Части современного Каракалпакстана, Хорезмской области Узбекистана и Дашогузской области Туркменистана когда-то составляли Хивинское ханство или Хорезм, как предпочитали себя называть его жители. Расположенный на орошаемых равнинах нижнего течения Амударьи, к югу от Аральского моря, Хорезм [претерпел] тяжелые разрушения после монгольского вторжения.
Со второй половины 18 века Хорезм находился под властью тюрко-монгольского племени кунгратов. Но внутренняя стабильность всегда осложнялась нехваткой орошаемых земель, племенными распрями, набегами и рабовладением. Русские силы совершили пять атак на Хиву и только в 1873 году они увенчались военным успехом. Хивинское ханство стало протекторатом России, при этом значительно сократившись в размерах. В 1920 году ханство было заменено Хорезмской Народной Советской Республикой, но позже эта территория была разделена между Узбекской ССР, Туркменской ССР и Каракалпакской автономией.
О Хивинском царстве нам рассказывает историк Нигора Аллаева.
Аллаева Нигора Ашировна – доктор исторических наук, руководитель центра “Историографии и источниковедения” Института истории академии наук Республики Узбекистан.
Аллаева Нигора Ашировна начинала свою научную деятельность в Институте истории АН РУз как аспирант отдела “среднековой истории” (2003) под руководством д.и.н., проф. Р.Г. Мукминовой. Она – исследователь, умеющий работать персидскими и чагатайскими рукописными источниками, а также первоисточниками на старорусском и английском языках. В 2007 году Н.А. Аллаева защитила свою кандидатскую диссертацию по теме “Взаимосвязи Хивинского ханства с Ираном в XVI – XVIII вв.”. Н.А. Аллаева также в течении 2010-2012 гг. руководила отделом “средневековой истории”. В 2019 году она успешно защитила докторскую диссертацию на тему “Внешние связи Хивинского ханства в XVI – 70-годы XIX века”.Н.А. Аллаева является автором более 80 научных публикаций. Её научные статьи также опубликованы в престижных Европейских журналах таких как “Journal of Persianate Studies” и “Central Asiatic Journal”. Н.А. Аллаева также успешно презентовала свои научные результаты на престижных международных конференциях: Германия-Готтенхейм, 2009; Австрия-Бадгаштейн, 2010; Великобритания-Кэмбридж, 2011; Австрия-Вена, 2012; Германия-Берлин, 2014; Швейцария-Цюрих, 2015; Китай-Пекин, 2017; Россия-Москва, 2018, 2021; Таджикистан-Панжикент, 2018, 2019; Иран-Тегеран, 2019; Уфа-Россия, 2022. Н.А. Аллаева также участвовала в качестве автора и составителя в публикации нескольких коллективных монографий, изданных в рамках фундаментальных, прикладных и инновационных проектов Института истории. На сегодняшний день она возглавляет центром “Историографии и источниковедения” Института Истории АН РУз, который занимается вопросами изучения истории от древнего периода до наших дней.
Монографии: Хива хонлиги дипломатияси (XVI-XIX асрлар). – Тошкент: Адабиёт учқунлари, 2018. – 272 б. ;Хива хонлиги дипломатияси ва савдо алоқалари (XVI-XIX асрлар) / Тўлдирилган ва қайта ишланган нашр. – Тошкент: Академнашр, 2019. 496 б.; Хоразм ва Эрон: XVI-XIX асрларда савдо-дипломатик алоқалар динамикаси. Тошкент: Фан, 2023. 220 б.
В истории Центральной Азии особенно драматичная страница, связанная с Хорезмом, касается вторжения в этот регион войск Чингисхана, который воспринимал хорезм-шаха как персонального врага. Разрушения в регионе после монголов были ужасными. Каким был Хорезм до вторжения монголов, и каким стал после?
Я начну немного с более раннего периода. Эта территория в нижнем течении Амударьи, дельта Амударьи, как говорится, и на прилегающих территориях до сегодняшнего дня открыта, и изучены очаги многих древних земледельческих культур.
Уже в середине второго тысячелетия до нашей эры на этих землях существовала развитая ирригация, техника, которая достигла еще более высокого уровня к середине первого тысячелетия до нашей эры. И с этого времени Хорезм становится одним из важных экономических и культурных центров Средней Азии и всего иранского мира. И поэтому не раз историки отмечали, я могу привести пример из «Шийбани-наме» и «Музаххир ал-билод», это источники, исторические произведения XVI века, и там отмечается, что великие завоеватели – хаканы, сахибкираны считали огромной поддержкой и престижем нахождение Хорезма под своей властью. Оно имело значение в стратегическом, географическом плане, так как [там] проходили караванные маршруты, главные маршруты [по] территории Хорезма, и большая часть территории этого региона включала в себя степь Каракумы, Кизилкум.
Поэтому особенности эти: и климатические, и стратегические – они всегда занимали особое место. До вторжения Чингисхана здесь была уже наработана система искусственного орошения, которая существовала с самого древнего времени. Она помогла стать центром всего региона. Поэтому мы можем сказать, до этого времени, Ануштегиниды, особенно эта династия, оказали сильное сопротивление Чингисхану. Они уже в 11 веке не только смогли создать независимое государство в этом регионе, но и своего рода империю. И в экономическом, и в политическом, и в военном плане Хорезм имел достойное признание в этом регионе, который начиная с 11 века, сопротивляясь Сельджукидской державе, это именно тогда начинается от Кутбиддина Мухаммад Хорезм-шаха, потом Атсыз Хорезм-шах и во время вторжения Чингисхана здесь правил Аллаудын Мухаммад Хорезм-шах. Было организовано сильное сопротивление, но, к сожалению, к этому времени управление большим государством всегда сопровождалось трудностью контроля, особенно на периферии, в пограничных частях. Разные политические раздоры, междоусобицы или борьба за власть сделали эту империю слабой. И в этом плане поводы, которые способствовали раздорам между Чингисханом и Хорезм-шахами, это всего лишь, я думаю, и многие историки это подтвердят, это все служило всего лишь поводом. Например, неуважительное отношение к послам Чингисхана в Хорезме или ограбление каравана в городе Отрар – это официальная версия, конечно. Но на самом деле масштабы планов Чингисхана, естественно, включали завоевание этого края, и я думаю, что после завоевания региона, который очень сильно сопротивлялся, их судьбы были очень тяжелыми, и после этого восстановиться было очень трудно. В этом плане Хорезм постигла такая участь, но до этого он был центром культуры, где, как мы знаем, творили Аль Бируни и Ибн Сина. Многие ученые того времени носили нисбу – титул аль-Хорезми.
Хорезм был центром науки, культуры, и он действительно потерял этот статус, и приходилось уже во времена Улуса, Чагатайского Улуса, который входил в состав этого государства, восстанавливать былую славу. Но, к сожалению, во времена Амир Тимура Хорезм старался, султаны Хорезма старались сохранить свое независимое управление. В этом плане Хорезм всегда подвергался большим нападкам и нес урон в плане культуры и прочего.
Династия Арабшахидов, которая ведет свою историю от Чингис Хана – сына Джучи Шибана – правила в Хорезме более 200 лет, с 16 по начало 18 века. То есть для этой части региона Центральной Азии была важна легитимность происхождения правителя от Чингисхана. Чем запомнилась эта династия в Хорезме? Расскажите о ее упадке и противостоянии с шахом Персии Надир-шахом.
Знаете, история династии Арабшахидов — это самый малоизученный период истории Хорезма и, к счастью, могу сказать, что я обратила внимание и могу рассмотреть много деталей. Но я думаю, что это не удастся вместить в одно интервью, поэтому постараюсь отметить самые яркие моменты и особенности.
Вы говорили о легитимности. Вообще, приход к власти династии Арабшахидов, я отмечаю в своей монографии – приход представителей этой династии к власти нужно рассмотреть как некое соглашение между чингизидами Кипчакской степи и элитой Хорезма. В «Шажара-йи тюрк» этот момент очень детально описывается. Как известно, в 1510 году было столкновение между Мухаммадом Шейбани-ханом и Исмаилом Сефевидом. Нужно отметить, что Арабшахиды и Мухаммад Шейбани-хан, шейбаниды, которые установили свою власть в Бухаре, были сыновьями двоюродных братьев. Это две линии одной династии, поэтому они известны как хивинские шейбаниды и бухарские шейбаниды. Они потомки одной династии, одного человека, и поэтому приход Арабшахидов в Хиву и шейбанидов в Бухару произошел в одно время. Но нужно рассмотреть это с разных точек зрения, потому что Мухаммад Шейбани-хан вторгся из Дешт-и Кипчака в Бухару, Самарканд, и здесь происходили военные действия. Но в Хиве получилось совсем по-другому. Здесь в 1510 году, как я отметила, вблизи города Мерв было столкновение между Мухаммад Шейбани-ханом и Исмаилом Сефеви, и это кончилось гибелью Шейбани-хана. До этого, в 1505 году, Мухаммад Шейбани-хан, завоевав Хорезм, включил его в состав своего государства, и после этого автоматически территория Хорезма перешла в руки Сефевидов Ирана, Исмаил-шаха. Но в 1510 году, в течение очень короткого времени, можно сказать, одного года готовилось восстание, и народ города Везир во главе с кадием Умаром, кадий города, организовал восстание и всех кызылбаш (их называли кызылбашами из-за красной линии на головном уборе, 12 таких красных линий, обозначавших 12 шиитских имамов) выгнали. То есть выгнали войска Ирана и наместников Исмаил-шаха. И тогда обратились к одному достопочтенному человеку Хисамиддину Китталу — это потомок знаменитого Саид-ата, всеми уважаемый человек – и его хотели возвести на трон, объявить своим падишахом. Вот он говорит о легитимности власти. “Шажара-йи турк” сообщает: “Хорошо, но если даже народ сегодня признает мою власть, то завтра они не согласятся. Давайте я вам найду и рекомендую настоящего падишаха” – «асл подшо». Он имеет в виду, правителя который имеет легитимное право, который относится к чингизидам, потому что в 16 веке еще придерживались той традиции в государственном управлении, что право на трон могли иметь только потомки чингизидов. Поэтому он рекомендовал Эльбар-султана, который в это время находился в Дешт-и Кипчаке. Его пригласили, и он прибыл с маленьким отрядом, по соглашению элиты Хорезма. Он подождал за городом. После того как выгнали кизилбашев, его пригласили в город Везир, организовали там большой пир, той, и его возвели на трон [ритуалом] “хан кутарыш”. Это поднятие хана на белой кошме. Провели этот ритуал и объявили ханом Хивы. С самого начала легитимность и связь с чингизидской семьей играли огромную роль в образовании Хивинского ханства. С этого времени 1511/1512 года, отмечается образование Хивинского ханства и в литературе, и в источниках. И таким образом Арабшахиды мирным путем пришли к власти в Хорезме. Вы знаете, во многих трудах советского периода была такая концепция: вся история, особенно Хивинского ханства, почему не Бухара, а именно Хива представлялась в черных красках, что, мол, здесь была междоусобица и это изолированная часть, это отсталая часть всего мира.
Такая концепция существовала до недавнего времени в науке, потому что здесь было сильнейшее сопротивление Российской империи. И везде в литературе описываются военные действия, междоусобица, бесправие. Поэтому я думаю, об этом очень много писали, это уже установившиеся концепция, поэтому я хотела бы акцентировать внимание на том, что было хорошего в период правления этой династии, что именно Хорезм оставил свой след в истории. Я могу перечислить несколько правителей, ярких личностей, лидеров этой династии. Это Хаджи Мухаммад-хан. С 1558 года он 44 года правил страной. В то смутное время, когда правители иногда даже год не могли продержаться н троне, этот хан правил страной 44 года. Это большой срок, и это означает многое. Действительно, с середины 16 до начала 17 века был период Арабшахидов, период стабилизации политической ситуации. Хаджи Мухаммад-хан большое внимание уделил установлению и развитию международных связей с другими соседними странами, с русским государством, с Ираном. Также были установлены тесные торговые связи: много караванов было отправлено в русские земли, в Иран, в Турцию, тогда Османскую империю.
Также известен Араб Мухаммад-хан, его сын, с 1602 года, в начале 17 века. Хотя уже к концу его правления в 1621 году, очень усилились междоусобные войны, борьба за власть между сыновьями Араб Мухаммад-хана. Но до этого я хотела бы отметить культурный подъем. В 1613 году сам Араб Мухаммад-хан отдал приказ построить медресе Араб Мухаммад-хана в Хиве. И также огромное внимание было уделено орошению, освоению новых земель. В источниках особенно отмечается, что колоссальный вклад был внесен в стабилизацию экономики, что Хива в это время обеспечила себя зерном, хлебом. Зерно сеялось в таком большом количестве, что даже в “Шажара-йи-турк” описывается, как поля, где было засеяно пшено, нельзя было объехать на лошади даже за 10 дней. Зерно сеялось в таком большом масштабе, что приезжали из Казахской степи, приходили из соседних регионов каракалпаки, туркмены Мангышлака покупать хлеб. В этом плане период Араб Мухаммад-хана был периодом стабилизации. Но, к сожалению, уже к 20-м годам XVII века здесь усилились разные оппозиционные силы. Основной причиной этого был сам хан, как отмечает Абулгази-хан, сын Араб Мухаммад-хана, самый яркий представитель Арабшахидов, известный как писатель и историк. Он в своем произведении “Шажара-йи турк”, именно мягкодушие его отца привело к таким неурядицам, к таким политическим раздорам и нестабильности. Поэтому старшие сыновья восстали против отца и борьба шла за власть. Но уже через некоторое время, в 1644 году после определенных критических моментов к власти пришел Абулгази Бахадур-хан. Это отмечено всеми историками, филологами. Его произведения широко известны и хорошо изучены, особенно филологами.
Абулгази Бахадур-хан – историк и поэт, он известен такими своими произведениями, как “Шажара-йи турк” и «Шажара-йи тарокима». Также он писал «Манофе ул-инсон». Это трактат о лекарственных трав и о лечении. В этом плане Абулгази Бахадур-хан является самым ярким представителем Арабшахидов. В этот период он провел административную реформу, упорядочил все чины и в качестве главных во дворце назначил 32 человека.
Централизация власти, естественно, укрепила пограничные зоны. В плане военных достижений и в экономическом плане он хорошо развил связи с Индией, русским государством, с другими странами: и торговые, и дипломатические отношения. Поэтому период Абулгази Бахадур-хана считается самым успешным периодом истории Хорезма. В этом плане Арабшахиды действительно оставили свой след в истории Хорезма.
Что касается вторжения иранского шаха, персидского шаха, Надир-шаха, в 1740 году после завоевания Бухары Надир-шах направился в Хорезм. Здесь его встретило сильное сопротивление. Все города, все крепости, а здесь с самого древнего периода строились самые крепкие крепости – потому что степь и климат требовали особенного внимания. Поэтому взять эти места было трудно не только Надир-шаху или другим правителям, властелинам таким, как Сахибкиранам. Ильбарс-хан, который тогда правил, он был второй по счету [Ильбарс-хан II] и организовал действительно сильное сопротивление. Были жесточайшие боевые действия вблизи города Ханка и в других регионах. Не осталось другого выбора. Надир-шах с 20-ю султанами взял в плен и казнил Ильбарс-хана, а также его приближенных. И тогда хорезмская элита, остававшаяся без главы, вышла к Надир-шаху. Еще нужно отметить некоторые из малоизученных деталей, я привела их из персидских, персоязычных источников в своей монографии, «Аламара-йи Надири» Мухаммада Казима, он описывает эти детали. Надир-шах, когда приблизился и вошел в Хиву, в центр, тогда уже столицу Хивинского ханства, он собрал всех чиновников, беков, султанов и обратился к ним: “Есть ли среди вас тот человек, которому я мог бы передать власть над этим регионом?” То есть он прислушивается к мнению местной элиты, потому что прекрасно понимал легитимность, особенно на востоке, в Средней Азии, в Центральной Азии, которая играла огромную роль. Поэтому он сам спрашивает: “Кого вы хотите, чтобы я назначил наместником, правителем Хорезма?” Тогда элита Хорезма выходит и говорит: “Мы согласны с любым вашим выбором, мы уважаем ваш выбор, но испокон веков, и со времен чингизидов по требованиям, по законам Яса (это сборник законов от Чингисхана), монголов нами должны править представители чингизидов, поэтому мы преклоняемся [еред этой семьей, мы будем рады принять любого из этой семьи”. Тогда Надир-шах имел при себе такого спутника Тахир хана, потому что он служил при Надир-шахе. Тахирхан был из чингизидов, и шах назначил его наместником Хорезма.
Итак, мы видим, что чингизидский фактор всегда имел влияние в государственном управлении, и даже завоеватели считались именно с этим правилом.
Династия Кунгратов не происходила от Чингисхана. Откуда она берет происхождение и чем она отличается от династии Мангытов, которые стали правителями в соседней Бухаре?
Династия Кунгратов, вы знаете, в источниках тоже это отмечается, и я могу привести мнение Исамбека Тоган, это турецкий ученый, она очень знаменитый ученый, в своем труде тоже останавливается на этих моментах, и отмечает, что кунграты по материнской линии связаны с Чингисханом, и женщины Чингисхана были из рода кунгратов, тюркских племен кунгратов. Уже в 14-15 веке в Хорезме Чинсуфи был из правящей семьи Суфиев. Они происходили от кунгратов, поэтому наши узбекские ученые тоже отмечают, что приход к власти кунгратов во второй половине 18 века — это уже вторая попытка представителей этой династии. Во-первых, они отличались от мангытов, во-вторых, я бы отметила такой момент, в легитимации есть такая форма – привилегия военной силы. Приходящая к власти династия должна доказать свое превосходство военными достижениями, участвовать в освобождении страны от внешних сил. Как это происходит? В 1768-69 годах, я уже отмечала, случались разные природные явления, климатические изменения. Из-за этого была засуха, и такое трудное время постигло Хорезм. На некоторое время в Хиве этим воспользовались туркменские йомуды (йомуд – это племя). Глава этих туркменских племен смогли силой взять власть в Хиве, и как раз в этот момент представитель кунгратского рода Мухаммад Амин Инак (инак это своего рода визир, это одновременно чин и титул), принял на себя ответственность освободить страну от йомудского нападения. Поэтому он сначала хотел просить помощь у Бухарского Эмира, но, к сожалению, не смог. Никакой помощи он не получил и тогда, объединив свои силы, смог вернуть власть и выгнать эти туркменские племена, и по праву прийти к власти. Хотя они тоже использовали возведение на трон марионеточных ханов. Наверняка вы знаете об этом. В один период после Надир-шаха, когда марионеточные, номинальные ханы, которые считались потомками чингизидов, возводились на трон, а на практике на самом деле правила местная элита. Кунграты уже с 1762 года взяли политическую власть в свои руки. В 70-е годы 18 века произошла смена власти и пришли кунграты. Они использовали такой метод легитимации: сажали марионеточных ханов, а на самом деле правили сами. Однако в 1806 году Эльтузар-хан, более амбициозный представитель кунгратов, взял и отменил это правило. Он объявил ханом себя, взял титул хана. В это время Эльтузар-хан для того, чтобы укрепить свои пограничные территории, организовал несколько военных походов против Бухарского ханства. В последних битвах он потерпел поражение и во время отступления утонул в реке Амударья. На короткое время опять восстановилось возвышение марионеточных ханов, но через 5 месяцев кунграты уже официально взяли титул хана, в отличие от мангытов, которые до конца называли себя эмирами, а не ханами. Поэтому они потом старались легитимировать себя в качестве преемников хорезмшахов, древних хорезмшахов. В дальнейшем кунграты на правах своего ханского происхождения продолжили править уже с титулом хана.
Известно, что в Хорезме особая роль отводилась ирригации и воде. Изменение русла Амударьи даже привело к изменению столицы. Как это влияло на экономику ханства?
Да, конечно, и в начале я отметила, ирригация, возведение устройств, системы искусственного орошения послужили становлению Хорезма как центра науки и культуры, и это имело, конечно, очень большое влияние. Амударья несколько раз меняла свое русло. Из-за этого в свое время центр Хорезма, город Кят, был опустошен, они воздвигали новый Кят. То же самое происходило с городом Везиром, который, к сожалению, потом потерял свое значение как столица. Я могу еще отметить старый Ургенч, который сейчас находится на территории Каракалпакстана. В то время Ургенч разрушился из-за того, что старое русло Амударьи изменило свое течение в другую сторону. Ханы всегда обращали особое внимание на восстановление, очистку ирригационной системы арыков, каналов. В этом плане в 1646 году Абулгази Бахадур-хан, которого я представила как самого яркого представителя Арабшахидов, приказал построить вблизи старого Ургенча новый город. И он назывался уже Новый Ургенч, Янги Ургенч. Одно время он был столицей. Тогда город Хива являлся столицей Хивинского ханства, но Ургенч был столицей купцов, которые занимались международной торговлей, и все самые крупные торговые сделки заключались в городе Ургенч. Верховный правитель обязательно лично стоял там и контролировал процесс очистки каналов, арыков. В его обязанность входило постоянно, каждый год (это называется «казу», от слова казиш – копать) проводить подобное мероприятие. Сам хан лично присутствовал хотя бы в первый день, он сам показывал пример. Это было самым важным действием, которое требовало вмешательства центральной власти.
Расскажите об отношениях между узбеками и туркменами внутри страны. Известно, что хивинские ханы находились в некоторой зависимости от туркменской родоплеменной знати, поставлявшей им войска и оказавшей сильное влияние на внутреннюю политику. Но туркмены также восставали против кунгратских правителей. Почему?
Зависимость от туркмен — это сильно сказано, конечно, потому что это была скорее взаимозависимость, взаимная заинтересованность. Почему? Потому что они служили в войсках и являлись самыми сильными отрядами, сильной частью армии Хивинского ханства. Однако взамен они были заинтересованы и получали земли, награды, денежные вознаграждения. При описании туркмен нельзя ограничиться одним словом и не все так однозначно, потому что это разные племена, которые даже между собой не всегда могли договариваться. Йомуды, така туркмен, алиэли, хизрэли, – в общем, их было очень много, и особенно туркмены, которые жили в пограничных зонах между Хорасаном и Хорезмом и Бухарой всегда умудрялись использовать тактику, руководствовались такой стратегией, что когда им нужно было, когда, например, хивинская сторона требовала оплатить налоги или нести какую-то службу, могли сказать: “Нет, мы не находимся под властью хивинского ханства, мы граждане Ирана”. Они, мол, вольные люди.
Это же была большая территория, тем более большая ее часть находилась в степи, поэтому не только Хива и Бухара, но также иранская власть не всегда могла их до конца контролировать. Эти племена, такие вольные, независимые, больше исходили из своей материальной заинтересованности. Но те, которые находились ближе к центральной власти или южной части Хорезма, они действительно служили. Даже есть такие описания в источниках, некоторые беки, туркменские беки были лояльными и безоговорочно служили до конца своих дней. Даже свои братья не могли демонстрировать такую лояльность до такой степени. Они действительно были сильной частью армии. Туркменские племена, каракалпаки – хивинские ханы тоже были заинтересованы в том, чтобы с ними соглашаться, их награждать и использовать в нужный момент. Даже Надир-шах, в персоязычном источнике описывается перед тем, как напасть, устроить вторжение на территорию Хорезма, специально прислал своих послов к главам племен договориться о нейтралитете, чтобы хотя бы во время боевых действий, они сохраняли нейтралитет, не вмешивались. Вот до какой степени завоеватели старались действовать так, чтобы они сохраняли нейтралитет.
Насколько осложнялась история Хивинского ханства [из-за] наличия сильных племен и слабой власти – если сравнивать с историей соседних государств – Бухарой, Кокандом, Казахским ханством?
Не только в средние века, я думаю, но и в наши дни личность правителя, имеет огромное значение, и от него зависит очень многое, когда верховная власть принадлежит сильной личности, которая имеет авторитет не только среди своих чиновников, подчиненных, дворцовых, но и уважение среди населения. А в Хиве были такие моменты, такие правители, когда их власть была номинальной, и после вторжения в Хорезм Нодир-шаха больше 40 лет здесь был период под названием “ханбази”, период ханбази, “игра в ханы”. Или, как называют зарубежные коллеги, “игра престолов”. Историк Абдулкарим Бухари еще в 19 веке назвал это игрой в ханы, ханбази. Когда кунграды и мангыты Хорезма, родоначальники этих племен, уже имели сильное влияние на верховную власть, они практически правили страной. Например, Эренг-хан или как говорится Эренк-хан, один из последних Арабшахидов, к концу 17, началу 18 века почти потерял свою власть. Даже в этот момент в Хорезме прочитали худбу на имя бухарского хана. Это означает, что [на] короткое время Хива уже входила в состав Бухарского ханства. Вот в такие моменты правители только номинально имели власть и титул хана.
В то же время кунгратский период ознаменовался и культурными достижениями. Именно в это время Хорезм стал главным центром развития тюркской литературы в Средней Азии. Расскажите об этих достижениях.
Ну это уже после прихода власти кунгратов. Хивинские ханы уже укрепились в военно-политическом плане. Например, я могу отметить период Мухаммад Рахим-хана I (в 1806-1825 годах). Его власть была очень сильной, даже казахские бии, многие правители Хорасана приходили к нему и в качестве дани, привозили подарки. Казахские султаны старались служить в составе его армии. Мухаммад Рахим-хан Первый, он не только старался укрепить свои пограничные зоны, вообще границы, но и в культурном плане сделал очень много: строил медресе, мечети. Огромное внимание обращалось на образование, написание книг. Так, в правление кунгратов была написана основная история, исторические произведения историков Мунис и Агахи, Мухаммад Юсуф Байани, хорезмские хроники создавались в этот период.
Нужно еще отметить, что Мухаммад Рахим-хан Первый провел реформу. Со времен Абулгази Бахадур-хана, он уже в 17 веке провел административную реформу. Мухаммад Рахим-хан впервые организовал Олий кенгаш – Верховный совет, который решал самые важные вопросы государства, вместе с ханом. И он упразднил ненужные чины. Во времена Абулгази-хана их было 362, а во времена Мухаммада Рахима-хана Первого их число сократилось до 100 человек, до 100 мест. Он старался установить более демократичные порядки даже в государственном управлении. А уже в период Мухаммад Рахим-хана Второго, это считается периодом протектората, после вторжения в 1873 году, протекторатом Российской империи, культурное развитие усилилось. Но многие ученые отмечают, что это своего рода легитимация Мухаммада Рахим-хана Второго в тот период, когда политически он наполовину стал зависимым от Российской империи. В политическом плане его власть сократилась. Он сделал акцент на культурном развитии, доказывая этим свою легитимность как достойного правителя этой страны. В этом плане пишется много произведений, делаются переводы с персидского языка на один из тюркских, особенно уделяется внимание образованию. Во время Мухаммад Рахим-хана II было очень много новшеств. Например, Худайберган Деванов, он побывал в Иране, и оттуда привез технику фотографии, был первым фотографом Хивы.
Также Мухаммад Рахим-хан сам лично контролировал проведение экзаменов во время назначения определенных чинов, учителей медресе. Во времена правления Мухаммад Рахим-хана II были созданы первые музыкальные ноты. Культурный подъем связан с периодом правления кунградов не только внутри страны, но и в соседнем регионе. В Кокандском ханстве в литературной среде Хорезм также считали центром культуры и науки.
Русские предпринимали несколько попыток завоевания Хивы. До 1873 года, когда Хива была завоевана, был неудачный Хивинский поход (1839—1840 гг), а после поражение русских у Геок-Тепе. Почему Хива оказала такое сопротивление русским войскам и почему потерпела поражение?
В истории экспедиции Бековича-Черкасского нам известно, что поражение этой экспедиции особенно сильно повлияло на отношения между Российской империей и Хивой. На долгое время приостановился обмен послами и потом в 1839–40 годах неудачу потерпел также поход Перовского в Хиву. Это, конечно, связано с тем, что народ Хорезма всегда сопротивлялся, оказывал сильное сопротивление всем вторжениям, всем завоеваниям, поэтому это естественно. Хива и в религиозном отношении никак не могла допустить установления власти Российской империи над собой. Поэтому это сопротивление можно рассмотреть как естественное явление. Но я хотела бы отметить природу как силу, которая помогала. Вы знаете, природные явления — это самый сильный, верный, надежный друг и опора всему, и вместе с этим, самый сильный враг. Были периоды, когда происходили климатические изменения в Хорезме: голод, холод. Они нанесли большой урон Хорезму, экономике, стабильности. И в моменты воздействия внешних сил помогали природные катаклизмы, особенно зима Хорезма, очень сильные морозы. И не привыкшие к такому сухому морозу и не ожидавшие разные трудности на дорогах с водой, едой люди – все это помогало хивинской стороне одержать победу. И есть такая статья, по-моему, автор Захарьин, который тоже пишет, что после поражения Бековича-Черкасского, Перовского в высших слоях Петербурга обсуждается вопрос, что Хива — это какая-то непостижимая мистическая страна, и с ней нужно считаться и больше придерживаться дипломатических отношений, оставить идею военного вторжения. Но они долго готовились, и в 1873-м году, когда прошло более 100 лет, Российская империя, особенно когда восточная политика Пётра I дала свои плоды, Хива уже не имела возможности сопротивляться врагу, который был намного сильнее в плане оружия, техники и прочего.
Как произошла революция в Хиве? Были ли здесь местные модернисты или джадиды? И почему территория Хорезма оказалась разделенной между тремя советскими республиками?
Конечно, модернисты, джадиды или просветительское движение происходило во всех регионах Туркестана, Туркестанского края, после завоевания Кокандского ханства, и также Бухарского эмирата, который до 1920 года был протекторатом Российской империи. И здесь организовывалась Хорезмская народная республика. Однако все эти процессы не происходили отдельно от других исторических процессов. Здесь также были просветители, например, Палван Нияз Хаджи Юсупов, Баба Ахун Салимов и другие. Они в виде партии “молодых хивинцев”, “молодых бухарцев”, то есть «Ёш Хиваликлар» и «Ёш Бухороликлар» старались установить более демократичные правила и более современные для того времени виды, формы государственного управления. Конечно, они были очень связаны с движением «молодёжь Турции» в это время, многие ездили в Турцию, Германию на учебу. Они старались установить какие-то новые правила, но, к сожалению, это все было подавлено, и многие молодые хивинцы сбились с толку из-за того, что не был разработан четкий план или стратегия.
В военно-политическом плане тоже не хватало сил, и естественно после 20 года они, хотя старались создать свою конституцию, в которой хотели многое организовать и придерживаться национальных традиций. Но это все было временно, и в конце концов они до конца не смогли реализовать свои идеи. Все это так же, как и в Бухаре, и в других регионах туркестанского генерал-губернаторства, потерпело поражение. Теперь насчет разделения территории Хорезма на три части. Российская империя, она, как известно, пользовалась принципом “разделяй и властвуй”. Это была их главная концепция стратегия. И так как Хива оказала очень сильное сопротивление, чтобы не было подобных случаев, ее разделили на три части, потому что в дальнейшем большевики как дальновидные политики предвидели, и поэтому постарались, чтобы Каракалпакия была отдельной автономной республикой, и был Амударинский отдел, чтобы контролировать хивинского хана для того, чтобы не только управлять, но и чтобы было удобно раздробить силы Хивинского ханства. А в дальнейшем, чтобы организовать различные столкновения, разные политические или же сепаратистические движения. Дальновидные политики поступили таким образом.