Президентство Назарбаева стоит как вопрос национального выживания, в связи с тем опасением, которое вызвали в Астане региональные и глобальные события.
Stress Tests for Kazakhstan
Отчет Международной кризисной группы (International Crisis Group), 13 мая 2015
По мнению авторов отчета Международной кризисной группы, события в Украине обострили уязвимость Астаны, усложнив стоящую перед Казахстаном серьезную дилемму: поддерживание дружеских отношений с Россией с одной стороны, а с другой – строительство своей собственной национальной идентичности. С общей границей в 7951 км, наличием значительной русской диаспоры и тесными экономическими связями с Россией, Казахстан должен соблюдать тонкий баланс. Цитируя одно из интервью, проведенных авторами отчета в Казахстане, президент Назарбаев разработал свой метод «управления медведем», удовлетворяющий потребность России в уважении, в то же время стремящийся улучшить отношения с другими игроками, чтобы сбалансировать ее влияние. Россия же считает, что в отличие от Украины, может выработать взаимоприемлемые договоренности с Казахстаном. Отчет приводит слова российского дипломата, называющего Назарбаева «проверенным другом», хотя и с «менталитетом восточного базара».
После аннексии Крыма, отношения с Москвой были омрачены восприятием Путина как воинственного и двуличного политика. По словам казахстанского аналитика, «если раньше Казахстан воспринимал Россию как большого брата, который придет на помощь, когда это будет необходимо, теперь это восприятие стало более скептичным. События в Украине показывают, что нужно быть готовым ко всему». Хотя Астана воздерживается от публичного проявления недовольства, казахстанские чиновники все больше понимают, что настало время выработать более зрелые и равноправные отношения с Россией.
В то же время стресс-тест для Казахстана означает, что возросли риски в экономике. Международные санкции против России, падение цен на нефть и технические проблемы на нефтяном месторождении Кашаган уже отразились на главном факторе единства страны – экономическом росте. Диверсификация экономики и внешней политики многовекторности являются взаимодополняющими способами укрепления казахстанской независимости. Китайские инвестиции играют ключевую роль. По словам опрошенного казахстанского чиновника: «китайские инвестиции являются движущей силой в Центральной Азию и Китай заинтересован в стабильности … Китай – это новая реальность».
Обострение этнических рисков связано с объявленным Москвой намерением защищать русскоязычных, где бы они ни были. Но немаловажную роль играет и личность самого президента Назарбаева, который воспринимается как единственный нейтрализатор растущего национализма в Казахстане. Астана должна признать, что национальное и этническое единство с момента обретения независимости в 1991 году базируется на хрупкой конструкции, слишком зависимой от Назарбаева. Как прокомментировал авторам представитель русского казачества в Кокшетау: «национал-патриоты говорят, что после Назарбаева [в Казахстане] будет национальное государство. Они пугают людей, что все будет на казахском языке». По мнению Международной кризисной группы, Ассамблея народов Казахстана (АНК), будучи представительным органом для этнических меньшинств должна делать больше, чтобы укрепить мульти-этническую основу и многоконфессиональный характер государства. Эксперты считают, что нужно укреплять содействие умеренной исламской идентичности среди казахов и представителей других этнических групп.
Среднесрочный прогноз экспертов для РК таков: Казахстан остается институционально слабым государством, чрезмерно зависит от лидера, не имея четкого плана преемственности и с серьезными проблемами социально-экономического неравенства. Кризис в Украине усилил президента Назарбаева, потребность в лидерстве которого стала очевидной во времена кризиса. Он считается единственным опытным лидером, способным справиться с Россией и политическими и экономическими проблемами, спровоцированными противостоянием с Западом. Но это же означает, что не существует другого политика, способного вести страну, что является серьезным моментом уязвимости и противоречит идее того, что Казахстан имеет функциональную политическую систему, а не личную автократию. Президентство Назарбаева стало вопросом национального выживания, в связи с тем опасением, которое вызвали в Астане региональные и глобальные события. Как казахстанские, так и иностранные дипломаты задаются вопросом «будет ли Путин уважать казахстанский суверенитет после Назарбаева». Растет озабоченность, что нерешенный вопрос о преемственности власти усиливает риски манипулирования внешними силами, в частности, со стороны России, если Назарбаев не возьмется за этот вопрос сам. Этот аргумент используется не только для обоснования необходимости дальнейшего правления Назарбаева, но и определяет внешнюю политику Казахстана.
В условиях обострения этих рисков, Казахстан должен сделать многое для решения своих внутренних проблем, чтобы укрепить собственную безопасность. Приоритетные направления должны включать в себя экономическое развитие, межэтническое согласие и определенность в вопросе преемственности. Реформы должны успокоить граждан – и соседей, особенно, Россию – в том, что государство – это не работа одного человека или исключительный этнический проект, и что переход к пост-Назарбаевской эпохе будет гладким. Назарбаев должен разработать систему управления, которая будет плюралистической и приверженной принципу верховенства права. Даже если невозможно определить будущего преемника сейчас, важно начать диверсифицировать лидерство в Астане и в ее представлении за рубежом. Президент неоднократно заявлял, что демократия должна быть приспособлена к потребностям и опыту нации. Какая бы модель не развивалась, автократия, к которой нынешний Казахстане близок, не является прочной конструкцией. Стабильный Казахстан -в интересах России, и российские дипломаты это также признают.
Что нужно сделать?
Эксперты считают, что для более гибкого управления меняющейся международной обстановкой и для обеспечения внутренней стабильности Казахстан должен:
- продолжать активную внешнюю политику с равным акцентом, как в сторону России, так и ЕС, выстраивать отношения с Ираном и Китаем. Необходимо продолжать партнерство с международными организациями, особенно с Организацией по безопасности и сотрудничеству в Европе и Шанхайской организацией сотрудничества
- внести свой вклад в формирование доверительных отношений между Россией и другими членами бывшего Советского Союза
- вывести на внутреннюю политическую авансцену значимых игроков, чтобы развеять впечатление, что все решения в стране принимает один человек
- проявлять сдержанность в чувствительных вопросах, в частности в языковом.
- способствовать этническому разнообразию во всех слоях власти; поощрять русское население, стремящиеся выучить казахский язык.
- проводить экономические реформы по всему Казахстану, а не только в Астане.
Image by thegoldguys.blogspot.com
[/su_tab] [/su_tab]