Все большее число жителей Центральной Азии, в том числе Таджикистана, переезжают на постоянное место жительства в Соединенные Штаты. В результате возросшего числа соотечественников в новой стране их обитания, возникают ассоциации и общества, целью которых на первых порах является укрепление связей внутри общества, сохранение культурных и религиозных обычаев, а также помощь соотечественникам в решении их хозяйственных проблем. Одним из активных обществ центрально-азиатский диаспор в США является Таджикско-американская культурная ассоциация (Tajik American Cultural Association). О деятельности данной организации и о жизни таджиков США в беседе редактора CAAN Абдулфаттоха Шафиева с ее основателем и директором Владимиром Федоренко.
Активисты таджикской диаспоры в США
О таджиках в США
Давайте начнем со знакомства с жизнью таджиков в США. Я, конечно, понимаю, что вы не занимались изучением жизни таджиков в США с антропологической точки зрения и профессионально. Но, наверняка, у вас есть что сказать, исходя из ваших наблюдений. Есть ли какие-нибудь приблизительные оценки количества выходцев из Таджикистана, живущих в США? В каких городах и штатах, в основном, они живут? Чем занимаются, как попали сюда?
Трудно назвать точную цифру наших соотечественников, проживаюших в Соединенных Штатах Америки. По разным данным, в Америке проживает около 6000 прибывших таджиков, но, как показывает опыт общения и наблюдений, их количество значительно больше. В основном, они проживают в штатах Нью-Йорк, Небраска, Калифорния, и что нас радует, все больше таджиков (я хочу здесь пояснить, что под термином “таджик” на протяжении всего интервью я буду иметь ввиду всех граждан и экспатриантов Таджикистана) приезжают в столицу Америки и в вашингтонскую агломерацию. Многие прeбывают здесь временно с целью получения образования или же повышения квалификации. Eсть также и те, кто заключил рабочие контракты, получил право на постоянное проживание, с каждым годом растет количетво тех, кто получает американское гражданство.
Не секрет, что многим приходится трудиться в ресторанах, магазинах, в службах доставки, а максимум, помечтать о работе таксистом. Есть ли среди наших выходцев, те, которые работают в сфере более высыкой квалификации – доктора, инженеры, учителя, программисты?
Да, у нас есть ряд успешных примеров для подражания, когда наши соотечественники добились успеха, профессионального уважения и признания в американском обществе. В сравнении с другими диаспорами достижения диаспоры Таджикистана скромны, но молодое поколение, которое обучается в местных школах и университетах, имеет все предпосылки для успешной карьеры в Америке.
Как обстоят дела с соблюдением обычаев, культуры, религии, языка? В общем, представляется, что другие диаспоры передают этому аспекту больше внимания, чем центральноазиаты. Я не прав?
Я частично разделаю ваше мнение. Ностальгия по Родине, языку, культуре, религиозным обрядам, кухне, друзьям и родственникам является сильним фактором в жизни любого эмигранта, и американские таджики не являются исключением. Поэтому каждый старается соблюдать национальные традиции, только, как правило, такие события отмечают в узком кругу семьи, с родственниками или очень близкими друзьями. Следовательно, глядя со стороны, в связи с отсутствием широкомасштабных публичных мероприятий приверженность к национальной культуре остается не столь заметной. У других диаспор срок пребывания в США и количество иммигрантов намного больше, а это повлияло на институционализацию – созданию учреждений и организаций, которые являются платформой для представления национальной культуры, языка и религии. Таджикистан, как и вся Средняя Азия, отпраздновал всего 24 года независимости. Таджикская диаспора – очень молодая и процесс институционализации только набирает свои обороты.
Есть ли, например, семьи из Таджикистана, где ребенок растет в США с 4-5 лет или родился здесь, но все еще говорит и понимает язык своих родителей: фарси, узбекский, или русский?
Да, первое молодое поколение, что родилось или выросло в Америке, хорошо говорит и понимает родной язык, так как он является главным языком общения во многих семьях. Ну, а в семьях, в которых один из родителей не владеет таджикским, русским или узбекскими языками, английкий язык становится lingua franca и это существенно влияет на уровень знания вышеупомянутых языков. Я думаю, данный вопрос станет актуальным через пару поколений.
Я знаю, что некоторые родители, когда сын или дочь вырастает, женят его или выдают ее замуж за кого-то из Таджикистана. А бывают случаи, когда таджикские семьи выбирают для выросших детей невестку или зятя именно здесь, среди своих в США? Я говорю о так называемых arranged marriages, не по любви, а по выбору родителей, но уже внутри самой диаспоры?
Да, случаи внутри-таджикских браков довольно часто практикуются в таджикско-американском обществе. Это совершенно естественно, что молодожены находят много общего в культурном, бытовом и религиозном аспектах и как результат, это положительно влияет на взаимопонимание, любовь и уважение в семейных отношениях. А вот на счет arranged marriages, могу сказать, что мне подобных случаев встречать не доводилось. Я думаю, что в американском стиле жизни и с либеральным настроем общества, такого рода практика будет крайне неуместна.
Для иммигрантов первой волны, наверное, Родиной остается страна, где они родились, выросли, пошли в школу, где живут их родители или родственники и друзья. Где же находится Родина иммигрантов второго поколения? И так ли важен и рационален , по-Вашему, этот вопрос?
На этот вопрос трудно, вернее, невозможно ответить объективно – это то, что общим аршином не измерить. У каждого восприятие Родины и ответ будут разными и аргументы к ним весьма субъективны. Те, кто родился и вырос в Америке, могут чувствовать себя полноправными гражданами, и так как американское общество построено на мультиэтничности и мультикультурности, проблем с интеграцией в американском обществе не существует. Родители, будучи гражданами Таджикистана, могут так же оформить гражданство Таджикистана для детей, рожденных в Соединенных Штатах. В этом вопросе все будет решать ознакомленность с культурой, историей, традициями и, как результат, чувство принадлежности и ассоциации к той или иной атмосфере, стилю жизни, месту проживания или кругу общения.
Из Центральной Азии многие приезжают по разным визам, потом остаются – легально и нелегально. С одной стороны, нелегалы создают препятствия для тех в регионе, кто потом захочет приехать сюда, так как они могут и не получить визу. Сейчас, например, стало крайне трудно получить учебную визу F1, а летнюю программу Work and Travel, насколько я знаю, даже закрыли для Таджикистана. С другой сторони, этих ребят можно понять – они видят здесь другую жизнь, а дома их ничего лучшего не ждет, да и сами они не смогут ничего изменить у себя на родине. Как Вы смотрите на данную ситуацию с невозвращением граждан в Таджикистан?
Очень важно уважать законы и правила страны, в которую приезжают наши соотечетвенники. Находиться нелегально в Америке не только негативно влияет на репутацию граждан Таджикистана, но и на самих нелегальных резидентов, ставя их в очень трудное положение, из которого выбраться зачастую очень нелегко. Нелегальные резиденты не могут отстаивать свои права, получать социальные услуги, просить медицинскую и юридическую помощь, так как боятся депортации за пределы страны. Нам всем понятны мотивы, которыми руководствуются те, кто остается проживать в Америке, лишившись легального статуса, но это только усугубляет ситуацию и значительно сужает круг возможностей для их дальнейшего развития. Есть много образовательных и профессиональных програм, на которые поступить нелегко, но при усердном старании и должном стремлении можно добиться желаемого успеха.
Посол Таджикистана в США Фарход Салим во время празднования Навруза
ОБ АССОЦИАЦИИ
Расскажите, пожалуйста, немножко об истории возникновения, миссии и целях Вашей организации, чем она занимается.
Таджикско-американская культурная ассоциация, TAKA (Tajik American Cultural Association, TACA) основана в мае 2012 года, в городе Фэйрфакс штата Вирджиния. ТАКА – это неправительственная, некоммерческая организация, основанная на чистом энтузиазме группы молодых представителей таджикской диаспоры, преследующая три главные цели: оказание услуг и помощи таджикам, проживаюшим в вашингтонской агломерации, представление культуры Таджикистана, а также построение связей между Таджикистаном и США. Это был скромный проект, основанный на собственные сбережения создателей, и в случае непредвиденного фиаско, его можно было бы просто закрыть и тем самым никого не обидеть. Но наши мероприятия пользовались успехом и поддержкой таджикской диаспоры, что стало движущей силой организации по сегодняшний день. Да, и хочу добавить слово «таджик» в названии нашей организации не имеет сугубо этнического контекста, а учитывая многонациональность и многокультурность страны, включает в себя всех, кто родился, проживал или просто заинтересован Таджикистаном.
А на организацию мероприятий расходуете добровольные взносы или как?
Львиную долю всех стандартных финансовых расходов берем на себя мы сами, основатели ТАКА. Во время проведения специальных проектов и мероприятий мы обращаемся к родственникам и друзьям за помощью.
Обычно диаспоры помогают своим в решения их бытовых проблем – когда возникает проблемы со здоровьем, правовые проблемы, или просто с жильем, работой… Помогаете? Были такие случаи? Или каждый сам за себя?
В этом и заключена одна из основных задач создания нашей организации. Таких случаев очень много: помогаем студентам найти место проживания, собираем финансовую помощь в случае болезни, устраиваем семинары по решению бытовых и правовых вопросов и т.д. Оказываем помощь не только в Америке, но и в Таджикистане, например, оказали помощь Дому Сирот No 2 в г. Душанбе и дому престарелых в г. Худжанд, и т.п.
В наше время мало кому захочется заниматься общественной деятельностью, не приносящей дохода, так как нужно платить за дом, свет, газ, машину, еду, особенно, в иммиграционной жизни, когда приходится наверное по 14-16 часов трудиться, чтобы обеспечить семье достойную жизнь. Что же двинуло Вас лично, как создателя организации, согласиться на трату своего времени и нервов?
Иногда сам себе задаю этот вопрос (смеётся)! Да, порой, это нелегкое дело, которое требует жертв, но могу сказать, что лицезреть пользу результатов проделанной работы и получать положительную реакцию от наших соотечественников является очень приятной наградой для всей команды. Другой приятный аспект, который побуждает к деятельности – это сам процесс работы с друзьями-коллегами, которые так же жертвуют временем и финансами и занимаются этим на волонтерской основе. Без взаимопонимания, энтузиазма и поддержки между работниками ТАКА не смогла бы проделать эту работу.
Если кто-то вам говорит, что организация могла бы делать больше, чем просто организовать пару встреч и пикников в год, что отвечаете?
Во-первых, благодарим за интерес к тому, чтобы ТАКА принимала более значимую роль в оказаниии помощи диаспоре Таджикистана. Мы всегда приветствуем конструктивную критику и предложения, которые помогут оказать более эффективную помощь. Мы также уделяем большое внимание образовательным программам. Чтобы добиться желаемых успехов в сфере образования, важно не только знать, как устроена академическая система, но и стратегически использовать свои ресурсы и своевременно принимать решения. Например: ежегодно ТАКА организовывает Симпозиум молодых ученых Таджикистана, что является эффективной платформой для обмена опытом и построения профессиональных связей между студентов из Таджикистана и теми, кто заинтересован Таджикистаном. Каждый вклад, каждая идея и предложения очень важны, так как они олицетворяют намерения членов общества внести свою лепту в создании синергии для дальнейшей кооперации и взаимопомощи.
Но вы лично сами довольны работой организации или думаете, что при необходимой помощи и желании других, можно было бы делать что-то больше?
Могли бы, конечно, делать больше, если бы этим делом занимались профессионально и уделяли полное рабочее время. У всех членов ТАКА есть работа или учеба, где они проводят рабочий день, и только в свободное время от работы, по вечерам или по выходным дням мы собираемся, чтобы организовать работу ТАКА. Многие проекты, к сожалению, приходиться откладывать или отказываться за недостатком финансов и человеческого капитала.
Что же надо делать, чтобы заниматься консолидацией общества таджиков в США более организационно?
К сожалению, в наследство от 5-летней гражданской войны остались социальные травмы, которые до сих пор имеют отголоски в таджикском обществе. Послевоенное общество, разделённое вдоль этнических, региональных, религиозных, конфессиональных, политических и идеологических линий, имело/имеет непосредственное влияние на диаспоры Таджикистана. Во-первых, нужно в Америке действующим организациям создавать различные программы и на практике показывать примеры взаимодействия и кооперации, и это очень важно. Программы должны быть открыты для всех, учитивая мультиэтничность и мультикультурность Таджикистана и Америки. А обширная консолидация обществ таджиков может только появиться как естественный результат, нежели в итоге специально продирижированной программы.
Есть диаспоры, даже африканские, в США, которые здесь уже лоббируют политические вопросы, касающиеся их родных стран, продвигая вопросы предоставления более ощутимой помощи, соблюдения прав граждан в их странах, борьбы с коррупцией. Пока что думаю, ни одна из центрально-азиатских диаспор не занимается лоббированием политических вопросов, связанных с их странами. Или ошибаюсь?
Да, вы правы. Я в Америке, используя слово “диаспора” в отношении таджиков Америки, за отсутствием более удобного термина, чувствую себя неловко, так как слово “диаспора”, в моем понятии, подразумевает общество, которое живет за пределами своего государства, имея определенное политическое влияние на правительство страны проживания. Это, как я уже выразил ранее, зависит от количества иммигрантов, их организованности и срока проживания в Америке. По всем трем критериям Таджикистан, как и остальные среднеазиатские республики, не имеет значительных показателей.
Так почему? Диаспорам не важно, что их родные, близкие и друзья все еще живут не в тех условиях, в которых, например, живут жители США?
Я думаю, что эффективные механизмы оказания помощи своим соотечественникам еще не сформулированы. Для этого нужны время и опыт. А пока представители диаспоры помогают индивидуально или в скромных масштабах, что не очень заметно со стороны. Наша организация делает и будет делать все возможное, чтобы внести свой скромный взнос в развитие Таджикистана.
Что-нибудь можно делать и в направлении экономической помощи стране исхода?
Мы помогаем студентам и перспективным бизнесменам узнать больше об экономике Америки, интегрировать их в деловые круги и построить профессиональные связи. У успешных выпускников есть перспективы для построения и улучшения финансовых и торговых отношений в будущем. Такие недавно созданные организации, как таджикско-американская торговая палата (Tajik American Chamber of Commerce), будут иметь позитивный эффект для торговых и финансовых связей.
Спортивное оборудование, подаренное ТАКА для баскетбольной школы в Душанбе
О других обществах
Насколько я знаю, есть минимум еще одно общество таджиков, которое действует в Нью-Йорке? Есть ли и другие общества таджиков или выходцев из Таджикистана, или таджикоязычных в США? Сотрудничаете?
Да, есть несколько организаций, действующих в Америке. Наряду с ТАКА, в столице есть организация “Таджикистанцы в Америке” (People of Tajikistan in America, PTA), в Нью-Йорке две организации – “Таджикско-американская ассоциация” (Tajik American Association) и “Таджикское общество в США” (Tajik Community In The USA), а так же “Американско-таджикская ассоциация” (American-Tajik Association) в штате Небраска. У нас есть опыт сотрудничества с PTA неспосредственно в организации праздников Навруз, а с представителями других организаций мы общаемся и планируем углубить сотрудничество в будущем.
В России таких обществ очень много и понятно почему – там у нас несчетное множество обществ и взгляды на их работу таже разные. Но в США таджиков не так уж и много, чтобы делиться на разные общества, не думаете?
Я думаю, что на сегодняшний день количество организаций, защищающих интересы соотечественников, проживаюших в разных штатах Америки, невелико и из-за недостаточности опыта и средств деятельность наших организаций оставляет желать лучшего. Даже если все организации будут использовать все ресурсы, которыми сейчас владеют, это будет далеко недостаточным, чтобы ответить на нужды диаспоры. Причем, у каждой организации есть своё форте, своя сильная сторона в которой они будут более эффективны в своей деятельности. Более того, многогранность выбора будет удобна для общества, чем однообразие сервиса и услуг. Но, тем не менее, я повторюсь, что пока этот вопрос не актуален и любого рода деятельность будет на пользу таджикскому обществу.
Как работают общества из других стран Центральной Азии? Чему-нибудь у них можно поучиться или они могут чему-нибудь у вас поучиться?
Я, пожалуй, подчеркну несколько аспектов. Казахи – молодцы, очень достойное представление казахской культуры в Америке. Астана выделяет значительные финансы, и неправительственные организации активно дейтвуют, особенно в штате Техас. У Кыргызстана тоже хорошее представление культурного достояния республики, хочу так же отметить деятельность бизнес-организаций и частые визиты в штатах Иллинойс и Нью-Йорк. У туркменов заметна деятальность в академических кругах и проведении ежегодных симпозиумов. Хорошая организационная деятельность в академии, средствах массовой информации и значительное присутствие в предпринимательстве у узбекской диаспоры, проживающей в штатах Вирджиния, Нью-Йорк, Пенсильвания и Калифорния. У нас много общего, есть чему учиться друг у друга и обменяться опытом.
Недавно в Таджикистане приняли новый закон о гражданстве. Раньше многие надеялись, что наконец снимут ограничения о двойном гражданстве, и таким образом, все, кто получил гражданство США, европейских стран или других стран, могут претендовать на сохранение гражданства своей Родины. Таким образом, минимум они могли бы навести своих родных без получения визы, а максимум, сделать что-нибудь во благо своей страны и народа. Но этого не произошло. По вашему, важно ли дать возможность таджикистанцам сохранить свой первый паспорт при получении паспорта США, европейских стран, или, скажем, Кыргызстана?
Это очень важный вопрос. Да, возможность иметь два гражданства будет выигрышным вариантом для всех, обернется не только большой пользой для граждан, но и принесет значительную пользу Таджикистану и таджикско-американскому сотрудничеству. Это увеличит количество приезжаюших, упростит бюрократию и значительно увеличит финансовые и торговые связи.
Хотите что-то еще добавить, о чем я не спросил?
Нет, ташаккур.
Спасибо огромное за беседу.
Всегда пожалуйста. Спасибо вам.
Владимир Федоренко является исследователем демократических процессов, гражданского общества и гражданских движений, политики идентичности, а также процессов государственного строительства в Центральной Азии и в России. Работает научным сотрудником в Институте Rethink в городе Вашингтон, США. Владимир Федоренко имеет степень бакалавра международных отношений от университета Ege и бухгалтерского учета от университета Dokuz Eylul University в Турции, а также степень магистра политических наук от университет George Mason в США. Он также является основателем и президентом Таджикско-американской культурной ассоциации. Ранее работал в качестве директора Форума Руми в Вашингтоне. Свободно владеет английским, таджикским, русским и турецким языками.
Фото с официальной страницы TACA в Facebook