Работа Аширбека Муминова, одного из ведущих казахстанских историков и экспертов по религии, посвящена исследованию роли и значения богословов ханафитского мазхаба в истории Центральной Азии в VIII–XV веках. Книга в основном рассказывает о жизнеописании богословов-ханафитов Центральной Азии, их взаимодействии с местными культурными традициями и роли в создании ханафитской школы.
Исследование осуществлено на основе рукописи историка и выходца из Золотой Орды Махмуда ибн Сулайман ал-Кафави (ум. в 989/1581 г.), сформировавшегося в Крыму в османскую эпоху, «Ката’иб а‘лам ал-ахйар мин фукаха’ мазхаб ан-Ну‘ман ал-мухтар» («Разряды выдающихся мужей из законоведов школы ан-Ну‘ман Избранника»).
Согласно свидетельствам уже учеников факиха, отцом ал-Кафави был некий Сулайман ибн Абд, относившийся к племени шеркеш (черкес), обитавшему на территории Золотой Орды, который попал в плен воинам крымских татар и был продан в рабство на невольничьем рынке Кафы. (Муминов 2015:70-71). Cам ал-Кафави родился в городе Кафа (Кефе, Кепе, позднее Феодосия), расположенном на Крымском полуострове. В данный период Кафа уже перешла от генуэзцев к османам. О жизни ал-Кафави известно мало. Несмотря на занимаемую в то время высокую должность (мартаба), Махмуд ал-Кафави был скромным, доступным человеком, часто организовывал научные собрания (маджалис), где велись академические беседы (сухбат). Часть таких собраний присутствующие посвящали суфийским радениям (зикр Аллах). Перед научными беседами Махмуд ал-Кафави накрывал богатый стол, щедро угощая своих гостей-ученых, праведных людей. На таких собраниях, продолжавшихся до полуночи (нисф ал-лайл), поднимались и обсуждались ученые вопросы, посвященные толкованию Корана, комментированию хадисов и т.д.[1]
В 1542-1543 ал-Кафави покидает Каф и переезжает в Константинополь (Стамбул) на учебу в медресе к известному ханафитскому богослову Абд ад-карим–заде. По возвращению в Стамбул он собирает материалы для будущей своей книги и покупает книги для своей домашней библиотеки. По расположению медресе «Гюранийе», соборных мечетей «Кадыаскер ‘Абд ар-Рахман ибн ‘Али» и «Чиви-заде», объектов, где бывал ал-Кафави, можно определить, что его деятельность протекала на территории современного района Стамбула «Фатих» (Fatih Belediyesi)[2]. Большую часть свой жизни ал-Кафави провел на территории современной Турции и захоронен (могила сохранена) в г. Синоп.
Исследователи из постсоветских стран уделяли сравнительно мало внимания «Ката’иб а‘лам ал-ахйар» ал-Кафави, в сравнении с турецкими исследователями. Работа ал-Кафави «Ката’иб а‘лам ал-ахйар», согласно Муминову, «в Османской империи и за пределами использовалась в качестве справочного материала и вспомогательного учебного пособия» (Муминов 2015:93). Современные турецкие исследователи рассматривают ал-Кафави в качестве составителя историко-биографического словаря.
Исследование Муминова дает возможность посмотреть на развитие ханафитского мазхаба на примере арабо-мусульманского историко-биографического сочинения жанра «табакат». Махмуд ибн Сулайман ал-Кафави при составлении свой рукописи пользовался османской традицией факихов табакат ал-ханафия другого автора Ала ад-дин Али Челеби ибн Умру Аллах Кинали Заде ал-Хамиди (умер в Эдирне в 979/1572 году). Как пишет Муминов, работа ал-Кафави касается таких регионов Центральной Азии, как Бухара, Самарканд, Туркестан, Хорезм периода XII-XIII веков, а так же Египта, Сирии и Малой Азии. Согласно Муминову, основная часть работы ал-Кафави включает в себя 676 биографии, из них 544 биографии факихов, 132 суфиев.
В «Ката’иб а‘лам ал-ахйар» ал-Кафави фиксируется, как кодифицировалась ханафитская школа мазхаба. Муминов пишет что «В «Ката’иб а‘лам ал-ахйар» приводятся выдержки из произведений, описывающие ход обсуждения и принятия решений. Широко распространенным способом принятия решения был выбор факихом одного решения из нескольких высказываний предшественников по данному вопросу» (Муминов 2015:193). Интересно, что факихи-законоведы иногда вынуждены были учитывать мнение местного населения, и знание нравов и обычаев (урф, адат) было одним из требований к факиху, мужтахиду (Муминов 2015:194).
Ал-Кафави в своем труде не уделял особенного внимания развитию суфийских генеалогических цепей (силсила) (Муминов 2015:248). Но, как пишет Муминов, «попутный материал в нем дает некоторое представление о бытовании суфизма в Центральной Азии. Так, в IV/X такие аскеты (зуххад) Бухары как Абу Бакр ибн Хамид (один из ученых, известный под именем «Чахар Бакр» и Абу Бакр хафс ас-Сафкардари, не одобряли фетву факиха Мухаммада ибн ал-Фадл ал Бухари о признании принятой в Бухаре формы долгосрочного найма, находя в ней скрытую форму ростовщичества» (Муминов 2015:249).
Муминов приводит также свидетельства ал-Кафави о суфийском ордене, существовавшем в регионе, в частности, биографии 16 центральноазиатских шайхов братства Накшбандийа и семи шайхов Кубравийа. Так же интересно, что ряд суфиев из Центральной Азии были активны в Малой Азии.
Сочинение ал-Кафави также содержит в себе значительную информацию по интеллектуальной истории Золотой Орды, в частности, оно отражает три разных периода в истории Золотой Орды:
1) период активизации транзитного торгового пути (1330-1370-е годы), сопровождаемый большим подъемом интеллектуальной жизни в Золотой Орде при ханах Гийас ад-дине Мухаммаде Узбек-хане (712-742/1312-1341), Джанибек-хане (742-758/1341-1357) и Тохтамыш-хане (778-797/1376-1395). При этом происходит распространение ислама в Золотой Орде, повышение уровня культурной жизни, вызванное экономическим ростом.
2) период разрушения торгового пути под влиянием внешнего фактора (1370-1390-е годы), что сопровождается массовой эмиграцией ученых теперь уже из Золотой Орды.
3) активное использование торгового пути учеными и паломниками (1500-1550-е годы). В результате возникновения государства Сефевидов (1502-1736) в Иране и ведения им ши‘итской политики становятся затруднительными через его территорию контакты между Центральной Азией и странами Ближнего Востока, с Малой Азией в том числе. Многие паломники и ищущие знания (туллаб ал-‘илм) могли попасть в центральные регионы мусульманского мира через пути, проходящие через территорию Золотой Орды. Прохождение паломников через северные берега Каспийского моря стало невозможным, вероятно, в результате ликвидации Казанского и Астраханского ханств Российской империи. Люди, оказавшиеся в Османской империи, не смогли вернуться в Центральную Азию и были вынуждены остаться на чужбине. В этот период происходит консервация учебного процесса в системе конфессионального образования в Центральной Азии[3].
Работа Муминова является детальным исследованием «Ката’иб а‘лам ал-ахйар» ал-Кафави – рукописи, являющейся энциклопедией о развитии ханафитского мазхаба в центральноазиатском регионе.
[1] Аширбек Муминов «Махмуд ибн Сулайман пл-Кавафи и его сведения по истории Золотой Орды», 28.10.2014, http://e-islam.kz/ru/qazaqstandagy-islam/vnutrennie-kategorii/aza-standa-y-islam-tarikhy/item/5775-makhmud-ibn-sulajman-al-kafavi-i-ego-svedeniya-po-istorii-zolotoj-ordy
[2] Там же
[3] Там же
С содержанием книги можно ознакомиться здесь
Муминов Аширбек Курбанович, заведующий кафедрой религиоведения Евразийский Национальный университет им. Л.Н. Гумилева, доктор исторических наук, профессор