Каганат енисейских кыргызов – это тюркская империя, которая просуществовала около столетия между началом 9-го и 10-го веков. Территория каганата на пике своего развития на короткое время включала части Кыргызстана, Казахстана, России, Китая и Монголии. После 10 века, до их поглощения Монгольской империей в тринадцатом веке, сведений о енисейских кыргызах было мало. Но они оставили длительное историческое наследие, и потомками енисейских кыргызов сегодня являются кыргызы, хакасы, фуюйские кыргызы, алтайцы.
Об истории кыргызского каганата сегодня рассказывает доктор исторических наук, профессор Кыргызско-Турецкого университета “Манас” Анварбек Мокеев.
Анварбек Мокеев – доктор исторических наук, профессор Кыргызско-Турецкого университета “Манас”, https://dep.manas.edu.kg/department/History/user/0115/profile
Впервые термин «Кыргызский каганат» был предложен российским и советским востоковедом-тюркологом В. В. Бартольдом, который называл данную эпоху временем «кыргызского великодержавия» в Великой Степи. Но прежде чем перейти к истории самого каганата, расскажите нам о енисейских кыргызах.
Как впервые установили синологи, кыргызы впервые упоминаются в китайских источниках при освещения событий конца 3 века до нашей эры, а точнее 203 или 201 год до нашей эры, когда император гуннов Модэ Шаньюй совершил поход на север и подчинил гуннам несколько владений, в том числе владения гяньгунь. Вот этот термин “гяньгунь” синологи, начиная с Юлиуса Клапрата, Поля Пеллио, Эдварда Шаваня, российских синологов Бичурина и других, увидели в этом термине “гяньгунь” китайскую транслитерацию древнего термина «кыргыз». Потом эта точка зрения была в советское время ещё шире и глубже разработана со стороны известного советского синолога Сергея Евгеньевича Яхонтова. Потом другие исследователи тоже касались этой проблемы, и в результате было установлено, что гяньгунь впервые упоминаются в “Ши цзи“, труде отца китайской истории Сыма Цяня “Щи Цзи” при описании событий 201- 203 годов до нашей эры в связи с походом Модэ Шаньюя на север. В следующие эпохи – ханский период, танскую эпоху и последующие эпохи –термин-этноним «кыргыз» в китайских источниках упоминается в различных формах, например, кигу, цигу, сяцзясы, хягаси. Далее в монгольскую эпоху, уже более приближенно к современному названию этнонима кыргызов, цзилицзисы и так далее. Вот все формы этой транслитерации на китайский язык термина кыргыз являются гяньгунь, кигу, цигу, сяцзясы, хягаси, цзилицзисы. Но в 1990 году, если я не ошибаюсь, американский синолог Эдвин Пулибленк (Edwin G. Pulleyblank) написал ещё одну статью относительно этнонима “кыргыз”. Он в целом согласился с мнением своих предшественников относительно идентификации древних терминов, но подробно изучив особенности лексики раннетанского периода, Эдвин Пулибленк пришёл к выводу, что в терминах гяньгунь или хягаси, особенно в термине “гяньгунь”, которые зафиксированы в сочинении Сыма Цяня Ши Цзи, – он все-таки пришёл к выводу о том, что термин “гяньгунь” надо прочитать не как кыргыз, а как кыркыр. «Кыр» – это форма множественного числа в более древний период, а «ыз» – это окончание. Суффикс «ыз» появляется только в тюркский период в связи с изменением лексики в эпоху тюркского каганата в контексте так называемой теории ротации, когда «ыр» превращается в «ыз». Таким образом, относительно этнонима «кыргыз» тоже существуют различные взгляды, различные мнения, но в целом кыргыз или кыркыр скорее всего это одно и то же, за исключением этих грамматических изменений.
Кто были древние кыргызы, кем были древние кыргызы? Судя по сведениям независимых друг от друга китайских, ранних арабских и тибетских источников, древние енисейские кыргызы были светловолосыми, зеленоглазыми или синеглазыми – светлыми в антропологическом типе этносом, который резко отличался от своих соседей, которые проживали в то время в Южной Сибири. Все это указывает на то, что енисейские кыргызы, которые проживали в Минусинской котловине, на среднем течении реки Енисей, достаточно сильно отличались от своих соседей, которые были более монголоидными. А енисейские кыргызы, судя по всему, были европеоидным типом и были остатками древних индоевропейских племён, расселённых в Южной Сибири ещё в эпоху афанасьевской культуры. Китайские источники при характеристике внешности енисейских кыргызов даже применяют термин, что у них “лошадиное лицо”, то есть их антропологический тип резко отличался, и у них лицо было овальное, в отличие от монголоидного типа. Поэтому мы должны иметь в виду, что все-таки енисейские кыргызы были остатками древних индоевропейских племён. Относительно языка древних енисейских кыргызов тоже существуют различные мнения. Академик Бартольд ещё отмечал, что, скорее всего, их язык дотюркской эпохи не был тюркский. Эта точка зрения позже была поддержана со стороны видного тюрколога, немецкого тюрколога Менгельса. Он также считает, что все-таки язык енисейских кыргызов первоначально не был тюркским, и только, скорее всего, в древнетюркский период произошла тюркизация языка древних енисейских кыргызов. Конечно, мы все эти детали сейчас не можем знать, потому что нет источников, на основе которых можно было бы оперировать. Язык енисейских кыргызов, зафиксированный в енисейской рунической письменности, часть так называемого орхоно-енисейской рунической письменности, уже был тюркский, и первые сведения, зафиксированные в “Тан шу” относительно языка енисейских кыргызов, характеризуют его как тюркский. Но тем не менее исследователи отмечали, что в языке енисейских кыргызов присутствовали слова нетюркского происхождения. Это, конечно, детали. Это требует отдельного разбора, отдельной дискуссии, но в целом, к древнетюркскому периоду енисейские кыргызы, по крайней мере на начальном этапе древнетюркской эпохи, они, как вы правильно отметили, являлись частью древнего тюркского государства.
Как известно, Тюркский каганат, несмотря на все свое могущество, распался в 603 году из-за междоусобных войн и войн с китайской империей Тан. Какую роль играли в этом енисейские кыргызы? Стало ли ослабление Тюркского каганата причиной создания кыргызского каганата?
Распад первого тюркского каганата произошел в начале 7 века. Я думаю, кыргызы в этом процессе особую роль не играли. И они рассматривались как часть древнего тюркского каганата. Но после распада древнетюркского каганата, как известно, появился так называемый Телесский каганат. И Телесский каганат в 640-х годах был уничтожен со стороны танского Китая. И после этого енисейские кыргызы, скорее всего, получили именно в этот период свою независимость, и отправили свое первое посольство в танский Китай. Как отмечает академик Бартольд, в то время народы тюрского мира распределялись на 2 категории. Первая категория – это народ по-тюркски назывался «будун» – «кагалык будун», то есть народ, который имел своего кагана, свое независимое государство. И вторая категория – это «эльтеберлик будун», то есть народ, который управлялся эльтебером. А эльтеберы назначались со стороны кагана. То есть енисейские кыргызы были в статусе подчиненного народа или владения в древнетюркском государстве, потом в Телесском каганате. И поэтому во главе первого посольства енисейских кыргызов в танский двор, состоявшегося в 647 году, стоял эльтебер Шибуки Аджан. То есть тогда у енисейских кыргызов не было еще своего кагана.
Для того, чтобы иметь свое собственное государство во главе с каганом, необходимо было признание этого владения в качестве самостоятельного государства со cтороны ведущих игроков Центральной Азии, Дальнего Востока таких, как Древнетюркский каганат, с одной стороны, или Танская империя, с другой стороны. И в результате этого посольства китайская сторона, по свидетельствам источников, достаточно тепло приняла дипломатическую миссию енисейских кыргызов. И таким образом были установлены дипломатические отношения между владениями енисейских кыргызов и Танской империей. Конечно, Танская империя воспринимала енисейских кыргызов в качестве нового игрока на политической арене Южной Сибири, чтобы использовать их для решения своих геополитических проблем. И после этого енисейские кыргызы постепенно начинают усиливаться, и в начале 8 века правитель енисейских кыргызов Барсбек женится на дочери одного из основателей Второго Восточно-Тюркского каганата Эльтерес-кагана. И таким образом, установив путем брачного союза родственные отношения со Вторым Восточно-Тюркским каганатом, правитель енисейских кыргызов объявил себя каганом, и этот статус был подтвержден со стороны правителей Второго Восточно-Тюркского каганата. И Второй Восточно-Тюркский каганат тоже решил использовать енисейских кыргызов для решения своих геополитических проблем на севере Саянских гор. Но правитель енисейских кыргызов Барсбек-каган решил сколотить союз для борьбы против Второго Восточно-Тюркского каганата. В этот союз входили Танский Китай, Тюргешский каганат, енисейские кыргызы. И было отправлено посольство енисейских кыргызов в далекий Тибет для того, чтобы привлечь их на сторону антитюркской коалиции. Почему енисейские кыргызы были заинтересованы в создании антитюркской коалиции? Потому что они уже установили дипломатические отношения с танским Китаем и вышли на просторы Великого шелкового пути. То есть торгово-экономические связи были в приоритете у енисейских кыргызов, а Второй Восточно-Тюркский каганат создавал значительные преграды, трудности для установления прямых торгово-экономических связей с танским Китаем. Вот почему Барсбек был заинтересован, чтобы сразить Восточно-Тюркский каганат и получить прямой доступ к Великому Шелковому Пути, то есть к китайским рынкам.
Мудрый советник Второго Восточно-Тюркского каганата Бильге Тоньюкук – очень образованный человек, который получил образование в Китае, в северном Китае, много работал и изучил все стороны внутренней и внешней политики Китая, был замечательным стратегом. И он решил разбить врагов Второго Восточно-Тюркского каганата поодиночке, пока они сообща не совершили одновременную атаку, нападение на Восточно-Тюркский каганат. И таким образом в 701 году, зимой, когда на Саянах лежал снег, по характеристике восточнотюркских летописцев, которые отражены в надписях в честь Тоньюкука, армия, возглавляемая Тоньюкуком, совершила марш-бросок в Минусинской котловине через Саянские горы, где лежал как будто бы снег высотой в копье. То есть очень трудное время, и кыргызы не ожидали такого нападения в такую зимнюю стужу, когда проходимость была очень низкая. Но тем не менее армия Восточно-Тюркского каганата во главе с Тоньюкуком совершила нападение на стойбище Барсбек-кагана, расположенное на территории Аскизского района Хакасской Автономной республики. И во время этого столкновения, агрессии Барсбек-каган был убит, но его тело не нашли. Скорее всего, сподвижники его быстро унесли в глубокую тайгу, куда тюркские войска не смогли проникнуть. И после этого поражения древнетюркские надписи говорят, что эль кыргызов был уничтожен, их государство было полностью разгромлено, и поэтому их как будто полностью стерли с лица земли. Но это было не так, это было возвеличение, это был разовый военный поход. В целом, и государство, и народ енисейские кыргызов сохранился. Во главе государства находились потомки Барсбек-кагана, которые носили титул или «тегин», или «инал», то есть эти титулы были несколько ниже, чем титул каган, как известно. И после этого они на долгое время перестали играть заметную роль в политической жизни Южной Сибири и Центральной Азии. Но после распада Второго Восточно-Тюркского каганата в середине – в конце первой половины 8 века после смерти Бильге-кагана Восточно-Тюркский каганат тоже был низложен со стороны союза трех крупных тюркских племён – карлуков, басмылов и уйгуров, и власть перешла на один год в руки басмылского вождя. Но через год все-таки уйгуры изгнали из Монголии и карлуков, и басмылов и взяли власть в руки в Орхоне единолично. И так был образован Уйгурский каганат и, как вы отметили, в 758 году Уйгурский каганат снова подчинил енисейских кыргызов под свою власть, и енисейские кыргызы надолго, практически на 90 лет, потеряли своё самостоятельное государство, возглавляемое каганом. Но кыргызы укрепили свое государство, укрепляли армию, увеличивали армию за счет соседних племен, которые проживали на севере Саяно-Алтайского нагорья. И поскольку они были хорошими мастерами по производству и разработке металлической руды и по созданию оружия из металла, они стали укреплять и свою армию. Китайские источники танской эпохи пишут, что енисейские кыргызы умели изготовлять мечи и кинжалы из руды комет, которые падали на Южную Сибирь. Так, утверждается, что кинжал, который изготовлен из небесной руды, может разрезать кожу носорога, тогда как другие режущие, колющие орудия этого не смогли сделать. Это говорит о том, что енисейские кыргызы действительно имели какой-то секрет изготовления высококачественной стали и оружия их этой стали, извлечённой из руды небесного происхождения, из комет, которые падали на Южную Сибирь.
Енисейские кыргызы имели общество, самоидентифицированное как тюрки – военно-политическая структура, называемая эль. С другой стороны, кыргызские каганы Енисейского кыргызского каганата заявляли о своем происхождении от перешедшего на сторону хунну китайского генерала Ли Лина, внука знаменитого «Летучего генерала» Ли Гуана. Император Тан Чжунцзун писал им, что «ваш народ и наш принадлежат к одному родовому клану. Вы не похожи на других иностранцев». Стоит также отметить, что именно письменные источники Тан имеют информацию о кыргызском каганате. Какими были эти отношения?
Это очень интересный вопрос относительно связей династии Тан и енисейских кыргызов. Но имеющиеся в распоряжении историков материалы в данное время достаточно ясно показывают, что этот миф был придуман со стороны идеологов Танской империи с тем, чтобы привлечь на свою сторону кыргызов. И показывает, как будто в исторических хрониках, анналах зафиксирован факт о том, что когда в руки гуннов попал ханьский генерал Ли Линь, гунны его отправили на север, во владения гяньгу, то есть к енисейским кыргызам. Но даже в свое время, в 50-х гг некоторые сибирские, особенно хакасские историки, утверждали, что в Минусинской котловине есть остатки древнекитайского дворца, построенного якобы Ли Лином. Но потом российский востоковед-тюрколог Крюков достаточно ясно показал, что так называемый дворец Ли Линя был построен намного позже, не при жизни генерала Ли Линя, и это не имеет под собой реального основания. Представляется, что китайские идеологи специально придумали такую генеалогию с тем, чтобы ближе привязать к танскому двору правителей енисейских кыргызов, чтобы они были надежными политическими союзниками. И даже отметили черноволосые и кареглазые типы в эпоху танской империи (т.е. 7-8 век), когда имелись дипломатические отношения между енисейскими кыргызами и Танским двором, и что танские дипломаты тоже ездили на север Саянских гор. И они видели, что среди енисейских кыргызов имеются не только рыжеволосые и голубоглазые, но и темноволосые и кареглазые. Они отметили, что эти типы являются потомками Ли Линя. А на самом деле енисейские кыргызы жили не в замкнутом пространстве, а в окружении монголоидных различных народов и племён. И они появились в результате взаимокультурного влияния между этими племенами и енисейские кыргызами. Поэтому так называемые родственные отношения, связывавшие правителей енисейских кыргызов с домом Тан или Хань, это не имеет никакой реальной исторической основы и явно было придумано для того, чтобы привязать правителя енисейских кыргызов к танскому двору.
В 758 году уйгуры убили кыргызского кагана, и кыргызы перешли под власть Уйгурского каганата. Однако большую часть времени енисейские кыргызы проводили в состоянии мятежа. В 840 году им удалось разграбить уйгурскую столицу Орду-Балик в Орхонской долине Монголии и полностью изгнать уйгуров из Монголии. Но вместо того, чтобы заменить уйгуров в качестве правителей Монголии, енисейские кыргызы продолжали жить на своей традиционной родине и существовать так, как они существовали веками. Этот период истории В. В. Бартольд назвал «кыргызским великодержавием». Почему? Является ли эта история опорной точкой для кыргызской идентичности?
Спасибо. Это тоже очень интересный вопрос. Конечно, поскольку Уйгурский каганат так же, как и его предшественник Второй Восточно-Тюркский каганат, закрывал для енисейских кыргызов коридор на прямой выход к китайским рынкам, естественно, енисейские кыргызы чувствовали себя обделенными, и они постоянно поднимали восстания, мятежи против господства Уйгурского каганата. Особенно это противостояние между енисейскими кыргызами и Уйгурским каганатом начинается с 820 года, когда, по сведениям китайских источников, предводитель енисейских кыргызов снова объявил себя каганом и стал вести изнурительную войну против Уйгурского каганата. Естественно, двадцатилетняя война, которая продолжалась с 820 по 840 год, была достаточно изнурительной и отвлекала огромные людские ресурсы, армейские ресурсы Уйгурского каганата на севере, тогда как уйгурам необходимо было иметь более оперативные армейские силы на юге против танского Китая и на юго-западе против усиливающегося к тому времени Тибетского государства. Но постепенно ближе к 840 году в Уйгурском каганате назревает внутриполитическая борьба за власть между прежним правящим родом яглакар и новым усиливающемся родом идизов. И эта внутриполитическая борьба создает огромную опасность для безопасности Уйгурского каганата. К тому же к этому времени, по определению синологов, особенно турецкий историк Ахмед Ташагул достаточно хорошо это показал, в Монголии разразился, на нынешней территории Монголии, когда там существовал Уйгурский каганат, голод и падеж скота. Все это расшатало основу Уйгурского государства, и армия енисейских кыргызов, которая, по оценкам Танской империи, была чуть ли не 100 000 человек, в 840 году произвела сокрушительный разгром Уйгурского государства на Орхоне. И уйгуры вынуждены были оставить свою родину. Они бежали по нескольким направлениям: часть уйгуров бежала в Маньчжурию к киданям. Кидани раньше были вассалами уйгуров, и они вынуждены были там найти убежище. Две крупные группировки уйгуров бежали на юг, к границам Танской империи, и где-то две группировки бежали в сторону Восточного Туркестана и западного Китая. И вот одна из группировок, которая бежала в сторону Турфана, тогда назывался Бешпалык, они там постепенно смогли воссоздать свое государство, которое позже назвалось Уйгурско-Турфанское государство или Государство Гаучань, в китайских источниках. Кыргызы разгромили уйгуров, рассеяли их, изгнали с территории современной Монголии.
Но заняли ли они место уйгуров? Они не заняли место уйгуров. Ставка Верховного правителя, кагана енисейских кыргызов было перенесена с Енисея на южные отроги Саяна, то есть они не стали переносить ставку на место уйгурского кагана, расположенного на Орхоне. И этим самым кыргызы показали, что они не намерены полностью заменить уйгуров на территории современной Монголии. Кыргызские войска, по наущению Танской империи, их военной разведки, преследовали уйгуров в различных направлениях. Они в 843 году, преследуя бежавшие на Запад группировки уйгуров, которые пытались закрепиться в Восточном Туркестане, появились в Восточном Туркестане. Где-то в 860 году они совершили военный поход опять же по наущению военной разведки Китая в Маньчжурию против тех уйгуров, которые нашли приют у киданей. И тогда они заставили часть уйгуров вернуться на прежнюю родину, в Монголию. И остатки этих уйгуров потом растворились среди современных монгольских племен, и какие-то группировки вошли в состав кыргызских племён.
Самое интересное заключается в том, что так называемая эпоха кыргызского великодержавия, когда Бартольд говорил о так называемой эпохе кыргызского великодержавия, не было известно, где и как произошёл захват территории Монголии со стороны енисейских кыргызов. Это позже в 70-80 годы было установлено со стороны видного советского археолога Дмитрия Глебовича Савинова. Он показал в своих публикациях, что период так называемого кыргызского великодержавия кыргызы расселялись на южном побережья озера Байкал. Первое. Второе – с Востока – это еще Тува, это Южные Саяны. Дальше на Алтае. Дальше в юго-восточном Казахстане и на севере – район современного города Красноярска, слияние рек между Енисеем и Ангорой. Это, по определению Савинова, пять локальных вариантов материальной культуры енисейских кыргызов.
Как они определили – археологи? Они определили очень простым методом, потому что енисейские кыргызы, в отличие от других тюрко-монгольских народов Сибири, сжигали трупы умерших, то есть у них был обряд кремации. И вот эти признаки кремации обнаруживаются во всех этих пяти районах распространения енисейской культуры. Все они были расположены на севере, на северо-востоке и западе, и на юго-западе Монголии. То есть центральные районы Монголии не были заняты енисейскими кыргызами, потому что это была степная зона. Степная зона, где не было лесов, где не было гор и других элементов, которые были присущи для Саян, для Саяно-Алтайского нагорья и Минусинской котловины. То есть енисейские кыргызы, испокон веков жившие в горно-лесных районах, они не смогли адаптироваться для проживания в степной зоне Монголии. Вот поэтому так называемого кыргызского великодержавия, по существу, не было. Если бы было великодержавие, то оно, кыргызское великодержавие, охватило бы всю территорию современной Монголии. По крайней мере, граничило бы с Танской империей. Столица, ставка кагана кыргызского расположилась бы, как и традиционно, как у предыдущих империй, степных империй на Орхоне. И необходимо было признание официально де-юре, не только де-факто. Но и де-юре признание со стороны Китая. А такое признание предполагало заключение договора о родственных отношениях с существующей империей, степной империей, выдача замуж за правителя или кагана этой империи, державы, китайских принцесс, одной из китайских принцесс, и как будто бы в качестве подарков. А фактически это была дань огромными тюками шелка, выплачиваемая степной империи со стороны Танского Китая, по меньшей мере 400-500 тыс. тюков шёлка. Вот эти моменты, они должны были быть обязательным аттрибутивом или юридическим признанием новой степной империи, но всего этого не случилось. Китайцы использовали военные силы Кыргызского каганата только для уничтожения Уйгурского каганата и преследования остатков бежавших в разные стороны группировок уйгуров на востоке, на западе и на севере. После завершения этих процессов где-то в 847-848 года государственный совет Танской империи решил, что княжество хягас, то бишь кыргызов, является небольшим домом по сравнению с династией Тан, и поэтому признавать это государство нецелесообразно. Вот так и закончились военные походы Кыргызского каганата, направленные на уничтожение Уйгурского каганата.
Но кыргызы не стали обживать территории современной Монголии по той простой причине, что кыргызы испокон веков проживали в совершенно другой экологической нише, расположенной на севере Саянских гор. Это горно-лесная зона. Они вместе с кочевым хозяйством практиковали и земледелие, о чём говорят археологические артефакты, находящиеся в Минусинской котловине, и сведения письменных источников также это подтверждают. Но территория Монголии оказалась абсолютно непригодной для такой деятельности. И самое главное – открытость, полностью открытость этой территории для холода, для ветра, лучей знойного летнего солнца. И поэтому они ограничились завоеванием только отдаленных юго-восточных районов Монголии, расположенных на юге Байкальского озера, Северной Монголии, расположенной в пределах современной Тувы и Тувинской Республики современной, и северо-западные районы современной Монголии, расположенные в районе современного Киргизнора или Хяргяснора по-монгольски, и урочище Хархира или по-кыргызски – Каркара. И далее на юго-западном направлении кыргызы также проникли в пределы современной Каркалинской долины, расположенной на юго-востоке Казахстана. Вот основные территории, которыми овладело Кыргызское государство. И этот период условно только можно назвать периодом Кыргызского каганата, но не великодержавия. Большинство наших кыргызских историков склонно считать, что кыргызы добровольно не оставили территорию Монголии, а их вынудили покинуть территорию Монголии кидани, когда образовалась Киданьская империя. Это империя, основанная монголоязычными племенами, которые вышли из районов Маньчжурии, когда в 924 году основатель государства киданей, то есть династии Ляо, Абаоцзи пришёл со своими войсками в современную Монголию, а именно в район Орхана, который считался столицей всех прежних степных империй, начиная с империи гуннов. Территория была бесхозная. Там в “Ляо Ши” четко сказано. Почему? Потому что после прихода на Орхон Абаоцзи, когда обнаружил бесхозную территорию, написал письмо уйгурскому идикуту, то есть правителю нового Уйгурского государства или уйгурско-туруханского княжества, или государства Гаочан, как это называется в исторической литературе, – такого содержания письмо. Он обращается к идикуту с такими словами: «Ваша земля и столица вашего государства абсолютно пустая. Мы пришли и никого не застали. Если вы захотите вернуться на свою родную территорию, пожалуйста, вас ждёт ваша исконная территория – Родина». Почему он пишет такое письмо? Потому что кидани в свое время, когда существовал мощный Уйгурский каганат, кидани были их вассалы, как показывают сведения китайских источников. И поэтому вот это отношение, – оно, очевидно, сохранилось в какой-то степени. И Абаоцзи обратился с таким письмом. В Ляо Ши есть ответ на это письмо со стороны уйгурского идикута, то есть правителя Уйгурско-Турфанского княжества. «Огромное вам спасибо за предложение вернуться на нашу прежнюю территорию, которую мы покинули давно. Прошло уже три поколения с того времени, как мы ушли оттуда. И мой народ привык к новым климатическим условиям и территории, которую мы сейчас занимаем. И поэтому мы считаем нецелесообразным возвращаться на свою старую родину. Вы располагайте этой территорией по вашему усмотрению». Вот такая интересная переписка. Она содержится в династийной хронике киданьского государства Ляо Ши – английский перевод этого текста опубликован в США ещё в 1947 году Виттфогелем. А наши историки до сих пор продолжают считать, что оттуда выжили кыргызов из Монголии кидани. А сведения из аутентичного источника четко показывают, что никакого столкновения между киданями и енисейскими кыргызами в пределах современной Монголии не было. Стычки были, но уже гораздо позже, когда на этапе распада Киданьского государства, то есть империи Ляо, когда некоторая часть киданей во главе с Келедаши, одним из принцев-наследников престола династии Ляо, бежала в западном направлении. Вот тогда это было, а в 10 веке, то есть в 924 году не было этого. К сожалению, такого ошибочного взгляда придерживался в свое время академик Радлов – историк, филолог – блестящий филолог. Но он просто предполагал. Тогда данные, эти сведения Ляо Ши ещё не были опубликованы. То, что енисейские кыргызы оставили территорию Монголии добровольно, это уже абсолютно установленный факт. Поэтому в пределах Монголии после крушения Уйгурского каганата скоропостижно туда, когда кыргызы ушли обратно на свои прежние земли и вновь завоёванные горно-лесные районы Монголии и Казахстана, стали проникать монголоязычные племена, которые раньше проживали в Маньчжурии и Хинганских горах. Они постепенно освоили эту территорию и создали базу для возникновения Киданьского государства или династии Ляо, которая была создана со стороны монголоязычных племен. Если бы было кыргызское великодержавие в пределах Монголии, то современная Монголия назвалась бы Кыргызстан. Ничего этого не случилось. Потому что кыргызы добровольно покинули южные и центральные районы Монголии.
Одна из группировок енисейских кыргызов после выхода на просторы Центральной Азии освоилась на территории современного Приыртышья и Алтая, в особенности Южного Алтая. Там они интегрировались с остатками местных древнетюркских племен таких, как тогуз-огузы, карлуки, кимаки и кипчаки. Есть достаточно подробные сведения, подтверждающие этот процесс, – письменные источники и археологические материалы. Это появление во всех этих перечисленных мною районах признаков кремации умерших было характерно только для енисейских кыргызов. Обряд кремации, который появился в этих районах с начала 9 века, к концу 10 века начинает исчезать. Это говорит о том, что енисейские кыргызы ассимилировались с местными племенами – кимакскими, кипчакскими, карлукскими, забыли свои старые традиции кремации и постепенно восприняли традицию захоронения. Таким образом изменилась культура пришлых енесейских кыргызов в пределах Приыртышья, Алтая и Юго-восточного Казахстана.
Поскольку пришлые енисейские кыргызы пришли как правители, остатки тех тюркоязычных племен, прежде всего кимаков, кипчаков, карлуков, в какой-то степени, огузов восприняли этноним «кыргыз». То есть этноним превратился в политоним. И перемещение алтайской группировки на Тянь-Шань происходит в монгольский период, а именно в 13 веке, конце 13 века, когда началась междоусобная война между внуками Чингисхана Хайду и Арыкбуга.
И во время этой войны, длительной войны, алтайская группировка кыргызов сориентировалась на государство Хайду, расположенное на Семиречье и Тянь-Шане, а Арыкбуга и Хубилай стали депортировать алтайских, енисейских кыргызов в различные районы Китая, Монголии и даже Маньчжурии. То есть в первый раз енисейские кыргызы, там четко сказано в Юаньшы, в истории династии Юань, кыргызы Цзиньшань (Алтая) – «Пять тысяч семей кыргызов Цзиньшаня были переселены туда-то». И другая группировка в Монголию. И другая группа была переселена даже в Маньчжури.
И вот эта группировка алтайских кыргызов, которая ориентировалась на государство Хайду, в 13 – начале 14 века переселилась в пределы озера Сайранур, расположенного на стыке Казахстана и СУАР, на правобережье р. Или. Раньше это озеро называлось Сюткуль. Это место столкновения армии Тимура во время похода на Моголистан и улус Булгачи. А улус Булгачи это группировка Ичкилик современного киргизского народа. Улус Булгачи выставил двадцатитысячное войско против армии Тимура. И армия Тимура не смогла одолеть армию Улуса Булгачи и вынуждена была заключить мирный договор с правителем Моголистана и вернуться в Самарканд. Так вот, эта группировка Булгачи является самой передовой группой алтайских кыргызов, когда в 1389 году произошло это сражение между армией Тамерлана и войсками группировки Булгачи. То есть к концу 14 века большая часть алтайских кыргызов проживала уже в джунгарском Алатоо. Это район современного озера Сайранор, которое называлось Сютколь. Название Сютколь я нашёл в картографических источниках, составленных Сталенбергом, и позднее – по приказу цинского императора, которые составили иезуитские миссионеры, то есть европейские миссионеры, которые находились в Китае. Там чётко написано Сютколь, не Сайранор. Вот они и составили потом основу современного кыргызского народа. Вот этническая история. И в завершение этнической истории кыргызского народа – это уже начало 16 и середины 18 века, когда основные кыргызские племена после распада государства Моголистан заняли часть Семиречья и современного Тянь-Шаня, а также южные отроги Тянь-Шаня. Часть кыргызов в настоящее время проживает в пределах Китайской Народной Республики, потому что когда произошла демаркация, делимитация границы между Российской империей и Цинской империей 19 века, часть кыргызов оказалась в Китае, потому что они определили границы по вершинам Тянь-Шаньских гор.
Как в целом описывался период Кыргызского каганата в советское время и есть ли белые пятна, которые в настоящее время исследуются и имеют перспективы для новых открытий? На какие письменные, устные и археологические источники сегодня опирается история Кыргызского каганата?
История Кыргызского каганата достаточно подробно исследована в трудах еще дореволюционных русских учёных. В советское время наиболее детально или, в целом, достаточно хорошо исследована в трудах Киселёва, потом его ученика Леонида Романовича Кызласова, потом уже появилась новая плеяда исследователей – это новосибирские учёные – уже покойный Юрий Сергеевич Худяков. Сам он археолог и этнограф, и лингвист – мой друг, ныне здравствующий Викторий Яковлевич Бутанаев. Вот их труды, вот последняя их совместная работа называется «Енисейские кыргызы. История кыргызов» в двухтысячном году была опубликована в Абакане. Это одно из базовых исследований. В Кыргызстане тоже люди пытаются, особенно молодежь. Но, к сожалению, они оперируют не очень достоверной или устаревшей информацией о современных разработках, опубликованных на Западе, особенно современных синологов таких, как Пулиблинк, Майкл Дромб, Томас Барфилд и других. Они даже не знают, не то, что не используют, и поэтому перспектива есть. Продолжаются археологические работы. Самая замечательная археологическая работа по истории Кыргызского каганата отражена в замечательной монографии советского российского археолога, ныне здравствующего Дмитрия Глебовича Савинова. Его монография называется «Южная Сибирь в древнетюркскую эпоху». И масса очень интересных публикаций. У него совместно с Сергеем Григорьевичем Кляшторным – моим покойным наставником – «Степные империи» называется их совместная работа. Там история кыргызского каганата была описана со стороны Дмитрия Глебовича Савинова. «Степные империи тюрков» называется – очень интересная книга. То есть и в археологическом плане тоже очень интересные находки имеются. Вот недавно я ознакомился с интересной работой казахского археолога Зайнуллы Самашева. Это его описание, анализ материалов, обнаруженных в Каракабинских курганах. Оказывается, есть такая река Каракаба. Вот в каракабинских курганах обнаружены материалы, относящиеся к 8 веку нашей эры, то есть ещё до возникновения кыргызского каганата. Он характеризует эти курганы как этническую идентификацию, как курганы горных кимаков. И что интересно, в одном из этих курганов он обнаружил трёхструнный музыкальный инструмент. Там фотографии есть, это конус. То есть у енисейских кыргызов до возникновения каганата не было струнных инструментов. В китайских источниках описываются такие барабаны, дудки, свирели, плоские колокольцы и так далее, но нет струнного инструмента. А вот струнные инструменты, именно трёхструнный инструмент, они заимствовали от горных кимаков, которые интегрировались с пришлыми енисейскими кыргызами после середины 9 века. Горные кимаки – так и охарактеризовал этот этнос Зайнулла Самашев. Так что перспектива есть.