В Таджикистане ввели официальный или неофициальный (не разберешься!) запрет на русские окончания в фамилиях. Несмотря на то, что об этом пишут СМИ (местные и иностранные), а люди выражают недовольство в социальных сетях, власти сохраняют спокойствие и не реагируют на возмущение. По замыслу властей, теперь поголовно у всех, кто родится впредь, или у тех, кто захочет поменять паспортные данные, а также у тех, кто обратится просто за паспортом, а возможно, и у всех жителей страны, будут персидские окончания в фамилиях. Условный Каримов станет или Каримзодой, или Каримиён, возможно, Карими, и есть еще вариант с Каримпуром. У условной вымышленной Наргез Шафировой появится фамилия Шафири или Шафирдухт (женское окончание).
С именами также будет просто. Подготавливается список, в котором изначально находится менее 4,000 имен и выбрать нужно будет из этого списка.
Конечно, официально говорят, что все это носит рекомендательный характер, но мы-то все знаем, какой силой обладают «рекомендации свыше» в странах, где правят султаны и падишахи.
До этого, например, родителей обязали следить за детьми, иначе – штраф или хуже того, могут упрятать за решетку. Запретили подношение цветов учителям, запретили детям пользоваться телефоном, праздновать выпускной, носить определенную одежду. Еще до того запретили праздновать дни рождения с помпой, приглашать на торжества и свадьбы более определенного числа гостей, запретили продавать обычные лампочки, запретили заключать брак без медицинского осмотра и без медицинского освидетельствования девственности. Запреты, запреты.… Как бы все радовались, если бы запретили запрещать!
С одной стороны, неплохо, когда родителей законодательно обязывают подумать о том, смогут ли они позволить себе по два ребенка каждый год. Неплохо тоже, когда призывают людей экономить на свадьбах и похоронах, а не влезать в долги из-за них. Хорошо, что запрещают лишние траты денег. Но вся беда в том, что все законы делаются только для бедных людей, а элита так и остается выше закона. Вся беда в том, что многие законы и «рекомендации» превращаются в источник коррупции для чиновников низшего и среднего ранга. Вся беда в том, что законы так и остаются на бумаге, кроме, к сожалению, смехотворных, таких как обязательное ношение галстука и сбривание бороды, а также выбор имени и фамилии строго по списку.
Если ребенок – мой, на мне – его воспитание, расходы от покупки подгузников до оплаты учебы в университете, то какого черта кто-то другой будет определять, какое имя и фамилию ему носить?
А ведь те же чиновники пару лет назад отказывали людям, кто хотел дать ребенку персидскую фамилию, аргументируя это тем, что «ребенок вырастет, и его не пустят потом в Россию». Теперь эти же чиновники поголовно меняют свои фамилии с –ов на –зода, да и других заставляют. Мало кто из них понимает, что когда любовь, религия, патриотизм, идеология и все другое принуждается, то это дает просто обратный эффект.
Не именем ведь должны мы гордиться, а делами. А делами пока не получается. Пока мы – одна из самых нищих стран в мире, со слабой экономикой, повсеместной коррупцией, отсутствием социальной справедливости. Политики нет, но полно людей, которые стоят выше закона, которые привыкли принуждать и запугивать. Уже страну никто нигде не воспринимает серьезно. В то время как мы избавляемся от русских окончаний в фамилиях, в русском языке появляются слова типа «таджичить», что означает работать до полусмерти, заниматься рабским трудом ради мелочи.
Нет никакой речи здесь о гордости за персидские фамилии или о стыде от ношения чужих (русских) фамилий и имен (арабских). Речь идет о свободе выбора. Когда во многих законах можно найти тонны грамматических и логических ошибок, когда национальный государственный язык не играет никакой роли в самой стране, в бизнесе, среди интеллектуалов, в СМИ и на уровне международных организаций, надо ли делать из себя посмешище, начиная от окончания фамилий и переименования названий ресторанов и магазинов? Почему бы не начать, например, с переименования таких слов, как суд, конституция, прокурор, персидский вариант которых уже 25 лет используется в СМИ, в поэзии и прозе? Почему бы не поднять уровень жизни (для этого надо искоренить коррупцию, восстановить социальную справедливость – больше ничего не надо), чтобы сами люди без принуждения начали гордиться своей страной, своей нацией, своим языком?
Photo: Freedom – miniature – Freedom Series, Gwen Meharg