Узбекистан серьезно занялся развитием возобновляемых источников энергии (ВИЭ), несмотря на наукоемкость и достаточную дороговизну этого вида энергии. В начале апреля этого года в Узбекистане была запущена солнечная электростанция, заявленная как первая крупная на просторах СНГ – мобильная солнечная электростанция мощностью 1,2 мВт была построена и запущена при помощи компании из ОАЭ ENESOL. Новая станция должна обеспечивать электроэнергией газовые месторождения и строительных объектов российской компании «Лукойл» в Кандымском районе Бухарской области. «Мощность солнечной станции достаточно обеспечит непрерывно электричеством населенный пункт с 1,5 тысячами жителей»,- сообщили в компании ENESOL для СМИ Узбекистана.
Кроме этого, продолжается строительство фотоэлектрической станции мощностью 100 мВт в Самаркандской области. Аналогичные станции мощностью по 100 МВт намечается также построить до 2020 года в Сурхандарьинской и Наманганской областях на кредитные средства международных финансовых институтов. Мощную в Узбекистане солнечную электростанцию планировала простроить та же “Лукойл”, заявившая об этом еще в 2011 году. Станция мощностью порядка 130 мегаватт должна была функционировать на юге Узбекистана в Навоинской области. Проект находится пока на стадии строительства и сроки запуска неизвестны.
О том, что Узбекистан должен серьезно ориентироваться на развитие солнечной энергетики, президент страны Ислам Каримов заявил еще на встрече Азиатского форума солнечной энергии в ноябре 2013 года. «Как показывают расчеты, с учетом высоких опережающих темпов развития промышленной индустрии, потребности страны в электроэнергии в 2030 году возрастут против текущего года примерно в 2 раза и составят свыше 105 миллиардов кВтч»,- отметил президент в своем докладе. Хотя энергоемкость валового внутреннего продукта Узбекистана с 2000 года снизилась с 0,98 до 0,48 т.н.э./тыс. долл., она в два-три раза превышает среднемировой показатель в 0,2 т.н.э. Поэтому одной из главных целевых установок реформирования экономики республики является повышение эффективности использования топливно-энергетических ресурсов.
Президент Каримов призвал увеличить конкурентоспособность солнечной энергетики по сравнению с традиционной энергетикой, основанной на использовании углеводородного сырья. “Вне всякого сомнения, эта цель становится вполне достижимой, если учесть, что производство одного киловатт-часа солнечной электроэнергии стоило в 2008 году на уровне 35 центов, сегодня же эта цифра составляет, по данным экспертов, в среднем 11-12 центов, а в некоторых странах, таких, как Китай и Индия, на строящихся фотоэлектрических станциях ставится задача снизить себестоимость одного киловатт-часа до 8-9 центов”, – сказал президент Узбекистана.
Узбекистан планирует стать региональным хабом знаний по солнечной энергетике
Грандиозные планы
Годовой потенциал солнечной энергии Узбекистана, где количество солнечных дней в году составляет более 320, превышает 51 миллиард тонн в нефтяном эквиваленте. Это позволило бы применить энергию солнца в самых широких масштабах и в самых разных целях — для выработки электроэнергии, горячего водоснабжения и отопления, опреснения и подъема из колодцев воды, сушки фруктов и овощей и многого другого.
Кроме природных факторов, Узбекистан сегодня также располагает и значительным потенциалом научно-технических кадров, не ограничивает экспериментаторов и обладает объемом конструкторских и технологических разработок по проектированию и использованию солнечной энергии, накопленным еще с советских времен.
В Узбекистане еще в 1980-х годах был построен научно-экспериментальный центр НПО «Физика-Солнце» Академии наук республики, в состав которого входит большая солнечная печь с гелиоконцентратором мощностью 1 МВт, позволяющая достичь температуры около 3 тысяч градусов и обеспечить производство сверхчистых материалов, проводить научные исследования и тепловые испытания. Именно на базе НПО «Физика-Солнце» совместно с Азиатским банком развития в октябре 2013 году в Ташкенте создан Международный институт солнечной энергии. Это научное учреждение должно продвигать и развивать современные технологии солнечной энергии и посредством него Узбекистан планирует стать региональным хабом знаний по солнечной энергетике.
Страна также заинтересована в привлечении инвестиций в сферу производства комплектующих деталей для сборки фотоэлектрических солнечных панелей. В 2012 году совместно с южнокорейской компанией «Неоплант» был введен в эксплуатацию завод по производству технического кремния мощностью 12 тысяч тонн в год. На территории специальной индустриальной зоны «Ангрен» с участием южнокорейской компании «Шиндонг Энерком» ведется строительство второго завода по производству кремния мощностью 5 тысяч тонн в год.
В 2014 году с участием компаний КНР на территории свободной индустриально-экономической зоны «Навои» начато производство фотоэлектрических панелей первоначальной мощностью 50 МВт. В том же году в специальной индустриальной зоне «Джизак» был заложен фундамент для строительства завода по выпуску солнечных тепловых коллекторов годовой мощностью 50 тысяч единиц.
Параллельно созданию новых мощностей, правительство страны планирует развивать и сферы применения новой энергии. Так, задумано массовое строительство энергоэффективных домов с внедрением технологий солнечной энергетики в сельской местности, оснащению солнечными коллекторами образовательных и медицинских учреждений. В течение ближайших лет планируется экспериментально оснастить солнечными коллекторами 1300 общеобразовательных школ и колледжей, расположенных преимущественно в отдаленной и труднодоступной местности, а также средние специальные учебные заведения. В более чем 600 врачебных пунктах в сельской местности будут установлены фотоэлектрические панели и солнечно-водонагревательные коллекторы.
Согласно «Стратегии низко-углеродного развития Республики Узбекистан», к 2030 году мощность солнечных станций в Узбекистане может составить 2 ГВт, что обеспечит выработку 5 миллиардов кВт/ч электроэнергии. Кроме того, государство планирует увеличить и мощности в гидроэнергетике – до 938 МВт и выработки дополнительно 2,599 миллиарда кВт/ч, биогазовых установок – соответственно на 465 МВт и 3,72 миллиарда кВт/ч, ветряных установок – на 40 МВт и 80 миллионов кВт/ч. В 2015 году правительство Узбекистана утвердило программу развития гидроэнергетики на 2016-2020 годы стоимостью $889,4 млн. При имеющемся серьезном износе оборудования, основной фокус будет направлен на модернизацию. В 2015 году были модернизированы Ташкентская ТЭС и Чарвакская ГЭС и всего, согласно программе развития гидроэнергетики, по республике предусмотрены модернизация и реконструкция 11 ГЭС. Дополнительно будут построены 4 ГЭС общей мощностью 23,5 МВтс.
Доля возобновляемых источников энергии в Узбекистане, как и в Казахстане, не превышает одного процента
Нерешенные проблемы
Однако, несмотря на эти грандиозные планы, практическая работа по развитию законодательства пока стоит на месте. Проект закона об альтернативных источниках энергии еще не принят, как и нет пока долгосрочной национальной концепции развития альтернативной энергетики, которая должна стать его основой.
Академик, заведующий лабораторией Института энергетики и автоматики академии наук РУз Ромен Захидов в своем выступлении 15 апреля этого года на научно-техническом форуме по ВИЭ, сказал, что депутаты узбекского парламента Узбекистана медлят с принятием закона «О возобновляемых источниках энергии». «Этот закон долго томится в недрах депутатского корпуса, я просто не понимаю этой инертности. Во многих странах уже принято по два-три закона и дополнения к этим законам. Я надеюсь, что в ближайшее время этот вопрос решится», – сказал Захидов.
В соседнем Казахстане в целях поддержки использования возобновляемых источников энергии казахстанским парламентом 4 июля 2009 года был принят Закон Республики Казахстан «О поддержке использования возобновляемых источников энергии». По данным центра деловой информации kapital.kz в Казахстане в 2015 году введены в строй 14 проектов возобновляемых источников энергии суммарной мощностью около 120 МВт. За 2015 год объем вырабатываемой электроэнергии из возобновляемых источников составил около 700 млн кВт.ч. Принята концепция по переходу Казахстана к зеленой экономике и соответствующий план мероприятий до 2020 года, при президенте страны образован Совет по зеленой экономике. В настоящее время, возобновляемые источники энергии представляют около 1 процента в энергетическом балансе Казахстана.
По официальным данным, доля возобновляемых источников энергии в Узбекистане, как и в Казахстане, не превышает одного процента. По оценкам экспертов, в настоящее время в структуре первичных топливно-энергетических ресурсов Узбекистана занимают: 97% – нефть и газ, 2,3% – уголь, 0,7% – гидроэнергетика. По словам академика Захидова, доминирующее положение газа в энергобалансе страны делает ее энергетически уязвимой. «Мы должны разработать принципы, которые привели бы к усилению энергетической независимости. Принципы очень простые: диверсификация топливных ресурсов, увеличение доли угля, гидроресурсов и ВИЭ, перевод экономики на рельсы энергоэффективного развития», – отметил Захидов.
Для производства электроэнергии Узбекистан продолжает использовать традиционные ГЭС и ТЭС, оставшиеся еще со времен Советского Союза. Правительство утверждает, что 90% страны электрифицировано, не дефицит энергии ощущается часто. В регионах страны, особенно в Ферганской долине, на юге – в Кашкадарьинской, Сурхандарьинской, Самаркандской областях многие граждане продолжают сталкиваться с проблемой отключения электроэнергии. Руководитель государственного предприятия «Узбекэнерго» Шерзод Ходжаев в интервью газете «Даракчи» 14 мая 2014 года объяснил дефицит электроэнергии «стремительным развитием экономики страны». По официальным данным, в Узбекистане до конца 2030 года спрос на энергоресурсы вырастет на 25,5% и составит порядка 43,5 миллиона т. н. э. при условии сохранения темпов роста ВВП на уровне 8-8,5% ежегодно.
Солнечная энергия в Узбекистане в настоящее время в основном используется для обслуживания промышленных нужд, а не для домашнего использования. Поэтому говорить о повсеместном внедрении альтернативных источников энергии на всей территории республики Узбекистан еще рано. По прогнозам академика Р. Захидова, к 2030 году доля ВИЭ в общем энергобалансе может составить 7,2%.
В целом использование альтернативных источников энергии в Узбекистане пока незначительно по следующим причинам:
- недостаточность финансовых ресурсов;
- высокая стоимость оборудования, производящего электрическую энергию из ВИЭ;
- стоимость электрической энергии и энергоносителей в Узбекистане относительно низка, а поэтому солнечным электростанциям трудно конкурировать с тепловыми и дизельными;
- организация собственной производственно базы солнечных элементов и батарей находится на начальном этапе.
Кроме того, развитие отрасли, несомненно, должно идти в ногу с современными технологиями, которые в солнечной энергетике развиваются сегодня не по дням, а буквально по часам. Для этого отрасль должна быть открытой к обмену знаниями, иностранным технологиям и инвестициям.
Источники:
- Выступление Президента Ислама Каримова на шестом заседании Азиатского форума солнечной энергии: http://uza.uz/ru/politics/vystuplenie-prezidenta-islama-karimova-na-shestom-zasedanii-aziatskogo-foruma-solnechnoi-energii-22.11.2013-26197 (22.11.2013)
- Физико-технический институт НПО «Физика-Солнце»: http://uzscinet.uz
- Акционерное общество «Узбекэнерго»: http://www.uzbekenergo.uz
- Национальное информационное агентство: uza.uz
- Международный институт солнечной энергии: http://reencon-xxi.ru/wp-content/uploads/2015/11/Авезова.pdf
- Журнал экономическое обозрение: http://www.review.uz
- Экологический сайт: http://sreda.uz
- Казахстан начинает перестраивать экономику на зеленую основу (02.2016): https://kapital.kz/economic/48129/14-proektov-alternativnoj-energetiki-zapustili-v-rk-v-2015-godu.html
- Альтернативные источники энергии в Республике Казахстан – будущее и настоящее: http://zenodo.org/record/13918/files/pdf.pdf
Photo: Flickr, akahawkeyefan, SHINE YOUR LIGHT ON ME, Solar panels and massive sunlight collector and concentrator, USA