Мухаммед Тарагай ибн Шахрух ибн Тимур Улугбек Гураган или Мирзо Улугбек (родился в 1394 году, умер в 1449 в возрасте 55 лет) – правитель тюркской державы Темуридов, сын Шахруха, внук Тамерлана. Улугбек остался в истории как один из немногих правителей в мировой истории, который к тому же был выдающимся ученым – математиком, астрономом, просветителем и поэтом своего времени.
О жизни политика и ученого сегодня с нами говорит наша гостья – кандидат исторических наук, ведущий научный сотрудник Института истории Академии наук Республики Узбекистан Феруза Шамукарамова.
Подкаст можно слушать на:
HTTPS://CENTRALASIANHISTORY.CAPTIVATE.FM/
Полный транскрипт
Для начала расскажите, пожалуйста, о детстве Улугбека. Где он родился, кто был его родителями, учителями? Какие свидетельства есть у нас о его ранних увлечениях, какие отношения у него были с его знаменитым дедом Темуром?
Ну если касаться рождения и детства Улугбека, то можно с самого начала. Муххамад Тарагай ибн Шахрух, то есть Мирзо Улугбек родился 22 марта 1394 года. А если по хиджри, 19 джумады I 796 года. В городе Султании — это иранский Азербайджан, во время пятилетнего похода Амира Темура на Иран. Имя, данное ему при рождении, постепенно как-то само собой поменялось на Улугбек, то есть Великий бек. Видимо, были на то причины, как мы потом уже поняли. Но известно, что Амир Темур в свои походы с собой брал весь свой угруг, своих жен, других членов семьи, приближённых, в том числе и невесток. Поэтому Улугбек родился не в Самарканде. Улугбек был сыном четвертого сына Амира Темура, Шахруха Мирзо. Матерью Улугбека была Гаухаршад-Бегим. Она была дочерью одного из представителей чагатайской знати Гияса ад-Дина Тархана. И нам известно, что Гаухаршад-Бегим сыграла очень большую роль в последующем, когда уже Шахрух Мирзо правил в Герате. Улугбек с самого рождения, по установленным придворным традициям, был отдан на воспитание старшей жене Амира Темура Сарай Мульк-хоним. Не только Улугбек, и другие царевичи тоже. Воспитанию Улугбека и других царевичей Амир Темур уделял очень большое внимание.
Улугбек всегда был рядом со своим дедом, в том числе и во время походов, и при приёме послов. Об этом свидетельствуют и письменные источники. Единственный раз, когда Амир Темур не взял его с собой в поход, это когда он отправился в поход в Индию. Тогда учитывая климат Индии, Амир Темур испугался за здоровье малолетнего Улугбека, и при переправе через Амударью Улугбек расстался с ним и Сарай Мульк-хоним. Но когда Амир Темур возвращался из похода в Индию, Улугбек вместе со своей бабушкой и другими царевичами торжественно встречали Амира Темура на берегу Амударьи.
У Улугбека, как и у других царевичей, были самые лучшие учителя. Долгое время вообще в историографии бытовало такое мнение: «Кто же были его первыми учителями?». Потому что ближайшее его окружение, в частности Сарай Мульк-хоним, или же его наставник по государственным и военным делам Шах-Мелик, или же Гаухаршад Бегим, или же Шахрух Мирзо, не имели такого влияния в получении образования Мирзо Улугбека.
В результате этого приходили к заключению, что формирование Мирзо Улугбека как учёного происходило уже в юношеском возрасте, когда он много путешествовал и часто общался с просвещёнными людьми той эпохи. Востоковеды XX века провели свои исследования. Они изучили письменные источники и, основываясь на данных исторического сочинения Давлатшаха Cамарканди «Тазкират аш-шуаро», нашли ответ на этот вопрос. Вот, в частности Ольга Чехович, известный востоковед, дала такую интерпретацию. По её мнению, первым учителем Мирзо Улугбека был некий Хамза бин Малик Туси, известный в исторической литературе под именем Ариф Азари, который был не только, так скажем, товарищем детских игр Мирзо Улугбека. Ариф Азари был выходцем из сарбадаров Самарканда. Он был на 12 лет старше Улугбека и, видимо, имел большое влияние на его формирование, так как Ариф Азари кроме досуга, учил, развивал, рассказывал Улугбеку разные занимательные истории из прошлого.
В последующем уже важную роль в образовании Мирзо Улугбека сыграли произведения Бируни, которые были для него настольными книгами. Помимо трактатов мыслителей Востока – Аль-Фергани, Аль-Фараби, Аль-Хорезми и Ибн Сина, которые служили для Улугбека духовной пищей, он черпал также знания из трудов античных историков. Он читал произведения Птолемея, Аристотеля, Платона. Всему этому служила богатая библиотека Шахруха Мирзо, который был страстным любителем редких книг и приобретал их за любые деньги. Со всех концов света Шахруху Мирзо привозили редкие книги. Мирзо Улугбек большую часть своего времени проводил в этой библиотеке, когда приезжал к отцу в Герат. Кроме того, Мирзо Улугбек обладал превосходной памятью, и он всячески стремился получить знания. Всё это, конечно, благоприятствовало обретению незаурядной эрудиции, формированию у молодого правителя любви к науке, которая вылилась в такие замечательные результаты.
В получении знаний по точным наукам учителями Мирзо Улугбека были крупнейшие астрономы и математики того времени. Это всем известный Салахаддин Муса ибн Махмуд, известный как Кази-заде Руми и Джамшид аль-Каши. Мирзо Улугбек пригласил Аль-Каши в Самарканд в 20-е годы XV века. В последующем, они до конца своих дней были соратниками Мирзо Улугбека в науке и во всём ему помогали, в том числе и в государственных делах. И здесь мы можем провести параллель и отметить, что дед Мирзо Улугбека Амир Темур также при решении очень важных вопросов, прежде всего советовался с учёными, а потом уже принимал какие-то решения.
При каких условиях Улугбек пришел к власти? Известно, что отец Улугбека Шахрух перенес столицу Темуридов в Герат, а Улугбек остался в Самарканде. Правителем каких именно земель стал Улугбек и какими были политические условия того времени?
Как известно вообще из истории, империи всегда распадаются, лишившись своего лидера. Не избежало, конечно, этого и государство Амира Темура. После его смерти в феврале 1405 года в течение нескольких лет происходила борьба за престолонаследие. Все эти события, связанные с восшествием на престол Мирзо Улугбека в Самарканде в 1409 году, начало его самостоятельного правления, после разрыва со своим наставником Шах-Меликом в 1411 году, и дальнейшая его деятельность в качестве правителя, освещены и в письменных источниках, и в научной литературе XX века. В частности, в монографии В.В. Бартольда «Улугбек и его время» хорошо это всё описано. И здесь хочу заметить, что каждый, кто занимается исследованием этого периода, то есть периода правления Темуридов, и не читает источники, то есть не знает персидского языка, обязательно начинает своё исследование именно с этой работы В.В. Бартольда, потому что там описаны события не только времени правления Улугбека, а хронологически намного шире охвачено. В монографии представлено и правление самого Амира Темура, чтобы показать связку времён, а также что произошло после смерти Мирзо Улугбека. Поэтому эта работа является первой фундаментальной монографией о жизни и деятельности Мирзо Улугбека, хотя и некоторые тезисы в последующем были откорректированы. Особый интерес В.В. Бартольда к этому периоду объясняется тем, что это был переломный период в истории Средней Азии и, по его мнению, явившийся, концом блестящего периода и её культурной жизни.
Среди многочисленных наследников Амира Темура были такие, которые всё же в невероятно тяжёлых условиях войн и смут смогли сохранить традиции государственности, которые были им заложены. Это был сын Амира Темура Шахрух и его внук Мирзо Улугбек. Но, согласно завещанию Амира Темура, официальным его преемником должен был стать Пир Мухаммад, сын Джахангира Мирзо. Однако последовавшие после смерти Амира Темура события определили иной порядок наследования власти в государстве Темуридов. Во время болезни и последующей смерти Амира Темура Пир Мухаммад находился не рядом с ним, чтобы сразу принять власть, он был далеко от Отрара, в Кандагаре, в своем уделе. Командующие отрядов правого крыла армии Амира Темура во главе с царевичем Ахмадом провозгласили государем сына Миран-шаха, Халил Султана, который был рядом, и принесли ему присягу. 18 марта 1405 Халил Султан захватил столицу Самарканд и тем самым провозгласил себя правителем всего государства и, естественно, над другими темуридскими царевичами, которые правили в своих уделах. Самостоятельным правителем Самарканда Халил Султан был не более 4 лет. Как государь он не успел себя проявить, не считая того, что он нарушил порядок наследования ханского титула, принятый при Амире Темуре. Потому что при Амире Темуре провозглашались подставные ханы из чингизидов, а Амир Темур провозгласил себя Амиром, не ханом. На монетах также чеканились имена этих подставных ханов.
В 1409 году Халил Султан был захвачен в плен бывшим полководцем Амира Темура Худайдадом и увезен в Фергану. Некоторое время спустя он добровольно сдался Шахруху и был утверждён в качестве удельного правителя одного из городов Ирана, где и скончался в 1411 году в возрасте 27 лет.
К началу 20 годов XV века почти все наследство Амира Темура было сосредоточено в руках Шахруха Мирзо и его семьи. Конечно, и он не избежал в течение своего правления постоянных военных столкновений по объединению земель и сохранению политической устойчивости в государстве. При Шахрухе в государстве еще имелись достаточные силы, чтобы в критические моменты нанести сокрушительные удары своим врагам, но постоянно контролировать ситуацию, успеть везде, где вспыхивала междоусобная борьба, было очень трудно. Шахрух Мирзо правил в очень сложной обстановке, и вряд ли его дипломатия имела бы успех, если бы внутри страны не было никакого порядка, и этот порядок нужно было удержать. И он приложил все усилия к этому.
Шахрух Мирзо захватил власть в Самарканде в мае 1409 года, привёл в порядок все дела в Мавераннахре. И назначив там правителем своего сына Мирзо Улугбека, в начале января 1410 года он возвратился в Герат, объявив Герат столицей государства Темуридов. Таким образом, в результате длительных политических военных столкновений Шахруха Мирзо с другими претендентами за верховную власть, государство Амира Темура разделилось на две части: во главе с Шахрухом Мирзо в Хорасане и во главе с Мирзо Улугбеком в Мавераннахре. Мавераннахр – это почти вся сегодняшняя территория Узбекистана и плюс Туркестан.
Каким правителем был Улугбек? Известно ли нам, что он думал о милитаристском расширении империи? Или больше был пацифистом и стремился развивать торговлю? Какие страны он выделял в своей внешней политике? Или же он больше фокусировался на внутреннем развитии своих подчиненных?
Согласно существующим на тот период династийным традициям, Мирзо Улугбек находился в номинальном подчинении у своего отца Шахруха. Это, в свою очередь, дало исследователям XX века пищу для размышлений, что якобы Мирзо Улугбек не был самостоятельным правителем и во всём подчинялся Шахруху, и самостоятельно правил всего лишь чуть более 2 лет, с 1447 по 1449 год. Но это не совсем так, потому что достоверно известно, что Мирзо Улугбек в течение всего периода своего правления вёл самостоятельную внешнюю и внутреннюю политику. Самостоятельно осуществлял прием и отправку послов, то есть когда посольская миссия Шахруха отправлялась в какую-либо страну, отдельно к этим послам присоединялись и послы Мирзо Улугбека. Номинальная зависимость от Герата, или точнее от Шахруха, ограничивалась редкими поездками Мирзо Улугбека в Герат на поклон к Шахруху и посылкой войск, когда он осуществлял военные. Предпринятые вопреки воли Шахруха два самостоятельных похода Мирзо Улугбек, как мы знаем по истории, это описано и в письменных источниках, не принесли ожидаемого результата и заставили его отказаться от проведения активных военных действий самостоятельно. Эти два похода были совершены в Могулистан. Если один он выиграл, то второй проиграл, за что получил очень хорошую взбучку от своего отца Шахруха. Шахрух даже хотел отстранить его от власти, но Улугбек уговорил оставить его на самаркандском троне. И, конечно, предпринятые Мирзо Улугбеком попытки преодоления, сопротивления центростремительных тенденций в государстве, усилившихся после смерти Амира Темура, и создание централизованного государства были, к сожалению, обречены на неудачу, ввиду отсутствия необходимых политических механизмов для их реализации в этот период.
Когда Мирзо Улугбек стал главой государства, то есть стал правителем Мавераннахра, ему было всего лишь 15 лет. Его опекуном был назначен, как я выше уже сказала, один из самых надёжных и верных полководцев Амира Темура Шах-Мелик. Но два года спустя, в 1411 году, между Мирзо Улугбеком и Шах-Меликом стали происходить некоторые трения. Мирзо Улугбек считал себя, ему тогда уже было 17 лет, самостоятельным человеком, отдельной личностью. Он пожаловался Шахруху на Шах-Мелика. Шахрух удовлетворил просьбу Мирзо Улугбека и отдал Шах-Мелику как постоянный удел Хорезм. И после этого удел Хорезма уже не входил в государство Мавераннахр как административно-территориальная единица.
Сорокалетнее правления Мирзо Улугбека стало временем блистательного расцвета науки, культуры, образования в Мавераннахре, особенно развитие точных наук, математики и астрономии. Здесь это я к чему говорю? К тому говорю, что Мирзо Улугбек был и государственным деятелем, принимавшим самостоятельные решения, иногда даже не согласованные с Шахрухом, и учёным на престоле. Советская историография, да и в некоторых современных работах утверждается, что Мирзо Улугбек не отличался талантами государственного деятеля или полководца. Но при этом очень справедливо отмечается его заслуга в организации науки и культуры. Основная цель и Шахруха Мирзо и Мирзо Улугбека была одна – удержать в руках государство Амира Темура и хоть как-то централизовать управление. Здесь следует сказать, несмотря на то, что походы, совершённые самим Мирзо Улугбеком, были неудачными, но во внутренней обстановке, эти 40 лет отличаются наибольшей стабильностью и в экономике, и в культурном отношении, потому что бунтов и восстаний в период его правления не наблюдалось.
Известно, что в 1428 году Улугбек провел важную денежную реформу, оказавшую благоприятное воздействие на экономику государства.
При всей насыщенной политической жизни Улугбек уделял время своему главному увлечению – астрономии. При Улугбеке в Самарканде в первой половине XV века возникла целая научная школа, объединившая видных астрономов и математиков. Расскажите о его научных достижениях.
Когда был получен нумизматический материал периода Амира Темура и Темуридов, начали исследовать монеты, чеканенные в этот период. Эти изыскания проводила известный ученый Елена Давидович, специалист по истории денежных отношений. Она написала множество работ, посвящённые этому вопросу. Согласно исследованиям Е. Давидович, Улугбек провел денежную реформу в отношении обращения медных монет. На медных монетах этого периода, называемых адли, чеканки 823 года хиджры – 1420 год, и монеты 832 года хиджры – 1428–29 годы, отражаются только год и место чеканки и отличаются друг от друга внешним обликом. Монеты тогда чеканились в нескольких городах Мавераннахра – в Бухаре, Карши, Самарканде, Термезе, Шахрисабзе, Шахрухии. Первоначально чеканка монет в 1428–29 годах также была децентрализирована. То есть они чеканились в названных городах и плюс в Андижане, но затем был произведен обмен и изъятие старых монет из обращения и осуществлена централизация эмиссии монет. То есть монеты стали чеканить только на монетном дворе Бухары, где в течение более 20 лет в массовом масштабе велась чеканка медных монет, бывших в обращении вплоть до начала XVI века. Тем самым сфера мелкой розничной торговли была обеспечена при Мирзо Улугбеке равной общегосударственной чеканкой медных монет одинакового достоинства. Эти монеты были в обращении только на территории Мавераннахра и не распространялись в городах и селениях Хорасана, что дает право утверждать, что это была денежная реформа, проведенная именно Мирзо Улугбеком. Однако сферу крупной торговли обеспечивали всё-таки серебряные монеты только с именем Шахруха, чеканившиеся более чем в 40 монетных дворах, в том числе и в городах Мавераннахра. Они имели более заниженный вес, то есть весили около 5 – 5 с половиной грамм, чем монета Амира Темура – 6 и более грамм, и именовались тенге Шахруха. Только после смерти Шахруха 15 марта 1447 года были отчеканены первые серебряные тенге с именем Улугбека, выпущенные уже и в Самарканде. Это происходило в 1448–49 годы. Чеканка этих монет в Герате показывают, что после смерти Шахруха Мирзо Улугбек стал правителем всего темуридского государства.
В.В. Бартольд изначально выражал несогласие с бытовавшей характеристикой личности Мирзо Улугбека, который якобы был идеалистом-учёным, отдавшим всего себя науке, человеком не от мира сего. В.В. Бартольд был не согласен с этой трактовкой, учитывая длительность правления Мирзо Улугбека, осуществление которого не было бы возможным без необходимого его участия в государственном управлении. Мирзо Улугбеку приходилось быть и правителем, и с удовольствием заниматься наукой и организацией науки. То есть он был учёным на троне.
Прежде всего он начал свои дела с улучшения качества образования. По его приказу, были построены медресе в Бухаре в 1417 году, в Самарканде в 1420 году, в Гиждуване в 1433 году. Конечно, самым основным было медресе в Самарканде, в котором он провел также своеобразную реформу в целях улучшения качества образования молодого поколения. Он сам контролировал приём и увольнение учителей в медресе, какие учебные курсы будут введены, по каким книгам будут читаться лекции, вопросы выделения стипендии студентам медресе, выделения зарплаты учителям медресе.
После постройки медресе специально были выделены вакфы для материального содержания этого медресе. И вот здесь самое примечательное. Мирзо Улугбек обеспечил даже выплату стипендии из государственной казны, что до этого не случалось в средние века.
При посещении медресе в Бухаре он также проверил, какие дисциплины преподаются студентам, материально поощрил и преподавателей, и студентов.
Параллельно с делами улучшения качества образования он начал строительство своей самаркандской обсерватории. В осуществлении этого грандиозного проекта ему помогали соратники Мирзо Улугбека по научной деятельности. Это Кази-заде Руми, Джамшид Аль-Каши и Али Кушчи. Али Кушчи был, как бы названным сыном Улугбека, самым близким его учеником. Вот эти три личности постоянно были рядом с Мирзо Улугбеком. Если в медресе вышеназванные учёные во главе в Мирзо Улугбеком проводили теоретические исследования по астрономии, то на практике эти исследования проверялись в обсерватории. Результатом этих и других исследований, конечно же, является его знаменитый главный труд «Зидж-и джадиди Гурагони», то есть каталог астрономических таблиц Улугбека, прославивший самаркандскую академию на весь мир. Дело в том, что когда Мирзо Улугбек изучал астрономические таблицы своих предшественников, то заметил, что не все вычисления точны, и он решил заново провести вычисления координат и составить новые более точные таблицы. Надо отдать должное работе Мирзо Улугбека и его команды в точности проведённых вычислений, потому что они были проведены ещё до изобретения телескопа и оказались наиболее точными. И здесь я хочу привести цитату одного исследователя, который дал комплексную оценку личности Мирзо Улугбека. Это Михаил Евгеньевич Массон, написавший в 1941 году брошюру об обсерватории Улугбека. Он так писал об этом сооружении: «Обсерватория, к созданию которой были несомненно привлечены лучшие художественные и архитектурные силы столицы, отличалась от других крупных общественных сооружений того времени не только своими необычайными формами, но и несколько иными пропорциями цветового сочетания во внешней декоративной отделке. Вместе с тем, связанное с окутанными дымкой таинственности наблюдениями астрономов, оно не могло не вызывать к себе невольного почтения со стороны современников, что и отразилось в предлагавшемся к нему эпитете «иморати олия», то есть благородное или высокое здание». Вот так оценивалась его научная деятельность, которая прославила его и сам Самарканд на весь мир. И вообще знаете, если я сейчас начну об исследовании обсерватории рассказывать, то я долго могу говорить.
Улугбека также называли покровителем искусства. Писал ли он стихи? И если да, о чем они? Каково было его отношение к религии и как складывались взаимоотношения с религиозными деятелями?
Я уже в начале говорила, что Мирзо Улугбек получил, как и другие царевичи, блестящее образование как светское, так и религиозное. Он отлично знал Коран. Мог привести в пример любую суру из Корана. Он очень хорошо разбирался в литературе. Да, писал стихи, упражнялся в стихосложении со своим двоюродным братом. Они в своей частной переписке друг с другом соревновались в стихосложении. Современники Мирзо Улугбека, то есть литераторы того времени, очень высоко отзывались о его литературных способностях. До нас, например, как «Диван» Бабура, сборник стихов не дошел, но достоверные сведения о том, что занимался стихосложением, есть.
А если коснёмся религии, то могу сказать, что с представителями религии, отношения Мирзо Улугбека складывались по-разному. Представители официальной религии, например шейх-уль-ислам Самарканда, предки которого ещё служили при Амире Темуре, во всём поддерживал Мирзо Улугбека. Но представители другого течения, то есть суфийские накшбанди, которые были против книжного учения и отрицали науку, они были враждебно настроены и осуждали занятия Улугбека наукой, обвиняли его в вероотступничестве. Об этом тоже в научной литературе бытуют разные мнения. Исследователи делали, в частности такие выводы, что рассуждения Мирзо Улугбека о том, что земля круглая можно было прочитать, как бы между строк. Кроме того, чтобы, скажем, задобрить представителей религии, Мирзо Улугбек в первую очередь построил медресе именно в Бухаре, не в Самарканде, не в каком-то другом городе, а именно в Бухаре – в центре религиозного образования. Данное монументальное, двухэтажное здание, как и медресе в Самарканде и Гиждуване, сохранилось до наших дней. Улугбеку, скажем так, приходилось лавировать между ними, чтобы держать стабильную обстановку в государстве.
Как осуществлялись научные связи того времени? Первые обсерватории мусульманского мира были основаны еще в 9 веке. Как вел коммуникацию Улугбек со своими коллегами-учеными из других стран?
Об этом хорошо написано в монографии таджикского исследователя Г.Собирова, которая называется «Творческое содружество учёных Средней Азии в Самаркандской научной школе Улугбека». Она была издана в 1973 году. В ходе своего исследования автор привлёк ценнейший фактологический материал, представленный рукописными трактатами по математике и астрономии XV-XVII веков. А целью этой монографии являлось освещение развития научной мысли в Средней Азии на основе анализа материалов астрономических и математических трудов среднеазиатских учёных в указанный период. Кроме того, в этой работе представлены подробные биографические сведения о сподвижниках и последователях школы Мирзо Улугбека, анализ основных научных результатов деятельности самаркандской школы. В этой книге показано какое влияние имела его школа на развитие точных наук в других странах.
Его жизнь оборвалась печально – он был убит, и в этом винят его старшего сына Абд ал-Латифа. Начало этого конфликта положила смерть отца Улугбека Шахруха. Расскажите о последовательности событий, приведших к гибели Улугбека?
Действительно, начало конфликту положила внутри династийная борьба за престол, после смерти Шахруха в 1447 году. В этом конфликте столкнулись интересы самого Мирзо Улугбека и его сына Абд ал-Латифа, и конечно же, матери Мирзо Улугбека Гаухаршад Бегим, которая играла большую роль в политической жизни Герата. Являясь старшим сыном Шахруха и единственным из оставшихся в живых сыновей, Мирзо Улугбек считал себя законным наследником престола. В этой борьбе активное участие приняла Гаухаршад Бегим, мать Улугбека, которая пыталась посадить на престол другого своего внука Ала уд-Даулэ. Хотя и Абд ал-Латиф, и Ала уд-Даулэ были внуками Гаухаршад Бегим, но она предпочла второго, сына Байсункура, но не решалась на открытое столкновение с Улугбеком. Она была вынуждена прибегнуть к тайным интригам, то есть за спиной Улугбека плела свои козни, грубо говоря. В этом отношении очень интересны сведения известного востоковеда Бурибая Ахмедова, который из письменных источников извлёк информацию, характеризующую способности Абд ал-Латифа и законность его претензий на престол. Я цитирую: «Шахрух в последние годы своей жизни большим вниманием и любовью окружил Абд ал-Латифа, отличавшегося качествами опытного храброго военачальника, что нельзя было сказать о Ала уд-Даулэ и других внуках [Шахруха]» – конец цитаты. То есть получается так, что Шахрух в последние годы своей жизни, размышляя о наследнике, уже взял на заметку Абд ал-Латифа. А Гаухаршад Бегим хотела видеть на престоле другого внука. Получилось противоречие интересов. Б.Ахмедов в качестве подтверждения своих умозаключений приводит сведения из произведения Абударазака Самарканди, что за день до смерти Шахруха от его имени, к Абд ал-Латифу прибыли 2 визиря и при нем поставили печать на какой-то ярлык. Возможно, это был указ о назначении Абд ал-Латифа наследником престола. Но, это предположение.
Конечно, ряд стратегических ошибок, совершённых Мирзо Улугбеком, а также активность, проявленная различными сепаратистскими, так скажем, оппонентами Улугбека, заинтересованными в ослаблении его позиций, привело к открытой конфронтации со своим сыном. На самом деле они должны были объединиться, чтобы централизовать власть, но случилось то, что случилось. То есть отец и сын начали войну друг против друга.
Теперь относительно даты решающего сражения между Мирзо Улугбеком и Абд ал-Латифом в научной литературе XX века тоже бытуют разные мнения. Об окончательной дате, то есть 15 октября или 17 октября 1449 года произошло решающее сражение, об этом тоже шли споры. Однако, трагичным является то, что в этом сражении одержал победу Абд ал-Латиф, что было весьма на руку оппозиционно настроенной к политике Мирзо Улугбека части духовенства. Они же и устроили так называемый шариатский суд над потерпевшим поражение Мирзо Улугбеком, который позволил Абд ал-Латифу официально взойти на трон в Мавераннахре.
По сведениям письменных источников, Мирзо Улугбек был трагически убит 25 октября 1449 года. Эта дата даётся в историческом произведении Мирхонда, который, в свою очередь, записал со слов сопровождавшего Мирзо Улугбека в Мекку Ходжа Мухаммада Хусрау. В общей сложности, Мирзо Улугбек только 8 дней прожил, скажем, как благословенный своим сыном на совершение паломничества в хадж. Сюда входит и время, ушедшее на попытку Мирзо Улугбека укрыться в Самарканде, потом в Шахрухии, его туда не пустили, и на переговоры с сыном. Таким образом, организация и проведение Абд ал-Латифом так называемого суда имамов, издания фетвы, подготовка и осуществление убийства — всё это происходило в крайней спешке. Какие-нибудь два или три дня. Относительно времени погребения тела Мирзо Улугбека, тоже существуют разные мнения.
Как отреагировало население на смерть своего правителя? Какими красками изображали Улугбека после его смерти его недоброжелатели и как проходила последующая реабилитация его памяти? Как почитали его Великие моголы, которые во многом подражали ему в ведении своего двора?
Абд ал-Латиф оказался не таким уж хорошим правителем, как его отец, и известно, что ему было суждено сидеть на троне всего лишь полгода. Через 6 месяцев против него был устроен заговор со стороны приближённых Мирзо Улугбека. Абд ал-Латифу устроили засаду, когда он рано утром вышел возвращался из одного из садов, возведенных еще Амиром Темуром, в сторону Самарканда. Его подкараулили в узком переулке и убили, тем самым отомстили за гибель Мирзо Улугбека. Сопровождавшие Абд ал-Латифа люди разбежались, боясь за свою участь. Абд ал-Латиф был обезглавлен, голова была потом прикреплена на высокий шест и выставлена перед самаркандским медресе Мирзо Улугбека. Так поступили, чтобы показать, что случается с отцеубийцей. Вот так трагически закончилась жизнь самого Абд ал-Латифа.
Теперь то, как приняли недоброжелатели Мирзо Улугбека. Конечно, радикально настроенные религиозные деятели, сразу окружили Абд ал-Латифа и склоняли его по-другому вести себя. Они через разные проповеди каждый день понемногу внушали ему, что он должен быть другим правителем, нежели его отец. Они с одобрением восприняли смерть Мирзо Улугбека. А представители официальной религии, сторонники Мирзо Улугбека, трагически приняли это событие, некоторые даже покинули Мавераннахр в ожидании изменения обстановки. Потом уже, когда Абу Саид стал правителем Самарканда, шейх-уль-ислам возвратился.
Другие представители династии Темуридов, конечно же, с сожалением приняли весть о гибели Мирзо Улугбека, но на открытое противоборство с Абд ал-Латифом из-за смерти Улугбека они не шли. Здесь нужно учитывать и то, что междоусобная борьба, возникшая после смерти Шохруха Мирзо и Мирзо Улугбека, за верховную власть, еще продолжалась.
После убийства Абд ал-Латифа она ещё больше усилилась, пока победу не одержал Абу Саид и не установил более или менее централизованную власть в Самарканде на долгие годы. Судьба соратников и учеников Мирзо Улугбека, сложилась по-разному. Научная жизнь в Самарканде угасала. Например, мы знаем, что его близкий ученик Али Кушчи не сразу после трагической гибели своего учителя покинул Мавераннахр, а через некоторое время, когда уже в Самарканде невозможно было вести научную деятельность. Он уехал из страны. Сначала оказался в Герате, на территории сегодняшнего Афганистана. Там, Алишер Навои и Джами помогли Али Кушчи сделать выездные документы. Через некоторое время он обосновался в Турции. Там он основал астрономическую школу и был в очень большом почёте в Турции. Таким образом Али Кушчи стал основателем астрономической науки в Турции.
А если касаться моголов, то Захириддин Мухаммад Бабур в своём автобиографическом произведении – “Бабурнаме” очень высоко и уважительно отзывается о Мирзо Улугбеке. И когда он впервые завоевал Самарканд, Бабур посетил медресе и обсерваторию Мирзо Улугбека, и свои впечатления об увиденном, в последующем, с восхищением изложил в Бабурнаме. Однако, эти сведения были недостаточными. Поэтому до сегодняшнего дня мы не знаем, как выглядела обсерватория Мирзо Улугбека. Бабур дал сведения о том, что обсерватория была трёхъярусная. Из этого наши ученые заключили, что она была трёхэтажной. Другие Бабуриды, сын Бабура – Хумаюн, его внук – Акбар-шах и другие потомки очень почтительно отзывались, когда речь заходила о Мирзо Улугбеке. Здесь нужно сказать, что некоторые учёные после того, как в Мавераннахре стало невозможно заниматься наукой, перебрались в Герат. Некоторые последователи самаркандской школы Мирзо Улугбека уехали к Бабуридам в Индию, и там стали заниматься наукой.
Значительное научное наследие Мирзо Улугбека продолжает изучаться в ведущих высших учебных заведениях и научных центрах мира. Вы написали историографию изучения его наследия. Что остается еще неизвестным или необходимым в изучении его жизни?
Да, я издала свою монографию в 2012 году. Через несколько лет после этого Международный Институт по изучению Центральной Азии (МИЦАИ), офис которого находится в Самарканде, предложили мне проект – написать о жизнедеятельности Улугбека в мировой науке. И вы знаете, я подняла целый пласт зарубежной научной литературы. Несмотря на то, что мне удалось изучить лишь часть из этого, я сделала вывод, что одним из научных исследований, которое необходимо провести – это изучить и проанализировать зарубежную историографию, посвященную научному наследию Мирзо Улугбека и оценке его как правителя Мавераннахра. Вот один вопрос, который нужно поставить на повестку дня.
Второй вопрос, который целесообразно было бы изучить, – необходимо комплексное изучение личности Мирзо Улугбека как государственного деятеля и как ученого в контексте той эпохи с исторической точки зрения. Вот если бы создать такой комплексный исторический труд, было бы замечательно.
Ещё один вопрос – неплохо было бы поискать, если остались, ещё какие-нибудь научные труды Мирзо Улугбека, которые хранятся в других странах, потому что мы знаем, что Али Кушчи уехал из Мавераннахра не с пустыми руками. Он увёз с собой часть библиотеки Мирзо Улугбека, благодаря чему его «Зидж» через Турцию попал в Европу и стал известен всему миру. Хотя еще один труд Мирзо Улугбека остаётся неизученным. Он хранится в Индии, и посвящён, если не ошибаюсь, математике, и было бы целесообразно провести хотя бы археографическое описание этого труда.
Вот эти вопросы остаются неосвещенными. И, конечно, самый большой вопрос, который относится и к периоду правления Амира Темура, и вообще к Темуридам, это история социальной жизни того периода, которая остается неизученной. Вот эти вопросы было бы целесообразно изучить.