В тринадцатом веке Ногай-хан, прямой потомок Чингисхана, правнук Джучи, сформировал армию мангытов (предположительно монгольского племени), к которой присоединились многочисленные тюркские племена. Спустя столетие ногайцев возглавил Едыге, искусный полководец и еще более искусный политик, основавший ногайскую династию и новое государство – Ногайскую Орду – на обширной степной территории между Волгой и Уралом. Активно участвуя в непрерывной политической и военной борьбе, Едыге на некоторое время удалось в последний раз в истории объединить все земли Джучи под своим фактическим правлением, хотя формально он не был ханом Золотой Орды, не будучи чингизидом. Основанная им Ногайская Орда просуществовала еще около двух столетий, в основном выполняя военную функцию. Ногайцы охраняли северные границы Крымского ханства и организованными набегами на Дикие Поля тормозили расселение славян. Но как многие военные империи, они не могли сохранить завоеванное и в конце уступили натиску калмыков с востока и русских с севера. Среди прямых потомков Едыге – русские князья Урусовы и Юсуповы, а ногайцы и сегодня проживают на Северном Кавказе, в Румынии, Турции и Казахстане.
О Ногайской Орде нам рассказывает казахстанский историк Амантай Исин.
Амантай Исин родился в бывшей Семипалатинской области в местности Кызылтас Абралинского района 15 декабря 1951 года. В 1969 году поступил на историко-педагогический факультет Семипалатинского пединститута им. Н.К Крупской (сейчас носит имя Шакарима). В 1984 году окончил Факультет преподавательских кадров при Московском госпединституте по специальности «История» со специализацией «средние века». Во время учебы в аспирантуре КазПИ им. Абая решил избрать темой своей кандидатской диссертации взаимоотношения между Казахским ханством и Ногайской Ордой в 16 веке.Для изучения истории Казахского ханства Исин впервые привлек данные русских архивов, сведения местных тюркских источников и шежире. Именно Амантай Исин точно установил время смерти казахского хана Касыма, опубликовал новые данные о связях казахов с ногаями, привел сведения о наиболее раннем упоминании казахских жузов, уточнил обстоятельства жизни и смерти казахского хана Хакк-Назара и многое другое. В 2002 году издал книгу «Казахское ханство и Ногайская Орда во второй половине 15–16 веках». Сегодня в списке публикаций А.И. Исина более ста работ. Многие из них посвящены истории Казахского ханства, Золотой Орды (в том числе Ак-Орды, Кок-Орды), взаимоотношения казахов с ногаями, османами, русскими. Источник – ФБ страница К. Ускенбая.
Расскажите нам о происхождении ногайцев. Действительно ли ядро их составили монгольские мангыты и как произошло их отделение от основных чингизидских улусов?
Это очень большая история, объемная история ногаев и Ногайской Орды, потому что, действительно, в средние века существовало большое государство, Ногайская Орда, которая имела широкие международные связи, как с Московским государством, так и с европейскими странами, особенно с Крымским Ханством и Москвой – конечно, здесь особенно тесные были связи Ногайской Орды, и на востоке с Казахским ханством.
Вот вы спросили о происхождении ногайцев. Мы используем два термина – ногаи по отношению к средним векам и ногайцы – по отношению к современному народу, но, естественно, границы особой нет. Но вот когда речь идет о Ногайской Орде, чаще используется термин ногаи на русском языке. Вы спросили про мангытов. Мангытский юрт – это в средние века Ногайскую Орду называли часто мангытским юртом по названию племени мангыт. Племя мангыт – тюрко-монгольское, но, понятно, здесь не хватает каких-то прямых источников, которые однозначно утверждали бы, что это монгольское племя или тюркское племя, поэтому используется такое понятие, как тюрко-монгольское племя мангыт. Тем более, когда они откочевали со степи Монголии, где, как мы предполагаем, они жили, то тюркизация больше захватила это племя. Активность этого племени состоит в том, что оно смогло объединить вокруг себя другие родственные племена кочевые, и они представлены были в составе Ногайской Орды, то есть они стали ядром ногайского народа.
А вообще племенной состав очень хорошо изучен. Я должен сказать, что источники очень обширны по Ногайской Орде, потому что, как я уже сказал, были очень обширные международные связи. Фактически, основная масса сведений содержится в документах межгосударственной переписки, особенно Московского государства со степными государствами, то есть с Крымским Ханством, Ногайской Ордой, а также Польско-Литовским государством, Османской империей. Во всех этих текстах, которые сохранились, начиная с конца 16 века, много сведений о ногаях, упоминаются их племена. Ну, понятно, важнейший источник по истории Ногайской Орды — это средневековые хроники, материалы шежире, эпос «Едыге и Тохтамыш», устные знания, исторические предания степных евразийских народов дают очень много сведений по племенному устройству Ногайской Орды. Здесь много племен, которые фиксируются и в составе Государства кочевых узбеков, в Казахском Ханстве. И многие племена, названия родов присутствуют в более поздней номенклатуре племен. Например, ас – многочисленное ногайское племя, у казахов есть племя ысык, которое непосредственно связано с этой общностью своим происхождением. Алшын – у ногаев, и казахов племенное объединение, там род, байулы – там племя, а у казахов племенное объединение, телеу, тама – это племена Младшего жуза казахов, в то же время у ногаев они часто упоминаются. Кроме того, кыпчак, найман, кытай – те племена, которые в составе казахов, в составе Среднего Жуза, они часто фигурируют в составе ногайского народа и в составе населения Ногайской Орды. А некоторые племена как канглы, ушун, жалаир, они имеются в Старшем Жузе у казахов.
То есть племена очень схожие – 62 племени степные, евразийские – они участвовали в этнических процессах, в создании народов, новых народов, поэтому состав этнический, то есть родоплеменной, ногайцев мало отличается от родоплеменного состава казахов, каракалпаков, башкортов, крымских татар. В той или иной пропорции они представлены, и сейчас даже в наше время ногайцы, с которыми мы контактируем, они помнят свои племена, откуда произошли их предки. А мангыты в свое время занимали ведущее положение, поэтому те племена, которые объединились вокруг них под предводительством их вождей, их называли мангытами и Мангытским юртом.
Какую роль сыграл сам Ногай, которого русские летописцы называли царем?
Ногай не имел звания хана, хотя был чингизидом, джучидом, был внуком Джучи. Он был очень влиятельным человеком и какое-то время доминировал, сажал ханов на престол, нескольких ханов держал под своим контролем. Это говорит о том, что он был фактическим правителем Золотой Орды, именно в 80-е годы 13 века. Он также способствовал возвышению и приходу к власти золотоордынского Тохта-хана. Но в дальнейшем они не поделили власть и превратились в непримиримых врагов. Ногай не имел права на золотоордынский престол, хотя был чингизидом, джучидом. Сторонники его кочевали в Причерноморье, это как раз степи современной Украины, Причерноморские степи. Вот и есть такое мнение, что Золотая Орда конца 13 века разделилась на два крыла – восточное с центром на нижней Волге, которую возглавлял Тохта, и правое крыло, причерноморское крыло, где властвовал Ногай. И между ними началась борьба. Борьба шла с переменным успехом и в конце Тохта одолел Ногая, в 1299 году. О Ногае есть замечательное исследование Веселовского, еще в 19 веке, его заинтересовала фигура Ногая, и опубликовано было в свое время его исследование. В дальнейшем мы видим, что улус Ногая переместился на восток. Здесь источники молчат. Видимо, последовали репрессивные меры Тохта-хана против неугодных и тех, кто поддерживал Ногая, сторонников, сыновей. Их переместили в междуречье Волги и Яика, на восток. И именно эта территория уже в дальнейшем стала центром создания Ногайской Орды. То есть, конечно, Ногай сыграл большую роль, потому что его имя уже используется как название страны, название государства. Соседние страны, Московское государство в дальнейшем уже стали использовать взамен восточного «Мангытский юрт» термин «Ногайская Орда», «Ногайское государство».
История Едыге очень интересна. Расскажите нам, где он родился, как проходило его становление как воина и политика? Он долгое время служил у Тамерлана – повлияли ли взгляды Тамерлана на его мировоззрение?
Нельзя сказать, что он долгое время находился под влиянием Тамерлана. Вообще об Едыге сохранилось, конечно, много сведений, но эти сведения легендарные, они не раскрывают нам ранние годы, до образования Ногайской Орды, до прихода Едыге к Тимуру, то есть его биография – легендарная, отражена, конечно, в различных преданиях, которые бытовали у степных народов. Позже — это, видимо, было после Едыге – его преемниками была создана легендарная генеалогия для того, чтобы Едыге и его потомки имели в степи власть законную наравне, на тех же основаниях или даже больше, чем чингизиды. Поэтому возводили его отдаленных предков чуть ли не сподвижниками пророка, эти мифические предки Едыге якобы были царями Сирии, Египта, в отдаленных регионах. И только начиная с пятого-шестого предков, они стали кочевать между Волгой и Яиком. И здесь тоже обоснование, что это их основная территория.
Но Едыге, видимо, родился, как полагает ряд исследователей, на юге современного Казахстана, это Каратауские горы, город Кумкент упоминается как кочевье его отца, и Едыге родился, видимо, в этом месте. А юные годы, конечно, неизвестны, но было понятно, что Едыге был очень даровитым и его предки, действительно, были правителями Мангытского юрта, объединяли родственные племена. И, естественно, его базовой территории становятся Приаралье и междуречье Волги и Яика.
Какое-то время он служил Урус-хану, предку казахских ханов. Но последовали репрессии Урус-хана, был умерщвлен отец Едыге либо его дядя и он бежал к Токтамышу, потому что Тохтамыш тоже подвергся репрессиям со стороны Урус-хана. Вы знаете, что отец Тохтамыша отказался совершать походы на Сарай, а Урус-хан был великим правителем в степи, и его могущество возрастало. На юге Тимур набирал силы, а влиятельные степные правители, в том числе и Тохтамыш и Едыге, были вынуждены обратиться к Тимуру. Урус-хан, хотя и обладал большой силой, огромной армией, но он не стал завоевывать территории к западу от Волги. Известен такой факт, что Урус-хан совершил поход на Волгу, взял Сарай, поставил там своего наместника, чеканку монет осуществил, это был 1374 год, а затем возвратился в свои кочевья, видимо, в Сарыаркинские кочевья, Жетысу. Понятно, маршрут передвижения Урус-хана нам неизвестен. Урус-хан был, конечно, выдающийся политический деятель, исторический, предок казахских ханов, которого все опасались, в том числе и Тимур, который, пока не объединил свои силы, он не выступал открыто против Урус-хана. И, как вы знаете, именно когда начались внутренние трудности в этом государстве, и когда Урус-хан заболел, возможно, он именно от болезни умер еще в 1377 году, по тимуридским источникам, по нумизматическим несколько позже, после этого уже начинается настоящая агрессия Тимура по захвату владений Восточного Дешт-и-Кипчака, который называется в источниках или как Ак Орда, или как Кок Орда.
В чем заключался смысл бесконечных войн Едыге с Тохтамыш-ханом и его сыновьями за господство в Золотой Орде, ведь Едыге не имел права на ханский титул. Был он как говорят сегодня кингмейкером или, действительно, мечтал повторить успех Чингисхана и стать единоличным правителем?
Да, много событий, конечно, и не все ясно. Но Едыге, конечно, был самолюбив и даровит, можно сказать гениален в том плане, что как политик он объединил вокруг себя огромные силы. Он использовал силу Тимура, Тохтамыш тоже воспользовался ею, захватил власть в Сарае, то есть государство Батуидов погибло, фактически Золотая Орда погибает при преемниках Бату. Когда умер уже Бердибек-хан в 1357 году, уже Золотой Орды нет, мы видим, что противоречия росли и там была кровавая междоусобица. Тохтамыш воспользовался силами восточного Дешт-и-Кипчака, при поддержке Тимура захватил власть. Едыге в этих условиях тоже думал о власти и, находясь уже в ставке Тохтамыша, между ними начались противоречия. И это уже в дальнейшем привело к их вражде и к войне между ними.
Нельзя сказать, что велись бесконечные войны, но тем не менее, действительно, создается впечатление, что Едыге и Тохтамыш оспаривали верховенство в том государстве, которое лично я называю ханство Тохтамыша, но можно назвать поздняя Золотая Орда, но это уже было другое государство. Почему другое государство? Потому что Великая монгольская империя пала, наследник Великой монгольской империи – Северная юань – пал. Фактически это и есть Улуг улус, а не Золотая Орда, потому что Золотая Орда тогда была лишь частью Монгольской империи, она не могла называться Улуг Улус. Улуг Улус как термин появляется при Тохтамыше, Тохтамыш претендует на главенство в тех странах, в улусах, которые некогда были в составе Монгольской империи. Претендует на верховную власть и Тимур. Тохтамыш уже использовал Тимура и ресурсы, потому что там были политики, которые ему советовали выступить против Тимура, чагатайского хана, правителя. Вот, естественно, между и начинаются противоречия, которые приводят к войне, а именно спор, территориальный спор между Тохтамышем и Тимуром за Ургенч. Едыге был свидетелем этих событий и должен был принять сторону, видя, что власть Тохтамыша зыбкая. Об этом было лишь намеком сказано в эпосе «Едыге»: Тохтамыш созывает совет родоправителей и все приезжают к нему на поклон – среди них 90-летний Сыпыра-жырау на телеге. Он не восхваляет Тохтамыша, а наоборот предрекает гибель его державы: «И ты уже не будешь здесь долго править».
Вот такие вот драматические события отразились в эпосе. В эпосе мы видим, что это явная гражданская война. Племена разделились. Часть поддерживала Тимура вынужденно или осознанно, часть – Тохтамыша, а значительная часть – даже Едыге. Едыге выступал как народный герой. Вот поэтому его образ заключается, что он защитник угнетенных, потому что всякий герой, который выступает против ханской власти, находит положительный отклик в народе. И даже эта традиция сохранилась в 18-19 веках, в Казахском ханстве воспеваются Исатай, Махамбет, батыр Сырым. Они выступали против хана как герои, а фактически это приводило к ослаблению государственности. Историки смотрят трезво, но эпическая традиция воспевает не ханов, а батыров. Поэтому именно, действительно, из памяти народа имена многих ханов стерлись, а имена батыров сохранились.
И здесь первое место, безусловно, принадлежит Едыге. По своему влиянию, значению и поддержке масс он, действительно, был выдающимся объединителем и с ним связывали то, что он создаст справедливый порядок в степи, и это принесет многим благоденствие. На самом деле этого не произошло, потому что ему противостояли очень большие силы. Война с Тохтамышем, как вы сказали, бесконечная, действительно, была такой трагедией для народа. Потому что здесь бедствия народа, наоборот, увеличились. А это создало почву для уже разорения окончательного бывшей Золотой Орды в пределах объединенного государства Тохтамыш-хана Амиром Тимуром. Считается, что именно Едыге призвал Тимура. Противоречия между Тохтамышем и Едыге сказались в том, что в 1393 году Тохтамыш назвал Едыге как виновного во вторжении, призыве Амира Тимура и причём презрительно называет Едыге не «бий», а «человек по имени Едыге», вот так презрительно назвал, хотя Едыге был влиятельным и правил огромной территорией, имел влияние. Едыге использовал поход Тимура, потому что армия Тохтамыша была разбита на территории Поволжья, на границе с Казахстаном. 18 июня 1391 года громадная армия – четыреста тысяч человек было: и кыпчаки, и булгары, и кавказцы, и русские, все принимали участие – и эта великая армия Тохтамыша потерпела поражение из-за несогласия, как утверждают, между полководцами и сепаратизма руководства. А Тохтамыш называл это предательством и назвал ряд имен предателей. В 1395 году он опять был разгромлен Тимуром, и Едыге получил свободу, теперь он стал, действительно, главным в Дешт-и-Кыпчаке.
Как мы можем оценить результаты деятельность Едыге? Как он умер и в каком состоянии оставил свое новое государство, с какими целями?
Едыге, выражаясь современным языком, был диктатором, потому что он, действительно, диктовал свою волю. Родоправители шли к нему на поклон. Кто был не согласен, подвергались наказанию, репрессиям. То есть он следовал традициям таких выдающихся ханов, как Узбек-хан. В данном случае мы не можем сказать, что он выражал народные идеи и был народным вождем. Диктатура Едыге продлилась с 1396 по 1411 годы. Современные ногайцы в 1991 году отмечали 600-летие Ногайской Орды, считая, что после поражения Тохтамыша от Тимура в 1391 году Едыге обособил свой юрт и образовал Ногайскую Орду. Две даты называют 1391 и 1396 как начало образования Ногайской Орды.
Тохтамыша он одолел, но у того остались сыновья, которые тоже претендовали на власть в ханстве Тохтамыша. Едыге был вынужден считаться с правами чингизидов, то есть у него были подставные ханы. После 1411 года подставные ханы уже выходят из-под его контроля. И младший сын Тохтамыша Кадырберды султан в 1419 году в столкновении со сторонниками Едыге побеждает и умертвляет Едыге. Едыге якобы умер в возрасте пророка – в шестьдесят три года. Отсюда год его рождения берут 1356 год. В эпосе «Едыге» Кадырберды – герой, там вообще все герои и Тохтамыш, который прощается с родной землей, и Едыге, который объединил народ, и Кадырберды, который мстит за отца. В эпосе есть сюжет – схватка между двумя вождями, молодой Кадырберды и Едыге, могучий, но в преклонном возрасте. И в этой борьбе одолевает молодой Кадырберды, он садится на грудь Едыге и якобы Едыге не вынес такого позора и умер. Умер от унижения. Вот такой вот интересный эпизод.
Едыге заложил основу, он уже соперничал с чингизидами, имел подставных ханов, и эту традицию продолжили его сыновья, Гази, Мансур, Нураддин, которые были главными биями. Фактически правили делами при хане. Здесь уже брат Едыге Иса-бек был эмиром, ведущим эмиром в ханстве. Традицию продолжили сыновья, они были влиятельными, сын Мансур был большой князь в русских летописях. В это время потомки Урус-хана проявляют активность, а именно внук Барак-хан. Идет борьба между Барак-ханом и Мансуром. Мансур убивает Барака в 1428 году, а Барак как предок казахских ханов претендовал на территорию до Яика, до Волги. Мансур же считал, что междуречье — это его территория.
Ногайская орда была довольно простым устройством, имела кочевую экономику, только один город – Сарайчик, но, действительно, сильное войско. Как обстояло дело с военным делом в Ногайской орде?
Ну вот посмотрите, сильное войско многочисленное, а как оно должно быть поддержано? Это же нужны средства большие и их невозможно добыть набегами, должна быть экономика. В этом случае источники на самом деле умалчивают многое, на самом деле экономика Ногайского государства была многопрофильной и не только базировалась на кочевом скотоводстве, были развиты ремесла, земледелие и торговля. Да, действительно, Сарайшык был столицей, крупным городом Ногайской Орды, между прочим, его оспаривали предки казахских ханов, а потом и сами казахские ханы, потому что, действительно, была борьба за эту территорию. Но экономика была многопрофильной. То есть нельзя считать, что чисто кочевая экономика, иначе невозможно было, столько создавать. Они получали денежные средства, опекая города, понимаете? В том числе помогая Казани военной помощью, Астрахани. Иногда называются цифры подати. То есть они продолжали золотоордынскую традицию взимания дани с подвластных территорий, зависимых, потому что все были зависимы от ногайской военной силы. Большое количество продуктов земледельческих и ремесленных получали из Средней Азии, через торговлю с Ургенчем и Хивой, государствами Мавераннахра, все это создавало базу экономическую для развития Ногайской Орды.
Но трудности заключались именно в том, что, действительно, вот эта династия Едыге, потомки Едыге не смогли обеспечить единства между собой в династии, а также единства между родами, племенами, который не выдержав несправедливости, уходили к соседним странам, в том числе к казахам, в Среднюю Азию, в Ургенч, а также на запад в Крым.
Какую роль они выполняли для Крымского ханства?
С Крымским ханством отношения были сложные, потому что спорная территории была между Доном и Волгой, здесь кочевали, конечно, ногаи, но эта территория всегда была полем для Крымского ханства, которое стремилось пробиться до Волги. Крымское ханство было мощным государством с крепкой экономикой. В дальнейшем Крым пытался использовать военную силу ногаев, уже когда их силы ослабевали. Наиболее характерный конфликт между ними разгорелся в конце 10-х, начале 20-х годов 16 века. У Крыма был великий правитель, мудрый Менгли-Гирей-хан, но после него уже менее осторожную политику проводил Мухамед Гирей-хан, который больше как раз стремился именно к захвату, прямому подчинению кочевых племен. Это привело к столкновению с Ногайской Ордой. В это время как раз усилились казахи, Казахское ханство давило с востока на запад и угрожало захватить междуречье Волги и Яика, что и сделало в дальнейшем. Это привело к раздорам среди ногаев. Крымское ханство пыталось использовать силу ногаев, чтобы противостоять Московскому государству. Но такого особого единства не было, то есть сильны были противоречия между ними самими. А те ногаи, которые оставались во власти Крымского ханства и кочевали в Причерноморье, они выполняли волю Крымского ханства, у них военная сила была, они участвовали в походах крымских ханов на север, на запад, в европейские страны, а также на юг против Персии.
В чем была цель постоянных набегов на поселения России, Украины, Молдавии?
Набеги – это устаревшее понятие. Во-первых, ресурсы, людские и экономические ресурсы. Московское государство и Польско-Литовское государство – у них было больше ресурсов, чем у Ногайской Орды и даже Крымского Ханства. И чтобы сдержать этот напор на юг, надо было оказать сопротивление. Это было издавна, еще со времен печенегов, кипчаков, давление на юг должно было вызвать ответную реакцию, именно, как вы сказали, в виде набегов, чтобы предупредить такое проникновение на юг и ослабление своих улусов. В данном случае ногаи, конечно, часто прибегали к методу внезапного вторжения, потому что конница у них преобладала, конница ногайская и крымская были до поры до времени сильнее, чем пешие войска и даже конное войско славянских государств, Московского государства и Польско-Литовского государства. Но там уже было огнестрельное оружие, что в дальнейшем изменило ход противостояния.
А вообще преобладали не набеги, а межгосударственные отношения, договора, договоренности между странами. Постоянно ездили посольства из Ногайской Орды в Москву и обратно, из Ногайской Орды в Крым и обратно, в Польско-Литовское государство. То есть это были нормальные отношения средневековых государств. Договоренности соблюдались до поры до времени, пока не наступали кризисные моменты. А кризисные моменты наступали, когда действовали какие-то отбившиеся группы, которые стали в дальнейшем «казаками», которые не подчинялись государственной власти, выбились из этой государственной власти и самовольно, ради обогащения нападали, и причем это не только были степняки, но из среды жителей тех же государств – Московского государства и Польско-Литовского государства. Это были взаимные упреки, обмен пленными постоянный был, на страницах межгосударственных текстов всегда присутствует такой материал – возвратить того человека, того молодца. Попадали в плен, были какие-то интриги и всякое было. Но преобладали нормальные межгосударственные отношения. Потом посмотрите – временной отрезок большой. Если мы это сожмем, то, конечно, создает впечатление, что постоянно были стычки. На самом деле много было мирных лет.
В период образования Ногайской Орды отношения между ногайским князем Едыге и основателем династии казахских ханов Урус-ханом и их потомками Мансуром и Бараком складывались противоречиво. Вместе с тем основная территория Ногайской орды в течение более чем двухсотлетнего периода располагалась на территории современного Западного Казахстана, что представляет в этом отношении несомненный интерес. Каков был характер взаимоотношений Казахского ханства и Ногайской Орды в период XV–XVII веков?
Здесь шел спор за территории, за обладание, потому что, действительно, ногайская традиция утверждалась устами Едыге и его потомков, что их предки кочевали между Яиком и Волгой, а предки казахских ханов говорили, что это их владения. Урус-хан доходил до Волги, Барак-хан уже за эту территорию сражался, не только за эту территорию, но и за низовья Сырдарьи, за сырдарьинские города сражался с Тимуридами. Хотя население было схожим, одни и те же племена родственные. Поэтому, когда были моменты конфликта, население выбирало часто сильную сторону, либо Ногайскую Орду, либо Казахское ханство и были взаимные переходы, то есть различия большого не было. Людям нужен был мир. А вражда была обострена тем, что кровная вражда появилась. Урус-хан умертвил отца или родственника Едыге, а в дальнейшем сын Едыге Мансур с Бараком (внуком Урус-хана) имели конфликт, тоже с убийствами. Барак был умерщвлен. А внутри династии тоже были такие же раздоры и это все, естественно, имело негативное влияние на политические ногайско-казахские отношения, то есть политически государства противостояли друг другу, а этнически это была однородная масса племен, которые в зависимости от пребывания в том или ином государстве назвались либо казахами, либо ногаями.
Характер взаимоотношений отражен в документах, с 1983 года я работал в Российском государственном архиве древних актов и обнаружил документы, которые ранее были неизвестны. Многие эпизоды казахско-ногайской политической борьбы не были введены в научный оборот, за исключением тех, которые внесли русские историки, прежде всего Карамзин. Мне удалось дополнить новыми сведениями, уточнить факты казахско-ногайского политического противостояния.
И это противостояние продолжалось долго, потому что, например, Алшагыр – уже праправнук Едыге, в начале 16 века противостоял Казахскому ханству, об этом текст сохранился: «Я иду против них, и если останусь жив, буду кочевать на Волге», это было в 1508 году, а в это время уже происходит усиление Казахского ханства при Бурундуке, а дальше Касым эту территорию подчинил и выполнил завет Барак-хана – западная граница Казахского ханства на Волге. Это, конечно, противоречило установкам потомков Едыге, там был кризис большой, гражданские войны внутри Ногайской Орды тоже были вызваны внешнеполитическими осложнениями и в дальнейшем, когда эти осложнения начались у казахов, тогда ногаи, Ногайская Орда предприняла возвращение этих земель и продвинулась вглубь казахской степи, это было при Шихмамае в 1549 году – огромная территория Западного Казахстана, нижняя Сырдарья, часть Северного Казахстана, северная Сары арка, эта земля была зависима или находилась в составе Ногайской Орды. Вот такие были споры, они не прекратились и при Акназар-хане.
Но Ногайская Орда в конце концов ослабла и иссякла, приход калмыков просто добил это государство. К этому времени оно демографически истощилось, население убежало – не в один момент, а периодами уходило в пределы Хивы, Казахского Ханства, Крыма, Кавказа, и ногайским биям подчинялось уже мало людей. При Едыге было почти миллион населения, при Касым-хане – миллион казахов, при Тахире казахов было 400 тыс, ногаев было больше, они увеличиваются, достигая пика при Шихмамае, а потом идет уменьшение, 100 тысяч при Урмамбете, это конец 16 века. При Иштереке 40 тысяч населения, а последний ногайский Канай-бий, правитель в междуречье, не мог сдержать калмыков, так как у него было улусных людей было всего 10 тысяч. Не мог сдержать калмыков, хотя те были тоже малочисленные. Ногаи потерпели поражение и ушли на правобережье Волги.
История трагичная. Основным противоречием я считаю то, что во внутренней политике они не смогли реформировать племенные отношения так, как это сделали казахи – казахи создали жузы, объединения, расположили очередность племен, место и выработали идеологию единства происхождения казахских племен, начиная от Алаша, а у ногаев этого не было. У них племена и роды передавались от одного правителя к другому, мирзы спорили между собой, потом началась кровавая борьба с середины 16 века, братья друг друга убивают. Юсуфа убил Исмаил в 1554 году, а потом уже после этого потомки стали враждовать и убивать друг друга, потом враждовали дети Исмаила. То есть это все привело к большой трагедии и большая Ногайская Орда, а к этому времени была и Малая Ногайская Орда в Приазовье, и Алтыульская Орда в нижней Сырдарье – они все сильно ослабли. Алтыульская Орда перешла частично позднее к каракалпакам.
Крупные волны перемещений кочевых племен Среднего и Нижнего Поволжья на восток в XVI – начале XVII веков сыграли заметную роль в истории Степи. Приход калмыков, в частности, стал смертоносным для ногайцев. Расскажите об этом подробнее? Чем было вызвано это переселение и каким образом эти демографические изменения повлияли на этнополитическую среду во всей степной Евразии?
Кочевое население было мобильным, это одно, а во-вторых, этнически однородным практически. Население степного Казахстана и население степного Крыма практически мало чем отличались по языку. Они свободно перемещались, общались на этой огромной территории. То же самое ногаи, уходили в Казахское Ханство, уходили в Крым. Волны перемещения имели свою основу, например, в года расцвета Золотой Орды и расцвета их городов, многие племена перекочевывали ближе к городским центрам, то есть кочевали поблизости к Волге, а когда был кризис и погибло государство Батуидов и началась смертельная борьба, тогда пошел откат населения на восток.
Это повторялось неоднократно. В дальнейшем между ногаями и казахами население перемещалось или в состав Казахского Ханства, или в состав Ногайской Орды. Демографически Ногайская Орда ослабла, Большая Ногайская Орда — это основа, малая Ногайская Орда испытывала давление Крыма, Алтыульская орда была малочисленна. Большая Ногайская Орда какое-то время держала контроль между Волгой и Яиком, иногда до Жема (Эмбы), до севера-востока, в году подъема и усиления. Но не смогла удержать территории из-за демографического ослабления и внутренних противоречий. Волны перемещения были уже не к ним, а от них, в сторону востока к казахам ушли, со времен Акназара очень много, в Хиву, в Ургенч уходили, на юго-восток, на запад. А калмыки, конечно, ойраты, ойратские племена пришли на эти земли, уже чувствуя, что те ослабли. Казахи были сильны, поэтому ойраты передвигались через юг Западной Сибири до верховьев реки Жем, а затем они оказались в Яицком регионе, на берегах Яика и, ощупывая и исследуя силу, поняли, что территорию Ногайской Орды можно подчинить. А ногаи не имели достаточных сил, и они оправдывались тем, что они не умеют воевать против калмыков – метод боя, сражения калмыков был другим, они этим оправдывали свое поражения. Калмыки, ойраты, таргауты, в текстах есть эти сведения, говорят: «Да, это не наша земля, это ногайская земля, но мы должны где-то кочевать, жить, должны выживать». То есть у них были экономические проблемы, они хотели торговать с европейскими странами, искать выгодные кочевья, казахи часто были враждебны, не допускали на рынки Средней Азии, и они посчитали и осуществили то, что они приобрели земли междуречья Яика и Волги. В дальнейшем они оставили эти земли, потому что усиление казахов, новое время не давало им возможности жить на этой земле. Они были вынуждены уйти тоже.
Среди ногайцев кипела борьба за власть, и историки выделяют три смуты в Ногайской Орде, в ходе которых она прекратила своё существование в качестве самостоятельного государства. Каковы были причины междоусобных смут в истории Ногайской орды? Чем завершились и каковы их последствия?
Самая страшная междоусобица в Ногайской Орде была в середине 50-х годов 16 века, в результате чего погиб Юсуф, был умерщвлён Исмаилом, и это гражданская война была очень страшной, потому что были свидетели, много жертв было, голод наступил, природные катаклизмы сопутствовали. Свидетелями были путешественники, в том числе Антони Дженкинсон, который писал, что горы трупы валялись на нижней Волге, а русский посланник писал, что ногаи пропали, друг друга грабят, обнищали и обеднели. Ногайская Орда распалась на Большую и Малую. Последняя гражданская война – это вот конец шестнадцатого века – связана с гибелью Урмамбета бия, который был зафиксирован в казахских преданиях 1598 года. Вот его смерть вызвала новый всплеск противоречия внутри Ногайской Орды. Его стотысячный эль разбрелся, потому что не было кандидатуры достаточной для объединения. Младший брат Урмамбета Иштерек только смог удержать власть над 40 тысячами кочевников, а 100-тысячный эль разбрелся и к казахам ушла часть населения.
И поэтому казахи, в казахской исторической традиции считается, что Ногайская Орда погибла после смерти Урмамбета после 1598 года. Действительно, так и произошло. Иштерек не обладал сильной властью, внутренняя борьба продолжалась, борьба между потомками, тоже кровопролитные события были. Московское государство поощряло эту вражду. Хотя Иштерек установил с казахами добрые отношения, но тем не менее, был зависимым от Москвы, то есть его фактически Москва посадила на престол. Бием он признан по указу московского великого князя. 20-летнее правление не улучшило жизнь в Ногайской Орде, шло регрессивное развитие и к 1620 году этот кризис стал окончательным, потому что ногаи стали меньшинством, все разбрелись по разным странам. Оставшиеся стали скотниками калмыков пришедших, а потом оттуда тоже уходили, и мы фиксируем в наших шежире – имена указаны в межгосударственной переписке – и эти же имена мы видим в казахских шежире, они вошли в структуру племен Младшего и Среднего Жуза.
Вот такая вот трагедия была. Уход на правобережье не принес счастья, ногаи попали в зависимость от Московского государства. Крым в дальнейшем стал главной опорой ногайцев уже поздних, 17-18 века, но и Крымское Ханство ослабло, потеряло свои территории, было разгромлено Российской империей. И затем уже пошел исход ногайцев в конце 18 века, они уходили в Турцию, Османскую Империю, а оставшиеся на Кубани были вырезаны. Это трагический день – 1782 год, когда много ногайцев погибло, их согнали с Кубани жестоким методом. Не хотели они покидать эту территорию, силой их вывозили, и в неравноправном сражении многие ногайцы погибли, поэтому их осталось очень мало.
Кстати, это было одной из причин восстания Младшего жуза казахов, потому что казахи увидели, как обходится империя с ногайцами, и уже это повлияло и на восстание Сырыма Датулы. Одна из причин — именно жестокая резня ногайцев на Северном Кавказе. И видя все это, прибегали беженцы, рассказывали об ужасных событиях. И казахи уже видят, что им опасно быть в составе Российской империи. И вот восстание в Младшем Жузе было длительное.
После присоединения Крыма к России в 1783 г. ногайские пастбищные угодья заняли славянские и другие переселенцы, так как у ногайцев не было постоянного места жительства. В 1770-х и 1780-х годах российская императрица Екатерина Великая переселила около 120 000 ногайцев из Бессарабии и районов к северо-востоку от Азовского моря на Кубань и Кавказ. И в дальнейшем российская империя жестоко обходилась с ногайцами, насильственно выселив их с их территорий. Что произошло с потомками ногайцев? Где их можно найти сегодня и что сохранили они из своей истории и культуры?
Видите, ногайцы конца 18 века препятствовали политике Российской империи, утверждению на этой территории российских войск, тем более они до этого долго сопротивлялись, представляли военную силу Крымскому ханству. Поэтому считалось, что их нужно подавить силой. Поэтому карательные меры против них, конечно, преследовали цель уничтожить их как военную силу. И этого империя добилась, потому что ногайцы стали разобщены. Трагедия народа заключалась в том, что они потеряли единую территорию. Не было единой территории, нет, и уже современные ногайцы, конечно, они оказались в окружение кавказских народов, без своей территории. С Украины их выгнали, с Бессарабии в конце 18 века, с Кубани их забрали и осталось пространство какое- то очень ограниченное – это так называемая Ногайская степь на территории Дагестана, юг Ставропольского края, и из созданных советскими властями автономий Карачаево-Черкесская автономная область, которая была преобразована уже в наше время в Карачаево-Черкесскую Республику.
Ну, мне удалось побывать на этих землях, когда я готовил диссертацию по истории взаимоотношений Казахского Ханства и Ногайской Орды. Дважды я ездил на эту землю. Вот город Черкесск, который был центром автономии Карачаево-Черкессии и там основные силы ногайской интеллигенции. Второй центр – это Дагестан. Ногайцы современные, численность их выросла, но еще маленькая – до 100 тысяч человек. Представляете, когда-то миллионный народ… Миллион казахов, миллион ногайцев. Численность казахов увеличилась, несмотря на различные трагедии, например, по официальной версии, казахов около 12 миллионов в Казахстане, а по миру около 20 миллионов человек, а ногайцев 100 тысяч всего, причём они разобщенны.
Вот центры их проживания – Дагестан и Карачаево-Черкессия, юг Ставропольской области. Ногайская культура тем не менее развивается. Это очень гордый народ. Замечательный исследователь есть, я беседовал лично с замечательный исследователям этнографом Ашимом Сикалиевым, его книги у нас в почёте. Он исследовал ногайский героический эпос. Я видел ногайских писателей, поэтов, писателя и сына Капаевых, я знакомился с ними в 1985-86 годах. Сейчас Иса Капаев жив, в преклонном возрасте. Познакомились мы с другими тоже деятелями, они восстановили свою домбру, общаются с казахской культурой, многие живут в Казахстане, у них есть замечательные художники, писатели современные, то есть ногайская культура развивается, и они гордятся своей историей.
Кавказские народы тоже знают, что у ногайцев очень славная история. Даже поражаются, какая история, как они соперничали с Московским государством, с другими империями и большими странами, имели обширную территорию. Но судьба народа, перипетии разные, ногайскому народу не повезло в новое время, но сейчас все-таки я думаю, что этот народ очень крепкий, и он будет развиваться. Все мы радовались, когда на последней Олимпиаде замечательный боксер-ногаец стал чемпионом. Мы не могли получить медаль, но мы радовались как за себя за ногайского боксера, который завоевал золото Олимпиады. Это очень гордый народ и очень даровитый народ.
Общего много у нас, общее эпическое наследие, мы ценим друг друга. Конечно, есть противоречия, споры какие-то, но ведь это общие великие представители казахско-ногайского народа, это великие жырау, начиная от Сыпыра, Казтуган, Шалкииз, Доспамбет – общие для нас. Не только для нас, их восприняли каракалпаки, эпос «Едыге и Тохтамыш» распространен особенно среди казахов, каракалпаков и ногайцев, башкорты тоже ценят общую литературу, потому что все базировалось на культуре улуса Джучи и тех государств, которые были основаны на улусе Джучи. Язык всегда мы понимаем без переводчика, там есть два диалекта. И мы желаем только процветания этому народу.