Лука Анчески в публикации для Central Asia Program – Turkmenistan’s Export Crisis: Is TAPI the Answer?/”Экспортный кризис Туркменистана: станет ли ТАПИ решением” – пишет о том, что Туркменистан, возможно, постепенно опускается в пучину беспрецедентного кризиса экспорта с резким сокращением выбора для экспорта природного газа, главного товара Туркменистана.
Перспективы экспорта Туркменистана были кардинально изменены с открытием газопровода Центральная Азия-Китай, сменившего главного энергетического партнера страны с России на Китай. В начале октября 2014 года Газпром объявил о своем решении приостановить закупки природного газа от поставщиков Центральной Азии и не обновлять существующие контракты с ключевыми региональными экспортерами: Узбекистаном и Туркменистаном. В то же время отношения в сфере энергетики с Ираном также вступили в фазу упадка. Торговля с Китаем оказалась единственным долгосрочным вариантом для экспорта туркменского природного газа. В период с 2009 по 2013 годы торговля газом между Туркменистаном и Китаем выросла примерно на 800 процентов, достигнув 24,3 млрд кубометров в год в 2013 году. В 2015 году предусматривается, что китайский импорт туркменского газа возрастет до 40 миллиардов кубометров в год.
В то же время торговля с Китаем была и останется в краткосрочной перспективе невыгодной: объемы торгуемого газа используются правительством в Ашхабаде, чтобы погасить долг, который возник в результате заключения контракта с CNPC для строительства газопровода Китай-Центральная Азия и разработки газового месторождения Галкыныш.
Вместе с этим экономика Туркменистана находится не в лучшем состоянии, и падение доходов от экспорта газа вместе с эффектом от валютного кризиса в России повлияли на ухудшение экономических показателей Туркменистана. В 2015 году любое возможное снижение цен, по которым ведется торговля газом с Китаем, или снижение объемов, закупаемых CNPC, может еще больше усугубить больной статус экономики Туркменистана.
Поэтому на повестке вновь возник проект газопровода Туркменистан-Афганистан-Пакистан-Индия (ТАПИ) как возможность диверсификации экспорта. Но Ашгабад по-прежнему не желает либерализовать условия входа на рынок для больших иностранных энергетических компаний. Это и другие факторы ставят под сомнение возможности реализации ТАПИ.