Караханиды были тюркской династией, правившей в Центральной Азии в IX-начале XIII вв. Это было одно из первых тюрко-исламских государств. Столицами Караханидского каганата были в разное время Кашгар, Баласагун, Узген и Самарканд. В 1040-х годах Караханиды разделились на Восточный и Западный каганаты. В конце XI века они попали под сюзеренитет Империи Сельджуков, позднее – под власть Каракитаев. Восточный каганат прекратил существование в 1211 году, а Западный каганат был уничтожен Хорезмшахами в 1212 году. История Караханидского ханства реконструируется по отрывочным и часто противоречивым письменным источникам, а также исследованиям их чеканки.
Об истории Караханидского государства с нами говорит научный сотрудник Высшей школы социальных наук Франции и Национального центра археологии Академии наук Узбекистана Дилноза Дутураева.
Историк с исследовательскими интересами в области истории Центральной Азии, Императорского Китая, Караханидов и Каракитаев, Могулистана, китайско-тюркских отношений в домонгольский период, межкультурных контактов между Китаем и Центральной Азией. Автор книги Qarakhanid Roads to China. A History of Sino-Turkic Relations (2022). Список публикаций – здесь.
Начнем с самого начала. Каково происхождение династии Караханидов? Как зародилось это государство и в каком внешнем контексте? Среди основателей этого государства числятся разные тюркские племена, но самым главным называют карлуков. Кем были карлуки и как они попали на территорию Центральной Азии из Алтая?
Если начинать с самого начала, то нужно обязательно упомянуть массовую миграцию тюркских этнических групп, в том числе и карлуков, после падения сначала Тюркского каганата в 744 году и далее Уйгурского каганата в 840 году. Ещё в период первой волны некоторые группы, в том числе и карлуки, которые входили в состав данных государств, мигрируют на территорию Семиречья и далее объединяются в конфедерацию, которая распространяется и на территорию Кашгарии. В 840 году после падения Уйгурского каганата правитель данной конфедерации, претендуя на верховную власть, принимает титул “каган”. С этого периода и начинают некоторые историки непосредственно историю династии Караханидов. Однако в современной исторической науке можно также часто встретить и другую хронологию. К примеру, некоторые исследователи предпочитают связывать основание династии с Сатук Богра-ханом, который принял ислам, и впоследствии мы наблюдаем массовое принятие ислама среди тюркских групп в середине X века. Однако здесь, по моему мнению, все-таки уместнее будет разделить историю династии на доисламский и исламский периоды. После принятия ислама Караханиды начинают завоевательные походы на территории Саманидов в Трансоксиане. И их владения распространяются от западных территорий современного Китая до северных регионов Ирана.
Если говорить о происхождении правящей элиты, то здесь есть несколько гипотез. Некоторые исследователи предлагают связывать происхождение династии с карлуками. А некоторые с чигилами, или ягма, также есть и уйгурская гипотеза. Одна из последних версий была предложена Борисом Кочневым на основе нумизматических материалов. Он предположил, что династия была связана с родом игдиш или идгиш племени чигил. Данную версию также поддержал китайский историк Лю Иншэн. В частности, китайский исторический источник упоминает караханидскую делегацию во дворец Цзинского императора, которая утверждала, что принадлежат племени цзоуко. Лю Иншэн предположил, что это может быть китаизированное название племени чигил.
Караханидский каганат был отчетливо тюркским государством. Расскажите немного о их тюркской идентичности? Во что верили древние тюрки и как сохранили свои верования на новой территории? Что такое клан Ашина и почему он важен?
Караханиды связывали себя с родом Ашина. К этому роду принадлежала правящая династия Тюркского каганата, как Западного, так и Восточного. Таким образом они себя считали преемниками Тюркского каганата, называя свое государство ал-Хакания, а свою династию Ал Афрасиаб, то есть дом Афрасиаба, легендарного правителя Турана, который в тюркском мире был известен ещё как Алп Эр Тонга. По этой причине турецкий историк Омер Сонир Хункан (Ömer Soner Hunkan), предложил также называть данное государство Тюркским каганатом. Мы знаем, что название «караханиды» было введено в историческую науку только в 19 веке, то есть сами Караханиды свое государство так не называли. Карахан, великий хан, являлся главным титулом правителей данной династии, и поэтому историки так и называют данную династию. В китайских источниках, например, Караханидское государство называлось Хотанское царство, до этого Кашгарское царство. А караханидского правителя называли именем хэйхан, что, скорее всего, является китаезированной версией титула «карахан».
В доисламский период у Караханидов был культ Тенгри или тенгрианство. Было ли этим тенгрианство признано в качестве официальной религии? Сложно сказать из-за нехватки письменных документов и источников по доисламскому периоду Караханидов в целом именно вот в данный период. Скорее всего, да. После исламизации государственной религией стал ислам. В какой-то мере некоторые основы тенгрианства должны были, скорее всего, существовать в обществе. Британский историк Эндрю Пикок, к примеру, считает, что в средние века не существовало ортодоксального ислама, и когда тюрки только принимали ислам, они не видели сильной разницы между исламом и своими верованиями. Кроме того, известно влияние тенгрианства на суфизм, например, или так называемый народный ислам. А вот если сравнивать Караханидов с другими тюркскими исламскими династиями данного периода, в частности с Газневидами или Сельджуками, мы можем заметить более сильную приверженность к тюркским традициям у Караханидов. То есть Газневиды и Сельджуки находились под более сильным влиянием персидской культуры, чем Караханиды. Приверженность к тюркским традициям можно увидеть, к примеру, в том, что государство считалось владением всего правящего рода. Соответственно, и было разделено между членами династии на уделы. Это еще называется институтом икта, что впоследствии привело к междоусобицам и распаду Караханидского государства на две части – Восточные Караханиды с главной столицей в Баласагуне и Западные Караханиды с центром в Самарканде. Но в то же время тюркская идентичность помогла Караханидам успешно установить связи с уйгурами и другими тюркскими группами, которые в свое время мигрировали на территории Турфана и Ганьсу при падении Уйгурского каганата, что впоследствии привело и к установлению контактов с Китаем. То есть в этом плане Караханидам было на руку сохранять свои связи с тюркским миром и тюркскими традициями.
В 751 году произошла знаменитая битва при Таласе между арабскими и китайскими силами. А к середине X века Караханиды обратились в ислам. Средневековый арабский историк Макдиси сообщал, что к этому времени в каждом караханидском городе присутствовала мечеть. Как гладко прошел этот процесс? Как наложился ислам на тюркскую идентичность? И насколько был развит буддизм в государстве?
Это сложный вопрос. И вообще то, что касается религии, принятия ислама, исламизации Центральной Азии, тюркских народов, здесь очень много противоречивых мнений. Но нужно начать с того, что когда Караханиды приблизились к границам исламского мира, именно к территориям Саманидов, то совершенно естественно, что между ними была в первую очередь налажена торговая связь и через нее и культурный обмен. Историк Питер Голден, например, считает, что исламизация тюрков в государстве Караханидов шла постепенно и здесь большую роль играли торговцы и суфии. Однако Юрген Пауль, историк из Германии, утверждает, что деятельность суфиев в данный период не подтверждается письменными источниками. То есть мы не можем говорить о роли суфиев в исламизации тюрков в домонгольский период, потому что у нас нет основательных письменных подтверждений по этому вопросу. Нужно здесь упомянуть, что караханидские правители в мусульманских источниках описываются как очень примерные приверженцы ислама, например, газневидский историк Утби, описывая встречу между Махмудом Газневи, газневидским султаном, и Юсуфом Кадырханом, караханидским правителем, пишет, что Юсуф Кадырхан отказался от предложенного ему вина во время официального банкета, ссылаясь на религию. Здесь создается впечатление, что Караханиды старались показать исламскому миру, насколько они правильные мусульмане несмотря на то, что приняли ислам относительно недавно. Видимо, таким образом они доказывали, что являются неотъемлемой частью исламского мира.
А вот по поводу буддизма считается, что с приходом Караханидов началась активная и зачастую насильственная исламизация территорий, где был распространен буддизм. В караханидских источниках упоминается, как они боролись и разрушали буддийские идолы при завоевании данных территорий. Это, например, территории царств Хотан и Куча. Здесь стоит отметить, что в период любых войн бывает разрушения, и караханидские военные походы, естественно, не являются исключением. Но Караханиды также, скорее всего, прекрасно понимали, что завоевать это одно, а вот удерживать власть — это совсем другое. Поэтому исламизация буддистских регионов должна была быть постепенной. Буддизм, скорее всего, продолжал существовать в этих регионах еще какое-то время. К примеру, дипломатическая миссия из царства Куча в Китай, которое на тот момент уже давно вошло в состав государства Караханидов, преподнесла в качестве дара китайскому императору нефритовую статую Будды. Это говорит о том, что символы буддизма не были уничтожены полностью. Кроме того, среди делегаций караханидских послов в Китай вплоть до начала XII века можно было увидеть и буддийских монахов. А в тот период они активно путешествовали между Китаем и Индией, и их путь пролегал через территорию Караханидов, и буддийские монахи очень хорошо принимались в китайском дворе и часто многие иностранные правители использовали их в качестве послов, то есть не только Караханиды это делали. Мы знаем, что и Уйгурские каганы отправляли в качестве послов-буддистов, именно буддийских монахов. Следовательно, мы видим, что буддизм в какой-то мере также использовался во внешней политике Караханидов на востоке.
С другой стороны, правители Караханидов отождествляли свою династию с Китаем. Как вы могли бы охарактеризовать китайско-тюркские отношения в период Караханидов, которым вы уделяете особое внимание в вашей книге [Qarakhanid Roads to China: A History of Sino-Turkic Relations], посвященной истории Шелкового пути и контактов народов Центральной Азии с Китаем в период Караханидов?
Действительно, у караханидских правителей был титул “табгачхан”, то есть хан Китая. Табгач – это было название Китая в тюркском мире ещё с древних времен. А называли они себя так, потому что многие территории Караханидов, такие как Хотан, в том числе и Кашгар, рассматривались как земли, некогда принадлежащие китайским императорам. Следовательно, завоевав данные территории, Караханиды причисляли себя и к правителям китайских земель. Если уже говорить о китайско-тюркских отношениях в период Караханидов, то их в это время можно охарактеризовать как взаимовыгодное партнерство, в первую очередь с экономической стороны, но также и геополитической. Караханиды, имея доступ к китайскому рынку, очень сильно укрепили свою экономику. Мы знаем, что караханидский период был расцветом культуры, архитектуры и городской жизни в целом. Понятно, что без цветущей экономики все это было бы невозможно, и китайский рынок, естественно, играл здесь большую роль. Караханиды также занимали важное место в качестве посредников между Китаем и остальным тюрко-исламским миром, то есть между Китаем и своими соседями, это Газневиды в Северной Индии или Сельджуки, которые правили в Иране и Анатолии. Они доставляли ценные китайские товары в соседние регионы и перенаправляли товары своих соседей в Поднебесную, а также способствовали развитию дипломатических контактов. Например, они сопровождали миссии других держав в Китай.
Стоит отметить тем, что Караханиды смогли установить тесные торговые дипломатические контакты с династией Ляо. Основателями этой династии являлись кидани, в дальнейшем они мигрируют в Центральную Азию, и уже здесь основывают новое государство, которые известны нам в качестве государства Каракитаев. Для правителей династии Ляо Караханиды были единственным торговым партнером в исламском мире. Поэтому они также были заинтересованы в поддержании и развитии двусторонних отношений. Между правителями двух династией практиковались и брачные союзы. Можно сказать, что кидани, в будущем мигрировавшее на запад, то есть в Центральную Азию, шли к родственникам. Они не были чужаками на территории Караханидов. Именно поэтому они решили пойти именно на запад, а не на восток или в другом направлении. Как мы видим, изучая историю отношений между Караханидами и династией Ляо, мы также можем ответить на многие вопросы уже касательно периода Каракитаев. Так как источников по династии Каракитаев у нас тоже не очень много и письменных документов, следовательно, важно изучить историю отношений киданей и Караханидов, до того, как кидани пришли на территорию Центральной Азии и основали новую династию Каракитаев.
Кроме династии Ляо, Караханиды также активно контактировали и с династией Сун. Мы должны понимать, что Китай в это время не был таким объединенным государством. На севере Китая, включая территории Маньчжурии, Монголии, правили кидани и существовала империя Ляо, а уже более в южных территориях была династия Сун, которая также делится на Северную Сун и позже появляется еще и Южная Сун, когда кидани были уничтожены другой кочевнической группой чжурчжэнями, и они завоевали Северную Сун. Императоры династии были вынуждены мигрировать южнее, покинуть свою столицу в современном городе Кайфын, и основать уже новую столицу в Ханчжоу. Так вот Караханиды активно контактировали именно с династией Северная Сун. В этих отношениях они были важны китайской стороне не только как торговый партнер, но и в качестве геополитического союзника. Империя Сун была очень богатым и экономически сильным государством. Много технологических открытий было сделано именно в этот период. Но в то же время государство было очень слабым с военной точки зрения, поэтому для защиты своих северо-западных границ в первую очередь от тангутов, с которыми у них были территориальные конфликты, им была необходима помощь. Она заключалась, например, в поставке лошадей. Так как местные животные абсолютно не подходили для ведения военных действий. Мы знаем, что в Китае всегда была нехватка хороших военных лошадей и, следовательно, очень много войн было в истории между Китаем и их северо-западными соседями. Также караханидские отряды охраняли пограничные территории, то есть они не только поставляли лошадей, но и сами предоставляли и военную помощь. Они были очень успешны, мы знаем по китайским источникам – именно в ведении войн против тангутов. Китайские источники в том числе сообщают, что они даже на какое-то время могли вернуть контроль над Ганьсуйским коридором, то есть завоевав, например, Шачжоу (это современный Дуньхуан).
Мы знаем, что Ганьсуйский коридор был важной дорогой, соединявшей Китай с Центральной Азии. И следовательно, когда тангуты контролировали данный путь, то контакты между Китаем и Центральной Азии затруднялись. Но у Караханидов также был еще и альтернативный путь. Этот путь малоизучен и практически не упоминается в современной исторической литературе, он известен как Цинхайский путь, так как пролегал через Тибет, через Цинхай, и этот путь он был не столь удобным, как Ганьсуйский коридор. Он также использовался и в период династии Тан, но из-за того, что дорога была неудобной и очень опасной, все-таки предпочтительнее для иностранных делегаций, торговцев было использовать Ганьсуйский коридор. А вот в период Караханидов мы видим, что этот путь очень активно использовался. Потому что некоторые делегации именно из караханидских территорий прибывают очень часто, иногда даже несколько раз в год. Следовательно, мы можем сделать заключение, что, скорее всего, Караханиды, возможно, также вкладывались и в реконструкцию данного пути, что сделало его более удобным и подходящим для иностранных торговцев и послов.
Если уже говорить о караханидской торговли в Китае и в чем же был успех этой деятельности, то нужно сказать, что караханидская торговля в Китае основывалась на широком ассортименте товаров. Караханиды не специализировались на каком-то одном виде, они привозили все, что ценилось на рынке. В том числе товары из дальних земель. Их списки можно найти в китайских источниках. Это меха, шкуры, животные, особенно лошади, верблюды. Также в Китае ценился текстиль, произведенный в городах Центральной Азии. В больших объемах привозились различные драгоценные, полудрагоценные камни. Особенно здесь следует отметить нефрит из Хотана и лазурит из Бадахшана. Бадахшан входил в состав государства Газневидов, но у Караханидов был доступ к ним через торговые отношения с Газневидами. А еще нужно упомянуть минералы, в основном нашатырь и ртуть, которые добывались в горных районах, контролируемых Караханидами. Археологические данные также указывают, что Караханиды доставляли изделия из стекла и металла. Эти предметы в основном найдены на территории династии Ляо. То есть у нас нет письменных источников, которые могут это подтвердить, но есть археологические данные, которые могут, как мы видим, ещё прибавить некоторые товары к списку товаров, которые привозили Караханиды в Китай. Среди других товаров еще нужно упомянуть жемчуг и кораллы, к которому у Караханидов мог быть доступ через их контакты с Газневидами и Сельджуками. В это время именно Сельджуки контролировали Персидский залив, славившийся своим жемчугом. Еще нужно обязательно упомянуть янтарь – основным его источником как в те времена, так и сейчас является Балтийский регион Европы и Бирма в Юго-Восточной Азии. Караханиды естественно доставляли в Китай именно балтийский янтарь, что подтверждают и арабо-персидские источники, и китайские источники, а также археологические данные. Караханиды имели доступ к янтарю и другим товарам Балтийского региона, благодаря своим связям с Волжской Булгарией, являющейся также важной частью тюрко-исламского мира. Торговцы этой державы были очень активны, мы знаем, в том числе и в Хорезме. Еще активно велась торговля различными специями и благовониями. Центральную роль среди них занимал ладан. Его источником как сегодня, так и в те времена, является южная часть Аравийского полуострова и Сомали. Кроме того, именно в тот период ладан еще производился и в Индии, но, как утверждает Бируни, который служил при дворе Газневидов, индийский ладан уступал по своему качеству южно-аравийскому. Поэтому, скорее всего, Караханиды все-таки привозили южно-аравийский ладан в Китай. Им было бы невыгодно привозить товар, который был хуже это своему качеству. Интересно, что Караханиды доставляли в Китае ладан в огромном количестве до 60 тонн за раз. Вы можете себе представить, какой это был длинный караван, если только ладан составлял 60 тонн.
Судя по данным китайских источников, караханидские торговцы везли назад шелк и серебро, то есть от китайских императоров в качестве вознаграждения за свои товары, и за своих лошадей, и за свою военную поддержку они получали, естественно, шелк, но и другие виды китайского текстиля и серебро. Мы знаем, что, например, в данный период в исламском мире был кризис серебра, то есть наблюдалась нехватка этого металла. Еще Караханиды получали и денежное вознаграждение. Но понятно, что китайские монеты не использовались за пределами Китая, поэтому Караханиды, скорее всего, приобретали и другие товары на территории Китая, которые могли бы потом перепродать уже в Центральной Азии. Караханиды также привозили собой китайский чай. Именно в этот период было основано так называемое чайно-конное агентство в Китае, которое непосредственно занималось обменом чая на лошадей, и у нас есть некоторое количество источников и документов, которые подтверждают, что Караханиды участвовали в чайной торговле в Китае. А в целом можно сказать, что для Караханидов, если суммировать все сказанное, торговля с Китаем вдоль Шелкового пути играла ключевую роль в развитии их экономики и дипломатии, придавала им особый престиж на международной арене.
Государство Караханидов отличалось культурным развитием. Историк Махмуд ал-Кашгари некоторое время жил в Кашгаре при караханидском дворе. Он написал первый всеобъемлющий словарь тюркских языков на арабском языке для багдадских халифов в 1072–1076 годах. Другим известным караханидским писателем был Юсуф Баласагуни, написавший «Кутадгу билиг» («Мудрость счастья»), единственное известное литературное произведение, написанное на тюркском языке в период Караханидов. Тюркская идентичность очевидна в обеих этих работах, но они также показали влияние персидской и исламской культуры. Откуда персидское влияние у Караханидов? И как вы можете объяснить их культурные достижения – толерантностью правителей, межкультурным обменом?
Спасибо большое за вопрос, очень интересный. Действительно, персидская культура была доминирующей среди многих правящих и элитных классов Центральной Азии на протяжении долгих веков, в том числе и среди групп, которые не были этнически персидскими. В качестве примера обществ, которые претерпели персификацию, можно назвать династии Газневидов и Сельджуков, как я уже упоминала, а позже ещё и Тимуридов и Бабуридов, а также Османскую династию. Конечно же, Караханиды также были подвержены влиянию персидской культуры. Однако как я уже и упоминала, не в столь отчетливой форме, как это было у соседних тюрко-исламских династий.
А вот что касается культурных, в том числе и научных достижений караханидов, которые вы перечислили здесь, конечно же, нужно указать на роль процветающей экономики в государстве. Без финансовых вложений и системной государственной поддержки не может идти речи о развитии культурных и научных сфер. Это актуально и сегодня. А развитие экономики невозможно без международных торговых связей. Караханиды, в свою очередь, имея доступ к торговле как в исламском, так и в китайском мире, играли особенную роль в международной торговле вдоль Шелкового пути и таким образом смогли не только завоевать определенный статус на международной арене, но и стать экономически сильной державой. Что и отразилось в развитии и науки, литературы и архитектуры, ремесел и многих других отраслей. И конечно же, для того, чтобы вести столь обширную торговую деятельность без толерантности обойтись было бы сложно. И, как я уже сказала, Караханиды могли из-за своей такой гибкости, то есть они, будучи мусульманами и демонстрируя, насколько они истинные мусульмане, хотели укрепиться и поднять свой статус и имидж в исламском мире, и это им прекрасно удавалось, но в то же время они продолжали быть верными и своим тюркским традициям, и именно эта черта сделала их ближе к разным группам, в том числе уйгурам, тюркам и киданям, и помогла им вести диалог и на востоке.
Интересно, что редко Караханиды, особенно восточные Караханиды, в китайских источниках упоминаются в качестве «даши». Даши – это был такой китайский собирательный термин, который в Сунский период использовали по отношении ко всем исламским территориям и мусульманам. Западные Караханиды упоминаются в качестве даши, а вот восточные Караханиды в основном были известны в качестве Хотанского царства, и здесь не нужно удивляться, почему именно Хотанского царства. Это не означает, что только, скажем, правители Хотана отправляли посольство или делегации из территорий Караханидов. Дело в том, что в китайских источниках было принято просто использовать название одного какого-то крупного города по отношении ко всей территории определенной династии и также в качестве названия самой династии. Например, мы знаем, что в Минский период Тимуридская империя называлась Самарканд, то есть Самарканд — это было название династии и государства. А когда Герат стал главной столицей тимуридского государства, то данная территория была известна под названием именно города Герат. Поэтому, когда я говорю Хотан, это не означает, что здесь имеется в виду только одна территория. Это название было использовано по отношению ко всей территории восточных Караханидов.
Какие источники по истории государства Караханидов есть сегодня? Насколько хорошо они сохранились?
Да, это очень важный вопрос. Ну и, конечно же, в первую очередь следует упомянуть труды мусульманских авторов, которые работали как на территории Караханидов, так и соседних государств. Они написаны на арабском, персидском и частично тюркском языках. К сожалению, к сожалению именно историков, эта группа источников не так обширна, как хотелось бы. Например, если говорить о караханидских источниках, то есть в основном всего две работы, которые могут быть полезны, особенно если мы изучаем историю Караханидов и историю контактов Караханидов с Китаем. Это упомянутые вами, конечно же, «Диван лугат ат-турк» Махмуда Кашгари и «Кудатгу Билиг» Юсуфа Хасс Хаджиба. При этом важно понимать, что ни один из этих трудов не является классической исторической хроникой. Первый – «Диван лугат ат-турк» это, по сути, словарь тюркского языка. Конечно, там имеется очень важная информация, в том числе историческая, этнографическая, но, по сути, это все-таки не историческая хроника. А вот второй труд «Кудатгу Билиг» это сборник советов для правителей – это такой литературный жанр, который собрал в себе советы о том, как должен вести себя будущий правитель – тоже, конечно же, дает нам очень полезную информацию, но опять-таки это все-таки не историческая хроника. Естественно, такие работы, то есть исторические хроники и труды создавались при дворе Караханидов в тот период. К примеру, мы знаем, что у Махмуда Кашгари была работа под названием “Тарих-и Кашгар”. Но эта работа не сохранилась, только какие-то части, какие-то отрывки имеются в более поздних источниках. Сама работа до наших дней не дошла. Были работы и других авторов, естественно, которые тоже, к сожалению, не сохранились до наших дней. И, естественно, мы можем также использовать государственные хроники работы историков соседних династий – Газневидов и Сельджуков, которые дают дополнительную информацию по истории Караханидов. Но если честно, лично мне пришлось буквально по крупицам собирать всю необходимую информацию во время работы над своей книгой. Тем более эти источники, они на разных языках и на арабском, персидском. Поэтому в этом смысле так важно использовать источники на китайском языке.
К примеру, в своей работе я использовала традиционные китайские династийные истории и хроники, и воспоминания, и записи китайских чиновников, а также официальную корреспонденцию, указы императоров и ряд других документов. А здесь может возникнуть вопрос – “Официальная корреспонденция? Значит, Караханиды писали письма китайским правителям и на каком же языке они его писали?” Письма, конечно же, сохранились на китайском языке, но мы не можем утверждать, что эти письма были написаны на китайском языке именно во дворе Караханидов, потому что если мы возьмём ответы, изучим ответы китайских императоров, то мы увидим, что они говорят о том, что письма были написаны на иностранном языке, то есть Караханиды писали письма не на китайском, а на другом языке, который был для китайцев иностранным. Но на каком языке, к сожалению, мы не знаем. Ну, скорее всего, это был либо тюркский, либо персидский, по крайней мере мы знаем, что в переписке с киданями Караханиды использовали тюркский язык. А вот в переписке с Сунскими императорами мы можем только предположить.
Вот видите, насколько важно все-таки использовать источники и на других языках, в том числе и на китайском, когда мы изучаем историю Центральной Азии. И вот здесь следует указать, что, к сожалению, традиционное академическое образование в области исторических наук и востоковедения в основном готовит специалистов со знанием арабского, персидского и тюркского языков, если это касается истории исламского мира, в том числе и исламской Центральной Азии. Согласитесь, что когда мы изучаем древнюю Центральную Азию, то, естественно, мы очень часто обращаемся к китайским источникам, потому что зачастую китайский источник является единственным материалом, который может нам сообщить об истории древней Центральной Азии. Но вот почему-то, когда мы изучаем исламский период Центральной Азии, мы абсолютно забываем о наличии китайских источников. А вот если мы говорим о будущих специалистов по истории Китая, в наших востоковедческих школах тоже в основном изучают китайский и в качестве дополнительного языка, может быть, японский или корейский. Следовательно, они совершенно не знают языков западных соседей Китая. И в заключении я бы хотела добавить, что на примере Караханидов, возможно, уже пришло время пересмотреть систему подготовки будущих историков Центральной Азии.