Университет Джорджа Вашингтона
Программа по изучению Центральной Азии
Первый семинар по Узбекистану
6 Апреля 2015 г.
Будущее Центральной Азии, во многом, зависит от Узбекистана. Однако, с начала 2000-х годов страна стала своего рода “черной дырой” в плане научного и политически-ориентированного анализа. Инициатива по Узбекистану стремится заполнить этот научный пробел путем предоставления независимого, объективного и обновленного анализа от местных, региональных и международных экспертов.
На своем первом семинаре, состоявшемся 6 апреля 2015 года, инициатива по Узбекистану предоставила слово новому поколению узбекских ученых, которые обсуждали политические и социально-экономические вопросы, а также яркой узбекской диаспоре в США и ее инициативе по сохранению узбекской культуры и укреплению взаимодействия с Родиной.
Первая панель была посвящена внутренней и внешней политике Узбекистана. Камолиддин Раббимов, из Центра LIGLIS (Париж, Франция) открыл обсуждение с анализа политической системы Узбекистана. В январе 2015 года Президенту И. Каримову исполнилось 77 лет; он находится у власти более 25 лет и пережил несколько тяжелых кризисов власти. Хорошо известно, что по его инициативе очередная конституционная реформа правительства произошла в 2011 году, в соответствии с которой срок полномочий Президента Республики был сокращен с семи до пяти лет. Таким образом, следующие президентские выборы, если они состоятся в назначенное время, запланированы на март 2020 года. Нынешний мандат будет иметь решающее значение в оглашении потенциального или реального приемника и укрепления его позиции.
Тимур Дадабаев из Университета Цукубы, исследовал в сравнительной перспективе восприятие Узбекистаном Китая, России и Японии и концептуально обозначил мотивы и опасения Узбекистана при взаимодействии с этими странами. Имеющиеся исследования несоразмерно сосредоточены на интересах, восприятии и политике Китая и России и игнорируют сами страны Центральной Азии, а также их собственные инструменты «мягкой силы». Недостаток исследований по движущим мотивациям государств Центральной Азии, однако, приводит к неспособности понять, будет ли сотрудничество в этом регионе по-прежнему доминироваться подходами реалистов или сможет развиться дальше этого подхода. Главный вывод выступления Дадабаева состоит в том, что вовлечение Китая, России и Японии в страны Центральной Азии имеет парадоксальные и противоречивые последствия, элементы которого имеют характерные черты и деколонизации, и неоколонизации. В то же время, данная презентация попыталась понять возможности таких малых государств, как Узбекистан, в использовании инструментов «мягкой силы» в отношении таких крупных партнеров, как Россия, Китай и Япония для достижения целей внешней политики.
Фахмиддин Фазылов, исследователь в Университете Нью-Йорка, продолжил дискуссию, рассказав о мотивациях и последствиях энергетического сотрудничества между Китаем и Узбекистаном. Роль Узбекистана в энергетическом сотрудничестве Китая со странами Центральной Азии значительно выросла за последние десять лет. Обширные месторождения энергетических ресурсов Узбекистана, в частности, природного газа, подтвержденные запасы которого, по разным оценкам, составляют до 65 триллионов кубических футов (что ставит Узбекистан на четвертое место в евразийском регионе), обращают на себя внимание Китая, страны с постоянно растущим спросом на энергию. Узбекистан начал поставлять природный газ в Китай в 2012 году, запланированный объем составил 10 млрд кубометров (м3) в год. Решение об увеличении поставок в два раза до 25 млрд кубометров (м3) к 2016 году, было принято во время визита Президента Каримова в г. Пекин в июне 2012 года. Китай также получил доступ к запасам урана в Узбекистане и создал совместное предприятие в Навоийской области.
Вторая панель рассмотрела текущую экономическую ситуацию, и, в частности, изменения в сфере развития сельского хозяйства. Нодир Джанибеков из Института аграрного развития в странах с переходной экономикой имени Лейбница, Галле, Германия, исследовал земельно-трудовые отношения между фермерскими и сельскими домашними хозяйствами в Узбекистане. Экономические показатели развивающихся фермерских хозяйств являются важным вопросом в развитии сельских районов в Узбекистане, так как они являются главными производителями сельскохозяйственной продукции и главными землепользователями. В то же время, сельское население, в основном, состоит из полунатуральных сельских домохозяйств, которые получают большую долю своего дохода от сельскохозяйственного производства и трудоустройства на фермерских хозяйствах. Сельскохозяйственное производство, таким образом, может быть рассмотрено в качестве системы симбиотических отношений по использованию земельно-трудовых ресурсов между этими производственными единицами. И так как результаты показали существующие взаимозависимости между этими двумя производителями, развитие политики в отношении сельскохозяйственного производства должно быть основано на широком понимании данного феномена.
Джахонгир Кашкаров из Университета Гриффита, Австралия, продолжил анализ, рассмотрев социально-экономические последствия трудовой миграции в Узбекистане. Экономика страны в значительной степени зависит от денежных переводов мигрантов. По данным Центрального банка России, объем денежных переводов в Узбекистан по официальным каналам и только через Россию составил 6, 633 млрд. долларов США в 2013 году, что, примерно, является 12% ВВП. Средний темп прироста денежных переводов в Узбекистан с 2002 года составил почти 50%. Это означает, что денежные переводы становятся все более значимым фактором экономического развития страны. В настоящем исследовании, Джахонгир создает портрет типичного узбекского мигранта, обращая особое внимание на мотивы миграции и навыки, которыми обладают будущие мигранты. Так, в 2013 году узбекскому мигранту было около 30 лет, он обладал знаниями русского языка на более высоком уровне, чем не мигранты, имел среднее или средне-специальное образование, чаще всего, был человеком семейным и мужчиной. В среднем, узбекский мигрант видел своих родственников около восьми месяцев назад, что указывает на растущую среднюю продолжительность между визитами домой и на то, что миграция становится все менее сезонной. Хотя эти характеристики верны для большинства типичных узбекских мигрантов, возникающими трендами становятся феминизация миграции и семейная миграция. Джахонгир также попытался измерить влияние миграции и денежных переводов на расходы семьи, в первую очередь, расходы на продукты питания, непродовольственные товары, здравоохранение и образование. Полученные результаты показывают, что ограниченные средства, особенно, на непродовольственные товары и здравоохранение являются главными движущими факторами трудовой миграции в Узбекистане.
Во второй половине дня фокус панели сместился к анализу узбекской диаспоры в США глазами очевидцев. Навбахор Имамова, журналист из Узбекской службы «Голоса Америки» представила обзор узбекской диаспоры в США.[1] Она утверждает, что истории узбекских иммигрантов похожи на истории других групп иммигрантов в Соединенных Штатах. Они приезжают и продолжают это делать в поисках лучшей жизни. Некоторые находятся в США из-за своих уникальных навыков или в связи с обучением и прохождением тренингов, другие из-за своих семейных связей и отношений или как победители лотереи green card. Третьи – политические беженцы или лица, получившие убежище. И, конечно, некоторые находятся в США нелегально.
Первый поток иммигрантов прибыл после Второй мировой войны, в основном, из Турции, Афганистана или Европы. Эта группа называется “старыми узбеками”, так как их семьи бежали от большевиков, сталинских репрессий и коммунистической власти. Большинство из них прибыли как политические беженцы. Вторая волна советских или русскоязычных узбеков пришлась на 1980-х и 1990-х годов. Некоторые из них были бухарскими евреями, иммигрировавшими во время президентства Рейгана, когда данный процесс был еще разрешен. Третья группа представляет узбеков, которые покинули постсоветский, независимый Узбекистан. Существует устойчивый поток узбеков в США, приезжающих, чтобы учиться, преподавать и работать. За последние десять лет, по меньшей мере, 3000 человек прибывают в США в качестве победителей лотереи green card. В отличие от других групп иммигрантов в США, узбеки, как правило, не образуют тесные общины и более раздроблены, центры общин образуются вокруг отдельных семей. Посольство Узбекистана вовлекается все больше и больше, и работа с сообществом стала одной из его центральных задач. Это означает, что Посольство поняло, что узбекские иммигранты — это не только граждане, проживающие в США; они – культурный мост между двумя народами и могут выступать в качестве потенциального канала для бизнеса. Успешные узбекские предприниматели в США могут инвестировать в Узбекистан и, возможно, поощрять других делать то же самое.
Дилором Абдуллоева, президент «Ташабус», представила миссию организации. «Ташабус», основанная молодыми узбекскими адвокатами в 2010 году, нацелена на поощрение и укрепление возможностей граждан в их активном участии в процессе укрепления верховенства закона в Узбекистане. «Ташабус» это онлайн-проект на узбекском языке. Он предлагает, среди прочего, безвозмездную юридическую помощь нуждающимся; предоставляет комментарии по законам и правовой системе Узбекистана с целью выявления правовых пробелов и поощрения обсуждения среди ученых, практиков и студентов юридических факультетов; публикует статьи и документы, которые обучают граждан Узбекистана об их правах и эффективных средствах их защиты. «Ташабус» – это альтернативное место для людей, которые не могут себе позволить или не могут получить удовлетворяющие юридические консультации в связи с отсутствием правовых знаний у адвокатов или не в состоянии получить ответы в связи с политическим характером правового вопроса. За последние четыре с половиной года «Ташабус» выступил в качестве катализатора для информирования граждан Узбекистана и принимал меры от их имени по защите основных прав в повседневной жизни.
Бехзод Мамадиев, главный редактор «Ватандош», представил «Ватандош», первую узбекскую газету в Соединенных Штатах. Основанная в начале 2011 года в г. Бруклин, Нью-Йорк, «Ватандош» стремится помочь людям Узбекистана приспособиться к и интегрироваться в новую жизнь в Америке, а также сохранить свой язык и культуру. Она покрывает вопросы, важные для жизни сообществ, в том числе, но не ограничиваясь, новости сообществ, общественную жизнь, юридические консультации, культуру и развлечения. Газета играет важную роль в налаживании контактов между народом Узбекистана в Соединенных Штатах и в наведении мостов между узбеками на Родине и за рубежом.
Дильшод Закиров из узбекско-американской федерации «Ватандош» представил одноименную ассоциацию, которая связана с газетой. Она продвигает социальную защищенность своих членов путем разработки и укрепления культурной и социальной осведомленности и служит в качестве моста между американскими и узбекскими гражданами в Соединенных Штатах. Общинный Центр ассоциации служит в качестве места для проведения культурных, образовательных, спортивных и религиозных мероприятий. «Ватандош» предлагает различные услуги своим членам, например, организацию фестивалей, концертов, пикников, свадеб и бесплатные языковые курсы на узбекском, русском и английском языках. Они также обеспечивают услуги отпевания и погребения. С помощью своих членов «Ватандош» открыли группу обучения дзюдо в г. Бруклин, г. Нью-Йорк, предлагают бесплатные образовательные семинары по таким важным темам, как налоговые декларации, иммиграция и получение социальных льгот, а также поддерживают богатую библиотеку с литературой как на узбекском, так и английском языках, где каждый может прийти почитать, заниматься проведением исследования и брать книги домой.
Олимжон Шарипов и Акмалжон Джумабоев из Узбекско-Американской ассоциации Чикаго также рассказали о деятельности своей ассоциации. Первой из ее целей является предоставление более подробной информации об Узбекистане, узбеках и узбекских традициях американским гражданам в среднезападной части страны в надежде на укрепление взаимной поддержки и дружбы. Вторая цель заключается в оказании помощи вновь прибывшим иммигрантам, которые часто испытывают трудности в поиске жилья и работы, а также незнакомы с американскими законами и правилами. В-третьих, ассоциация стремится сохранить узбекскую культуру, язык и традиции, в том числе, ее уникальные формы гостеприимства, национальной кухни, рукоделия и т.д.
[1] Ее презентация может не совпадать с мнением «Голоса Америки»