Новый доклад Chatham House, май 2015
Автор – Д-р Эндрю Монаган, старший исследователь программы по России и Евразии
Война в Украине предполагает наступление новой эры конкуренции между Западом и Россией. Конфликт (вновь) обнажил фундаментальные различия в том, как понимается европейская безопасность и как растет конфликт ценностей. Совокупно эти проблемы могут означать начало “столкновения Европ”, противопоставляя западное, относительно либеральное видение региона против более консервативного – со стороны “российской Европы”.
Приобретающий популярность нарратив о “новой холодной войне” интерпретирует эту конкуренцию как возобновление холодной войны. Многие западные политические деятели и наблюдатели утверждают, что президент России Владимир Путин пытается повернуть время вспять и даже восстановить СССР, и поэтому опыт холодной войны может предложить полезные уроки для сегодняшних политиков.
Этот нарратив, хотя и привлекает внимание, вводит в заблуждение. Он слишком часто превращает обсуждение в повторяющуюся и упрощенную полемику, ограничивая понимание России и ее отношений с Западом. Это осложняет выработку Западом реалистичной политики в отношении кризиса на Украине, так и к России в целом.
Использование других сенсационных исторических аналогий – таких, как сравнение действий современной России и нацистской Германии в конце 1930-х годов – еще более отвлекает от понимания сложного международного кризиса. Это злоупотребление историей, в которой политические мифы и абстракции привносят неясность, в которой теряются обоснованные аргументы о России и размываются различия между предполагаемым и известным.
Дебаты о “новой холодной войне” являются ловушкой для западного понимания России в ХХ веке. Они отражают и поощряют опасную тенденцию со стороны политиков и военных стратегов, заключающуюся в том, чтобы готовиться к прошедшим войнам. Они также создают обманчивое чувство знания о и предсказуемости России, что не учитывает иную международную обстановку сегодня, а также приспособляемость России к изменяющейся геополитике.