Из-за охлаждения отношений между Россией и Западом в турбулентный и непредсказуемый период своего развития вступает постсоветское пространство. Отход сторон от соблюдения ключевых международных договоров в сфере европейской безопасности, являвшихся сдерживающим фактором, может спровоцировать возобновление вооруженных конфликтов на Южном Кавказе и в европейской части СНГ. Есть большие сомнения в том, что Центральная Азия останется в стороне от этого процесса.
Доклад Института мировой экономики и политики при Фонде Первого Президента Республики Казахстан – Лидера Нации
Автор – Аскар Нурша, кандидат исторических наук, координатор проектов по внешней политике Института мировой экономики и политики при Фонде Первого Президента Республики Казахстан – Лидера Нации
Апрель 2015
Доклад посвящен проблеме противостояния между Россией и Западом, его влиянию на ключевые договора в области стратегической стабильности в Европе и на постсоветском пространстве, ядерного разоружения и контроля над вооружениями.
В докладе дается подробный анализ непростого процесса переговоров между Россией и Западом о сотрудничестве в области европейской безопасности. Предметный диалог, стартовавший с распадом СССР, не успел стать долгосрочным политическим трендом и разбился о геополитические реалии, когда со второй половины 90-х годов Россия столкнулась с неблагопри-ятной для ее стратегических позиций в Европе тенденцией переосмысления Западом системы международных договоров, основанных на стратегическом паритете и балансе сил. Окончание «холодной войны» открыло путь трансформации посткоммунистической архитектуры Европы, но его строительство велось в условиях преобладающего влияния Запада.
Отход США и их европейских союзников от соблюдения утративших для них актуальность советско-американских договоров в сфере контроля, сокращения и ограничения вооружений, а также разочарование в Кремле политикой Запада спровоцировали кризис договорных механизмов в сфере стратегической стабильности и подтолкнули Россию на ответные контрдействия.
По мере развития украинского кризиса Россия и страны Запада продолжают взаимный обмен политическими и экономическими ударами. Несмотря на достигнутые в феврале в Минске договоренности по Украине и связанные с ними надежды на смягчение напряженности, США в начале марта продлили на год санкции против России, угрожая возможностью введения совместно с европейскими странами новых антироссийских санкций, в случае если минские соглашения не будут выполняться. В качестве ответного шага Россия заявила о приостановлении с 11 марта 2015 года своего участия в заседаниях Совместной консультативной группы по Договору об обычных вооруженных силах в Европе (ДОВСЕ), специального органа, учрежденного в 1990 году. Мораторий на действие ДОВСЕ на своей территории Россия ввела в одностороннем порядке еще в 2007-м, но продолжала участие в заседаниях Совместной консультативной группы (СКГ). Дальнейшее участие в деятельности СКГ из-за отсутствия прогресса в переговорном процессе Россия называет «бессмысленным с политической и практической точек зрения».
Судя по последним заявлениям представителей российского внешнеполитического ведомства, Россия более не намерена возвращаться к прежнему формату ДОВСЕ, считая его анахронизмом, и ждет от партнеров переговоров о заключении нового всеобъемлющего соглашения по режиму контроля над обычными вооружениями в Европе, адекватного новым реалиям и учитывающего российские интересы. ДОВСЕ на современном этапе утратил реальное содержание. Из шести стран Варшавского договора, подписавших ДОВСЕ, кроме России к настоящему времени все остальные вступили в НАТО вместе со своими квотами и предельными уровнями на обычные вооружения и технику. Это привело к диспаритету и ощутимому превосходству НАТО в обычных вооруженных силах в Европе
Если в 2007 году приостановление Россией действия ДОВСЕ было показателем того, что Россия намерена более жестко отстаивать свои интересы, то ее позиция в украинском вопросе и сопутствующая ей военная активность может свидетельствовать о готовности перейти на следующий этап противостояния с Западом, вплоть до развития ситуации по силовому сценарию. Не только НАТО, но и Россия демонстрирует беспрецедентную военную активность за последние годы.
Принимая во внимание эти обстоятельства, можно констатировать, что между Россией и Западом складывается непростая ситуация в сфере стратегической безопасности. Заметно, что неработающие документы в этой области больше не являются для руководства России предметом особой озабоченности в той же степени, как десятилетие назад. Приняв отход США и их европейских союзников от поддержки данных договоров как неизбежную реальность, Россия ускорила программу перевооружения вооруженных сил, рассчитывая таким способом удержать Запад от изменения расстановки сил в Евразии. Не только НАТО, но и Россия демонстрирует не менее беспрецедентную военную активность за последние годы. 2014 год стал рекордным для России в плане строительства военных объектов.
Кризис договорных механизмов в сфере стратегической стабильности неизбежно ухудшит контроль над вооружениями на региональном и субрегиональном уровнях. Договор об обычных вооруженных силах в Европе охватил значительную часть постсоветского пространства. На момент подписания ДОВСЕ его район применения включал всю территорию СССР, расположенную к западу от реки Урал и Каспийского моря. Однако за его пределами остались территория РСФСР за Уралом и Средняя Азия. После распада СССР к Договору кроме России в качестве независимых государств присоединились Грузия, Азербайджан, Армения, Беларусь, Украина, Молдова и Казахстан, которые разделили между собой установленные Договором квоты и взяли обязательства по его исполнению.
Кризис ДОВСЕ может сыграть дестабилизирующую роль на постсоветском пространстве. И проблема замороженных конфликтов, и территориальные споры между странами, и тема военного присутствия России на территории ряда постсоветских стран тесно связаны с ДОВСЕ, затрагивая его различные аспекты. Азербайджан еще в 2007 году высказался за необходимость пересмотра ДОВСЕ, и заморозка диалога по ДОВСЕ между Россией и США может подтолкнуть страны Южного Кавказа и Молдову последовать примеру России. Как это, к примеру, частично сделала Грузия, отказавшись 29 ноября 2011 года вслед за США от обмена информацией и инспекциями с Россией в рамках ДОВСЕ, хотя перед остальными государствами – участниками ДОВСЕ ее обязательства остаются в силе. В отсутствие сдерживающего фактора в лице ДОВСЕ, вероятность вспышки локальных конфликтов подобных армяно-азербайджанскому, грузино-осетинскому и молдово-приднестровскому конфликтам резко возрастает.
В контексте кризиса договорных механизмов в сфере стратегической стабильности обращает на себя внимание ситуация вокруг Будапештского меморандума, подписанного 5 декабря 1994 года Россией, Великобританией и США по отдельности с Беларусью, Казахстаном и Украиной. Принципиальным моментом данного документа было подтверждение безъядерного выбора указанных постсоветских стран в обмен на гарантии безопасности, включая уважение независимости, суверенитета и существующих границ.Очевидно, что подписание Будапештского меморандума в далеком 1994 году ядерными державами определялось политической необходимостью, а сам документ признавался важным звеном в процессе ядерного разоружения.
Но политическая конъюнктура в мире и в Евразии изменилась, а вместе с ней и трактовка данного документа и его основных пунктов. Сам по себе документ по форме и характеру не является юридически обязывающим, но он подтверждал имеющиеся политические обязательства, взятые на себя тремя ядерными державами в отношении трех постсоветских республик. Проблема заключается не в том, что нарушаются положения меморандума, а в том, что сегодня одна из стран-гарантов не считает себя связанной этими политическими обязательствами, не видит политической необходимости в этом.
Для Казахстана, который подписал с тремя ядерными державами идентичный Будапештский меморандум и придавал большое значение данному документу, фактическая денонсация данных соглашений – очень серьезный политический вызов и одновременно важный политический урок как в отношениях с Россией, так и с точки зрения юридической силы и долговечности обязательств, принимаемых на себя ведущими державами.
Из-за охлаждения отношений между Россией и Западом в турбулентный и непредсказуемый период своего развития вступает постсоветское пространство. Отход сторон от соблюдения ключевых международных договоров в сфере европейской безопасности, являвшихся сдерживающим фактором, может спровоцировать возобновление вооруженных конфликтов на Южном Кавказе и в европейской части СНГ. Есть большие сомнения в том, что Центральная Азия останется в стороне от этого процесса.
У данных договоров есть существенный недостаток – они по-прежнему ставят в центр внимания отношения между Россией и Западом и не учитывают изменения баланса сил в мире и военную деятельность в АТР и на Ближнем Востоке, где также наблюдается массовое наращивание военной силы. Речь идет о том, что механизмами контроля в области обычных и стратегических вооружений не охвачены другие ведущие державы мира. Остро ощущается дефицит транспарентности и предсказуемости в азиатской части постсоветского пространства, к востоку от Урала и Каспия, что должно стать предметом для диалога в международных отношениях на предстоящий период.
[/su_tab] [/su_tab]