Местная коррупция и отсутствие сотрудничества со стороны правительств Центральной Азии во многом замедляют реализацию программ развития ЕС в регионе. Отчет Комиссии ЕС считает, что ЕС “может и должен ужесточить подход в управлении своими программами бюджетной поддержки в Таджикистане и Кыргызстане и связывать их с конкретными мерами по борьбе с коррупцией”.
Рыскельды Сатке (оригинал комментария опубликован на сайте European Council on Foreign Relations 12 января 2016 года)
Опыт Европейского Союза в продвижении реформ в Украине может быть очень полезным и в бывших советских республиках Центральной Азии. Однако, поскольку в Украине борьба против повсеместной коррупции увязла в междоусобной политической борьбе, перспективы для других государств, таких как Кыргызстан, который был главным бенефициаром помощи ЕС в последние годы, могут оказаться не радужными. Хотя Кыргызская Республика пережила две революции за последние десять лет, в стране по-прежнему ведется борьба с коррупцией, достигшей огромных масштабов для такой маленькой страны. Перед экономическим кризисом, в 2013 году Всемирный Банк оценил уровень бедности в 37 процентов, что составляет около двух миллионов человек в стране с шестимиллионным населением на 2016 год.
В этом году, резкое снижение экономического роста и ухудшение многочисленных социальных проблем стали основанием для возобновления дискуссий о реформах внутри страны. В течение нескольких лет ЕС финансирует инициативы по реформам в размере десятков миллионов евро. Согласно докладу комиссии ЕС, “Европейский Союз выделил 55.2 миллиона евро Кыргызстану в 2007-2010 гг. В 2011-13 гг было выделено еще 51 млн евро для приоритетных сфер. Страна также получает помощь из тематических программ ЕС, таких как Европейская инициатива за демократию и права человека (ЕИДПЧ)”. В 2014-2015 гг ЕС объявил о предоставлении более 36 млн евро в виде грантов для системы образования, в то же время последний отечественный опрос показал, что 26 процентов коррупции в Кыргызстане происходит в учебных заведениях.
Другой опрос, проведенный Всемирным Банком и министерством экономики Кыргызстана в 2014 году, показал, что 37 процентов респондентов считают, что образования высокого качества можно достичь только через дачу денежных средств учителям и преподавателям. Шокировало то, что опрос также показал, что 44 процентов студентов давали взятки в течение последних трех лет. Обычная ставка для поступления в (якобы) бесплатные местные университеты, согласно исследованию, составляет 120 евро. Социальные услуги Кыргызстана также не отстают по коррумпированности – 50 процентов пенсионеров признали, что давали взятки в размере от 8 до 10 долл. В свою очередь отчет ОБСЕ от 2014 года на эту тему подтверждает, что практика взяточничества повсеместно распространена в сфере образования, здравоохранения, правоохранительной и судебной системе Кыргызской Республики. Отчет утверждает, что в стране “судебные учреждения крайне неэффективны и общественный контроль является очень слабым” в случаях коррупции.
Европейские политические круги уже много лет хорошо осведомлены об этой проблеме. Отчет ЕСА утверждает, что местная коррупция и отсутствие сотрудничества со стороны правительств Центральной Азии во многом замедляют реализацию программ развития ЕС в регионе. Отчет Комиссии ЕС считает, что ЕС “может и должен ужесточить подход в управлении своими программами бюджетной поддержки в Таджикистане и Кыргызстане и связывать их с конкретными мерами по борьбе с коррупцией”.
Помимо широко распространенной коррупции, Управление ООН по правам человека по- прежнему обеспокоено “продолжающейся и широко распространенной в Кыргызстане практикой пыток и жестокого обращения с лицами, лишенными свободы с целью получения признаний, в частности, в правоохранительных органах; количеством смертей в заключении и тем фактом, что ни один из случаев, доведенных до сведения Комитета, не привел к какому-либо обвинительному приговору”. Учитывая этот откат в области прав человека и развитие коррупции, ЕС должен пересмотреть свою политику помощи в Кыргызстане.
Во-первых, Брюссель должен улучшить свой контроль над кредитной политикой Европейского Банка Реконструкции и Развития (ЕБРР) в отношении инвестиционных проектов, которые прямо или косвенно связаны с нарушениями прав человека в Центральной Азии. В частности, ЕС должен повысить соответствие ЕБРР стандартам кредитования Европейского Союза, так как банк финансирует разработку золотодобывающего рудника Кумтор в Кыргызстане, одного из крупнейших в регионе. Данный проект оказался в центре скандала после того, как появились сообщения о возможных негативных экологических последствиях и нарушениях прав человека в отношении местных активистов со стороны властей Кыргызстана. В октябре 2015 года стало известно, что кыргызские спецслужбы намеренно преследовали международную группу из состава Bankwatch (экологическая НПО) и организацию по защите прав человека Front Line Defenders во время поездки в район Джеты Огуз вблизи рудника.
Во-вторых, ЕС должен сосредоточить свои усилия на обеспечении прозрачности распределения помощи на всех уровнях государственной власти в Кыргызстане, являющейся конечным бенефициаром программ помощи. Власти должны быть осведомлены об условиях, необходимых для получения финансирования, и о необходимости фундаментальных реформ. Кыргызстан имеет активное гражданское общество, которое может быть особенно полезным в продвижении необходимости подотчетности в государственных учреждениях.
Слишком много раз мы видели, как коррумпированные власти в постсоветском пространстве пользуются наивностью европейской грантовой политики, принимающей желаемое за действительность. Политика потакания таким правительствам контрпродуктивна. Наивные западные политики, как правило, ободряют режимы их в стремлении к большей власти, которая, в свою очередь, приводит к большим проблемам и насилию. Коррумпированные кыргызские политические элиты не сильно отличаются от своих коллег в Украине. Таким образом, задача по проведению реформ для борьбы с коррупцией в Украине является важной задачей для имиджа ЕС. Брюссель должен осознать это и пересмотреть свою стратегию по отношению к другим государствам с похожими симптомами хронических проблем. Если Украина их ничему не научит, то европейцы скоро обнаружат, что ЕС в очередной раз впустую тратит время и деньги в Кыргызстане и в Центральной Азии, в целом.