Официальная позиция Китая по российско-украинскому конфликту остается двусмысленной, а предостережение «державам-гегемонам» предназначено в равной степени как России, так и Западу. Китайские эксперты по этому вопросу также имеют разные оценки.
Официальная позиция
25 февраля состоялся телефонный разговор министра иностранных дел КНР Ван И с министром иностранных дел Великобритании, верховным представителем ЕС по иностранным делам и политике безопасности и советником президента Франции, в ходе которого глава МИД КНР изложил позицию Китая по украинскому вопросу, которая состоит из 5 пунктов:
- Китай твердо выступает за уважение и защиту суверенитета, территориальной целостности всех стран и строгое соблюдение целей и принципов Устава ООН. Эта позиция последовательна и ясна, и в равной степени относится и к Украине.
- Китай выступает за общую, всеобъемлющую, совместную и устойчивую концепцию безопасности. Безопасность одной страны не может быть достигнута за счет ущемления безопасности других стран, а региональная безопасность не может быть гарантирована за счет усиления или расширения военных блоков. Следует уважать законные интересы и безопасность государств. В условиях пяти последовательных раундов расширения НАТО на восток законные требования России в области безопасности следует воспринимать серьезно и должным образом решать.
- Китай внимательно следит за развитием украинского вопроса и нынешняя ситуация – это то, чего мы не хотим видеть. Крайне важно, чтобы все стороны проявляли необходимую сдержанность, чтобы не допустить дальнейшего ухудшения или даже выхода из-под контроля ситуации в Украине. Безопасность жизни и имущества гражданских лиц должна быть эффективно гарантирована, особенно важно предотвратить крупномасштабный гуманитарный кризис.
- Китай поддерживает и поощряет все дипломатические усилия, способствующие мирному урегулированию украинского кризиса. Китай приветствует прямой диалог и переговоры между Россией и Украиной как можно скорее. Эволюция украинского вопроса имеет сложные исторические параллели. Украина должна быть мостом между Востоком и Западом, а не границей противостояния великих держав. Китай также поддерживает равноправный диалог между ЕС и Россией по вопросам европейской безопасности, чтобы в итоге сформировать сбалансированный, эффективный и устойчивый механизм европейской безопасности.
- Китайская сторона считает, что Совет Безопасности ООН должен играть конструктивную роль в решении украинского вопроса и должен сосредоточить внимание на региональном мире и стабильности общей безопасности всех стран. Действия, предпринимаемые Советом Безопасности, должны охлаждать напряженность, а не разжигать ее, и должны способствовать дипломатическому урегулированию, а не дальнейшей эскалации. Ввиду этого Китай всегда неодобрительно относился к резолюциям Совета Безопасности, которые часто ссылаются на главу VII, разрешающую применение силы и санкций.
Ван И заявил, что Китай как постоянный член Совета Безопасности и ответственная крупная держава всегда добросовестно выполнял свои международные обязательства и играл конструктивную роль в поддержании мира и стабильности во всем мире. Когда дело доходит до мира и безопасности, Китай является крупной державой с лучшим послужным списком. «Мы никогда не вторгались в другие страны, никогда не вели опосредованных войн, никогда не стремились к сферам влияния, никогда не участвовали в военных блоковых противостояниях. Китай придерживается пути мирного развития и привержен построению сообщества единой судьбы человечества. Мы будем и впредь решительно выступать против всех держав-гегемонов и твердо защищать законные права и интересы развивающихся стран, особенно малых и средних стран».
Экспертные оценки
Китайские эксперты отмечают, что у Китая и России есть пределы сотрудничества. Так в статье «У Пекина есть серьезные сомнения в отношении поведения России» два эксперта рассуждают о российско-китайских отношениях на фоне войны в Украине. Так, профессор Китайского народного университета Ши Иньхун пишет, что, несмотря на то, что в совместном заявлении от 4 февраля т.г. Китай и России и выразили единую позицию по вопросу о восточноевропейской безопасности, это не означает, что Китай будет оказывать прямую военную поддержку России в случае войны на Украине. В то же время Китай будет оказывать определенную косвенную поддержку России. Например, китайский эксперт отмечает, что эта поддержка может выражаться в том, что Пекин не будет публично критиковать Москву и ее действия. Кроме этого, Китай, не оспаривая западные санкции в отношении России, в то же время будет косвенно помогать своему партнеру в экономическом и финансовом областях. В частности, эксперт упоминает Соглашение, подписанное в середине февраля о продаже Китаю 100 млн тонн российского угля в ближайшие годы. Но эксперт отмечает, что даже в этом случае интересы Китая могут пострадать. Ши Иньхун считает, что если Россия расширит свою агрессию, то США и страны Запада введут против России беспрецедентно обширные и финансовые санкции, что окажет серьезное влияние на большинство китайских компаний, которые имеют торговые контракты с Россией.
По мнению Ши Иньхуна, китайско-российские отношения все ближе подходят к заключению военно-политического союза. Однако между двумя державами все еще сохраняется критическая дистанция, которую нельзя переходить. Самое главное, с точки зрения китайского эксперта, это тот факт, что до сих пор Россия никогда прямо или косвенно не заявляла о готовности оказать прямую военную поддержку в случае начала войны из-за тайваньского вопроса, точно так же, как и Китай никогда прямо или косвенно не сигнализировал о своей безусловной военной поддержке России в случае начала войны в Украине или Восточной Европе.
Профессор Шанхайского университета международных исследований языков Ян Чэн полагает, что Китай понимает озабоченность России безопасностью, но это никоим образом не означает что Китай поддерживает нынешнее развитие ситуации в Украине. Китай не выбирает сторону в этом конфликте. Политика Китая состоит в том, чтобы противостоять расширению НАТО на восток и уважать суверенитет и территориальную целостность Украины. Так, по мнению Ян Чэна, после крымского кризиса в 2014 году позиция Китая по украинскому вопросу была очень четкой и включала три аспекта:
Во-первых, все стороны должны признать, что украинский вопрос имеет исторические особенности и он не может решаться по упрощенной формуле;
Во-вторых, для Китая отношения с Россией и Украиной имеют самостоятельное значение. То есть, нет никакой дилеммы, чтобы выбрать одно или другое, и нет необходимости искать баланс между двумя странами. Китай будет продвигать прагматичное сотрудничество с Россией и Украиной в различных областях;
В-третьих, есть надежда, что конфликтующие и заинтересованные стороны смогут снизить напряженность и даже урегулировать дипломатическими средствами.
Говоря о влиянии украинского кризиса на Китай и его международные отношения, Ян Чэн отмечает, что напряженность вокруг Украины не окажет существенного негативного влияния на отношения Китая с США и Европой.
В другом материале Ян Чэн пишет, что различные возможные конфликтные ситуации, которые сегодня наблюдаются между Россией и Западом, можно рассматривать как новый способ, с помощью которого Москва оказывает экстремальное давление на США и их союзников (杨成教授就俄乌局势接受红星新闻采访). Китайский аналитик полагает, что от исхода сложной игры между Россией и Западом будет зависеть, распадется ли Украина или сохранит хрупкое существование, вновь потеряв Донбасс после потери Крыма.
Говоря о позиции европейских стран, Ян Чэн отмечает, что Германия и Франция имеют традиционные дружественные отношения с Россией, а также помнят уроки первой и второй мировой войны. Поэтому эти европейские страны крайне осторожны в вопросах европейской безопасности. В отличие от США, Германия и Франция, как правило, склонны понимать часть озабоченности России по поводу европейской безопасности и не желают возобновления боевых действий в Европе.
Подводя итоги, китайский эксперт пишет, что после начала специальной военной операции России, перед США и их союзниками возникает сложный выбор: принять требования России о признании независимости Крыма и декларации нейтралитета Украины, или частично или полностью потерять всю Украину.
Эксперт Института России, Восточной Европы и Центральной Азии Академии общественных наук Китая Ян Цзинь полагает, что военная операция России является ее реакцией на давление западных стран на Россию в течение длительного времени. Делая прогнозы, китайский эксперт призывает к более основательному анализу и наблюдению. При этом Ян Цзинь считает, что необходимо, прежде всего, сосредоточиться на США, на том, начнет ли Вашингтон прямую войну против России.
Другой китайский эксперт, профессор Института международных отношений Китайского университета иностранных дел Ли Хайдун считает, что если вся военная операция пройдет гладко, то Россия может достичь своей цели обеспечения полного контроля над Украиной. В этом случае, по его мнению, больше всего НАТО будет обеспокоено тем, будет ли Россия проводить дальнейшие операции в трех странах Балтии, в Эстонии, Латвии и Литве.
Специальный обозреватель партийной газеты Global times Ху Сицзинь пишет про конечную цель российских военных в Украине (俄军的行动还会往前推多远,普京的终极目标是什么?). По его мнению, решение Путина провести так называемую специальною военную операцию в Украине получило широкую поддержку российского общества
По мнению Ху Сицзиньня, Путин хочет добиться цели – заставить Киев отказаться от своих обязательств перед НАТО и радикально изменить свою проамериканскую линию, став таким образом щитом против давления НАТО на Россию. Более тесный союз Украины, России и Белоруссии существенным образом изменит геополитическую ситуацию в Восточной Европе. С этой точки зрения, как полагает автор, противостояние однозначно продлится какое-то время. По сути, это будет зависеть от того, насколько упорными будут Путин и Байден.
В контексте войны в Украине в китайских СМИ и в экспертном сообществе живо обсуждается и тайваньский вопрос. В газете Хуанцю шибао отмечается, что по мере того, как ситуация в Украине продолжает накаляться, Тайвань заявляет о готовности сотрудничать с США и ЕС по вопросу введения санкций в отношении России (台当局宣布参与对俄罗斯经济制裁,岛内网友:对不起,我笑了!). В частности, речь идет о том, что Тайвань может запретить экспорт в Россию таких технологических продуктов, как полупроводники.
В редакционной статье в Global times отмечается, что по мере того, как ситуация в Украине накаляется, вновь актуализировался страх Демократической прогрессивной партии Тайваня, что США оставят страну. Издание повторяет тезис о том, что обещания США ненадежны, а за ним скрывается политический эгоизм Вашингтона. Тайвань – всего лишь пешка в игре Вашингтона против Китая. При этом издание еще раз напоминает о том, что если «сепаратистские силы на Тайване будут и дальше укреплять свои вооруженные силы и надеяться на США, то им нужно готовиться к трагическому концу».
По мнению эксперта по китайско-американским отношениям Цин Юнь, не посылать войска США в Украину является единственно правильным выбором на данный момент, потому что в противном случае это привело бы к прямому столкновению между двумя ядерными державами. Риск будет огромным и неконтролируемым.
Ли Гуаньцзе, эксперт Центра британских исследований Шанхайского университета международных исследований, подробно пишет про роль Великобритании в конфликте России и Запада (乌克兰危机加深,英国为啥异常活跃). По мнению автора, после Brexit Великобритания реализует стратегию по повышению своего голоса и веса на международной арене для формирования нового мирового порядка. По мнению китайского эксперта, Британия активнее чем остальные члены СБ ООН противодействует российской политике в отношении Украины.
В то же время, по мнению Ли Гуаньцзе, наряду с давлением на Россию, Лондон также пытается оказать воздействие на Китай. Логика британского правительства заключается в том, что после вторжения России в Украину Китай также будет проводить операции в Азиатско-Тихоокеанском регионе, и ситуация в Тайваньском проливе будет неустойчивой. Эксперт признается, что Великобритании уже удалось втянуть Китай в этот кризис и даже подтолкнуть его к российскому лагерю, который, похоже, возвращается к модели «холодной войны». Однако британцы прекрасно понимают, что Китай, в отличие от России, проводит политику невмешательства. Тем не менее, Великобритания хочет, чтобы Пекин как-то повлиял на позицию России.
Примечательно, что обосновывая свою позицию по Украине, китайский эксперт практически дословно повторяет официальную версию России. В частности, Ли пишет, что позиция Китая по украинскому вопросу была последовательной, безопасность одной страны не может быть достигнута за счет подрыва безопасности других стран, а региональная безопасность не может быть обеспечена за счет усиления военных блоков.
Китайские эксперты также обращают большое внимание на возможные последствия эскалации конфликта для мировых рынков. (俄乌局势升级,粮价、油价大涨,全球物价会飙升吗?). По мнению Чжао Хунту, эксперта по энергетическим вопросам Китайского института современных международных отношений, причиной продолжающегося роста цен на нефть является прошлогодний дефицит энергии и дисбаланс международного спроса и предложения нефти, возникший после эпидемии. Ранее Международное энергетическое агентство заявило, что даже если войны не будет, проблемы с поставками нефти между странами-экспортерами могут усугубить напряженность и колебания на энергетическом рынке подтолкнут цены вверх. Очевидно, что ситуация в Украине усилила опасения рынка. По мнению Чжао, если конфликт затянется, то не только цены на нефть вырастут, но и усугубиться проблема нехватки природного газа Европе.
Аналитический сайт «Investgo» публикует статью о влиянии конфликта на китайские компании и проекты на территории Украины (中资在乌克兰的项目有没有受影响?多家上市公司作出回应). По состоянию на 25 февраля часть компаний уже сообщают о приостановлении своей деятельности. В то же время некоторые китайские предприятия и проекты продолжают работу в штатном режиме. В целом, как отмечается в статье, многие проекты были заморожены еще до активной фазы российско-украинского конфликта.