Туркестанская автономия или Туркистон мухторияти — самопровозглашенное государство, существовавшее в период с 28 ноября 1917 года по 22 февраля 1918 года на территориях современных Узбекистана, Казахстана и Кыргызстана. Это было одно из первых светских государств, где большинство населения составляли мусульмане, и первое демократическое государство в истории Центральной Азии. Столицей государства был город Коканд, официальных языков было пять: узбекский, казахский, кыргызский, таджикский и русский. Туркестанская автономия создавалась джадидами и кадимистами на республиканской основе, планировала иметь свой парламент, где две трети мест предназначались для депутатов-мусульман, а одна треть гарантировалась представителям немусульманского населения. Но главное – она требовала полной автономии от создававшейся Советской России. Поэтому в январе 1918 года в ответ на ультиматум Советов о добровольном включении в состав Советской России Мустафа Шокай, президент автономии, отказался признать власть Советов. Для уничтожения Туркестанской автономии из Москвы в Ташкент прибыло 11 эшелонов с войсками и артиллерией под командованием Константина Осипова. В результате Туркестанская автономия была ликвидирована большевиками всего через три месяца после ее создания. Ее заменила Туркестанская АССР.
О Туркестанской автономии нам рассказывает Саидакбар Агзамходжаев -автор книги «История туркестанской автономии (Туркистон мухторияти)».
Агзамходжаев Саидакбар Саидович – востоковед, историк, доктор исторических наук, профессор. После окончания школы в 1970-1977 годах учился на арабском отделении восточного факультета Ташкентского государственного университета (ТашГУ) по специальности востоковед-филолог, арабист.
В 1977-1997 годах работал научным сотрудником и старшим научным сотрудником в Институте истории Академии наук Республики Узбекистан. В 1996 году защитил докторскую диссертацию на тему “Туркистон Мухторияти: борьба за свободу и независимость (1917–1918 гг.)” и был удостоен ученой степени доктора исторических наук. В 2002 году ему присвоено ученое звание профессора.
В 1997-1999 годах работал доцентом кафедры «История, философия и культурология» и заведующим кафедрой «Мировая социально-политическая история» Университета мировой экономики и дипломатии. В 1999-2018 годах занимал должности декана факультета «История и философия ислама» Ташкентского исламского университета, проректора по духовности и просвещению, заведующего кафедрой «Теория и практика построения демократического общества», «Религиоведение» и «История и источниковедение ислама».
С 2018 года по настоящее время работает профессором кафедры «История и источниковедение ислама IRCICA» Международной исламской академии Узбекистана. С.С.Агзамходжаев ведет лекции и семинары на узбекском и русском языках по учебным предметам «История Узбекистана», «Этнология народов Центральной Азии», «Музееведение и архивоведение», «История исламской культуры и искусства» и другим предметам. Его научные исследования связаны с историей джадидского движения и общественно-политических и культурных процессов в Центральной Азии в начале ХХ века. В частности, его научные труды посвящены истории Туркестанской автономии, действовавшей в 1917-1918 годах.
Как хорошо известно, Туркестанская автономия стала плодом воображения и результатом последовательного интеллектуального развития идеологии джадидов. Хотя нам известны культурные и образовательные цели джадидов-просветителей, в чем заключались их политические цели? Откуда берется идея единого Туркестана – целиком от джадидов или это более старинная мечта?
Джадидизм, как известно, возник на переломном этапе общественного развития центральноазиатского региона в конце 19 – начале 20 веков. Джадидизм — это движение за обновление и реформацию общества. Так вот, на первом этапе участники движения не стремились к изменению всей сложившейся общественной системы. Приоритетной виделась задача модернизации отдельных сфер общественной жизни и, прежде всего, духовная сфера образования. Да, следует отметить, что на их мировоззрение повлияло революционное движение в Турции в 1907–08 гг. и в 1911 году революция в Иране. Именно вопросы реформации общества, именно вопросы, связанные с модернизацией исламской религии, вопросы равноправия мужчин и женщин – все эти вопросы, конечно, они поднимались уже в начале двадцатого века. Но затем уже это движение стало политизироваться, особенно после революции 1917 года, Февральской революции, когда был свергнут монархический режим. И здесь начали создаваться Советы рабочих, солдатских депутатов, и тогда уже эти идеи начали проникать в сознание джадидов или, скажем, под этим влиянием они тоже начали поднимать вопросы о создании сначала общественных организаций, затем вопросы создания политических партий мусульман. И, конечно же, выдвигалась постепенно идея создания автономной республики в составе Российской Федеративной Демократической Республики.
То есть идею единого Туркестана мы можем отнести именно к джадидскому движению, потому что до этого – имеется в виду после завоевания этой территории со стороны Российской империей и установления здесь этого колониального режима, – конечно, в тот период интеллигенция не могла высказать свои взгляды, свое мнение открыто. И уже после создания этих первых джадидских организаций и создания первой газеты, которая считается джадидской, – это 27 июня 1906 года, газета «Тараки» (Прогресс). Тогда их тоже начали называть “тараки парвар”, то есть прогрессист, сторонник прогресса. И вот это понятие «тараки, таракиет» (развитие, прогресс) – они в своей газете об этом писали. Причем надо отметить, что в тот период эти газеты, джадидские газеты, они распространялись не через какие-то книжные магазины, а из рук в руки, причем скрытым образом друг другу передавались небольшие тиражи. Потому что эти газеты, они были написаны на староузбекском языке на основе арабской графики. Это период с 1905 по 1908 годы, период монархического режима.
Конечно же, джадидское движение, высказывания джадидов контролировались, была цензура. Вот мы работали в архиве, в Центральном архиве Узбекистана. Это очень уникальный архив, и там многие документы еще сохранены, и там есть отчеты, написанные на русском языке. Это отчеты цензурных организаций, которые писали об этих газетах, и кто их редактор, и какие вопросы там рассматриваются. Поэтому, отвечая на ваш вопрос, откуда берется идея единого Туркестана: от джадидов или это была старинная мечта? Конечно, идея Туркестана, идея единого Туркестана уже была при джадидах. Многие недопонимали, может быть, эту идею единого Туркестана именно в тот период, потому что к выделению из Российской империи и созданию отдельного государства условий тогда не было. К этому российская администрация, власти очень строго относились и следили за этим.
С апреля по ноябрь 1917 года прошло четыре Всетуркестанских съезда мусульман, итогом которых стала создание Туркестанской автономии. Расскажите об этих съездах. Как были разделены джадиды и кадимисты? Какие идеи цели обсуждались? Как шел процесс вовлечения народов Туркестана снизу?
Да, это очень интересный и важный вопрос. С апреля по ноябрь 1917 года – мы переходим уже к событиям тысяча девятьсот семнадцатого года – как я уже отметил, после Февральской революции в 1917 году, после развала монархической системы в России создаются советы. Идея создания советов, Совета рабочих. Сначала были Советы крестьянских депутатов, а затем уже Советы объединенных рабочих и крестьянских депутатов. И так же эта идея переходит сюда, в Туркестан, и [появились] вопросы, что теперь у нас после разгрома монархической системы [возникла] возможность создания Советов и Советы будут иметь демократический принцип. То есть все имеют право избирать своих депутатов в эти Советы. И вот, согласно историческим исследованиям, до апреля те Советы, которые были созданы здесь в Ташкенте и затем в Фергане, Самарканде, Туркестане, – туда не включали представителей мусульманского населения. Я имею в виду местного населения, понимаете? И тогда у прогрессивной интеллигенции возникает идея создания своих организаций. И вот в апреле состоялся первый Всетуркестанский мусульманский съезд, курултай. На этом съезде рассматривались вопросы, как теперь быть, что теперь будет после развала монархического режима, что такое Советы, как будут организованы властные структуры. И тогда на съезде принимается решение о создании такой организации «Шуро-и-Исламия». Слово “шуро” – от слова “совет”, и на русский переводят как “мусульманский совет”. И сразу же эта весть о том, что в апреле была создана такая организация в городе Ташкенте распространилась по другим городам.
Да, здесь происходили очень большие социально-политические события. А, кстати, в Казани, в России тоже проходили всероссийские мусульманские съезды, в которых участвовали представители от Туркестана, в частности, это Убайдулла Ходжаев. Есть архивные фотографии, где показано, что представители Туркестана участвовали в этих съездах. Там тоже рассматривались эти вопросы: какова будет теперь судьба татарского народа, российского народа? И вот тогда поднимается вопрос о создании национальной автономии.
Есть понятие национально-культурной автономии и национально- территориальной автономии. Конечно же, в России российские власти не хотели, чтобы Россия, так сказать, расчленилась или раздробилась. И поэтому они всячески старались сохранить эти территории в составе государственности. И каковы же идеи были, какова будет теперь Россия? Поднимались эти вопросы, образовывались различные партии – эсеры, социал-революционеры. Потом уже происходит раскол среди социал-демократической партии на большевиков и меньшевиков. И, конечно же, всех волновал вопрос: что будет с Россией, какое это будет государство, какой будет система управления этим государством? И, конечно, большинство одобрили идею создания Российской Федеративной Демократической Республики.
А что означало понятие федерация? Это федеративная республика, в которую входят, скажем, автономные республики, несколько автономных национальных образований.
И, конечно, этот вопрос также поднимался на Всетуркестанском мусульманском съезде. Затем уже этот вопрос начал рассматриваться в апреле-июне, состоялся второй съезд. И уже, конечно, [возникают] некоторые противоречия между джадидами и кадимистами.
А кто такие кадимисты? Есть такое понятие «кадим». Я, например, считаю их традиционалистами, то есть теми, кто хотел сохранить старые традиции. Джадиды и кадимисты — это очень такая важная тема, и по сей день она еще рассматривается, изучается.
В чём были разногласия между джадидистами и кадимистами? Джадиды — это было молодое поколение, а кадимисты — это люди старшего поколения – имамы, кази, муфтии, которые хотели, чтобы новое государство основывалось на законах шариата. Джадиды предлагали: «Да, в какой-то мере, может, это законы шариата, но с вводом новых законов, которые сегодня существуют и в западных государствах. И мы не можем жить, постоянно основываясь на законах шариата». Я один момент только рассказал. Но там многие моменты связаны с вопросами государственного управления. И вот это привело к тому, что кадимисты вышли из «Шуро-и-Исламия», и сказали: «Мы не будем с молодыми, а создадим свою отдельную организацию». И назвали ее «Шура-и-Улема». Но все равно и джадиды, и кадимисты поддерживали идею создания Туркестанской автономии, причем национально-территориальной, а не национально-культурной. А вот в Татарстане и Башкирии стоял вопрос о создании национально-культурных автономий, так как эти государства были внутри Российской империи. А так как Туркестан был краевым регионом, поэтому они ставили вопрос о национально-территориальной автономии и предусматривали, видимо, в будущем всё-таки создать отдельное государство. Они также говорили о том, что в прошлом эти территории были отдельными государствами. Вот в таком плане мы можем рассмотреть, какие были противоречия между джадидами и кадимистами.
Как шел процесс вовлечения народов Туркестана снизу?
Вот эти организации, как я уже сказал, создаются. Создаются уже газеты, журналы, люди ходили в махалля и проводили разъяснительную работу, потому что тогда многие еще не понимали, что происходит. И вот проводилась эта разъяснительная работа. Тогда еще в масштабе Туркестана не была создана «Шуро-и-Исламия». Создаются такие городские мусульманские советы, которые проводили разъяснительную работу среди населения. Конечно, не было такой свободной возможности постоянно собирать народы, население и проводить среди них разъяснительную работу, потому что именно Ташсовет, Ташкентский совет рабочих и солдатских депутатов, контролировал этот процесс, и именно они регулировали этот процесс.
И вот они собираются на первом съезде и на втором, а потом, уже в сентябре, когда «Шура-и-Улема» тоже провела свой съезд, и поднимается новая идея. Еще один момент здесь, конечно, это идея объединение тюркских наций. Союз мусульман – такая организация создается, потом создается такая партия «Турк Адами Марказияти», Партия тюрков – потом эта организация стала называться «Турон», и вот идея единства тюркских народов тоже поднималась в тот период. В основном это конец августа и сентябрьские события. И вот Ташсовет видит, что эта свобода действий мусульманских организаций может привести к тому, что власть может перейти в их руки.
Почему джадиды не рассматривали себя как часть российского государства? Насколько население Туркестанского края чувствовало себя ущемленным в экономических, политических и культурных правах по сравнению с русскими? В вашей книге, к примеру, пишется о требовании преобразовать имеющиеся русско-туземные школы в национальные мактабы; уравнять жалованье туземных учителей с жалованьем учителей русских. Отдавали ли себе отчет туркестанцы, что европейские большевики не откажутся от своего великодержавного прошлого?
Почему джадиды не рассматривали себя как часть российского государства? Потому что все равно среди населения разъяснялось, что Россия завоевала эти территории, так как именно они хотели бы восстановить, создать независимые государства. А еще были события – мы знаем, в годы Первой мировой войны многих молодых людей начали забирать, причем сажали их на поезда и по железной дороге увозили на фронт. Особенно это проявилось в 1908 году, а потом в 1916 году, когда уже забирали также на тыловые работы, то многие выступали против этого. Даже показывают некоторые фильмы, что в Джизакской области, Сырдарьинской области многие женщины выходили на железную дорогу с тем, чтобы остановить поезд, который увозил их детей, их мужей и так далее. То есть уже начинается противостояние и поднимается ряд восстаний, которые выявляли недовольство политикой, которая проводилась российской администрацией того периода. Поэтому джадиды в тот исторический период не ставили вопрос полного отделения от России, потому что они знали, предполагали, что это не приведет к хорошим результатам, и поэтому они всё-таки рассматривали вопрос о создании в составе Российской Федеративной Республики на первом этапе Туркестанской автономной республики. И, конечно же, мы, когда пишем о джадидах, рассматриваем их деятельность по созданию школ. Сначала первые школы они создавали у себя дома, скажем, Махмудходжа Бехбуди в Самарканде создает у себя дома школу. А что означает школа? То есть уже не на земле сидели, как в медресе, а изготавливали парты. То есть они видели в русско-туземных, русских школах в России такие парты, доски, и уже переносили это в свои школы и [преподавали] в этих школах светские науки.
И, конечно, в некоторых местах рассматривался образец создания русско-туземной школы.
Что означает туземная? То есть, это местное население, коренное население. И, конечно же, эти русские школы, которые в какой-то мере, может быть, были и платные, они были созданы здесь в Ташкенте, в Фергане именно для детей переселившегося сюда русскоязычного населения. И потом уже в эти русские школы богатые зажиточные люди для того, чтобы их дети изучали русский язык, отдавали их в эти русско-туземные школы. Русско-туземные школы — это означает там учились представители различных национальностей – и русские, и узбеки, казахи и так далее, и так далее. И затем уже стоял вопрос, чтобы вот эти русско-туземные школы преобразовали в национальные школы, национальный мактаб и, конечно же, учителя в этих национальных школах поднимали вопрос о зарплате, чтобы им тоже платили так, как учителям в русских школах. То есть поднимался вопрос о равноправии.
Мы знаем, что тогда были лозунги «равенство, братство, мир» и так далее. Позже мы знаем в советский период тоже эти лозунги были везде развешаны – «мир, труд, свобода, равенство, счастье». То есть вопрос равенства, равноправия, это был один из главных вопросов: чтобы у всех тех, кто живет здесь, в Туркестане, независимо от национальности, были равные права.
Здесь еще один момент я хочу отметить, Махмуд Бехбуди в свое время в одной из статей писал о том, что деньги надо тратить на образование. Не надо устраивать такие пышные свадьбы или проводить личные какие-то мероприятия, строить крупные дома. Экономьте эти деньги. Деньги надо тратить на образование своих детей, где бы это ни было, не только в Туркестане, но и в других городах России, если надо, и в других зарубежных городах.
И вот мы знаем, что многих уже позже, конечно, в 1920-е годы, отправляли в Германию учиться так, чтобы они получили там европейское образование. И вернувшись сюда, они создавали школы нового типа, создавали какие-то предприятия, которые в дальнейшем привели бы к развитию и Туркестана. В тот период еще не говорилось Узбекистан, Казахстан. Это уже в 1924 в период национально-государственного размежевания образовались эти республики, а для того периода, конечно, все еще была актуальна идея создания независимого Туркестанского государства.
Какие требования Туркестанская автономия предъявляла Советам? Почему для большевиков они были неприемлемыми? Ведь “Декларация прав народов России” от 2 ноября 1917 года торжественно объявила право народов на самоопределение вплоть до отделения и образования самостоятельного государства.
Очень интересный вопрос – какие требования Туркестанская автономия предъявляла Советам? Да, второго ноября 1917 года — это уже после Октябрьской революции – была объявлена Декларация прав народов России. Декларация прав народов России — это очень важный документ. Был объявлено о том, что дается право на самоопределение народам, которые проживают на территории России. И важный момент произошел – пятнадцатого ноября в Ташкенте начал работу третий краевой съезд Советов рабочих, солдатских и крестьянских депутатов. Утвержденная на этом съезде Декларация заявляла, что высшим органом власти в крае является краевой совет рабочих, солдатских и крестьянских депутатов, который будет отныне называться Совет народных комиссаров Туркестанского края – Совнарком и что в его формировании принимают участие лишь представители социалистических партий, совершивших октябрьский переворот. И важный момент, который был принят на этом съезде: «Привлечение в настоящее время мусульман в органы высшей краевой революционной власти является неприемлемым, ввиду полной неопределенности отношения туземного населения к власти солдатских рабочих и крестьянских депутатов». Имея в виду то, что среди туземного населения нет пролетарских классовых организаций, представительство которых в органах высшей краевой власти приветствуется. Именно это решение сыграло важную роль в том, что [возникло] противостояние Советам. И тогда, таким образом в избранное правительство – то есть в Совет народных депутатов, народных комиссаров не вошел ни один представитель коренного населения края.
Вопрос об автономии, не говоря уже о возможности отделения от России, не получил никакого отражения в решениях этого съезда. По сути, с первых дней большевики продемонстрировали свою приверженность к великодержавной, шовинистической, можно сказать, колонизаторской политике царизма по отношению к коренному населению, которое по укоренившейся привычке продолжали называть не иначе, как инородцы, туземцы. Вот такое все еще было отношение к местному населению.
Я хочу вот привести воспоминания Мустафа Шокаева. Он в своей книге писал, что “установившаяся насильственным путем большевистская власть убила у туркестанцев веру в революционно-освободительные лозунги. Советская власть в Туркестане началась с огульного отрицания права на участие во власти у местного коренного населения”. Далее он пишет: “Незаконный захват власти большевиками, сопровождаемый лишением нашего народа политических прав, заставил нас поспешно принимать меры, противостоять волей народа решению узурпаторов”.
Сегодня очевидно, что представители местных русских революционных демократов отождествляли понятие автономии с отделением от России, в то время как туркестанские национальные демократы в тот исторический момент воспринимали ее не иначе, как самоопределение в рамках существующего многонационального государства на основе демократических правовых федеративных начал.
Вы пишите, что среди джадидов рано обозначились элементы раскола. Стали зарождаться радикальное течение прогрессистов, призывающих к более глубоким преобразованиям в просвещении и более решительным политическим выступлениям, и умеренное, представители которого преимущественно настаивали на реформе богословского образования и выдвигали умеренные политические требования. Расскажите подробнее об этом расколе. Почему он усугублялся и почему силы не смогли объединиться? Сыграл ли этот раскол главную роль в неудаче Туркестанской автономии?
Как я уже говорил, в апреле 1917 года была создана организация «Шуро-и-Исламия», которую, можно сказать, поддержала большая часть населения. И, конечно же, в ходе обсуждения, какова будет судьба Туркестана теперь, [возникли] вопросы. Стояли вопросы о том, какова будет система управления государством, кто войдет в руководство этим государством. И вот это привело к некоторым мнениям. A позднее уже создается совет духовенства, «Шура-и-Улема», который, как я уже сказал, был создан кадимистами. И вот еще один момент. В тот период, в 1917 году. проходили выборы в городские думы, а потом уже на основе городских дум должны были состояться выборы в Государственную Думу, и в ходе этих выборов в городские думы большая часть населения – по городу Ташкенту – поддержали «Шура-и-Улема», потому что эти уламоисты — это имамы. И в каждой махалле, в каждой местности были личности, духовные люди, как мы говорили, имамы, кази. И люди приходили к ним, и у них получали ответы на те или иные вопросы, которые связаны с семьей, как вести себя с соседями махали – и все они спрашивали, а как тот или иной вопрос решить, согласно мусульманскому праву, согласно шариату.
И вот эти люди, это были личности, конечно, это были авторитеты. И результаты выборов в городскую думу города Ташкент показали, что общество Улема взяло больше голосов, чем другие организации. Но, конечно, в других городах ситуация была иной. «Шуро-и-Исламия» получила больше голосов. И потом, уже когда шел подсчет по всей территории Туркестана и определилось, что в городские думы от местного населения всё-таки мало было избрано этих самых делегатов. И, конечно, это сыграло определенную роль в дальнейшем противоречии между джадидами и, как мы говорим, кадимистами. Но когда состоялся третий совет и третий съезд Совета рабочих солдатских депутатов, то одновременно в Ташкенте открылась Третья конференция мусульман Туркестанского края под руководством «Шура-и-Улема». Также на эту конференцию были приглашены представители различных мусульманских организаций. И «Шуро-и-Исламия» в работе конференции не участвовала, что ознаменовало раскол между традиционалистами и либералами, как мы говорим. И на этой конференции было решено обратиться к делегатам третьего съезда советов Туркестана с предложением о создании коалиционного правительства, в которое бы входили представители различных организаций, в том числе мусульманских организаций. Но это предложение было отвергнуто левыми эсерами и большевиками, в руководстве которых решающее значение имели так называемые старые коммунисты. И, таким образом, в первый состав Совета народных комиссаров Туркестана не попали представители коренных национальностей. Вот это тоже сыграло важную роль.
И вот мы уже приходим к вопросу о том, как была создана Туркестанская автономия, как была она объявлена и какие решения были приняты на этом четвертом чрезвычайном краевом общемусульманском съезде.
Созвать чрезвычайный общемусульманский съезд в Ташкенте они не смогли, потому что все контролировал Совет народных комиссаров, СНК. И они переезжают. Причем представьте, каким путем – на конях, тогда не было автомобилей, в город Коканд, и там с 26 ноября начал свою работу съезд. На этом съезде присутствовало около двухсот делегатов. Причем не так – я захотел быть делегатом – и я поехал. Нет, на учредительном собрании избирались депутаты, избирались личности, причем эти личности, которые имели авторитет среди населения.
И в ночь с 26 на 27 ноября – ночью принимали документы, ночью работали – было объявлено решение, и документы подтверждают о том, что говорилось. «Вот мы говорили о том, чтобы создать коалиционное правительство, но вместо этого создали советы и не ввели ни одного представителя от нас, наших организаций. Мы теперь объявляем Туркестанскую автономию и назвали ее Туркестон Мухторияти». Это с арабского языка означает “избранная”, но ее перевели как автономия, и название стало Туркистон Мухторияти. Я хочу сказать, что в некоторых исторических книгах, которые были написаны после этих событий, в 60–70 годы, писалось Кокандская автономия. Это неправильный был подход. Да, в Коканде все это состоялось, но название было Туркестон Мухторияти. И были избраны органы власти. Представительным законодательном органом власти должен был стать временный народный совет в количестве пятьдесят четыре человека, а исполнительным – временное правительство, состоящее из двенадцати человек. Понимаете, еще до этого съезда были подготовлены определенные решения – что будет создано временное правительство. А почему временное? Потому что планировалось в марте будущего года, восемнадцатого года, провести выборы, которые [сформируют] Учредительное собрание, на котором это решение съезда должны были подтвердить. Потому что планировалось, что двадцатого марта восемнадцатого года будет создан парламент на основе всеобщего, прямого, равного и тайного голосования. Две трети мест в парламенте предназначались мусульманским депутатам, и одна треть гарантировалась представителям немусульманского населения. И вот на этом съезде была принята декларация независимости. Я, конечно, сейчас полный текст открыть не могу, но приблизительно там говорилось о том, что мусульманский съезд объявляет создание Туркестанской национально-территориальной, не национально-культурной, а национально-территориальной автономии в составе Российской Федеративной Демократической Республики. И самый главный момент – в этой декларации было сказано: всем народам и нациям, проживающим на территории Туркестана, будут обеспечены их права.
Расскажите, как ликвидировали автономию. Как и кем принималось это решение? Почему был выбран военный способ?
Ликвидация? Конечно, решение этого съезда не то, что не понравилось, оно не было одобрено Советом народных комиссаров. Итак, один момент. После того как эта Туркестанская автономия просуществовала, ну, скажем, два с половиной месяца, [сложилось] двоевластие: Совет народных комиссаров в Ташкенте и правительство Туркестанской автономии. И вот начинаются переговоры. Я напомню, что первым премьер-министром или министром-председателем одновременно и министром внутренних дел был избран Мухамеджон Тынышпаев. Зам премьер-министра, зам министра-председателя был избран Ислам Шагиахметов, управделами внешних отношений был избран Мустафа Шокаев. Магди Чанышев — это председатель военного совета, то есть военный министр. Убайдулла Ходжаев – управляющий отделом Народной милиции и общественной безопасности. Юргули-Агаев – министр землестроения, землеустройства и водопользования и Абиджон Махмудов – министр продовольствия. Понимаете, я хочу сказать, что здесь представители различных наций – узбеки, казахи, евреи, татары входили в состав правительства, причем здесь сначала было избрано восемь человек и четыре места оставляли для тех организаций – представителей других национальностей, проживающих на территории Туркестана с тем, чтобы они, эти организации [могли] избрать своих представителей-делегатов, и тогда уже временное правительство будет состоять из двенадцати человек.
Так вот, происходят переговоры между Ташкентом и Кокандом. Кокандское правительство говорит, что власть теперь должна быть передана Туркестанской автономной республике. Ташсовет выступил против этого. Я даже был знаком с одним документом. Телеграмма, направленная на имя Сталина, который в тот период был наркомнац, народным комиссаром по делам национальностей. И в этой телеграмме говорилось о том, что у нас в Туркестане сложилось двоевластие, то есть четвертый чрезвычайный краевой мусульманский совет, который состоялся в Коканде, избрал правительство, и многие мусульмане поддерживают это правительство. Ответ приходит оттуда. Краткое содержание, за подписью Сталина: “Мы поддержим автономию, но автономию не буржуазную, а пролетарскую”. То есть этим самым Сталин дал знать, любыми путями ликвидировать эту Туркестанскую автономию. И вот тогда опять продолжаются переговоры. И еще одно событие – тринадцатого декабря в городе Ташкенте было большое сборище людей. Именно тогда из Коканда пришли представители и сказали: «Мы объявили автономную республику и просим вас, чтобы поддержали». И вот тринадцатого декабря из старого города начали продвигаться эти самые люди, которые выкрикивали: “Жасасын Туркестан Мухторияти! Да здравствует Туркестанская автономия! Мы ее поддерживаем!” И вот, если кто знает город Ташкент, люди шли с базара Чорсу до Урды, а Урдинский мост это была граница между старым городом и новым городом. И вот шла толпа людей, масса людей с тем, чтобы предъявить это Совенаркому, а Совнарком находился в новой городской части Ташкента, что эти массы поддерживают Туркестанскую автономию, что они избрали эту автономию и так далее, и так далее. И вот тогда, уже когда они подошли к мосту, начинается стрельба по этой толпе. И согласно данным, было убито 16 человек. И после этого возмущенные народные массы начали продвигаться в новую городскую часть. Но [потом], когда началась уже стрельба, они начали возвращаться обратно. И это был один из шагов к тому, чтобы ликвидировать Туркестанскую автономию. Кстати, тринадцатого декабря как раз в Оренбурге проходил съезд казахской интеллигенции, и 13 декабря тысяча девятьсот семнадцатого года была объявлена Алашординская автономия. Произошло такое совпадение, и уже декабрь-январь – в этот период происходят переговоры. Мустафа Шокаев уже был премьер-министром, так как Тынышпаев был приглашен в состав правительства Алашординской автономии. И вот Мустафа Чокаев в ходе переговоров объяснил: «Нет, нас избрал народ, не вы – мы избраны народом. А вас народ не избирал». Но установка из центра, чтобы любыми путями ликвидировать, привела к тому, что из Ташкента был направлен эшелон военных. 11 эшелонов по железной дороге, через Фергану, окружили город Коканд, и с 11 сторон были установлены пушки. И сначала требовалось, чтобы правительство Туркестанской автономии сдалось. Но они [заняли твердую] позицию и [отвергли] это. Тогда была дана команда обстреливать город. Есть фотографии, также взятые из архива, где показаны эти разрушения Коканда после обстрела пушками с одиннадцати сторон. И таким образом, некоторые члены правительства также были убиты. И некоторые вынуждены были выехать из Коканда. Не с точки зрения бросить это всё, а с точки зрения выхода из такой обстановки. И это привело к тому, что начинается антисоветское антибольшевистское вооруженное движение, которое вошло в историю как басмачество. За два с половиной месяца еще не была создана армия Туркестанской автономии, и вот народ восстал, взял оружие, и вот именно эти действия, направленные на ликвидацию Туркестанской автономии, привели к вооруженному движению сопротивления басмачества. И считается, что 19 февраля была разрушена Туркестанская автономия, но идеи Туркестанской автономии все еще продолжали сохраняться. И уже в 1918 году центральное правительство, совет народных комиссаров принимает решение: “Если вам нужна автономия, – хорошо, мы дадим возможность создать автономию, но только советскую автономию”. И в апреле 1918 года создается Туркестанская автономная советская республика.
Многие проводят параллели между разгромом Туркистон Мухторияти и правительством Алашской автономии, образованной казахскими национал-демократами в декабре 1917 г. в Оренбурге. Разгром Туркестанской автономии случился раньше, а Алаш еще просуществовал два года. В чем здесь схожесть и разница? Учли ли создатели Алашской автономии уроки Туркестана?
Конечно. Ну как известно, как я уже сказал, с 5 по 12 декабря 1917 года в Оренбурге состоялся Общеказахский съезд. Так его называют в исторической литературе. Общеказахский съезд, на котором было объявлено об образовании Алашской автономии и было избрано ее правительство, которое назвали Алаш Орда. Это высокое собрание приветствовали делегаты Оренбургского войскового округа, представители башкиров, представители местного мусульманского военного совета и так далее, и так далее. Так вот на этом съезде были приняты, насколько я понял, такие решения – образовать национально-территориальную автономию в составе областей Букеевской Орды, Уральской, Тургайской, Акмолиснкой, Семиречинской, Семипалатинской, Сырдарьинской. Затем часть Ферганской, Самаркандской, где проживали казахи. Есть еще такое понятие – население кайсак-киргизского происхождения, киргизско-казахского. То есть они были расселены вразброс на этих южных территориях России. То есть идея создания Туркестанской автономии, как я сказал, в том, что все народы, проживающие на территории Туркестана, они будут охраняться равным законом. Но, видимо, казахское, тогда мы еще не говорим казахстанское, казахское, киргизское население подняло вопрос о создании Казахской автономной республики. И вот на этом съезде также принимается решение, что автономии кайсак-киргизских областей присвоят название Алаш. Территория автономных областей Алаш со всеми богатствами, находящимися на поверхности земли, водами, недрами составляет собственность Алаш. То есть эти территории, которые я перечислил, они должны были входить в Алашскую автономную республику.
Да, конечно, опыт Туркестанской автономии сыграл определенную роль, потому что Туркестанская автономия была создана в декабре и просуществовала по февраль. То есть в этот период существовали две республики – Туркестанская и Алашская.
Это отдельная тема – исследование истории Алашской Республики, исследование отношений между Алашской республикой и центром – Советом народных комиссаров.
И всё-таки в чем схожесть и разница? Схожесть в том, что, конечно же, создатели Алашской республики были знакомы с документами Туркестанской автономной республики. Как я уже сказал, туда пригласили Мухамеджона Тынышпаева, так как это действительно была личность, которая имела большой опыт и юридический, и экономический. Поэтому он тоже сыграл важную роль именно в вопросе создания документации и утверждения ее на съезде, который проходил в Оренбурге. Здесь главным выступал Алихан Букейханов. Съездом руководили такие личности, как Азимхан Кенесарин, Миржакып Дулатов и другие. Схожесть в том, что здесь тоже было объявлено, что временный народный совет, который назывался Алаш Орда, состоял из двадцати пяти человек, из которых десять мест предоставлялись русским и другим народам, которые жили среди кайсак-киргизов, и местом пребывания Алаш Орды временно был избран Семипалатинск.
По поводу различий. Конечно же, это связано, во-первых, с территориальным нахождением. Второе, – это национальный подход к решению вопросов жизни, обычаев и традиций, религии этих народов, которые проживали на этих территориях. Но самое главное — это, по-моему, сегодня тоже [важно] для истории Казахской республики. Именно они изучают это образование Алашордынской автономии: как это происходило, какие моменты не были учтены при создании этой автономии и так далее. И также стоят вопросы схожести и разницы между этими двумя республиками. Хотя при создании, Туркестанская автономия предполагала именно ту территорию, которая была в тот момент – то есть территорию Туркестана, потому что здесь были еще два соседних государственных образования. Это Бухарский эмират и Хивинское ханство. Но есть еще другой подход. Некоторые историки рассматривают совокупно территории Туркестана, Хивинснкого ханства и Бухарского эмирата как Туркестанский край, шире рассматривают вопрос. Поэтому я думаю, что, если вот так сравнивать образование Туркестанской автономии и Алашординской автономии, есть схожесть, что именно в создании этой автономной республики. Причем ее также объявили не автономно-культурной, а национально-территориальной автономией.
На праздничном концерте в День независимости Узбекистана на всю страну прозвучала песня “Прекрасный Туркестан (Гузель Туркистон)» – ода идее единого Туркестана. Можно ли охарактеризовать Туркестанскую автономию как образец демократического государства? Какие важные уроки можно извлечь из опыта Туркестанской автономии?
Да, мы затронули очень интересный момент. В этом году отмечалась 31-я годовщина образования Республики Узбекистан. И, в связи с этим, был праздничный концерт. Сегодня мы, историки, считаем, что в каждый исторический период была общенациональная идея. И сегодня общенациональная идея — это создание нового Узбекистана. Сегодня есть еще такое понимание, что исторически в нашей истории был первый Ренессанс (7–8 века), второй – (14–16 века) и сейчас начинается возрождение, третий Ренессанс. Идея, общая идея, а потом к этой идее всё присоединяется. И на этом празднике пелась песня “Прекрасный Туркестан”. Текст этой песни был написан Абдулхамидом Чулпаном именно после того, когда была организована Туркестанская автономия. То есть в советский период, даже когда была создана в 1924 году, Узбекская советская социалистическая республика в дальнейшем входила в состав СССР. И вот уже в период перестройки, как мы знаем, начиная с 1985 года, период гласности, перестройки, и вот тогда уже дается право пересмотра вопросов государственности в Советском Союзе. Эти вопросы гласности начали подниматься открыто. Многие документы, которые принимались в ранние годы образования СССР, и многие личности, которые не соглашались с решением центра, центрального правительства, они были репрессированы. И ради чего? Именно ради создания независимого государства. Конечно же, опыт Туркестанской автономии, опыт создания Туркестанской республики – это тоже был один из опытов создания независимого государства.
И вот те, кто входил в состав правительства, те, кто поддерживал Туркестанскую автономию, и те, кто писал правдивую историю о том, как проходили эти события, были в дальнейшем репрессированы. Это отдельные вопросы.
Махмудходжа Бехбуди на этом мероприятии, выйдя он на сцену, сказал бы “Жасасын Туркестон Мухторияти”, а это имелось в виду, «Жасасын Узбекистан». Как и у вас тоже в Казахстане проводятся такие мероприятия, когда говорят: «Жасасын Казахстан». Поэтому эта история Туркестанской автономии сегодня актуальна.
Какова была правдивая история создания Туркестанской автономной республике? И это, конечно, будет связано с восстановлением личностей, которые были репрессированы в двадцатые-тридцатые года. Исходя из опыта прошлого, чтобы мы всегда учитывали мнение народа, мнение людей. Сегодня, мы живем уже в двадцать первом веке, и, конечно же, это совсем иное время. Всё открыто говорится и по радио, по телевидению, по интернету и так далее. И, конечно же, опыт прошлого учитывается. Поэтому, чтобы не было у нас здесь каких-то неудобных или, как мы скажем, непредсказуемых ситуаций, поэтому ежегодно мы будем [праздновать] День независимости, так же как и Казахстан. И, конечно же, они тоже рассматривают вопросы, которые были в прошлом направлены на то, чтобы создать свое независимое государство.
Да здравствует дружба народов между государствами, не только центральноазиатского региона, но и во всем мире.