Эфталиты или «белые гунны» создали одно из ранних обширных государств на территории Центральной Азии в 5–6 веках нашей эры. В пик своего могущества границы эфталитского государства простирались с востока на запад: от Хотана (Восточный Туркестан) до границ Ирана и с севера на юг: от степей нынешнего Казахстана до северо-западной Индии, то есть большая часть территорий Средней Азии, Афганистана, Пакистана, часть Индии и Китая (ряд оазисов Восточного Туркестана). Однако, как и другие империи номадов того периода, государство эфталитов просуществовало недолго, уступив в жесткой конкуренции другим империям. Свидетелями эфталитов были огромные бамианские статуи Будды в Афганистане, разрушенные талибами в 2001 году. А также потомками эфтилитов могут считаться современные пуштуны, а также возможно таджики и туркмены.
Об эфталитах нам сегодня рассказывает туркменский историк Айдогды Курбанов.
Айдогды Курбанов— туркменский археолог и историк, основной областью исследований которого является доисторическая и поздняя античность Центральной Азии. Курбанов был постдокторантом в области истории и археологии в Институте археологии и этнографии Академии наук Туркменистана с исследовательским проектом «Восточные границы Сасанидской империи: тематическое исследование в Южном Туркменистане». Он возглавлял отдел археологии института. Он также работал в Евразийском отделе Немецкого археологического института в Берлине. С января по апрель 2007 года он работал в Университете Пенсильвании на кафедре языков и цивилизаций Восточной Азии над исследовательским проектом “Государственное строительство эфталитов (белых гуннов) в четвертом-шестом веках”.
На финансовые гранты от National Geographic он выполнил два исследовательских проекта в Туркменистане, а именно «Определение восточных границ Сасанидской империи. Обследование в областях древнего Абиверда и Мерва (с 1 июля 2014 г. по 30 июня 2015 г.)» и «Изучение перехода от неолита к энеолиту в Центральной Азии. Раскопки в Дашлы-депе. (с 1 марта 2018 г. по 28 февраля 2019 г)».
С 1 июня по июль 2018 года он был приглашенным исследователем в программе Directeurs d’Études Associés (ассоциированные директора по исследованиям), которая является «старейшей международной программой мобильности» в Fondation Maison des Sciences de l’Homme . Он также проводил раскопки в Туркменистане. Он является научным сотрудником Института древней ближневосточной археологии Свободного университета Берлина. Источник – https://en.wikipedia.org/wiki/Aydogdy_Kurbanov
Вокруг происхождения эфталитов строилось несколько версий: восточноиранская, протомонгольская, гуннская или тюркская и другие версии. Расскажите об этих версиях подробнее. Откуда и когда образовалось государство эфталитов? Откуда происходит название?
Да, это очень хороший вопрос, но сначала я хотел бы вас немного поправить. Вы сказали, что, возможно, эфталитов можно найти среди современных народов, пуштунов, туркменов и таджиков. Дело в том, что мы можем сказать более или менее с уверенностью, что, возможно, эфталиты оставили след среди раджпутов больше всего. Раджпуты — это народ, который живет на северо-западе Индии. Скорее всего они являются непосредственно потомками эфталитов, но и также, возможно, можно найти потомков эфталитов среди туркмен, если связать самоназвание эфталитов «эбодала» с племенем абдал, которое живёт среди туркмен.
Но теперь, возвращаясь к вашему вопросу, вокруг происхождения эфталитов, как вы отметили, строится несколько версий, которые вы перечислили – это восточноиранская, протомонгольская, гуннская или тюркская. До сих пор ученым окончательно неизвестно происхождение эфталитов. Это все очень запутано. Больше всего путаницы приносит то, что в тот момент происходит так называемое великое переселение народов, которое началось с движения гуннов из Азии на территорию Европы. Когда они пришли в Европу, там провозгласили правителем Аттилу. Эту всю историю вы знаете, конечно. Но всё-таки, когда в этот момент, в 4-5 веке начинается это переселение, также на территории Центральной Азии появляются новые народы или племена, среди которых были не только эфталиты, но также, из источников нам известно, появились и кидариты, алхоны и хиониты. Теперь большой вопрос – кем являются эти народы, являются ли они близкородственными, или они разного происхождения? В свете последних данных мы можем сказать, скорее всего народы были близкородственные, и, возможно, эфталиты являются одним из племен, которые входили в конфедерацию этих пришедших номадов на территорию Центральной Азии в ходе каких-то внутренних столкновений. Возможно, в этой схватке победу одержали на короткое время эфталиты, которые сумели образовать свое государство. Государство эфталитов образовалось в 5 веке, и в третьей четверти 6 века оно было разгромлено. Вы спросили, откуда происходит название эфталитов. Название «эфталиты», которое мы используем в научной литературе, – это с греческого, потому что в византийских источниках они назывались или белые гунны, или эфталиты. И вот самоназвание, скорее всего, было эбодало. Это название мы встречаем в бактрийских надписях из архива правителей Роба, который был найден на севере Афганистана и был переведен и проанализирован английским ученым Николасом Симс-Уильямсом. Я сам тоже придерживаюсь версии, что самоназвание было эбодало и эфталиты. Это искаженное от «эбодало». Надеюсь, ответил на ваш вопрос.
Как вы уже упомянули, перекочевка эфталитов в Центральную Азию стала результатом массовой волны кочевых миграций 4 века, «великого вторжения», вызванного изменением климата и засухой пастбищ в Алтае. Вы не могли бы подробнее рассказать об этом процессе? Как проходила эта миграция? Конкурировали ли вновь прибывавшие тюркские племена за ресурсы региона? Насколько жесткой была эта борьба?
Да, как вы отметили, миграция происходила в 4 веке, но начало было в 4 веке, а потом она продолжалась в 5 веке. Как происходила миграция? Если брать конкретно эфталитов, то в китайских источниках отмечается, что они сначала жили на территории севернее Великой китайской стены, то есть приблизительно на территории современной Монголии. Потом, также китайские источники отмечают, эфталиты перекочевали из этого региона через Алтай на территорию Центральной Азии или Средней Азии, если брать более узко старое наименование нашего региона. То есть они, согласно китайским источникам, пришли с севера, севернее, чем Великая китайская стена. Насколько жесткой была эта борьба, сложно сказать. Одними из первых были, конечно, кидариты, и они даже начали чеканить свои монеты. На это в основном было подражание монетам кушанов, и в дальнейшем кидариты вступили в схватку с сасанидами. О сасанидах мы знаем, что это была одна из иранских династий, которая образовала в начале 3 века огромную империю и которая просуществовала свыше четырехста лет и была уничтожена арабами, которые пришли в середине 7 века. В ходе борьбы кидариты уступили сасанидам и вынуждены были уйти на территорию Афганистана и далее уже на территорию Индии. Все это происходило где-то в середине, во второй половине 5 века. И вот тут вопрос. По некоторым данным, возможно, эфталиты даже помогали сасанидам в этой борьбе против кидаритов, но конкретных данных нас нет. Скорее всего после того, как кидариты были разгромлены, когда они ушли, на это место пришли уже эфталиты. Тут возникает вопрос, а кто же тогда хиониты, о которых рассказывает Аммиан Марцеллин. Это римский историк, который говорит о том, что Шапуру Второму пришлось вступить в борьбу с хионитами в 4 веке. Но скорее всего, что интересно, о хионитах, кроме данных Марцеллина, у нас никаких данных больше нет. Мы не имеем монет хионитов, при том, что у нас имеются монеты эфталитов, кидаритов, алхонов, которые тоже, возможно, относятся к конфедерации племен. Скорее всего хиониты в какой-то степени объединены с эфталитами, и когда ушли кидариты, пришли эфталиты и хиониты.
Согласно недавним исследованиям, оплотом эфталитов всегда был Тохаристан на северных склонах Гиндукуша, на территории современного южного Узбекистана и северного Афганистана. Их столица, вероятно, находилась в Кундузе. Как эфталитам удалось охватить такую обширную территорию?
Да, конечно, если брать Тохаристан, это известная нам Бактрия, которая позже начала называться Бактрия-Тохаристан. Помимо, как вы отметили, современного Южного Узбекистана, в состав исторического Тохаристана входила небольшая территория, также восток Туркменистана. Это такая небольшая ремарка. Насчет столицы отмечается, опять китайскими источниками, что столицей эфталитов назывался город Бадиан. Что это означало, мы до конца не знаем, но одна из версий, возможно, это был Кундуз в Афганистане, на территории современного Афганистана. Есть другая версия, возможно, это был Пайкент на территории Узбекистана недалеко от Бухары. Есть другая версия – возможно, столицей эфталитов мог быть город Балх тоже на территории Афганистана. Так что конкретных данных, какой же город именно был столицей эфталитов, у нас нет. На данный момент, к сожалению, мы можем только гадать, но где локализация этого Бадиана, из китайских источников, до конца еще неизвестно.
Но тут еще надо учитывать, что оплотом эфталитов был не только Тохаристан, но также Согдиана. Историческая область Согдиана. Изначально, как мы знаем, если брать данные китайских источников, эфталиты пришли с севера. То есть они пришли сначала на территорию Согдианы, а потом уже перешли на территорию Тохаристана. Тохаристан исторически заканчивается около города Гиндукуш, то есть Гиндукуш на территории современного Афганистана является южной границей Тохаристана. Тут, конечно, нужно вспомнить и о другом народе, племени – об алхонах, которые также появились в 4 веке на территории нашего региона, и город Гиндукуш является природной границей между территорией государства эфталитов и территорией государства алхонов. Что интересно, раньше ученые объединяли территории эфталитов и алхонов. Но последние данные говорят о том, что скорее всего алхоны были, возможно, родственны эфталитам. Однако при этом у них было свое государство, которое находилось южнее Гиндукуша. В их состав входила территория севернее Гиндукуша. Такие данные тоже есть. Но когда мы говорим об эфталитах, это не только Тохаристан. Также надо помнить о Согдиане. И конечно же, после поражения сасанидского шахиншаха Пероза в 484 году, когда он погиб в битве против эфталитов, эфталиты расширили территорию гораздо больше. И туда вошла также часть Туркменистана, и в частности, известно, что некоторое время город Мерв, известный Мерв, контролировался эфталитами. Так что, отвечая на ваш вопрос короче, Тохаристан был, конечно, одной из территорий, которая входила в состав эфталитов, но, конечно, это была не основная территория: туда входили и другие территории.
Какими были военно-политические взаимоотношения эфталитского государства с другими раннесредневековыми государствами Востока? В каком состоянии находились соседи эфталитов в тот период – Иран, Китай, Индия?
Конечно, мы можем сказать, что в некоторой степени эфталитам очень повезло с временем, так как именно в этот момент Китай находился не в лучшей форме, а династия Гупта на территории Индии была на закате и ослаблена всякими внутренними раздорами. Но при этом, конечно, нужно отметить, что Иран в это время, наоборот, набирал силу. Однако Иран проводил много походов не на восток, а больше на запад, когда они воевали с Римской империей и позже с Византийской империей. Так что момент для подчинения большой территории для эфталитов был идеальным. Относительно военно-политических взаимоотношений, как я уже упомянул, были периоды мира и торговых отношений, но и также были периоды военных столкновений. Как я уже отметил, скорее всего эфталиты сначала помогли, возможно, помогли сасанидам в борьбе против кидаритов, то есть это были как бы союзнические отношения. Также мы знаем, что римский ученый, историк Марцеллин, рассказывал, когда Шапуру Второму пришлось воевать против римлян на территории современной Турции, то есть во время осады города Амида, это современный Диярбакыр на территории Турции, в войске сасанидов были также хиониты, во главе со своим предводителем Грумбатом, и в одной из атак на город погиб сын Грумбата, и там описывается, как они его оплакивали, как они провожали его на тот свет.
То есть тут мы видим союзнические отношения. Также не стоит забывать о том, что после смерти, гибели Пероза, его сын Кавад, который стал позже правителем сасанидского Ирана, получил в свое время, как его отец, кстати, когда он воевал со своим братом после смерти своего отца Йездегерда в 457 году, он воевал со своим братом Ормиздом за шахскую корону. И имеются данные, что Перозу в этой борьбе с братом эфталиты помогли одержать победу. Но, конечно, потом эти взаимоотношения начали тяготить Пероза, и он начал войну против эфталитов. Это закончилась плачевно для него: его гибелью в битве против эфталитов в 484 году. Есть один интересный момент: после одной из проигранных битв, а их было несколько, Перозу пришлось платить большую дань. И пришлось также оставить в качестве заложника своего сына Кавада. Кавад провел определенное время среди эфталитов. И, возможно, он знал хорошо их язык и обычаи.
Когда он стал потом правителем огромного сасанидского государства, сначала у них были союзнические отношения. Также имеются данные, что в начале шестого века в войне сасанидов против Византии, эфталиты помогали сасанидам в этой войне против византийцев. Что касается Китая, Китай, как я уже отметил, тоже был ослаблен, но, тем не менее, имеются данные о том, что эфталиты посылали посольство в Китае. И, конечно же, не стоит забывать о так называемом Шелковом пути, который продолжал действовать в это время. Также имеются данные о том, что торговые отношения продолжались. Что касается Индии, Индия, как я уже отметил, была в этот момент тоже ослаблена внутренними раздорами правящей династии Гупта. Этим, конечно, воспользовались сородичи эфталитов, алхоны или алханы, которые начали наступательные военные действия против династии Гупта на территории Индии, и сумели отхватить, завоевать большую часть территории Гупта на северо-западе Индии, и сумели создать свое государство, где они даже начали чеканить свои монеты. Эти монеты мы до сих пор находим, и они интересны, потому что на этих монетах изображены правители алхонов без короны, что очень интересно. На этих монетах также видна деформации черепа, что тоже очень интересный факт. То есть алхоны пытались отделить себя от завоеванных ими народов тем, что они [на монетах] деформировали череп.
Хотелось бы подробнее обсудить, как эфталиты, наряду с многими другими тюркскими империями того времени, процветали на торговле вдоль Шелкового пути. Они также завоевали Согдиану, которая славилась развитой торговлей с Китаем. Расскажите о их хозяйстве и экономике. Что мы знаем из археологических и других источников?
Согдиана, как вы правильно отметили, всегда славилась и своими торговцами, и своей торговлей не только с Китаем, но и западными владениями, в частности имеются данные, что даже торговали через Иран с Византией. Но что касается последней части вашего огромного вопроса, это хозяйство, экономика, что мы знаем из археологических и других источников, то тут, конечно, интересный вопрос в том плане, что о хозяйстве и экономике конкретного государства эфталитов мы ничего не знаем. И когда мы говорим о хозяйстве, можно говорить отдельно о Тохаристане, отдельно о Согдиане, или отдельно о Хорасане. Потому что само государство эфталитов было в нашем понимании федерацией. То есть они подчиняли Согдиану, Тохаристан, Хорасан, но при этом не ломали саму структуру, то есть эти территории оставались полунезависимыми и, возможно, только платили определенную дань эфталитам.
Историки до сих пор не уверены в характере языке и письменности эфталитов. В этом государстве было несколько видов письменности: согдийская, бактрийская и брахми. С чем это связано? Что еще нам известно об их культуре? Были ли они больше христианами или буддистами?
Насчет языка и письменности эфталитов у нас, к сожалению, нет никаких данных, разве что отдельные имена некоторых правителей, которые сохранились благодаря записям византийских и китайских историков того времени. Если брать имена Торамана, Михиракула, то есть имена правителей алхонов на территории современной Западной Индии и Пакистана, то, как отмечал Толстов Сергей Павлович, возможно, Михаракул переводится с тюркского как «раб Митры», но это тоже не окончательно. Насчет Торамана, вопрос также еще открыт, так что имена, к сожалению, нам не говорят чего-либо о языке. Относительно письменности эфталитов, они использовали, конечно, бактрийскую письменность, и имеются данные, что у алхонов на их территории использовалась письменность брахми. И даже Сюаньцзан, китайский путешественник и монах, оставил сообщение о том, что на территории Тухуло, то есть Тохаристана, когда это было частью державы эфталитов, возможно, использовалась бактрийская письменность. И, если брать монеты, чеканы, которые делались на основе сасанидских монет, в основном они были написаны бактрийским письмом. То же самое эбодало было написано бактрийским письмом. То есть скорее всего у эфталитов была письменность бактрийская, а у алхонов бактрийская и брахми. Ну с чем это связано? С тем, что они использовали достижения покоренных ими народов, и о культуре их нам очень мало известно. Насчет религии тоже интересный вопрос, тоже есть небольшая неясность в этом вопросе. Есть, допустим, сообщения армянского историка о том, что армяне обратились в борьбе против сасанидов к эфталитам, и при этом они отмечали, что они должны помочь армянам в этой борьбе, так как являются братьями по вере, то есть христианами. Есть данные о том, что эфталиты или, может быть, часть их были христианами, но несторианами. Несторианская ветвь христианства в то время была очень сильно распространена на территории Востока, Ирана и на территории Центральной Азии.
Что касается буддизма, есть разные противоречащие данные относительно буддизма. Раньше по крайней мере несколько историков отмечали, ссылаясь на сообщения китайских источников, что эфталиты или алхоны уничтожали буддийские храмы. Но при этом относительно недавно была найдена очень интересная находка на территории Северного Афганистана. Она находится сейчас в частной коллекции Шойена, это в Норвегии. И эта надпись говорит о том, что несколько правителей – упоминаются имена Мехама, Хингила, Торамана – они нам известны как правителя алхонов. То есть они, эти вышеназванные правители, даровали деньги на постройку буддийского храма. И это говорит о том, что всё-таки была поддержка со стороны алхонов буддийских храмов. И возможно даже, позже они приняли буддизм и стали, часть из них, стала буддистами. Но при этом, есть данные, со ссылкой на китайские источники, о том, что у них имелись свои верования, о том, что они надрезали мочку уха. Имеются данные, что они поклонялись солнцу. Но это все, как говорится, исходя из одних источников, других подтверждений этому нет. Однако, как я отметил, все запутано. Но мы можем отметить, что на севере эфталиты были скорее всего частично христианами, а на юге государство алхонов частично было даже буддистским, если исходить из таких данных.
Каков на сегодняшний день круг источников (письменные источники, данные археологии, нумизматики и эпиграфики), содержащих сведения об истории государства эфталитов?
Что мы имеем про эфталитов на данный момент, как мы можем судить об их истории? Это, в первую очередь, письменные источники. Но письменные источники соседей эфталитов. Того, что осталось непосредственно от источников, написанных самими эфталитами, у нас, к сожалению, нет. Но есть описание эфталитов, государства эфталитов. В частности, первая группа – это византийские, армянские [упоминания]. То есть, когда я говорю того времени, это пятый и шестой века нашей эры. Также и китайские – «Бэй Ши», «Суй-шу», династийные хроники, и вторая группа. Вторая группа — это более поздние арабские или персидские мусульманские источники. В основном есть данные об эфталитах, как в арабских источниках их называют «аль хайталия», хайталы. Это хайтал – от эбодал измененная форма. Есть ряд работ персидских авторов, среди которых можно отметить ад-Динавари или известного ат-Табари. Также есть некоторые данные у Бируни. Ну и, конечно же, мы можем почерпнуть ряд сведений у известного Фирдоуси и его прославленного Шах-намэ, где отмечается борьба сасанидов с эфталитами, а также описываются яркие моменты столкновения сасанидского шаха Пероза с эфталитами, его гибель. Также есть очень интересное описание битвы между эфталитами и тюрками на территории Узбекистана недалеко от Карши. Очень интересно. Помимо письменных источников, если брать данные археологии, нумизматики, эпиграфики, как вы отметили, то больше, конечно, данных у нас нумизматических. Мы имеем монеты эфталитов, нам известны их монеты, они довольно интересные, но в основном это имитация сасанидских монет. И они просто брали, допустим, монеты Пероза и делали надчеканы на них.
И также скорее всего процесс создания и дизайна их монет начался, однако с приходом туда новых сил – воинов зарождающегося Арабского халифата – этот процесс остановился. Что касается археологических данных, то, к сожалению, археологических данных у нас фактически очень мало. Конкретно какие-то памятники цивилизации связать с эфталитами очень сложно. Но можно отметить, как я это сделал в своей книге, изданной в 2013 году, – привел ряд памятников, где были найдены, скажем так, уже упомянутые мной монеты или чаши. Но когда мы говорим об этих серебряных чашах: чилекская чаша с территории Согдианы или британская чаша, мы не можем говорить, что они эфталитские. Однако есть характерное изображение человека на дне с внешней стороны, которое имеет сходство с монетами алхонов, где [видна] деформация черепа и без короны.
Что касается британской чаши, которая была найдена на территории Пакистана и сейчас хранится в Британском музее, то она очень интересна тем, что с внешней стороны изображена охота четырех всадников, и при этом многие историки согласились, что на ней изображены два представителя кидаритов и два представителя алхонов. Из того, что мы имеем уже их монеты и изображения на монетах, если их сравнить, это явно изображены два кидарита и два алхонских всадника. Но каких-либо конкретных археологических памятников, которые можно непосредственно связать с эфталитами, у нас [их], к сожалению, на данный момент пока нет. Возможно, новые раскопки могли бы дать информацию. Конечно, в этом плане было бы интересно провести новые раскопки на территории Тохаристана. Когда мы говорим о Тохаристане, это непосредственно в Узбекистане или в Афганистане. Но что касается Афганистана, из-за политических событий об этом можно, к сожалению, на время забыть.
Так что ситуация, к сожалению, такая. И насчет археологических данных не очень радостная, однако письменные, а также нумизматические источники дают нам информацию об эфталитах.
Какую роль сыграли эфталиты в эволюции государственных образований в Центральной Азии? Подражали ли им последующие империи в чем-то, перенимали ли какой-то опыт? И наконец, какова роль эфталитов в этноформировании современных народов Центральной Азии?
Насчет вашего вопроса об эволюции государственных образований Центральной Азии, какую-то большую роль они не сыграли, так как государство эфталитов просуществовало около столетия. И, как я уже отметил, это была федерация – государство, где эфталиты меняли что-то в структуре или меняли в хозяйстве, или что-то меняли в экономике – такого не происходило. Они просто, как я уже отметил, политически подчиняли Согдиану, подчиняли Тохаристан. Но какие-либо большие изменения они не проводили, по крайней мере таких данных там. Насчет последующих империй, в чем-то они перенимали опыт. Так как эфталиты это было государство номадов, они более-менее все имеют сходства. Так что о том, что какой-то опыт они перенимали, мы не можем сказать.
А вот насчет роли эфталитов в этноформирование народов Центральной Азии, то, возможно – возможно, подчеркиваю, что эфталиты сыграли большую роль в этногенезе племени дуррани. Дуррани – они стали в 18 веке, когда первый правитель, первый шах Афганистана Ахмад шах изменил название племени «абдал» на «дуррани», то есть «жемчужина», и до сих пор это племя существует среди пуштунов. Абдал, как мы знаем – эбодало, это самоназвание эфталитов. Если не брать в расчет, что, возможно, слово «абдал» связано с какими-то религиозными мусульманскими значениями, то, если брать территории проживания племени абдал и нынешнего племени дуррани и проследить историю, то, конечно, на этой территории в 5–7 веках жили эфталиты.
Есть еще другой момент. Это известные нам на северо-западе Индии раджпуты, как я уже отмечал. Считается, возможно, раджпуты появились в результате смешения пришедших алханов на территории северо-западной Индии, когда произошло смешение их с местными народами там, и таким образом появились раджпуты. Потому что среди наименования одного из кланов раджпутов имеется клан под именем «хуна». Так индийские источники называли эфталитов и, в частности, алханов. То есть для индусов, для индийских авторов того времени они были хуннами. И если подытожить мой небольшой рассказ об эфталитах, то известный австрийский нумизмат Гёбль, когда он подготовил свою книгу о монетах эфталитов, он назвал [их] иранскими гуннами. То есть он считал, что они были гуннами, но назвал их иранскими, чтобы отделить от других гуннов. Кстати, название «кидариты» произошло, как считается, от имени правителя Кидары – отсюда кидариты. А как они на самом деле называются, мы тоже не знаем. Если брать название хиониты, то здесь перекличка с гуннами. Если вспомнить о происхождении эфталитов, по китайским источникам, скорее всего они были непосредственно связаны сначала с гуннами. Они участвовали в этом великом переселении, и, возможно, в 4 веке, с одной из волн переселения народов, если часть пошла на территорию Европы, то часть пошла на территорию Средней Азии, и отсюда появились и эфталиты, и хиониты, алхоны и кидариты. И, скорее всего, как я отметил, это были близкородственные народы, которые пришли одной волной, и позднее в ходе каких-то боевых столкновений сумели подчинить огромную территорию. Это была огромная территория, включала современные территории Казахстана, частично Узбекистана, Таджикистана, Туркменистана, Афганистана, Пакистана. И даже часть современной Индии, и часть Восточного Туркестана, который сегодня относится к Китайской Народной Республике.
То есть, как мы видим, это была огромная империя. Но, к сожалению, как я уже отметил, им повезло появиться в удачное время. [Одновременно] не повезло в том плане, что в шестом веке появилась другая сила — это Тюркский каганат или Первый тюркский каганат. И один из правителей Истеми начал свой поход на территорию нынешней Средней Азии, Центральной Азии. В ходе битвы около Карши, которая, по одним данным, произошла в году 563, по другим – в 565 и 567. Она была описана у Фирдоуси: длилась 8 дней, и войска эфталитов были разгромлены тюрками, их предводитель Гатфар погиб, и они были вынуждены отступить с территорий Согдианы на юг, где их ждал в этот момент окрепший саснидский Иран под предводительством Хосрова первого Ануширвана и нанес военный удар по эфталитам. И после этого государство эфталитов прекратило существование. Частично они, видимо, были даже ассимилированы. Может быть, сохранились, так как в арабских источниках отмечается, когда арабы прошли по территории Средней Азии, иногда некоторые местные народы и племена у них называются то ли тюрками, то ли хайталами, то есть эфталитами. И даже так называемый предводитель Низак Тархан, который воевал против арабов – в одном месте отмечается, что он был тюрком, в другом месте отмечается, что был хайталом, то есть эфталитом. Но в дальнейшем мы уже не имеем каких-либо данных о них. И о них, о эфталитах, как сказал китайский автор 7 века Вэй Чие, информация очень разрозненна. На данный момент мы не можем что-либо сказать конкретно о происхождении эфталитов и об их истории. Это такой пессимистический отрывок из сообщения Вэй Чие, которое относится к 7 веку. Как видим, государство эфталитов появилось, сверкнуло яркой звездой, но из-за того, что политическая обстановка изменилась с приходом тюрков, они были разгромлены. То есть они были зажаты между Тюркским каганатом на севере и сасанидами Ирана, которые укрепились под предводительством Хосрова Ануширвана. И они не выдержали этого давления с двух сторон и были разгромлены, уничтожены, а в дальнейшем просто растворились среди других народов, возможно туркмен, таджиков, пуштунов и раджпутов.