В последнее время казахстанские власти, которые преуспели в градостроительстве, отстроив Астану (Нур-Султан), принялись за развитие Туркестана. Это один из древнейших городов Казахстана, расположенный на юге страны между Кызылордой и Ташкентом. В 2018 году город стал административным центром Туркестанской области (ранее — Южно-Казахстанская). По инициативе первого президента страны Нурсултана Назарбаева, выдвинутой им в 2019 году, началось грандиозное благоустройство города, которое включает в себя сооружение более 175 объектов социального и культурного значения. Город на данный момент получает рекордные суммы инвестиций, включающие бюджетные и частные вложения.
Зачем и как строится новая духовная столица? Какова история Туркестана? Какое значение имеет город в региональной динамике Центральной Азии? Об этом в интервью рассказывает Андрей Хазбулатов, доктор философии, профессор, генеральный директор ТОО “Казахский научно-исследовательский институт культуры”.
Какую роль Туркестан играл в истории (до XIX века)?
В первую очередь этот город, заложенный как поселение на пересечении караванных путей Шелкового пути, имеет духовное значение. Он считался местом силы – намоленным местом еще с эпохи канглы и как таковой еще более утвердился и укрепился в эпоху Ходжа Ахмеда Ясави, суфийского святого, захороненного в Туркестане. Это место «рождения» знаменитого мистико-аскетического и философского учения – тюркской ветви суфизма, а также место активного паломничества до сегодняшнего дня. Именно поэту-суфию Х.А. Ясави и его ученикам мы обязаны введением в мировой литературный оборот произведений на тюркском языке (огузо-кипчакский диалект), благодаря его творчеству священный Коран «заговорил» тюркским поэтическим языком и стал популярен на огромных просторах Евразии, а в казахской литературе появились такие жанры поэзии как хикмат и насихат (наставление). В целом, литературное творчество суфийских поэтов обогатило мировую литературу системой специфичных символов, аллегорий, образов и художественно-агиографических мотивов. А в городе, судя по письменным источникам и археологическим данным, функционировало большое количество мектепов, медресе и специальных учебных заведений ханак – обителей, предназначенных для обучения суфийским радениям.
Туркестан – идеологический, политический и административный центр казахской государственности. Он был столицей, где принимали иностранных послов из разных стран, избирались правители, проводились курултаи и принимались важнейшие решения о судьбе народа и государства, и именно здесь похоронены многие выдающиеся деятели казахской элиты: ханы, бии, батыры.
В 2000 году Туркестан отметил 1 500-летний юбилей, а прошлом году представитель ЮНЕСКО заявил, что городу 2800 лет. В связи с этим хотели узнать у вас как у ученого: каков настоящий возраст города Туркестан?
Проблематика определения возраста любого древнего города до сих пор является недостаточно разработанным вопросом в науке. К тому же дело усложняется тем, что иногда города по разным причинам меняют место. Так и Туркестан искал такое, которое позволило ему лучше выполнять свои обязанности. Широко известна история с перемещениями этого города, который как минимум дважды менял место и свое название (в X веке — Шавгар (Шавагар), с XII века — Ясы (Яссы). Но все же Туркестан продолжал оставаться центром примерно той же округи и выполнял те же функции, т.е. имел четкие, вполне определенные административные функции.
Наиболее раннее упоминание конкретно об Иасы (Ясы) встречается в описании обратного пути киликийско-армянского царя Гетума I из Монголии, куда он ездил ко двору великого хана Менгу в середине XIII в. Но город, конечно, древнее этого свидетельства. Самой продуктивной в проблематике определения возраста Туркестана стала археология. Именно ее результаты позволили говорить ученым и специалистам об относительном возрасте города в более 2800 лет, что опирается на археологическое исследование двух древнейших могильников, относящихся к XV в. до н. э.
По моему личному мнению, заявленный возраст Туркестана, если исходить из представленных коллегами материальных доказательств, вполне обоснован. Ведь даже условная дата образования города позволяет глубоко проанализировать процессы урбанизации городской культуры этого оазиса.
Какие были сделаны открытия за последние 10 лет на территории Туркестана?
Самым ярким археологическим открытием Туркестана, имевшим огромный резонанс в научных и общественных кругах, безусловно, стал крестообразный храм эпохи канглы (I-II вв.) на городище Культобе, обнаруженный в 2011 году известным археологом Ербулатом Акижановичем Смагуловым. После этот уникальный объект исследовался в рамках экспедиций Института археологии им. А. Маргулана и КазНИИК. Весь процесс исследования и осмысление археологических артефактов представлен в монографическом труде Е.А. Смагулова и его многочисленных статьях и докладах. Крестообразные храмы – это далеко не частый феномен, а довольно редкое явление. Это крестовидные сооружения в Таласской долине – Чоль-тобе, Кызыл-Кайнар – тобе, а также на северных склонах Каратау, которые по мнению многих специалистов, как и крестообразный культобинский храм относится к культу Солнца.
Пролить свет на историю Туркестана помог недавний проект Казахского научно-исследовательского института культуры «Реставрация исторических объектов городища Культобе», осуществляемый при финансовой поддержке компании ERG с 2019 года. Именно в рамках этого проекта Смагулов продолжил дальнейшие, еще более скрупулёзные исследования древней части городища Культобе (Ясы), где был обнаружен клад золотых изделий и ряд редких артефактов, ремесленная мастерская древнего ювелира, жилые и культовые помещения и многое другое, относящиеся к малоисследованной в науке кангюйской эпохе.
В том же году командой археологов КазНИИК обнаружены и исследованы и другие не менее уникальные объекты. Это, прежде всего, очень редкий в казахстанских реалиях комплекс помещений с алтарями X–XI вв., жилые дома от XII-XIII вв. до XIX в., гончарная мастерская XV–XVII вв., а также фрагменты древних мощенных улиц.
К примеру, помещения с алтарями – это круглые по фундаменту культовые постройки, где керамические алтари для возжигания огня расположены в самом центре. Особенностью этих сооружений является их катакомбный характер, обусловленный скрытым образом жизни его обитателей. Ведь в X–XI вв. идет активная исламизация местного населения. Эти помещения, скорее всего, представляли собой домашние святилища огня (или дом огня), аналоги которых до этнографической современности сохранились в отдаленных районах Таджикистана.
Исследования 2020-2021 гг. на археологическом памятнике «Городище Культобе» ознаменовались целым рядом открытий: зикр-хана и тахаратхана XVII–XIX вв., пятничная и квартальная мечети XVII – XIX вв., гостевой и торговый дом XIX в., крепостная стена XIX в., квартал торгово-ремесленного назначения XVIII–XIX вв., городской базар «Тим» XVII–XIX вв. и торгово-ремесленные постройки XIX в., квартал кузнецов и ремесленников XVII–XIX вв., кузнечный цех с рудоплавильными печами XVIII–XIX вв., юго-западная башня средневековой цитадели XV–XIX вв., крепостная стена древней цитадели I в. до н.э. – IV в.н.э. с 5 помещениями VI–VII вв. н.э. и другое.
Как видно, из списка объектов основную долю составляют объекты торгово-ремесленного назначения. В принципе, именно ремесленники и торговцы делали город городом, составляя его экономически стабильную основу. Наши исследования показали огромный спектр ремесел древнего Туркестана: гончарное, текстильное производство и обработка металлов, ювелирное дело. Но все же превалирующим было гончарное производство, которое характеризуется самобытным туркестанским стилем керамики, а у некоторых древних гончаров было даже собственное клеймо – своеобразный гарант качества производимой продукции.
Естественно, что любое производство требует рынка сбыта, который обеспечивался местными рынками, указанным базаром-тим, торговыми домами, а также продажами непосредственно на месте производства. Таким образом, ремесленная продукция пользовалась спросом у городского населения, сельских жителей и др.
Важной составляющей жизни традиционного общества была, безусловно, религия, чем объясняется разнообразие культовых построек Туркестана: мечетей и таких объектов, как зикр-хана и тахаратхана. Практически каждый квартал старого города имел собственную мечеть, предназначенную для ежедневных молитв, тогда как пятничная мечеть (жұма-мечеть) представляла собой гораздо большую по размерам постройку, где собиралось огромное количество людей. Относительно культобинских мечетей можно сказать, что они были построены с соблюдением классических параметров с использованием айванов, внутренних дворов и т.д.
Действительно уникальным объектом является зикр-хана XVII–XIX вв. – культовый объект суфийских дервишей, где они только проводили свои радения, но и жили. Примечательно, что в нижних слоях постройки был найден мавзолей, где, скорее всего, последнее пристанище нашли важные персоны из последователей ордена Ясави. На данный момент остеологический материал с мавзолея находится на антропологическом анализе, который, думается, прояснит многие аспекты научных исследований. Примечательно, что на этом и других объектах памятника «Городища Культобе» нами обнаружено большое количество бараньих лопаток со следами сработанности и отметинами. Это говорит о функционировании в городе представителей древней профессии – гадателей, называемых в казахской культуре жаураншы.
Какие трансформации и изменения этот город пережил в советский период?
Туркестан топографически делится на восточную и западную части, где первая относится к старому городу, занимающему довольно обширную территорию. Здесь главной архитектурной доминантой, как я уже говорил, является Мавзолей Х.А. Ясави, вокруг которого расположена вся историческая часть города – археологический памятник «Городище Культобе», «Ескі Түркестан», мавзолеи Рабиги бегим Султан, Есим хана, казарма и другие.
Начиная с 1875 года, согласно городскому плану, Туркестан стал развиваться в северо-восточную сторону с принципиально новой планировкой европейского типа, характеризуемой геометрически правильной сеткой квадратов и широкими улицами. На застройку западного района Нового Туркестана также повлияло строительство железной дороги Оренбург-Ташкент в 1901-1905 гг., которая сформировала в дальнейшем вытянутую структуру современной части города. К началу 1970-х гг. произошло слияние восточного и западного районов города, с общей протяженностью около 11 км. Конечно, рост города и промышленности привел к изменению природного ландшафта; город уже не был богат тополиными садами, сведения о которых встречаются практически во всех дореволюционных источниках; по тем или иным причинам иссякли водоемы, речки, некогда раскинутые водной сетью по всей старой части Туркестана. Но уникальность топографии города все же заключается в сочетании средневековых традиций радиально-кольцевой планировки и прямоугольной застройки последующих эпох, включая советский период.
На территории «Городище Культобе» в советский период располагалось подразделение воинской части. Позже здесь был карьер для местного кирпичного завода, а затем образовалась стихийная свалка, что, разумеется, нанесло большой урон верхним культурным слоям памятника.
Как сегодня ведется реставрация и реконструкция историко-культурных объектов?
Научно-рестарационными работами и реконструкцией охвачена буквально вся буферная зона памятника Всемирного наследия – мавзолея Х.А. Ясави в более чем 80 га., которая в принципе на сегодняшний день уже близится к своему логическому завершению. Практически все работы на этом уникальном объекте изначально были утверждены на 43-й сессии заседания Комитета по всемирному наследию ЮНЕСКО в 2019 (Баку, Азербайджан), где лично я был в составе рабочей группы по формированию политики и мероприятий для сохранения международного статуса Мавзолея Х.А. Ясави. В рамках этих утвержденных мероприятий и велась научно-реставрационная работа на многослойном археологическом памятнике «Городище Культобе» с территорией в 30 га.
Среди основных моментов можно назвать: грамотную технологию консервации, а их более 23 разновременных исторических объектов, датируемых от I-II вв. до нач. ХХ в. с помощью геотекстиля, позволяющего сохранить аутентичные слои; изготовление и кладку сырцового кирпича на основе традиционных технологий производства не выше полутора метров в высоту, что позволяет главному памятнику буферной зоны – Мавзолею доминировать в черте старого города, а культобинским объектам служить его историческим «фоном»; и еще ряд технологических новшеств, позволяющих говорить об уникальном опыте по сохранению столь хрупкой во многих планах сырцовой архитектуры.
Надо отметить, что историческая застройка старого города практически полностью утрачена. И, уже по прошествии трех лет реализации нашего проекта даже не верится, что на ранее заваленной мусором территории, шаг за шагом вырисовываются черты древнего города – его узкие улочки, некогда шумные базары и лавочки, жилые дома и различные общественные сооружения – городские бани, ремесленные мастерские, кузнечный цех, торговый дом и многое другое, т.е. город вкупе со всеми, приводящимися здесь работами получает свое «второе рождение».
Думается, что по завершению наших работ и благоустройства территории памятника «Городище Культобе» для широкой общественности и любителей истории откроется в самом деле уникальный археологический парк, демонстрирующий всю палитру городской жизни древнего Туркестана в течение многих веков.
Каков потенциал исторического туризма Туркестанской области?
Туркестанский оазис называют краем древних городов, святых мест, старинных мечетей и природных заповедников. Если говорить об историческом туризме, то здесь локализуются ряд древних городов и городищ. Из них, конечно же, в первую очередь – это легендарный Отрар, великолепный Сауран с уникальной системой подземных колодцев и водопроводов, сам город Туркестан и ряд таких знаменитых городищ как: Аксумбе, Актобе, Карнак, Кокмардан, Жуантобе и другие, сведения о которых встречаются в дореволюционных источниках.
Общая численность городищ на территории Туркестанской области составляет более 25 известных городищ. Каждое из них, имея в принципе одинаковую типологическую структуру цитадели, шахристана и рабада, отличаются по размерам и исторической роли. К примеру, городище Карнак было крупным металлургическим центром, где выплавлялись медь, чугун, свинец и другие металлы. Именно здесь был отлит знаменитый тайказан с мавзолея Х.А. Ясави – великолепное произведение искусства средневековых мастеров; городище Сидак славится своим комплексом алтарей и артефактами доисламских верований, а его жители занимались различными видами ремесел и поливным земледелием. Однако, не все городища являются хорошо исследованными памятниками, многие из них еще даже не раскрыты.
Интерес представляют и старинные мечети Туркестанской области, к примеру, архитектурный комплекс Аппак-Ишана конца XIX века, который находится в поселке Шаян Байдибекского района. Как известно, Аппак-Ишан, настоящее имя – Сейидахметулы Максум Ишан, был убежденным последователем суфизма и еще при жизни пользовался огромным уважением у населения. Так, мечеть-медресе, носящее его имя, отличается великолепным архитектурным решением и социокультурной значимостью в жизни региона.
Но все же при большом количестве историко-культурных объектов на территории Туркестанского оазиса, главной причиной, тормозящей развитие историко-культурного туризма, является недостаточная его организация. Порой даже невозможность обеспечить все необходимые условия для комфортного пребывания туристов за пределами самого города Туркестан.
Как вы думаете, придание Туркестану статуса духовной столицы тюркских народов является логическим завершением тюркской интеграции?
Тюркская интеграция, конечно же, не вопрос одного дня и требует дальнейшей детальной проработки по многим аспектам: политической, экономической и культурной. Но многое в этом направлении уже сделано: Анкарское заявление (1992), Стамбульская встреча (1994), Бишкекский саммит (1995), Ташкентская декларация (1996), Бакинский саммит (2000) и многие другие, способствовавшие установлению тесного межтюркского диалога.
В последние годы в «тюркском» факторе прослеживается появление институциональных структур, где экономико-политическое сближение дополняется культурной составляющей. К примеру, на саммите в Бодруме (2014) основной темой обсуждений был туризм, который очень сильно развился в пределах тюркского мира и в Туркестане, в частности. Возможно, этот фактор сыграл решающую роль в принятии города Туркестан в Организацию городов Всемирного наследия (OWHC) в феврале 2021 года.
Сейчас в области культурной и научной интеграции тюркских народов активно работают ТЮРКСОЙ, Тюркский совет, Международная тюркская академия и многие другие.
Судьбоносным для города стал неофициальный саммит Совета сотрудничества тюркоязычных государств, проведенный в апреле 2021 года. Именно он официально объявил город Туркестан – духовной столицей тюркского мира. На этом заседании Глава государства Касым-Жомарт Токаев призвал начать модернизацию тюркской цивилизации, прежде всего, с представления всему миру наследия Ясави и священного Туркестана.
Думается, что придание Туркестану статуса духовной столицы тюркского мира – один из важных шагов в деле духовной модернизации современного общества и, несомненно, будет способствовать солидарности народов, основанной на общих истории, языке, культуре и традициях.