Угроза «гибридной войны» – инструмент сохранения сферы влияния России.
Нынешняя «война/конфликт» на/в Украине и в какой-то степени «война/конфликт»[1] августа 2008 в Грузии несет однозначный сигнал для всех соседей России. Этот сигнал очень прост – кто не с нами, тот будет повергнут в хаос. Данный контекст будет предопределять внутренний баланс и внешнеполитический вектор стран Балтики, Центральной Азии и Кавказа. Как показывают результаты парламентских выборов 2014 года в Латвии, «Партия Гармонии» мэра города Рига Нила Ушакова получила 27% голосов избирателей. В своей предвыборной компании Ушаков придерживался риторики, что «не будет раздражать Путина»[2]. И это произошло в традиционно антироссийской Балтике, которая с распадом Советского союза стремительно интегрировалась и впитывала в себя европейские ценности и институты в рамках Европейского союза и НАТО[3].
Не будет лишним привести также пример Армении и Кыргызской Республики, которые подписали соглашения о присоединении к Евразийскому Экономическому Союзу 9 октября и 23 декабря 2014 года, соответственно. При том, что Армения с 1999[4] имела намного более привлекательное соглашение о партнерском сотрудничесве с Европейским союзом, которое в 2013 году даже создало основу для переговоров об ассоциации Армении с ЕС. Армения является членом Всемирной торговой организации, как и Кыргызская Республика. Под таким де давлением стоят Азербайджан, Казахстан и Узбекистан.
Многие аналитики обоснованно будут аргументировать, что членам НАТО не стоит бояться России и ссылаться на статью 5. И они будут абсолютно правы. При том, что бюджет на оборону у США ежегодно достигает около $600 млрд[5] по сравнению с Россией, которая тратит всего лишь $60 млрд[6]. Кроме того, 15 мая 2015 года Палата представителей проигнорировала вето президента Обамы и проголосовала за проект бюджета на оборону, в рамках которой предусмотренно также и предоставление вооружения украинской армии.
Очевидно, при традиционной «войне» баланс сил находится на стороне США и ее союзников в Европе, конечно без учета ядерной войны. Однако в условиях «гибридной войны» не все так однозначно. По простой причине: пока никто не знает правила этой войны и нет парaметров измерения. «Гибридная война», как заявил Генеральный Секретарь НАТО Дженс Столтенберг, «состоит из различных инструментов угроз; включая традиционные методы, диверсию и кибер атаку»[7].
Тем временем, мировой гегемон – США – в лице Администрации Президента Обамы, наотрез отказывается быть вовлеченным в проблемы Европы. Конечно, руководствуясь, прежде всего, приоритетами внешней политики США. Бывший сенатор Кул Джон поделился следующим мнением в беседе с участниками программы Рамсфелда: «в Центральной Азии США представляют «гигантом», который строит конспирации, хочет управлять всеми остальными и сможет решить все проблемы в одночасье при желании. США же из-за того, что об этой стране сложился имидж «гиганта» за границей, невольно становится соучастником событий, к которым они были даже не подготовлены реагировать и реагировать на которые было не в их интересах»[9].
Если вспомнить выборы 2008 года, президент Обама выиграл их, потому что американский народ четко дал понять то, что его приоритеты – это развитие экономики и создание рабочих мест, а не ввязывание в борьбу других. Но, по мнению ученого Майкла Рубина при American Enterprise Institute, администрация не учла уроки прошлого о том, что изоляция США от внешнего мира неизбежно ведет к нестабильности. Он утверждает, что США должны быть активным лидером в разрешении кризисов на/в Украине и в Иране. На позицию, где США фокусируется на внутренних вопросах и только приоритетных вопросах во внешней политике, указывает и выступление в институте Брукингс 31 марта 2015 года заместителя секретаря Государственного департамента США Энтони Блинкена. Он презентовал новую стратегию партнерства США с Центральной Азией и заявил, что политика КНР в регионе комплиментарна интересам США[10]. Складывается впечатление, что США выбирает выжидательную позицию, предоставляя КНР право выстроить инфраструктуру в регионе. Со стороны США же ничего амбициозного не предвидится.
Однако, это не значит, что США отныне будет менее активным в регионе. Выражаясь словами Стивена Сустановича, старшего ученого в Council on Foreign Policy, «в США сейчас период президента-минималиста, как правило, после такого президента придет максималист»[11]. Учитывая то, что президентские выборы США состоятся только в 2016 году, это может повлиять на события в евразийском регионе. Однозначно то, что единственной защитой против «гибридной войны» для стран Центральной Азии и Кавказа и в какой-то степени для стран Балтики является создание и реформирование государственных институтов, с тем, чтобы сделать их максимально компетентными в преодоления предстоящих вызовов. Одновременно с этим, вопрос создания инклюзивного общества, основанного на гражданстве, нежели на этнической, клановой и региональной составляющей, дадут шанс противостоять вызовам будущего в переломный момент истории.
[1] В целях отражения существующей терминологии используются оба определения. К примеру, в публичном дискурсе в Грузии и в западных странах, события августа 2008 года между Россией и Грузией определены как «война». А в России и странах СНГ используется термин «конфликт».
[2] http://www.huffingtonpost.com/kevin-m-f-platt/mayor-of-latvian-capital-_b_5775232.html
[3] https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%9D%D0%90%D0%A2%D0%9E
[4] http://eeas.europa.eu/armenia/index_en.htm
[5] http://www.unian.info/politics/1078587-us-house-overrides-obamas-veto-passes-defense-policy-bill-with-lethal-aid-for-ukraine.html
[6] http://www.globalfirepower.com/defense-spending-budget.asp
[7] http://www.defensenews.com/story/defense/international/europe/2015/05/14/nato-eu-work-together-hybrid-warfare/27333967/
[8] http://www.macrotrends.net/1369/crude-oil-price-history-chart
[9] https://caa-network.org/2015/04/22/%D0%BF%D1%80%D0%BE%D0%B3%D1%80%D0%B0%D0%BC%D0%BC%D0%B0-%D1%81%D1%82%D0%B8%D0%BF%D0%B5%D0%BD%D0%B4%D0%B8%D0%B9-%D1%80%D0%B0%D0%BC%D1%81%D1%84%D0%B5%D0%BB%D0%B4%D0%B0-%D0%BF%D0%BE%D0%BC%D0%BE%D0%B3/
[10] http://www.brookings.edu/~/media/events/2015/03/31-blinken/20150331_central_asia_blinken_transcript.pdf
[11] S.Sustanovich, 2014. “Maximalist: America in the World from Truman to Obama”, Random House LLC.