сельском доме звук швейных машин сливается с гулом мини-маслобойни. Их дополняют смех и веселые возгласы девушек, а по двору распространяется запах масла и кунжута. Это значит, что семейная индустрия Джалиловых начала свою работу. Два совершенно два разных производства: швейный цех и мини-маслобойня составляют основу семейной экономики Джалиловых. Каждый в этой семье занят своим делом и знает свое место.
Хозяйка дома Мухаббат Нусратова – одна из немногих, кто решился организовать свое дело. Муж и два сына были на заработках в России. Отсутствие мужчин и материальные трудности заставили её пересмотреть свое положение в семье. Она решила заняться производством, нежели куплей-продажей.
«Я педагог по образованию. Но у меня всегда был интерес к бизнесу. Когда преподавала в школе, дома занималась производством швейных изделий. Позже я решила зарегистрировать своё предприятие, и начать реально заниматься своим любимым делом»,- рассказывает Мухаббат.
Муж Абдугаффор Джалилов, который сначала скептически отнесся к её инициативе, решил расширить семейное предприятие. Навыки сварщика и дехканина помогли ему создать маслобойный аппарат, который производит масло изо льна. На юге страны в Кашкадарьинской области на такое масло всегда есть спрос, так как его добавляют в плов. Промышленное производство льняного масла в стране не налажено, поэтому продавцы, повара и владельцы кафе и чайхан приезжают за маслом в дом Джалиловых.
«Для отжима масла нужны льняные семена. Их выращивают в богарных землях. В этот апппарат закладывают 10 кг семян и через два с половиной или три часа получают масло. Это готовое масло очищаеми перед употреблением обязательно прокаливаем. Это натуральное масло, очень полезное для организма», – рассказывает Абдугаффор.
Главный принцип бизнеса – доверие – в узбекских семьях работает непреложно. Сделки в семейном бизнесе основаны на принципе – «Один за всех и все за одного!» В таких отношениях не обязательно ставить подпись, давать обещания, собирать информацию о партнере.
«Созданная возможность заниматься трудовой деятельностью в собственном доме, реализовывать продукцию на месте ее производства стала большим удобством для нас», – говорит Мухаббат Нусратова. – Прежде заниматься производством и торговлей на дому не допускалось, что становилось причиной определенных трудностей. Сегодня отмена на законной основе этого порядка положительно влияет на рост производства, так как доставка товара на рынок и его реализация требовали дополнительных затрат и времени».
Мухаббат в 2012 году начинала с одной швейной машинки, а сейчас их уже 20. Всего на её производстве занято 18 человек. Все они односельчане и часть из них – её родственники. Производят все – начиная от постельного белья и заканчивая модными футболками и блузками. Год назад семья освоила швейные изделия для оформления бешик (детская люлька) и производства небольших металлических клеток для птицеферм. А месяц назад наладила сборку национальных кукол и шитье одежды для них.
Дильдора –младшая невестка Мухаббат, раньше шила платье и шторы на ручной швейной машинке. Здесь в цеху она освоила промышленные. Теперь она шьет футболки и рубашки для мальчиков. Её больше привлекает сам процесс изготовления модной одежды. «Здесь я освоила шитьё новой продукции и довольна, что получила работу. Здесь более современный подход к делу. Дизайн и кройка разрабатываются на компьютере. Раньше я этого не делала»,- говорит Дильдора.
Шахноза, старшая невестка Мухаббат, сменную работу воспитательницы в местном детском саду совмещает с работой швеи. Конечно, ей хотелось бы шить модную одежду, но пока приходиться шить вещи попроще.
«Я в основном шью матрасы и курпачи. На это не трачу много времени. На один матрас уходит три часа. Пока есть свободное время, буду занимать шитьём. Это прибавка к семейному бюджету»,- рассказывает Шахноза.
Фархад – старший сын в семье. Он совмещает несколько функций в этой домашней экономике. В цеху он менеджер, торговый агент, а в маслобойне – доставщик сырья и помощник отца. Таковы условия семейного бизнеса. Но он считает, что пример мамы вдохновляет мужскую половину семьи.
«В кишлаке сейчас безработица. Своё дело помогает нашей семье зарабатывать деньги и организовать рабочие места для других. Раньше шили на ручных машинках. Теперь цех оборудован японскими машинками. В будущем, планируем за счёт кредитов закупить ещё тридцать»,- рассказывает Фархад Джалилов.
Семейное предприятие Мухаббат ежемесячно отчисляет около 1,5 млн. сум ($500) в пенсионный фонд. Средняя зарплата работников семейного производства составляет 500-600 тысяч сум ($170-200). Ежемесячный оборот предприятия 40-50 млн. сум (от $14 тыс. до 17 тыс).
Тысяча перепелок кормит семью
Мурада Рахматходжаева соседи, вопреки его желанию, называют фермером-перепеловодом. В небольшом хозяйстве в Ташкентской области семья выращивает примерно тысячу перепелов. Настоящий перепелиный рай разместился в небольшом помещении в частном доме – перепелки здесь поют, несут яйца, и главное – приносят существенный доход семье Рахматходжаевых.
Для Мурада перепелки – и страсть, и небольшой бизнес. Жена Мастура охотно помогает ему в этом деле. От своих тысяча перепелок семья каждый день получает 400-450 яиц. «Яйца перепелок собираем каждые два-три часа, – рассказывает Мурад. – Перепелки высиживают птенцов 16 дней, нужно следить за температурой в комнате, воду нужно вовремя менять. Через 40-45 дней при надлежащем уходе подросшие птенцы начинают нести яйца». Покупатели сами приезжают за ними – это и продавцы, которые берут яйца на продажу, и те, кто берет по десять-двадцать штук для себя.
Дневной заработок Мурада составляет 80 тысяч сумов ($25). Перепелки болеют реже, чем курицы, у них иммунитет прочнее. Но период, когда птица несет яйца – короче, всего восемь месяцев. Потом их отправляют на мясо – тоже деликатесный продукт.
Перепелиному бизнесу Мурада научил его армейский друг, который этим занимается уже десять лет и во многом преуспел. Безработному водителя большегрузных машин этот бизнес пришлось по душе. Большой двор в доме, колхозное поле через дорогу, где растет клевер, был идеальным условием для содержания перепелок. С пятидесяти штук сделал тысячи перепелок. За четыре года уже накопил достаточно опыта, чтобы давать советы начинающим перепеловодам.
В Узбекистане издавна существует традиция содержания перепелов ради их пения и мяса. Перепелиные яйца и мясо – неотъемлемая часть узбекской кухни. Любители этого деликатеса приезжают в основном в старую часть Ташкента, где готовят различные блюда из них. Повар Мирсаид, работающий в одном из тамошних кафе, умеет готовить больше десяти блюд из перепелок. «Из перепелиного мяса получается отличная шурпа, димляма, жаркое, шашлыки, можно просто пожарить на масле – будет очень вкусно, – рассказывает повар. – А еще его можно добавлять в салаты, особый вкус которым придают ножки перепелов».
Жареные хрустящие перепёлки хорошо получаются у повара Расула. Это фирменное блюдо готовить доверяют только ему. Один из его постоянных клиентов, житель Ташкента Одыл Махмудов, говорит, что в столице Узбекистана не так уж много мест, где эту птицу умеют готовить по-настоящему.
Весь месячный доход семьи Мурада $1000-1200. Из этой суммы ежемесячно платят государству налог в размере 138240 сум ($46), остальное идет на покупку корма и содержании перепелок. Ну и на жизнь остается примерно $800-700. Сейчас семья ищет место для расширения своего бизнеса – хотят довести численность перепелок до десяти тысяч.
От семейного предприятия к семейному концерну
Главная проблема в семейном предпринимательстве – это определенные лимиты, из которых выйти на следующую ступень развития бизнеса не так уж просто. Увеличение оборота и прибыли в какой-то момент лишит предприятие статуса малого и соответственных льгот. Средние и крупные «рыбы» у государства на особом контроле. Поэтому, хотя и владельцы семейных бизнесов лелеют амбиции о расширении, чаще всего они довольствуются небольшим, но стабильным доходом (эквивалент заработной платы).
Чтобы расшириться, в первую очередь, нужен доступ к кредитам. «Банки требуют под кредит имущественный залог – автомобиль, квартиру или дом. Это намного усложняет наш бизнес. Хотя мы уже пару раз смогли получить кредит, но с трудом. Хотелось бы, чтобы государство облегчило условия получения кредита для семейного бизнеса. Может, есть смысл отменить залог, ведь есть кредитная история и бизнес план»,- комментирует ситуацию Мухаббат Нусратова. Можно брать швейные машинки в лизинг, но это дороже обходится.
По мнению экономиста Анвара Назирова, семейный бизнес не может быть эффективным, если нет системы нормального кредитования. «Это проблема многих семей, начинающих бизнес. Поэтому нужно организовать нормальное кредитование, гибкую налоговую систему, и минимизировать бюрократические препоны при регистрации такого бизнеса. Последнее уже делается в стране», – говорит Анвар Назиров.
Производить товар на экспорт – мечта семьи Джалиловых. Это дало бы возможность зарабатывать валюту для закупки импортного швейного оборудования. Сейчас младший сын семьи Бахтиёр ведет переговоры с украинскими и грузинскими торговыми предприятиями по экспорту постельного белья. Заказчики капризничают и предъявляют большие требования к продукции. Их не устраивают плотность ткани в 32 мм и просят, чтобы белье изготавливали из ткани в 42 мм, которую в Узбекистане не выпускают. А еще продукцию нужно шить только на импортном японском оборудовании. Так что семье Джалиловых придется еще много работать над экспортом.
Страна предпринимателей и бизнес-лидеров
Развитие предпринимательства, учитывая богатые традиции страны, демографический фактор и наличие ресурсов, способно стать ведущей идеологией Узбекистана и создать влиятельный класс активных, самостоятельных людей. По крайней мере, лидирующая партия – Узбекская либерально-демократическая партия – так себя и представляет, как партия предпринимателей и бизнес-лидеров.
Понятно, что пока картина далека от идеальной, с внушительным контролем государством и целым рядом ограничений, в том числе на конвертацию валюты. Тем менее, сектор малого бизнеса, как было упомянуто, уже обеспечивает занятость 10,179 млн. человек или 77,9% всех занятых в экономике, в том числе в индивидуальном секторе занято 7,949 млн. человек, на малых предприятиях и микрофирмах – 2,229 млн. человек (данные за 2015 год). Большинство предприятий малого бизнеса работает в сельском хозяйстве (где они составляют 98%), другие отрасли: строительство, услуги и торговля. Преобладают импортеры: экспорт продукции составил (товаров и услуг) $3,462 млрд. (26,9% от общего объема экспорта) и импортировано – на $5,525 млрд. (44,5% всего импорта).
В октябре прошлого года Всемирный банк опубликовал рейтинг «Ведение бизнеса», где Узбекистан, благодаря поручению президента и вводимым мерам, всего за один год поднялся на 16 пунктов и занял 87-е место. За последнее четыре года, а именно за период 2012–2014 годов, принято более 15 законов, направленных на повышение роли частной собственности и ее защиту, дальнейшее улучшение состояние деловой среды и условий ведения бизнеса, в том числе «О защите частной собственности и гарантиях прав собственников», «О гарантиях свободы предпринимательской деятельности (новая редакция)», «О разрешительных процедурах в сфере предпринимательской деятельности», «О конкуренции», «О семейном предпринимательстве» и другие. В 2015 году 15 мая был принят ещё один указ Президента Республики Узбекистан «О мерах по обеспечению надежной защиты частной собственности, малого бизнеса и частного предпринимательства, снятию преград для их ускоренного развития».
Источники:
- Закон «О семейном предпринимательстве», (Собрание законодательства Республики Узбекистан, 2012 г.) http://www.lex.uz
- Положение о порядке осуществления семейного предпринимательства без образования юридического лица и ремесленнической деятельности (постановления Кабинета Министров Республики Узбекистан от 19 июля 2012 года)
- Каримов И. А. Создание в году широких возможностей для развития частной собственности предпринимательства путем осуществления коренных структурных преобразований в экономике страны, последовательного продолжения процессов модернизации и диверсификации — наша приоритетная задача
- Государственный комитет по статистике Республики Узбекистана, www.stat.uz
- Доклад Ислама Каримова об итогах социально-экономического развития Узбекистана в 2015 году и важнейшим приоритетным направлениям экономической программы страны на 2016 год, press-service.uz
- Журнал «Экономическое обозрение», review.uz
- Интервью с представителями семейного бизнеса
- Центр экономических исследований, «Предприниматели Узбекистана как основа развития среднего класса», 2014, www.cer.uz