В начале 16 века Мухаммед Шейбани захватывает Самарканд, вытесняя из него последнего тимурида Бабура, и в результате династия Тимуридов теряет власть в Центральной Азии. На месте империи образовались отдельные государства – Хивинское, Бухарское и отколовшееся от него в 18 веке Кокандское ханство, которые на протяжении последующих столетий враждовали между собой, усиливая дробление региона и риски завоевания со стороны внешних игроков.
В этих условиях Кокандское государство вело сложную борьбу не только со своими среднеазиатскими соседями, но и имело на своих границах Китай, джунгаров, а также степные племена, находившиеся под протекторатом России. Отношения с Россией были особенно конфликтными – Коканд в этой неравной борьбе потерпел поражение и после взятия русским полковником Черняевым Ташкента Кокандское ханство было полностью ликвидировано. Сегодня его территория разделена между Узбекистаном, Кыргызстаном, Таджикистаном и Казахстаном.
О Кокандском ханстве нам рассказывает историк Шодмон Вахидов.
Шодмон Вохидов – профессор, доктор исторических наук.
Источниковед, историк и переводчик. Специалист по изучению рукописей на арабском языке. Участник ряда международных конференций и научных конференций. В настоящее время – проректор по науке и инновациям Таджикского педагогического института в городе Пенджикент. Его исследования связаны с историей и культурой народов Средней Азии. Он изучает труды представителей историографических школ Кокандского и Хивинского ханств и Бухарского эмирата. Является автором научных серий «Историческое наследие» (на узбекском и русском языках), «Книги, библиотеки, каталоги» (на узбекском и русском языках), «История Узбекистана в источниках арабской графикой» (на узбекском, русском и английском языках). Он перевел более 20 работ в этих категориях и опубликовал их с исследованиями и комментариями. Он автор около 30 книг, монографий, брошюр и более 100 научных статей на разных языках. Публикации: Джами (Ш.Вахидов, Д.Фармонова, А.С.Эркинов) // ИнТБРИ, Вып. 4 (2003); Vahidov Sh. The History of the ‘Ishqiyya Brotherhood’s Sacred Relics. II: the Katta Langar Qu’rāns (New Fragments) // Manuscripta Orientalia. Vol. 8. No. 3. September 2002. P. 34—41.
Фергана – одна из северо-восточных областей Мавераннахра, которая находилась между земледельческим оазисом и кочевой степью. Это был плодородный регион, через который проходили торговые пути.
Расскажите, что представлял этот регион до того, как Фергана оказалась центром Кокандского ханства.
Завоевание Средней Азии Мохаммедом Шайбани-ханом – это было уже последствие. Последствие чего? Последствие того, что между Западом и Востоком была стена. Это и завоевание Константинополя турками-османами и потом появление на троне Ирана сефевидских правителей. Правителей, которые исповедовали шиизм исламского толка. Это второй фактор. Первое – это Великие географические открытия. После закрытия маршрута по Великому Шелковому пути через восток и запад, они были вынуждены найти дорогу в Индустан через запад, через море. И вот огромная империя тимуридов была разделена в основном между сыновьями и внуками. Было твердое разделение между Мавераннахром и Хорасаном. И в это время появляется Мухаммад Шайбани-хан, внук Абулхайр-хана, который на законных основаниях претендовал на власть в Средней Азии и на трон тимуридов, то есть на трон чингизидов, Чагатая.
В это время на пути таких завоеваний оказывается Фергана. Фергана – это долина, она окружена горами, очень плодородная страна. Фергана, в которой жило огромное население с представителями тюркоязычных и ираноязычных народов, была вовлечена в эту борьбу. И правил в Ферганской долине потомок тимуридов Мухаммад Захариддин Бабур. В основном борьба за трон в Мавераннахре происходит между Мухаммадом Шайбани-ханом, который в 1500 году захватил Самарканд, установил свою власть и в течение 10-12 лет вел борьбу против Захариддин Мухаммада Бабура. Оазис был земледельческий, но с севера и с юга граничил с кочевым и полукочевым населением. Это кыргызы, казахи Великого и Среднего жузов.
Как мы знаем, с начала 17 века после нашествия джунгар в казахские степи, на казахские территории было переселено огромное число казахских племен. Они ушли в Ферганскую долину, на территорию вокруг Ташкента, Ташкентской области. И тут появляется новый пласт населения – это казахи, которые в некоторых местах сохранили свою традиционную жизнь, а в некоторых, там, где они объединились и смешались, образуется новая этническая группа курама. Об этом мы еще будем говорить. Регион, с точки зрения не только политической и культурной, но и с точки зрения военной и торговой, занимал важное место в международных отношениях не только народов Средней Азии, но и России, и Китая.
Поэтому основной маршрут Великого Шелкового пути проходил также через Ферганскую долину. Вот почему после Великих географических открытий Великий Шелковой путь, который проходил по Средней Азии, имел большое значение для Запада и Востока, и важное значение приобретает укрепление центральной власти.
Эта власть была сильна и в период правления монголов, и в период правления тимуридов. Под влиянием этих двух международных факторов происходит ослабление центральной власти, поэтому начинается раздел и развал в едином культурно-этнополитическом пространстве, развал Мавераннахра на несколько государств. Одно из них – Кокандское ханство, историей и изучением источников которого я занимаюсь.
История возникновения Коканда как самостоятельного государства связана с возвышением узбекского племени минг. В 1709 году шейбанидский эмир Шахрух из племени узбеков минг провозгласил независимость от Бухарского ханства, построив цитадель в качестве своей столицы в маленьком городке Коканд.
Расскажите о возникновении и укреплении власти этой династии.
Действительно ли племя минг имело связь с Тимуридами, как об этом рассказывали народные мифы?
Трайбализм, когда все политические вопросы решаются с помощью взаимоотношений племен, привел к власти племя минг, которое жило не только в Ферганской долине, но и на территориях Самарканда, Шахрисабза, долины Зеравшана. И оно было одним из тех племен, сильных гегемонов, которые имели власть над другими племенами. Это разделение племен по старшинству, которое появляется под влиянием казахских жузов.
Как вы знаете, казахское государство было разделено между тремя жузами – Большим, Средним и Малым. Каждый этот жуз объединял несколько десятков племен, среди них старшинство было не только по численности, но и по тем, кто ими правил. Тем, кто имел большие стада, кочевал по лучшим местам. Племя, которое стояло на самой низкой ступени в Большом жузе, стояло выше, чем племя, которое занимало первое место в Среднем жузе. А самое низкое по иерархии племя Среднего жуза стояло выше племени, которое занимало в Малом жузе первое место.
Одно из племен, воспользовалось тем, что при Абулфайз-хане было двоевластие. В последние годы власти Абулфайз-хана государство Аштарханидов было разделено между беками или правителями тех областей. Они проводили политику сепаратизма в отношении центральной власти. Абулфайз-хан, как говорят источники, не интересовался вопросами государства. В конце концов аталыком при Абулфайз-хане был назначен Мухаммад Хакимби из племени Мангыт. Не только он, но и представители других племен вели борьбу за верховную власть в Бухарском ханстве при Аштарханидах. Так как эти претенденты не имели родственной связи с тимуридами, с чингизидами, они не могли завоевать власть напрямую. Тогда в Фергане появляется Шахрух-бий. Он в 709 году объявляет себя бием, но еще не мог объявить себя ханом. Его потомки, Абдурахимби, Абдукаримби, даже до Алимхана, объявляли себя беками или биями. Ханом объявил себя Алим-хан в 1802 году. До смерти Алим-хана, даже в 1810 году, Умар-хан тоже объявил себе ханом. Но только в последние годы правления Умар-хана появляется предание об Алтынбешике, о том, что предки мингов происходили от сына Захаридина Мухаммада Бабура. Оттуда происходят потомки первых Кокандских ханов.
Как человек, который трезво анализирует источники, я знаю много таких преданий во всем мире, когда передают, что потомок какого-то правителя происходил, ну, скажем, от Амон-Ра или вследствие божественного явления. Все это придумано для того, чтобы легитимизировать власть определенного человека или определенной группы. Поэтому я отношусь к тем ученым, которые считают, что это просто миф, созданный при Умар-хане. Он просил написать об этом своего придворного поэта Маликуш-Шуара Фазли Фаргони, который написал произведение «Умарнама». Он обиделся, что тот не написал о появлении его потомков через Алтынбешик, и попросил Мушрифу из Исфары переделать стихотворное произведение, который и переделал этот источник под названием «Шахнаме нусрад пайом». Там он впервые составляет генеалогическое древо первых правителей Кокандских правителей. До нас оно дошло в разных вариантах. К сожалению, есть ученые, которые говорят, что все это правда. Я об этом писал много раз, и я не верю, что Мухаммад Захариддин Бабур мог оставить здесь своего сына. Легитимную власть как бы получает Умар-хан, создав такое предание.
Высшую политическую власть получает не только представитель племени минг, но, как передает предание, к воспитанию предка кокандских ханов приложили руки кипчаки и киргизы. Кыргызы, кипчаки воспитывали его, научили сражаться, учили верховой езде. Одна представительница племени кипчак кормила грудью этого младенца. И самое главное – в воспитании этого Алтынбешика активно участвовали также представители чадакских ходжей. Эти группировки уже имели политическую власть в Кокандском ханстве – минги, кыргызы, кипчаки и представители религиозного духовенства, мусульманского духовенства, чадакские ходжи.
До образования Кокандского ханства власть в Фергане имели представители чадакских ходжей, представители суфийского ордена, скорее всего Накшбандия или Кодирия. Об этом в источниках пишется мало, но в Кокандском ханстве происходит раздел политической власти. Предание связывает представителей первых мингов с тимуридами через псевдосына Захаридина Мухаммада Бабура. Это предание было придумано для установления и укрепления власти.
В жизнеописании кокандских ханов особенно Алим-хан выделяется своей жестокостью. До сих пор в русскозычных источниках часто говорится о жестокости кокандцев, которые совершали набеги на казахов и русских купцов, об их антирусских настроениях.
Действительно ли кокандцы соответствовали этому портрету?
Да, как вы знаете, еще Мухаммед Шайбани-хан направлял войска против казахов, объявлял против них священную войну. Рузбехан в своем произведении «Михман-наме и Бухури» («Записки Бухарского гостя»,) отмечает, что после этих набегов, нашествий Мухаммед Шайбани-хан получил имя Рози, то есть борец за религию. В дальнейшем в Средней Азии складывается представление, что казахи очень далеки от ислама. Но в действительности это не так, так как мы знаем, что еще со времен Ахмада Ясави среди казахов был распространен ислам и многие представители племен и руководства исповедовали суфизм ордена Ясавия.
Кокандский правитель Алим-хан в 1804-6 годах захватил Ташкент, отправляет войско в Южный Казахстан, в современный Южный Казахстан. А мы знаем, при Умар-хане был захвачен юг Казахстана, и по берегам Сырдарьи были построены Кокандские укрепления. Эти укрепления действительно наводили ужас на жителей казахских поселений, потому что жизнедеятельность местных кокандцев резко отличается от той кочевой жизни, которую вели казахи, но и казахи постоянно грабили караваны бухарцев, кокандцев, хивинских торговцев, так как один из видов приобретения богатства – это барымта, когда мужское население казахских племен организовывало группу для захвата и ограбления караванов.
И с другой стороны, сами кокандцы тоже грабили бухарских торговцев, бухарские грабили хивинские торговые караваны, поэтому все время шло такое противоборство.
Как вы знаете, в период правления Петра I, в начале XVIII века, у российских правителей были попытки через Среднюю Азию найти дорогу в Индию. Так, был поход Бековича-Черкасского, который организовал Петр I и который полностью был уничтожен в Хиве Шергази-ханом. Таким образом, действительно наблюдалось противостояние между оседлым и кочевым населением. И когда в период правления Анны казахи принимали гражданство или входили в подчинение русских правителей, Абулхаир-хан даже отправлял послов, чтобы казахов приняли в русское, российское подданство.
С другой стороны, это походы Ермака и захват Сибири. Правители России сблизили государство с представителями власти Средней и Центральной Азии и с населением.
Много пишется о коварстве кокандцев, о захвате ими караванов. Но это в основном было для того, чтобы оправдать продвижение русской армии в Среднюю Азию. Им нужен был повод для обеспечения безопасности торговцев, безопасности торговых караванов, для чего необходимо было установить российское правление. Такие явления мы наблюдаем в период правления кокандских правителей и во время создания оборонных портов кокандцев на территории современного Казахстана.
Насчет Алим-хана, да, действительно про него распускали такие слухи. Это нужно было прежде всего оппозиционным силам во главе с Умар-ханом, который тоже боролся за власть.
В чем вина Алим-хана? Алим-хан выступает против тех религиозных деятелей, которые жили за счет народа. Он привлекал к ответственности псевдоишанов, которые объявляли себя потомками первых праведных халифов Умара, Абубакра, Усмана, Али. Ну, вы знаете, есть такая группа ходжей. И еще он выступал против поклонения святым местам, ложным, по его мнению. И поэтому и духовенство, и Умар-хан, и его окружение распускали такие слухи против Алим-хана.
Алим-хан проводил работы по восстановлению городов, по созданию медресе, обеспечению безопасности караванных дорог. Но во время его похода на юг Казахстана и после поражения очередного похода в Ташкент при выезде в город Коканд его убивают. И после этого в 1810 году Умар-хан объявляет себя новым правителем Кокандского ханства.
Расскажите о многонациональном составе ханства.
Каким было участие таджиков – тогда они уже идентифицировались как таджики? Кем были беки крупнейших городов: Чимкента, Сайрама, Ташкента? Как и почему отделились кыргызские племена, образовав Кара-Кыргызское ханство под предводительством Ормон-хана?
Кокандское ханство действительно было многонациональным. Основное население составляли узбеки, таджики, кыргызы, кипчаки, казахи. Были и представители каракалпакского населения. Были и те, кто после нашествия джунгаров жили на территории Кокандского ханства, то есть калмыки. Когда Кокандское ханство распространило свое владение в Восточный Туркестан, часть населения составляли уйгуры, и дунгане.
Самая интересная проблема возникает, когда таджикское и узбекское население в городах получили этническое название «сарт». До начала 20 века или, если сказать конкретнее, до образования советского государства сарты -это было двуязычное население. Это жители городов, которые по сравнению с кочевым и полукочевым населением, были более культурными, образованными. Ну, как говорят некоторые источники, сарты по сравнению с казахами, киргизами, кипчаками были и более хитрыми. Они в основном занимались торговлей, и среди них было много ремесленников, образованных людей, которые жили в городах.
Вы задаете вопрос, кем были беки крупных городов? Была такая группа, в основном представители племен гегемонов, то есть одно время беками назначали представителей таджикского населения и были правители городов, беки, из кипчаков, кыргызов и узбеков. Например, долгое время управляющий Ташкентом, Ташкентской областью, Лашкар Беклар Беги был раб из Читрала, и это Пакистан. Были и правители Канадшах из представителей таджиков горной части Таджикистана, это из Каратегина, из Дарваза, потому что Умар-хан создал войско только из представителей таджиков горной части Таджикистана. Или были знаменитые представители населения из Кушбеги, Мингбоши, Дотхо. И много представителей таджикского населения было в канцелярии кокандских правителей, которые занимались преподаванием, работали мудариссами и составляли, переписывали книги.
Один из главных элементов, который всегда был центром центробежной силы в Кокандском ханстве, это киргизо-кипчакское население, потому что всегда были противоречия между оседлым и кочевым образом жизни. Это была и борьба за власть, и борьба за разделение собственности.
Как вы помните, в период правления Мусалманкула кипчакское население захватывало силой дома жителей городов Ферганской долины. И действительно, на территории современного Кыргызстана, в Семиречье часть кыргызского и казахского населения создавало такое общество, но оно не формировалось как государство или ханство. Потому что беки племён-гегемонов всегда боролись за независимость или относительную свободу и получение определенных льгот от центральной власти. Поэтому про правление ханства кара-кыргызов в местных письменных источниках очень мало сведений.
Кокандское ханство вело сложную внешнюю политику, в частности оно граничило с Китаем, и это влияло на его внешнеполитический курс.
Какие отношения были у Коканда с китайской Цинской империей? Каковы причины и последствия военного столкновения в 1828, 1831 гг и кокандско-цинская борьба за Восточный Туркестан? Кем был Якуб-бек и какую роль он сыграл?
Якуб-бек в начале 19 века во время противостояния кокандско-цинской империи, особенно в событиях 1828-1831 гг, не участвовал. Он только родился в 1830 году. Но противостояние Коканда и цинского Китая было, потому что исторический восточный Туркестан был связан с Кокандом, конкретно с Ферганской долиной. И это противоборство ходжей начинается ещё в период правления Умар-хана. Цинская империя имела договоренность с правителями Коканда, чтобы они не пропускали ходжей, а именно потомков Килич-хана, белогорцев и черногорцев, и представителей ходжей, Бузургхана Тура и других, не отпускали в Восточный Туркестан. Но в 1824 году Бузургхан Тура убегает из Кокандского ханства и прибывает в Восточный Туркестан, где захватили власть мусульмане. После подписания договора 1831 года Коканд устанавливает своё правление в Восточном Туркестане, и Цинская империя дала возможность, дала право кокандским правителям собирать дань и налоги с Восточного Туркестана. Этим Цинская империя обеспечивала в Восточном Туркестане спокойствие и мир.
Но уже в период после захвата Ташкента в 1865 году Алим-кул Амир-Лашкар, ещё один видный представитель кыргызского народа, отправляет Якуб-бека Пскенты, он из Пскента, между прочим таджик, в Восточный Туркестан. Однако он, вместо помощи, захватил там верховную власть, объявил себя правителем и под именем Якуб-бек Бадаулет правил по 1877 год, пока его не убили. Его государство было объявлено государством Йетишахар -Семиградье. Он фактически основал новое мусульманское государство, которое осуществляло активную политику не только с Цинской империей, но и с Кокандским ханством. До ликвидации Кокандского ханства и с Российским царством. Также он отправлял своих послов в Индию, к английской королеве Виктории, прося помощи для защиты свободы и самостоятельности государства Йетишахар.
Якуб-бек в своём государстве Йетишахар проводил активную созидательную политику. Именно при нём развивается культура местного населения. Он строил много мечетей, дорог, мостов. Было переведено много произведений, то есть он осуществлял культурную политику в Восточном Туркестане. И это, конечно, не понравилось представителям Цинской империи. И в конце концов, как вы знаете, в 1878 году это государство Йетишахар было ликвидировано. Оно имеет генетическую связь с Кокандским ханством. Потомки Якуб-бека сейчас живут в Узбекистане, Таджикистане и в самом Восточном Туркестане.
Давайте перейдем к русскому завоеванию. Коканд начал сталкиваться на севере с Российской империей, которая после присоединения казахской степной зоны, построила в 1854 году укрепление Верный (ныне город Алматы) для того, чтобы лучше контролировать Коканд.
В чем были основы противоречия Коканда и Российской империей?
Во-первых, должен сказать, что Российская империя вела захватническую политику в отношении среднеазиатских ханств. Первое укрепление было построено на границе с Казахстаном ещё в 1842 году. А в 1853 году было захвачено укрепление – город Ак Мечеть. В 1854 году уже с юго-западной стороны была вторая волна захвата Средней Азии русскими – и вот это заканчивается созданием крепости Верный, современной Алматы.
Русские войска начали захват ханств со стороны Сибири, Омска, начав с территории, подчинённой Кокандскому ханству. И только русско- крымская война приостановила эту захватническую деятельность царской России. Уже после завершения Крымской войны Россия начинает продвижение в Центральную Азию.
В чем причина? Причина —противоборство Российской империи и Англии в Средней Азии. Уже закончилась Первая и Вторая англо-афганская война. Англия устанавливает свой протекторат в Афганистане и начинает проводить политику дальнейшего продвижения на территории среднеазиатских ханств. Начинается война английских, завезённых через Индию и Иран, и российских товаров. Начинается противоборство и заканчивается тем, что Россия активно проводит завоевательную политику, которая завершилась захватом Ташкента и других городов Средней Азии.
Среднеазиатские ханства встретились с очень сильным, хорошо вооруженным противником. К сожалению, эти среднеазиатские государства Коканд, Бухара, Хива, полагали, что могут защищаться сами. И каждое по отдельности отправляло своих представителей в Стамбул, прося помощи. Они, ещё со времен Умар-хана, полагали, что Турция, Османская империя обеспечит им помощь и защиту от русского завоевания. Но этого не произошло, потому что внешняя политика великих государств была направлена на создание колоний. Тем более для России, которой нужна была территория для распространения своих товаров, недорогая, дешевая рабочая сила, и место для посева хлопка, так как поступление хлопка из Южной и Северной Америки было ограничено. Недостаток сырья заставил Россию активно продвигаться на территорию среднеазиатских ханств.
Как осуществлялся поход Черняева и как ему удалось взять Ташкент?
Во-первых, мы знаем, что с 1858 года по 1865 год в Кокандском ханстве уже трижды поменялась власть. Сначала Малла-хан заставил Худояр-хана, своего брата, уйти, покинуть трон Кокандского ханства и уехать в Бухарский Эмират. Потом убивают Малла-хана, к власти на год приходит султан Сеид-хан. После него снова Худаяр-хан. Все это было результатом борьбы центробежных сил против центральной власти. Силы, которые могли противостоять этому завоеванию, были разделены. Вот, что происходило до завоевания царской Россией территории ханства.
Одновременно на Кокандское ханство нападает Бухарский Эмират. И вместо объединения, они оказались слабым государством перед завоевателями. У кокандцев отсутствовали и вооружение, и артиллерия, и фактически не было стратегии и тактики ведения войны.
Только Алимкул Амир-Лашкару в период его регентства над султаном Сеидханом удалось подготовить более 60 уже устаревших пушек, в то время, когда российские войска имели пушки, которые стреляли снарядами с затворами. Среднеазиатские же пушки были еще средневекового типа, очень тяжелые, недальнобойные, отсталые с точки зрения военной техники, технологии, вооружения. Так начинается захват Ташкента.
Первым в 1864 году к стенам Ташкента приблизился генерал Романовский. Однако, не получив указа о захвате Ташкента, он не мог его осуществить, и потому отступает в Чимкент. Плановое завоевание Ташкента начинается в 1865 году. Кокандцы, которые потеряли более 3000 воинов, не могли оказать сопротивление. В это время в борьбу вмешивается султан Сеид-хан, которого заставил отправиться в Бухару правитель Бухары Эмир Музафар. Потом в мае 1865 года случилась смерть Алимкула-хана, который оставил кокандские войска без руководства, что воодушевило российские войска. И в течение двух месяцев после осады они захватили Ташкент и подписали с ташкентцами мирный договор.
О чем идет речь в этом договоре? Главное, они объявили, что не будут вмешиваться в местную жизнь, что никогда не будут привлекать представителей местного населения к военной службе.
Одной из причин массового народного восстания 1916 года была мобилизация местного населения на тыловые работы, когда местный народ решил, что это война и их привлекают к военным действиям. А договор, который был заключен между представителями четырех кварталов Ташкента «даха» (до завоевания Российской империей территория Ташкента полностью разделялась между 4 даха: Бешагач, Кукча, Сибзар, Шейхантаур – прим.ред.) был мирным и был принят русской властью в Ташкенте.
После Ташкента были захвачены города Ура-Тюбе, Худжанд, Самарканд и затем начинается ликвидация Кокандского ханства. Окончательно о ликвидации Кокандского ханства было объявлено 19 февраля 1876 года. Русские генералы-захватчики в этот день, в день рождения русского царя, преподнесли Кокандское ханство как бы в качестве подарка.
Одновременно начинается ликвидация государства Йетишахар под руководством или управлением Якуб-бека. Государство Семиградье просуществовало после этого только год. В следующем 1878 году и это ханство было ликвидировано. Вот как происходил захват.
Слабая, централизованная власть, это борьба за власть между Худаяр-ханом и его сыном Насриддин-беком. Это – новый виток борьбы местного, оседлого, и кочевого населения за власть. И происходит возведение на трон псевдохана Пулат-хана, который тоже боролся за власть. Такой была борьба Худаяр-хана, сына Насриддина и Пулат-хана, которые представляли три группы. Они не только обессилили Кокандское ханство, но и разделили население государства на три части. Пулат-хан представлял кочевое и полукочевое государство, Насреддин-хан представлял местную аристократию оседлого и кочевого населения, а Худаяр-хан при поддержке генерал-губернатора Туркестана хотел вернуть свой трон, но у него не получилось. Он убежал в Худжанд. Затем захватили его сына Насриддин-бека, поймали и повесили Пулат-хана. Было объявлено о ликвидации Кокандского ханства, которое русской прессой провозглашалось источником нестабильности в Средней Азии.
Почему русские решили ликвидировать ханство полностью?
Ну это, так сказать, политика, Большая игра Российской империи и Англии, так как шла борьба за завоевание Центральной Азии. Они боролись между собой за рынки, за территории, за источники сырья, которые были в Средней Азии. Это продолжение политики – давняя мечта царских правителей, начиная еще с Ивана Грозного, захватившего Астрахань. В дальнейшем правители всегда мечтали захватить эти территории.
Англия после захвата Индии тоже хотела расширить свое владение и воевала с афганскими правителями. В эту борьбу активно вмешивалась и российская власть. И, конечно, междоусобица. Между правителями Средней Азии не было единства. Хивинское ханство, Бухарский эмират, Кокандское Ханство, даже объединившись, не могли бы победить, противостоять русскому продвижению, русскому захвату, потому что были очень слабы.
После Великих географической открытий Центральная Азия находилась вдали от активных политических действий, исторических процессов, так как существовала сама по себе. А вокруг нее происходили активные политические, революционные события, складывались торговые отношения между Новым и Старым Светом, так как политические процессы начинаются не только в Европе, но и в колониях ведущих государств.
Как известно, на сегодняшний день имеется большое количество письменных и материальных источников Позднего средневековья и Нового времени, которые дают представление о политической жизни, о географии, этнографии, этнической истории населения Кокандского ханства. Расскажите об этом более подробно.
Какие аспекты истории Кокандского ханства остаются неизученными и каковы отличия в рассмотрении и изучении истории ханства в узбекских, таджикских и кыргызских работах?
Существует много исторических произведений в Кокандском ханстве. Я насчитал более 40 произведений, и моя докторская диссертация посвящена анализу этих источников – она так и называется “Развитие Кокандской историографии: становление и развитие», то есть генезис этой школы. Очень много произведений в Бухаре, в Бухарском Эмирате в период завоевания протектората. Интересное культурное возрождение происходит в Хивинском ханстве, хотя Хива была под протекторатом России. Но там формируется очень интересная переводческая школа, в которой было переведено более 100 произведений, очень ценных, уникальных произведений с арабского и персидского на узбекский язык. Что касается кокандских произведений, они были и на таджикском, и на узбекском, были написаны стихами, в прозе. Из них я перевел на русский и на узбекский язык 16 произведений, издал факсимиле этих произведенй. Сейчас специалисты, не знающие таджикского или староузбекского письма, могут этим воспользоваться. Одно из последних произведений – это новая история Ташкента, “Тарихи джадиди Ташканд” Мухаммад Салиха Ташканди, которая, как и “Ансабу Салатин” и “Тарихи джаханнамайи” (произведения Аваз Мухаммада Аттара) содержит много сведений о завоевании Средней Азии русским царизмом. Это мнения и сведения местных историков. Рассматривается процесс завоевания Средней Азии, с точки зрения местного автора. Мухаммад Салих Ташканди освещает захват города Ташкента русскими войсками по дням.
Хотя мы всегда говорим, что предки народов Средней Азии едины, что нас объединяет наша больше история, после установления советской власти, когда Туркестан был разделен на несколько государств, то, что объединяло нас, было быстро забыто. А один из факторов, объединяющих наши народы, это историческое познание, историческое прошлое и наша история. Но, к сожалению, это единство оценивается по-разному. Например, историки в Узбекистане почему-то по-другому освещают историю. Историки в Таджикистане тоже по-другому. И там, и здесь мы объявляем Кокандское ханство государством таджиков, узбеков, кыргызов, казахов. В Узбекистане же все государственные образования в Средней Азии объявляются узбекскими государствами и пишутся монографии, большие монографии, о тысячелетней истории государственности узбеков. А мы говорим, что все государства Средней Азии принадлежали всем жителям, народам Средней Азии.
Я думаю, что до раздела Средней Азии, территориально-национального размежевания Средней Азии 1924 года, у нас и история, и культура, и менталитет – все было общее. Мы разделялись, отличались между собой тем, что называли себя кокандцами, хивинцами, самарканцами, бухарцами. Такого национального отличия не было, никто не говорил: “Я – кыргыз, ты – кипчак”, то есть, мы сами себя называли: “Я из Ферганы, я из Андижана, я из Намангана”. Когда сейчас мы иногда видим, что историки или политики тянут одеяло каждый на себя и хотят разделить единое государственное образование, которое объединяло несколько территорий и народы современных Казахстана, Кыргызстана, Таджикистана, Узбекистана, я хочу сказать, что мы, наоборот, должны держаться за былое единство наших предков.