Золотой рудник Кумтор в Кыргызской Республике, разрабатываемый открытым способом канадской горнодобывающей компании Centerra Gold, вновь находится в центре внимания. Новое геотехническое исследование, которое появилось в прошлом месяце в Journal of Geophysical Research: Earth Surface Американского геофизического союза, посвящено быстрому продвижению ледников Давыдова и Лысый на территории рудника. Это исследование открывает поле для дискуссии о том, было ли ускорение продвижения ледника «неожиданным», как это утверждает компания. Авторы исследования предполагают, что упущения в геотехнической деятельности в ходе эксплуатации уникального горного проекта стали основной причиной искусственного движения ледника, продолжающегося в течение девяти лет до 2012 года.
Геотехническое исследование бросает тень на операции Centerra в Кыргызстане
Золотой рудник Кумтор в Кыргызской Республике, разрабатываемый открытым способом канадской горнодобывающей компании Centerra Gold, находится в центре внимания нового геотехнического исследования, посвященного быстрому продвижению ледников Давыдова и Лысый на территории рудника. Это исследование, которое появилось в прошлом месяце в Journal of Geophysical Research: Earth Surface Американского геофизического союза, представляет наблюдения за развитием концов ледников на руднике Кумтор между 1998 и 2014 годами.
В 2012 году Centerra Gold показала значительные потери, «в результате которых компания зарегистрировала чистый убыток в размере $ 184,0 млн, или $0,78 на акцию, по сравнению с чистой прибылью в $ 370 900 000, или $1,57 на акцию в 2011 году». Снижение годовой прибыли, в основном, связано с двумя факторами, оба из которых имеют геотехнический характер. Первый – пересмотр в сторону понижения первоначальной оценки возмещаемой руды на Кумторе. Второй – «неожиданное ускорение льда и отходов в области высокого движения …, который сделал небезопасной разработку [под ледниками] и требует пересмотра графика производства».
Ускорение продвижения ледника приостановило производство золота на Кумторе на несколько месяцев в 2012 году, так как производственные мощности были перенаправлены от переработки руды на удаление льда и замену поврежденной дробильной инфраструктуры. Новое исследование, однако, открывает поле для дискуссии о том, было ли ускорение продвижения ледника действительно «неожиданным», и авторы исследования предполагают, что упущения в геотехнической деятельности в ходе эксплуатации уникального горного проекта стали основной причиной искусственной пульсации ледника, продолжающейся в течение девяти лет до 2012 года.
Ученые, проводившие это исследование, Стюарт С.Р. Джеймисон, Марек В. Эвертовски и Дэвид Д.A. Эванс из Даремского университета, Великобритания, заключают, что неоднозначная практика добычи, ведущаяся в Centerra Gold, а именно самовольный сброс пустой породы в верхнюю часть ледников Давыдова и Лысый, в конечном счете, стала причиной, повлекшей искусственное движение обоих ледников, в результате отработки открытым способом и дробления руды Кумтора. Доктор Джеймисон и его коллеги пришли к такому выводу, используя спутниковые снимки высокого разрешения. Этот вывод, однако, кажется, противоречит объяснению о происхождении и сроках ускорения ледника, приведенного в годовых отчетах Centerra.
Д-р Уильям Колган, доцент геологии Инженерной школы Lassonde Йоркского университета, Канада и бывший исследователь Геологической службы Гренландии и Дании (GEUS), сказал в комментарии к данной статье, что исследование Джемисона и других (2015) показывает, что продвижение конца ледника Давыдова ускорилось до относительно постоянных темпов, приблизительно в 200 м в год, в период с 2003 года по 2014 год. Таким образом, искусственное движение может считаться, по крайней мере, для гляциологических целей, десятилетним событием, начавшимся в 2003 году, что составляет примерно четыре года после начала складирования отвалов переработки на леднике. К 2010 году, например, искусственная пульсация уже была приведена в движение, и конец ледника Давыдова продвинулся примерно на 1,1 км от приблизительно 1,6 км, расстояния на которые ледник сдвинулся к 2012 году».
Centerra Gold в течение своей деятельности неоднократно отказывала в доступе к объектам Кумтора независимым экспертам и экологам для проведения исследований и оценки. В течение последнего десятилетия отсутствие прозрачности компании вызвало широкое неприятие Centerra Gold в Кыргызской Республике. Только после второго политического кризиса в Кыргызстане в 2010 году канадская горнодобывающая компания была вынуждена решением кыргызского парламента предоставить беспрецедентный доступ общественности к золотому руднику и открыть финансовые отчеты по проекту Кумтор. Сравнивая данные, представленные доктором Джеймисоном и его коллегами, с данными ежегодных отчетов компании, можно найти уже привычное отсутствие прозрачности, которое теперь, возможно, влияет на информирование акционеров компании о полном масштабе геотехнических проблем.
Доктор Теодор Передис, профессор политики и стратегии Школы бизнеса им. Шулиха Йоркского университета, Канада, в комментарии автору данной статьи объясняет, что «очень часто компании хотят видеть ситуацию в самом оптимистическом свете, особенно если альтернативой являются большие расходы. Мы ввели управление рисками в лексикон бизнеса, но не все компании прислушиваются к разумным советам своих риск-менеджеров по всем своим операциям. Как показывают многие корпоративные «несчастные случаи» (ВР, Exxon, Union Carbide, JP Morgan, Washington Mutual, Shearson Леман), крупные организации не всегда думают в унисон: одна рука не знает, что делает другая рука. А когда случается что-то плохое, корпорация реагирует слишком поздно или недостаточно, что приводит к плохим последствиям для окружающей среды, работников компании, общества и, в конце концов, для ее же акционеров».
Кыргызские и международные неправительственные организации были весьма критически настроены к Centerra в части воздействия Кумтора на местную окружающую среду и общины, а также из-за неудовлетворительной истории коммуникаций компании с экологическими и другими заинтересованными группами. В 2011 году пражская организация CEE Bankwatch провела независимое расследование экологических последствий эксплуатации Кумтора и пришла к выводу, что Centerra «загрязняла местные воды и ледники, скрывая доказательства таких негативных последствий от общественного контроля». Тем не менее, канадская компания не соглашается с критиками, указывая, что Centerra ведет свою горнодобывающую деятельность в соответствии с «передовой международной практикой».
Centerra Gold не единственная компания среди канадских флагманских компаний, которая сталкивается с серьезными геотехническими проблемами за рубежом из-за ледников. Barrick Gold в настоящее время имеет дело с групповым иском в размере $6 млрд со стороны акционеров компании, которые утверждают, в частности, что горнодобывающая компания давала чрезмерно оптимистические описания добычи в ледниковой местности и недооценила трудность задач, стоящих перед эксплуатацией рудника Паскуа-лама в Аргентине. Судебные разбирательства Barrick, которое идут в Верховном суде провинции Онтарио, могут дать сигнал и акционерам Centerra.
В предыдущие годы в Кыргызской Республике Centerra обвинялась в коррупции и даче взятки в ходе первой реструктуризации проекта Кумтор более десяти лет назад. В результате бывший директор компании Лен Хоменюк был объявлен в розыск Интерполом по запросу кыргызских властей. Лен Хоменюк был задержан местной полицией в Болгарии, которая, скорее всего, отреагировала на процедуру Интерпола. По сообщениям СМИ, правительство Болгарии арестовало бывшего генерального директора компании Centerra Gold по просьбе Кыргызской Республики.
Остается неясным, будут ли болгарские правоохранительные органы инициировать процедуру выдачи Хоменюка Кыргызстану. В заявлении, комментирующем арест своего бывшего директора, Centerra Gold настаивала, что обвинения в коррупции против Хоменюка являются «несостоятельными». Канадская компания защищается от обвинений в неправомерной деятельности в этой стране Центральной Азии. Несмотря на весь негатив, Centerra продолжает вести переговоры с правительством Кыргызстана по последней реструктуризации проекта Кумтор, третьей за последние пятнадцать лет. Кумтор остается крупнейшим активом канадской компании, который приносит ей 90 процентов от всей прибыли.
Рыскелди Сатке пишет аналитические материалы для информационных организаций и научно-исследовательских институтов в Центральной Азии, Турции и США. Связаться с автором можно по электронной почте: rsatke на gmail.com
Geotechnical study raises concerns over Centerra due-diligence at Kyrgyz mine
The Kumtor open pit gold mine in the Kyrgyz Republic, operated by Canadian mining company Centerra Gold, is the focus of a new geotechnical study that examines the rapid movement of the Davidov and Lysyi Glaciers at the mine site. This study, which appeared last month in the American Geophysical Union’s Journal of Geophysical Research: Earth Surface, presents observations of evolving glacier terminus positions at the Kumtor mine between 1998 and 2014.
In 2012, Centerra Gold posted substantial losses, “which resulted in the Company recording a net loss of $184.0 million or $0.78 per share, compared to net earnings of $370.9 million or $1.57 per share in 2011.” This decrease in annual profit was mainly blamed on two issues, both of which were geotechnical. The first was down-revising the original estimate of recoverable ore at Kumtor. The second was ” the unexpected acceleration of ice and waste in the high movement area … which made it unsafe to mine [beneath the glaciers] and required a revision to the production plan.”
Increased glacier movement idled gold production at Kumtor for several months in 2012, as excavation capacity was diverted from ore to ice removal, and damaged milling infrastructure was replaced. The new study, however, opens debate on whether this increased glacier movement was truly “unexpected”, and instead suggests that geotechnical mismanagement of the unique mining project was the underlying cause of an artificial glacier surge that had been ongoing in the nine years prior to 2012.
The scientists who conducted this study, Stewart S. R. Jamieson, Marek W. Ewertowski and David J. A. Evans of Durham University, United Kingdom, conclude that Centerra Gold’s controversial mining practices, namely the unpermitted dumping of waste rock on top of the Davidov and Lysyi Glaciers, were ultimately responsible for inducing artificial surges in both glaciers into the Kumtor open pit and milling operations. Dr. Jamieson and his colleagues reach this conclusion using high resolution satellite imagery. This conclusion, however, seems to contradict the origin and timing of glacier acceleration mentioned in Centerra’s annual reports.
Dr. William Colgan, Assistant Professor of Earth Sciences at the Lassonde School of Engineering at York University, Canada and former researcher with Geological Survey of Greenland and Denmark (GEUS), told CAAN that “Jamieson et al. (2015) demonstrate that the terminus of Davidov Glacier advanced at a relatively constant rate, of approximately 200 m per year, throughout the 2003 to 2014 period. Thus, the artificial surge may be considered, at least for glaciological purposes, as an approximately ten-year event that began in 2003, which is approximately four years after waste rock piling on the glacier began. By 2010, for example, the artificial surge was well underway, and the terminus of Davidov Glacier had already advanced approximately 1.1 km of the approximately 1.6 km it would advance by 2012.”
Centerra Gold has a mixed record on allowing independent experts and environmentalists on the Kumtor premises to conduct research and assessments. Throughout most of the past decade, the company’s lack of transparency translated into widespread enmity toward Centerra Gold in the Kyrgyz Republic. Only after a second Kyrgyz political crisis in 2010 was the Canadian mining company forced by the Kyrgyz Parliament to grant unprecedented public access to the gold mine and to open financial records of the Kumtor project. Contrasting the data presented by Dr. Jamieson and his colleagues with statements in Centerra annual reports, this historic lack of transparency may have extended to communicating the full scale of geotechnical challenges to shareholders.
Dr. Theodore Peridis, Professor of Policy and Strategy at the Schulich School of Business at York University, Canada, in a comment to CAAN via e-mail explains that “very often, companies choose to see a situation in the most optimistic light, especially if the alternative will cost dearly. We have introduced risk management in the vocabulary of business but not all companies do what a prudent risk manager would suggest for all their operations. Finally, as many corporate “accidents” have demonstrated, (BP, Exxon, Union Carbide, JP Morgan, Washington Mutual, Shearson Lehman) large organizations do not always think in unison nor does one hand know what the other hand does and when something bad happens, it is often the case that by the time the corporation reacts, it is too little too late, with horrendous consequences for the environment, their workers, society, and last their shareholders.”
Kyrgyz and international non-governmental organizations have been highly critical of Centerra, both for Kumtor’s impact on the local environment and communities, as well as the company’s poor communication record with the environmental and other stakeholder groups. The Prague-based organization CEE Bankwatch conducted an independent investigation into the Kumtor’s environmental effects in 2011, and concluded that Centerra “has been contaminating local waters and glaciers while hiding evidence of such negative impacts from public oversight”. Nonetheless, Canadian company remains dismissive of the critics indicating that Centerra’s mining practice is done according to “international best practice”.
Centerra Gold is not alone among Canadian flagship companies in facing serious geotechnical issues abroad involving glaciers. Barrick Gold is currently fighting a $6 billion class-action lawsuit in against shareholders who allege, in part, that the mining company communicated overly optimistic descriptions of the glacier mining and permitting challenges confronting its Pascua-Lama mine in Argentina. The Barrick litigation, which is proceeding in the Ontario Superior Court of Justice, may serve as a bellwether for Centerra shareholders.
In previous years, Centerra has been accused of corruption and bribery in the Kyrgyz Republic over the first restructuring of the Kumtor project more than a decade ago. As a result, company’s former executive Len Homeniuk was red flagged by the Interpol on request from the Kyrgyz authorities. Len Homeniuk was detained by the local police in Bulgaria which appears to have reacted to the Interpol procedure. According to news reports, Bulgarian government arrested former CEO of Centerra Gold at the request of the Kyrgyz Republic.
It remains unclear whether Homeniuk’s extradition procedure to Kyrgyzstan will be initiated by the Bulgarian law enforcement. In a statement regarding the arrest of its former chief of operations, Centerra Gold insisted that corruption allegations against Homeniuk are “without a merit”. Canadian company has been on the defensive over alleged misconduct in the Central Asian country. Despite the negatives, Centerra is in continuing negotiations with the Kyrgyz government on the latest restructuring of the Kumtor project, the third in the last fifteen years. Kumtor remains a biggest asset of the Canadian miner which accounts for 90 percent of the company’s profits.
Ryskeldi Satke is a contributing writer-analyst with news organizations and research institutions in Central Asia, Turkey and the US. Contact e-mail: rsatke@gmail.com
Cover photo © «Кумтор Голд Компани» www.kumtor.kg