Новая 226-страничная книга, написанная группой экспертов, которые, как предполагается, имеют тесные связи с российскими спецслужбами, утверждает, что Исламское государство (ИГ) представляет собой, в первую очередь, идеологический феномен. Таким образом, сдержать эту группировку, а затем и ликвидировать, на территории Российской Федерации можно только через артикуляцию и мобилизацию контр-идеологии, основанной на сближении традиционного российского ислама и русской православной церкви
New Russian Book Says Only Ideological Approach Can Defeat Islamic State
Новая 226-страничная книга, написанная группой экспертов, которые, как предполагается, имеют тесные связи с российскими спецслужбами, утверждает, что Исламское государство (ИГ) представляет собой, в первую очередь, идеологический феномен. Таким образом, сдержать эту группировку, а затем и ликвидировать, на территории Российской Федерации можно только через артикуляцию и мобилизацию контр-идеологии, основанной на сближении традиционного российского ислама и русской православной церкви.
Книга под названием «Исламское государство: сущность и противостояние» была подготовлена под редакцией Яны Амелиной из Кавказского геополитического клуба и Андреем Арешевым из Научного общества специалистов по Кавказу. Книга была выпущена в середине октября во Владикавказе и описывает появление Исламского государства, уделяя особое внимание его расширению на Северном Кавказе, Средней Волге и в Крыму. Она содержит не только аналитические материалы, но и хронологию, карты и ключевые документы (полный текст доступен на Kavkazgeoclub.ru).
Но особенно примечательной делает книгу ее аргумент о том, что сегодняшнее применение силы Москвой против сторонников группы внутри России не только обречено на неудачу, но и контрпродуктивно. Таким образом, «Исламское государство: сущность и противостояние» требует совершенно иного подхода, базирующегося на признании того, что Москва ведет войну идей с ИГ и может выиграть только за счет активного продвижения традиционной исламско-православной идеологии.
В частности, редакторы книги заключают с явным признанием того, что «продолжение прежнего безыдейного существования невозможно» и что «единственным выходом из тупика является мобилизация здоровых сил верующих традиционных конфессий ради максимального сплочения российского общества и реализации национальных интересов России как в сфере геополитики, так и общественно-политической жизни».
Эта книга предлагает шесть конкретных и вполне примечательных рекомендаций для дальнейших действий:
- Она выступает за «всемерную поддержку традиционного для России ислама, включая организационную, финансовую, методологическую и т.п., а также обеспечение необходимого уровня безопасности исламских богословов и религиозных деятелей, ведущих идейную борьбу с религиозным экстремизмом».
- Она призывает за «развитие и укрепление соработничества Русской православной церкви и Духовных управлений мусульман как в сфере совместного проведения мероприятий в молодежной среде с целью профилактики радикализма, так и ради общего улучшения морально-нравственного климата в российском обществе, совместного противостояния информационным кампаниям атеистического и антироссийского характера».
- Она пишет, что эти две религии, работающие с государством, должны «проводить (в постоянном режиме) активную разъяснительно-пропагандистскую кампанию, разоблачающую заблуждения сторонников ИГ и других радикально-исламистских группировок посредством СМИ, социальных сетей и работы непосредственно в молодежных группах риска в школах, вузах и т.п».
- Она призывает к «созданию и развитию системы исламского образования и мусульманской богословской школы, гармонично сочетающей традиции российского ислама с вековой базой мировых исламских учебных и научных центров»
- Она настоятельно призывает российские правоохранительные органы избегать «антиисламской риторики как таковой» и требует пересмотра Федерального списка экстремистских материалов, например, отказ от произвольного включения в него «классических исламских текстов».
- И также книга призывает ограничить “свободное распространения в российских СМИ, Интернете и других средствах массовой коммуникации и в экспертном сообществе маргинальных, порой откровенно неадекватных суждений о якобы происходящем в России ограничении прав верующих, доходящих иногда до открытой апологии ИГ и других радикальных структур и организаций”.
Учитывая авторов книги и ее предмет, вполне вероятно, что эти предложения будут активно обсуждаться, особенно, так как они согласуются с текущим и более евразийским подходом президента Владимира Путина во внешней политики и безопасности. Как кремлевский лидер сам сказал на открытии Соборной мечети в Москве, этот подход отражает его убеждение, что русская цивилизация уходит своими корнями, как в христианство, так и ислам. Это перекликается с его более ранним предположением, высказанным несколько лет назад, что православие и ислам имеют больше общего, чем православное христианство имеет с католицизмом.
Почти наверняка Кремль не собирается принимать все эти идеи только потому, что они были высказаны лояльными Путину авторами, но три из них могут иметь серьезное влияние на ход мыслей Москвы: во-первых, идея о том, что борьба с Исламским государством, по крайней мере, в России, является битвой идей, а не только военным противостоянием, может привести к пересмотру того, как Москва ведет борьбу на Северном Кавказе и, возможно, и в более общем смысле. Во-вторых, указание на то, что антиисламская пропаганда и действия властей оказываются контрпродуктивными – отторгая больше людей, чем привлекая их – может привести к снижению применения такой политики. И, в-третьих, нападки книги на текущий список экстремистской литературы могут привести к еще более радикальному пересмотру этого списка, значительно расширяя предложение Путина о том, что святые книги традиционных религий находятся вне досягаемости судов.
Если Кремль начнет двигаться в любом из этих направлений, книга «Исламское Государство: сущность и противостояние», которая имела первоначальный тираж всего 300 экземпляров, может осуществить крупный сдвиг в действиях Путина к более идеологическому подходу не только к этой проблеме, но и к другим