В Персии и в Центральной Азии когда-то за господство боролись две религии. В конце концов, зороастризм, который исповедуется и по сей день, был вынужден уступить место более могущественному исламу. И хотя в начале некоторые мусульмане пытались встроить зороастрийцев в империю исламского права, впоследствии они стали менее уступчивыми и выбрали путь силы. В этом интервью исследователь Эндрю Д. Магнуссон описывает взаимодействие между зороастризмом и исламом – то как оно эволюционировало от гибкого к жесткому. Он также рассказывает, как зороастризм, изначально пришедший из Центральной Азии, сосуществовал с исламом, как сохранился по сей день, в том числе и в Иране, и почему его история важна для изучения ИГИЛ сегодня.
В вашей книге Zoroastrians in Early Islamic History: Accommodation and Memory («Зороастрийцы в ранней исламской истории: приспособление и память») вы исследуете историю включения и исключение зороастрийцев в исламском обществе. Какими были различия и/или сходства между зороастрийцами и древними мусульманами? Кем на самом деле были зороастрийцы и почему у них такое прочное наследие?
Зороастризм — это современный зонтичный термин для группы религиозных верований, которые сосредоточены вокруг признания пророка, известного как Зороастр (Ζωροάστηρ) на греческом языке или Заратустра на персидском языке. Это пророк, живший в Центральной Азии, вероятно, недалеко от Балха, современного Мазари-Шарифа в Афганистане, в период, возможно, 1800 г. до н.э. или позднее в 1200 г. до н.э. — немного сложно определить точный временной период Зороастра. Так или иначе Зороастр был индоевропейским жрецом, который учил людей поклоняться Ахура Мазде. Жители Центральной Азии в то время уже знали множество ангельских и демонических фигур. Но Зороастр принес послание, где в центре был Ахура Мазда; он также учил, что Ахура Мазда вел борьбу с Ахриманом, силой тьмы и олицетворением зла. Люди, поклонявшиеся Ахура Мазде, могли помогать этой борьбе: они могли ослабить Ахримана, практикуя чистоту в своей жизни. Это была чистота не только в физическом смысле омовения и тому подобного, но и в смысле нравственного поведения, соответствующего учению Ахура Мазды. Эту чистоту можно было поддерживать через жрецов — Зороастр был одним из жрецов, известных как маги, — которые совершали ритуалы или молитвы. Молитвы часто исполнялись в виде гимнов; позже они были собраны воедин и теперь составляют книгу, известную сегодня как Авеста. Если хотите, Авеста — своего рода зороастрийская книга священных писаний, хотя с тех пор были добавлены другие книги, комментарии и т. д .
Для проведения своих ритуальных церемоний зороастрийцы построили храмы для магов – «храмы огня». Я бы сказал, что зороастризм действительно утвердился, когда в третьем веке нашей эры Сасанидская Персидская империя сделала зороастризм своей официальной религией. До этого зороастризм, возможно, был официальной религией различных императоров, персидских и других. Но когда зороастризм стал официальной государственной религией, именно тогда начал распространяться зороастризм, и мы знаем, что он имел большое влияние от современной Турции до Китая и, конечно, на Ближнем Востоке, от таких мест, как Армения, вплоть до Йемена. Так что это одна из великих мировых религий и одна из самых значимых в мировой истории, но сегодня она малоизвестна, отчасти потому, что число зороастрийцев с годами значительно сократилось. Причина этого снижения на самом деле является одной из загадок, привлекших меня к этому исследованию. Существует много стереотипов или предположений о том, что случилось с зороастрийцами и почему их вера так сократилась в масштабах, и мое исследование действительно пытается заполнить некоторые из этих пятен реальными фактами из источников.
Один из интересных вопросов, который возникает при изучении зороастризма, заключается в том, в какой степени зороастризм является монотеистической религией, то есть верой в одного Бога, или дуалистической религией, то есть верой в двух богов. В зороастризме, конечно, есть два бога – Ахура Мазда и Ахриман. Поэтому часто увлекательной и трудной задачей изучения зороастризма является его определение — это его классификация: монотеистическая, дуалистическая или политеистическая вера? Я бы сказал, что большинство зороастрийцев сегодня считают себя монотеистами, и это важно отметить.
Как мы знаем, ислам зародился в седьмом веке с приходом пророка Мухаммеда в Аравии, который проповедовал идею о том, что Бог един, что в некотором смысле похоже на послание Зороастра об Ахура Мазде как единственном божестве, которому следует поклоняться. Пророк Мухаммед делился своими откровениями на арабском языке, которые позже были собраны в книгу под названием Коран. Это послание Мухаммеда очень быстро распространилось из Медины, где он первоначально обосновался и установил свою политическую власть, чтобы завоевать Мекку, которая была его родным городом, где он изначально не преуспел в распространении своего послания. В итоге Мухаммед стал политическим лидером большей части Аравии. Но после его смерти мусульмане некоторое время пребывали в неопределенности, что делать дальше.
Мухаммед был общепризнанным последним пророком, и поэтому после его смерти возник вопрос о статусе его политической власти. Позже она трансформировалась во власть халифа — преемника Мухаммеда. Затем эти халифы распространили ислам по всей Северной Африке и Центральной Азии. Отсюда некоторые сходства и различия между зороастризмом и исламом, где акцент делается на пророках. Хотя мусульмане признают Мухаммеда последним пророком, они не обязательно признают Зороастра пророком. Мусульмане обычно признают, что евреи и христиане имеют свои книги священных писаний, тогда как у зороастрийцев есть книга под названием Авеста, которую мусульмане не всегда признают законным священным писанием. Таким образом, между исламом и зороастризмом есть много общего, но не все из них признается сходством. На самом деле, по иронии судьбы, многое часто объявляется как различие.
Если вы посмотрите на раннюю исламскую историю, мусульмане не составляли большинства на Ближнем Востоке или где-либо еще очень долгое время. В то раннее время, я думаю, было гораздо больше чувства связи с другими религиями — например, ислам зародился в Аравии, где было много евреев, и поэтому были некоторые связи с иудаизмом. Правда, там тоже были некоторые трения и некоторые проблемы. То же самое и с христианством: я думаю, что ислам изначально отличался от христианства, например, тем, что говорил, что Иисус не божественен, но в Коране и в жизнеописании Мухаммеда также было много восхвалений христиан. Поэтому я думаю, что некоторые противоречия и некоторые идеи о том, что мусульмане отличаются от всех других верующих, могут на самом деле представлять собой современное понимание ислама или даже просто более позднее понимание, но не того раннего периода. Этот ранний период, я бы сказал, гораздо более экуменический в том смысле, что существует общепризнанная общая связь между этими группами.
Вы пишете, что одни мусульмане считали зороастрийцев язычниками и стремились ограничить общение с ними, а другие находили способы включить их в империю исламского права. Как произошло окончательное принятие зороастрийцев и почему, по мнению арабских историков, нет общей истории между зороастрийцами и мусульманами?
Книга называется «Зороастрийцы в ранней исламской истории: приспособление и память». Так что я действительно смотрю на встречу между этими двумя верами через две линзы: приспособление (аккомадацию) и память.
Приспособление — это идея о том, что обладающие властью в обществе группы будут давать особые привилегии или исключения группам, которые не являются нормативными, которые не соответствуют шаблону. Я думаю, что зороастризм подходит под это описание, потому что мусульмане, как я уже говорил, столкнулись с проблемой, как классифицировать зороастризм. Как его интерпретировать? Были ли эти люди похожи на иудеев и христиан? Были ли они другими? Возможно, вам знакомо понятие из Корана “люди Писания” — это термин, который обычно относится к последователям иудаизма и христианства, которые считают Божественными Писаниями имеющиеся у них книги. Были ли зороастрийцы быть “людьми Писания”? У них была книга “Авеста”, но она не упоминается в Библии. В Коране говорится, что «люди Писания— это люди, с которыми мусульмане могут взаимодействовать, общаться, облагать налогами и жениться. Могли ли они применять все это к зороастрийцам? Это был вопрос, который действительно озадачивал многих ранних мусульман. Мне это было очевидно, когда я читал комментарии к Корану, руководства по налогообложению и судебные решения.
Я искал ответы на этот вопрос: могут ли они взаимодействовать? И ответ, который я нашел, был положительным. Мусульмане в целом соглашались с тем, что могут облагать зороастрийцев налогом, что зороастрийцы могут существовать в их империи и жить с ними бок о бок. Но в то же время мусульмане в целом соглашались, что не признают зороастрийцев «людьми Писания».
Вот тут-то и появляется идея приспособления. Мусульмане решают позволить этим людям интегрироваться в свое общество, но в то же время не признают их как один из приемлемых классов с теологической точки зрения. И это, на мой взгляд, прекрасно описывает такое приспособление.
Таким образом, зороастрийцы могли быть полезными – платить налоги ради процветания мусульманской империи, но мусульманам не нужно было признавать их “людьми Писания”. Таким образом, первый способ, который я изучал в отношениях зороастрийцев и мусульманам: приспособление. Мусульмане готовы быть гибкими, позволяя некоторое признание этих людей, но только в рамках своих стандартов.
Второй способ, который я выбрал для рассмотрения этого вопроса, — через память. Потому что, несмотря на то, что в ранней исламской истории существовала эта идея гибкости — признавая зороастрийцев в одних отношениях, но не в других, — мусульманские источники позже вспоминали об этом совсем по-другому. Когда я читал такие источники, как местные персидские истории, они не говорили о приспособляемости и гибкости, когда описывали прошедшие события; они писали, что ислам пришел в Персию в седьмом веке и уничтожил все религии, существовавшие до этого. Таким образом эти источники проявляют очень жесткую память об этой истории. В среднеазиатском контексте, например, мы говорим о «Тарихи Бухара» («История Бухары» Абу Бакра Мухаммада ибн Джафара аль-Наршахи), в которой говорится примерно так: «Кутайба ибн Муслим пришел и был первым завоевателем, который пришел — и он разрушил все храмы огня и построил над ними мечети, и тогда мусульмане стали править». Поэтому, если ранние источники говорят о гибкости и приспособлении, более поздние источники говорят о негибкости, завоевании и господстве.
Что я пытаюсь сделать в книге, так это показать, что эта встреча мусульман и зороастрийцев имеет разные оттенки и состоит из разных частей, в зависимости от того, какие источники вы читаете. Есть источники, которые подчеркивают гибкость — я думаю, что это более ранние источники — и есть источники, которые подчеркивают доминирование — это более поздние, которые проецируют воспоминания в прошлое.
После арабского завоевания Сасанидского Ирана многие зороастрийцы в конце концов обратились в ислам. В каких условиях жили древние зороастрийцы под властью ислама? Насколько суровы были ограничения и преследования зороастрийцев? Как им удалось сохранить свои традиции, такие как празднование Новруза, которое, вероятно, является самой сильной зороастрийской традицией, которая все еще жива сегодня?
Как я упоминал ранее, я вижу во многих исламских источниках приспособление зороастрийцев. Но у этого есть ограничения. Были сферы, в которых мусульмане не желали идти на уступки или идти на компромисс с зороастрийцами: мусульмане позволяли зороастрийцам жить в халифатах, но никогда не признавал их «людьми Писания». Так каковы же были последствия непризнания их «людьми Писания»?
В Коране сказано, что мусульмане могут жениться на «людях Писания». В Коране сказано, что мусульмане могут есть пищу, особенно мясо, приготовленное «людьми Писания». Но если зороастрийцы никогда не признавались «людьми Писания», то теоретически мусульмане не должны были жениться на них и не должны есть приготовленную ими пищу, особенно мясо. И поэтому, когда вы спрашиваете о том, какой была жизнь зороастрийцев под властью мусульман, в ней было много ограничений. В некоторых случаях зороастрийцы подвергались тем же ограничениям, что и все немусульмане: они должны были платить дополнительный налог, называемый джизья, им часто приходилось одеваться не так, как мусульмане, иногда они не могли строить новые молитвенные дома. Но на зороастрийцев, поскольку они не были «людьми Писания», также были наложены дополнительные ограничения — то есть мусульмане не могли жениться на них и не могли есть их мясо. И это хорошо задокументировано. Таким образом, один из вопросов, которые я задаю в книге, звучит так: насколько эффективны были эти ограничения?
И я обнаружил, что если вдаться более глубоко, то окажется, что зороастрийцы не следовали этим правилам и даже мусульмане им не следовали. Например, я упомянул, что мусульманам не полагалось есть мясо, приготовленное зороастрийцами. Интересно, что есть много хадисов — это высказывания, приписываемые пророку Мухаммеду, — которые разрешают мусульманам есть сыр, сделанный зороастрийцами. Сейчас сыр и мясо — разные вещи, но в прошлом люди делали сыр так: они забивали животное — скажем, корову, — внутри которой свернулось молоко, а затем использовали это свернувшееся молоко для изготовления сыра. Таким образом, мясо и сыр — очень похожие объекты в мусульманских представлениях о пищевых законах. И были все эти правила или утверждения, приписываемые Мухаммеду, которые говорили, что можно есть сыр зороастрийцев. Майкл Кук из Гарвардского университета обнаружил, что эти заявления часто распространялись мусульманскими юристами в таких местах, как Куфа, Ирак. Ирак был одним из мест, где в древности проживало большое зороастрийское население. Итак, Майкл Кук предлагает, а я расширяю идею о том, что зороастрийцы и мусульмане взаимодействовали на рынках: они покупали друг у друга продукты и товары. Таким образом, исламское право стало достаточно гибким, чтобы включать такие товары, как сыр.
Есть еще один пример, который я рассматриваю в книге, потому что я не хочу создавать впечатление, будто жизнь зороастрийцев под исламским правлением была радужной. Очевидно, были ограничения, и некоторые из этих ограничений применялись — и временами они были жесткими. Существует документ под названием Ахнаме. Это документ, который пророк Мухаммед предположительно дал Салману аль-Фариси. Салман аль-Фариси был одним из первых сподвижников Пророка. Он был персом, как следует из его имени, и некоторые источники сообщают нам, что он перешел из зороастризма в ислам. Этот документ не является подлинным, надо сразу это сказать. Но как исторический документ он показывает, как мусульмане и зороастрийцы представляли себе встречу друг с другом. В этом документе, предположительно переданном пророком Мухаммедом, говорится, что зороастрийцы свободны от многих положений исламского права. Так там говорится, что зороастрийцы не должны платить джизью — дополнительный налог, что семья Салмана, например, может контролировать свои храмы огня и что мусульмане не должны приближаться к их храмам огня. Также там говорится, что семья Салмана не обязана одеваться иначе, чем мусульмане.
Таким образом, многие правила исламского права, которые фактически разделяли мусульман и зороастрийцев, в этом документе оказались нарушены. Но опять же, то, что у нас есть этот документ, не означает, что ему следовали. Я смог изучить историю этого документа и то, как он передавался из поколения в поколение, и обнаружил, что мусульмане очень интересовались этим документом. Они последовательно копировали и передавали этот документ вплоть до современного периода. На самом деле мусульмане привезли этот документ в Индию, где жила небольшая группа зороастрийцев, называемых парсами, и парсы скопировали этот документ, и тогда этот документ стал очень известен среди зороастрийцев.
Вкратце, что касается вопроса о том, с какими ограничениями жили зороастрийцы по исламскому праву, то было много правил, много законов, но мы всегда должны спрашивать себя, в какой степени они соблюдались. Потому что у нас есть такие документы, как Ахнаме, в которых говорится, что некоторые зороастрийцы получают исключения. Кроме того, у нас есть и другие свидетельства, как зороастрийский сыр, которые показывают, что мусульмане могли вполне пренебречь своими собственными ограничениями. И поэтому мы всегда должны спрашивать, в какой степени эти правила соблюдались.
Так как же им удалось сохранить такие традиции, как Новруз?
Я думаю, что вы правы, отождествляя Новруз с зороастризмом. Этот праздник определенно соблюдался в Сасанидской империи — возможно, даже раньше. Новруз – праздник весеннего равноденствия. Это очень сильно связано с сельскохозяйственными циклами, с положением солнца, которое влияет на эти циклы.
Новруз задокументирован задолго до исламского периода и остается популярен как праздник в Иране и Центральной Азии — на самом деле, везде, где было влияние персидской культуры. И это еще одно свидетельство того, что мусульмане и зороастрийцы ладили, нашли способы объединить свои религии, опираясь на традиции друг друга. Настолько, что сегодня, я думаю, мы бы назвали Новруз персидским праздником, а не зороастрийским праздником или мусульманским праздником, хотя его отмечают и зороастрийцы, и мусульмане. В чем общность? Все они прославляют персидскую культуру. Это в равной степени относится и к Центральной Азии. Центральная Азия — это сфера влияния персидской культуры и поэтому Новруз также имеет там большое влияние. Так что это отличный пример того, как мусульмане и зороастрийцы нашли общий язык. Есть обычаи, которые мусульмане переняли у зороастрийцев, которые хорошо известны и общепризнаны, а также есть обычаи, которые зороастрийцы переняли от мусульман.
Вы когда-нибудь задумывались, как изменилось положение зороастрийцев с созданием Исламской Республики в Иране?
Я должен сказать здесь, во-первых, что я историк древнего мира, а не современного мира. И поскольку я обучался в основном ближневосточным исследованиям, мои знания о Центральной Азии не всегда были такими глубокими. Но позвольте мне рассказать вам об Иране, который я изучал больше всего.
Как мы знаем, большие перемены произошли в Иране в 1979 году, когда произошла революция, свергнувшая шаха. В 20 веке Иран очень снисходительно относился к зороастризму. Шах часто продвигал древнюю персидскую историю как основу иранской идентичности, включая зороастрийские символы и обычаи.
Ситуация изменилась с революцией в Иране, когда шиитский ислам стал официальной религией нового правительства. Но для зороастрийцев в этой новой Исламской республике было отведено свое место. Например, Исламская Республика гарантирует одно место в Меджлисе — парламенте — для представителя зороастрийцев. Зороастрийцы также имеют право на особые условия – им разрешено поклоняться в своих домах, в своих храмах огня. Им разрешено смешиваться друг с другом в смешанных группах, что точно так же невозможно для мусульман в Иране. Зороастрийцам в Иране также разрешено употреблять алкоголь. Эти исключения существуют, потому что они не являются мусульманскими гражданами Ирана, а государство является явно исламским. Таким образом, это отчасти возвращает нас к идее о том, что мусульмане должны приспосабливаться к людям, которые отличаются от них. Но это не означает, что зороастрийцы не сталкиваются сегодня с большими трудностями в Иране.
Вот лишь некоторые из них. В Иране много дискриминации, особенно в сфере занятости и образования. Зороастрийцев часто обходят стороной при продвижении по службе или руководящих должностях, потому что они не мусульмане. Зороастрийцам также трудно поступить в университеты Ирана, потому что вступительные экзамены в университеты проверяют знание ислама. Но, будучи зороастрийцами, они не обучаются исламскому богословию. Фактически, школьные программы позволяют зороастрийцам изучать свою религиозную историю, в то время как мусульмане изучают ислам. Тем не менее, когда дело доходит до вступительных экзаменов, каждый должен быть проверен на знание ислама, что по своей сути несправедливо. Это создает трудности для зороастрийцев. Есть и другие трудности. Зороастрийские пространства были присвоены Исламской Республикой. Например, в Тегеране есть большое кладбище, которое столетиями принадлежало зороастрийской общине, но Исламская гвардия захватила его и использует как тренировочную площадку. Так что зороастрийцам трудно хоронить своих покойников, потому что они иногда не могут попасть на собственное кладбище. В результате многие зороастрийцы мигрировали. Они покинули Иран. Многие из них приезжают в США. Они могут получить специальные визы, связанные, в частности, с религиозным преследованием. Созданы специальные агентства, которые делают этот переезд возможным. И потому что многие зороастрийцы уехали из Ирана, община зороастрийцев в Иране постепенно сокращается.
Но сегодня в Иране есть движение, которое набирает силу, заявляющее, что зороастризм это родная религия Ирана. Люди, которые протестуют против нынешнего правительства Ирана — против его исламской основы — говорят: «Ислам на самом деле не соответствует персидской идентичности. Персы изначально были зороастрийцами. Поэтому, если мы хотим быть верными нашей религиозной вере, мы должны вернуться к зороастризму». И поэтому среди молодежи есть движения, выступающие, например, за ношение фаравахара, который является главным символом зороастризма.
Есть ли что-то интересное в истории зороастрийцев в Центральной Азии? Известно, что согдийцы были зороастрийцами и смогли распространить религию по торговым путям между Востоком и Западом. Дошли ли они до Китая со своей религией? Как работала религиозная пропаганда в те времена?
Зороастризм на самом деле пришел из Центральной Азии. Первоначально он зародился там, в степи, как учение Зороастра в 1200 г. до н.э. на территории современного Мазари-Шарифа в Северном Афганистане, и стал одной из самых влиятельных религий в мире. И это очень интересно, потому что я думаю, что это дает Центральной Азии признание, которого регион часто не получает. Это слишком часто упускается из виду.
Я думаю, вы правы, когда отмечаете, что торговля с согдийцами и другими народами вывела зороастризм за пределы его первоначальных границ, потому что, конечно же, зороастризм утвердился в Центральной Азии с Зороастром, затем он был доставлен в Персию и стал официальной персидской религией. И уже потом он распространяется еще шире оттуда – действительно доходя до Китая.
Сасанидская империя была последней персидской империей, завоеванной мусульманами, а ее последним императором в древности был Йездигерд III. И он бежал от мусульманских войск, которые преследовали его по всему Ирану. В конце концов он был убит в Мерве, на территории современного Туркменистана. Но его семья продолжала жить в изгнании, и они дошли до самого Китая. Они бежали к династии Тан в Китае, и династия Тан приняла их. И есть несколько документов — немного, и большинство из них на китайском языке, — которые описывают этих персов, живущих в Китае. И в конце концов династия Тан отправила сына Йездигерда обратно в Персию. Он жил на границе с Персией, которая сегодня называется Систан — своего рода граница между Афганистаном и Ираном, — и какое-то время была надежда, что он восстановит Персидскую империю, что он победит мусульманские силы. Очевидно, этого не произошло, но это показывает интерес и влияние Китая в Центральной Азии вплоть до VIII-VII веков.
Зороастризм, пришедший из Центральной Азии, влияет почти на все остальные религии мира, особенно на три крупнейшие монотеистические религии: иудаизм, христианство и ислам.
Зороастризм, вероятно, является источником идеи рая и ада как награды для верующих. Зороастр подчеркивал, что есть бог света, Ахура Мазда, и бог тьмы, Ахриман, что разделяет исход верующих в два отдельных царства. Вообще идея о злобном искушении или дьяволе имеет очень зороастрийское происхождение. Идея о том, что человечество предстанет перед окончательным судом исходит прямо из зороастризма. Например, мы знаем, что еврейские писания имеют большое зороастрийское влияние. Затем это влияние подхватили и христиане — не только от евреев, но и потому, что Римская империя взаимодействовала с Персидской империей. Это были два великих соперника: в Римской империи было христианство, в Персидской империи был зороастризм, и они соперничали. И таким образом, такие места, как Ирак, были религиозно смешаны. Такие места, как Армения, были религиозно смешаны. И это оказало влияние на римскую религию. Например, в римской религии существовал официальный вид культа Митры. Митра — зороастрийское божество.
В своей книге вы проводите аналогию между проблемами древних зороастрийцев и возникновением Исламского государства Ирака и Сирии (ИГИЛ) в 2014 году. Какова связь между этими историческими событиями?
Мне нравится этот вопрос, потому что он позволяет мне продемонстрировать современное значение этой работы. Иногда люди говорят: «Вы изучаете древнюю историю, все это в прошлом, это уже не имеет значения», но это очень конкретный способ показать, что эта история имеет значение сегодня.
В заключение своей книги я рассказываю о происхождении Исламского государства. В 2014 году, когда «Исламское государство» вышло из Сирии и вторглось в Северный Ирак, они начали массовые убийства коренных жителей Северного Ирака. В Синджарском округе Ирака живут езиды. Езиды – это курды, которые поклоняются езидизму, сочетающему множество различных религиозных влияний. Я думаю, что лучше всего описать его как местную религию этого региона, но, безусловно, есть некоторые влияния, которые кажутся христианскими, исламскими и зороастрийскими.
Когда ИГИЛ пришло в Северный Ирак, оно не признало религию езидов законной. Они сказали: «Езиды не «люди Писания», поэтому мы можем их убить». ИГИЛ вырезало езидских мужчин и порабощало езидских женщин. Это была трагедия, которую ИГИЛ оправдывало тем, что эти люди не были законными в религиозном отношении.
Таким образом, один из примеров, на который я указываю, – это то, как исламские ученые оспаривают представление о том, что езиды неприемлемы с религиозной точки зрения. Многие ученые подписали открытое письмо Абу Бакру аль-Багдади — самопровозглашенному халифу Исламского государства — и призвали его к ответу. В их число входили более сотни мусульманских экспертов по исламскому праву из таких мест, как Египет, Малайзия и даже Узбекистан, и все они писали и говорили: «Нет, исламский закон рассматривает езидов как зороастрийцев, а зороастрийцы в прошлом были приспособлены к исламу. Следовательно, убийства и порабощение ИГИЛ абсолютно незаконны с точки зрения ислама». И данные аргументы о том, что зороастрийцев следует приспосабливать, были точно такими же, как и в моей книге.
И поэтому это было захватывающим открытием для меня: увидеть, как мои исследования открыли подлинное исламское прошлое, которое люди сегодня познают. И этот опыт прошлого можно использовать, чтобы избежать некоторых крайностей настоящего. Подлинное изучение истории прошлого может помочь найти способы, с помощью которых мусульмане приспосабливались, они были гибкими и могли включать ненормативные группы в свое общество. Я думаю, что это ценный урок для настоящего времени.