В последние несколько недель таджикские социальные сети заполонили фотографии и рисунки одного молодого человека – с вихрами черных волос, паколем на макушке, короткой бородой, в простой афганской одеждой и открытым взглядом. Это Ахмад Масуд-младший, сын легендарного афганского военного лидера Ахмад Шаха Масуда. В молодого лидера, возглавившего противостояние талибам, кажется, в одночасье влюбился весь Таджикистан. Большинство фанов, поменявших аватары в социальных сетях на его фотографию, услышали о Ахмаде совсем недавно, но уже с восторгом называют его «новым львом Панджшера», «последним героем», «гранью таджикской чести», хвалят за храбрость и мудрые высказывания, называют его именем новорожденных (уже), устраивают в его честь шествия и митинги (но не в Таджикистане), и, конечно же, как это принято по-персидски, сочиняют стихи и поют посвященные молодому Масуду песни.
Читать по теме: #ПапинаДушаГдеТы? Афганский активизм в Фейсбуке: последние примеры
На карте современного Афганистана провинция Панджшер, небольшая горная и гордая местность недалеко от Кабула, остается одинокой точкой сопротивления новому режиму. Харизма единственного сына Ахмад Шаха Масуда, отважного героя, до конца боровшегося с талибами, даже отодвинула на задний план Амруллу Салеха, бывшего вице-премьера правительства Гани, тоже выходца из Панджшера, объявившего себя и.о. президента. Масуд-младший превратился в героя из Шахнаме, в последнюю надежду цивилизованности Афганистана не только в самом Афганистане, но и среди персоговорящих соседей в Иране, Таджикистане и Узбекистане, а также среди огромной таджикской диаспоры в России. Если иранцы и афганцы друг с другом знакомы долго и крепко, то в Таджикистане знакомство с Афганистаном происходило с экрана советских, а потом и российских телеканалов. Таджики во всех жителях Афганистана видели однородных афганцев, чей язык они понимали, но с чьей культурой себя отождествлять не хотели.
Что же изменилось теперь? Почему Ахмад Масуд так стремительно завоевал сердца и умы людей в Таджикистане, которые если и раньше обсуждали Афганистан, то только в негативном оттенке и в качестве примера жизни похуже? Почему многие таджики вдруг стали беспокоиться о судьбе таджиков по ту сторону реки?
Если хорошо подумать, то можно найти девять причин:
Осведомленность
За последние несколько лет знания жителей Таджикистана об Афганистане значительно улучшились. Во многом этому способствовали несравнимо высокий уровень свободы слова и развитие афганских СМИ. На фоне таджикских телеканалов, которые и количественно, и качественно сильно уступали афганским, особенно из-за советского стиля подготовки программ, рассказывающих о «сверхнеобычном урожае картофеля, собранном благодаря мудрой политике Лидера нации», свободное и весьма креативное афганское телевидение стремительно завоевало аудиторию в Таджикистане.
Национальность
Именно знания об Афганистане породили еще одну причину обеспокоиться судьбой людей в Афганистане и поддержать Масуда. Многие поняли, что в Афганистане живут не афганцы (непуштуны в самом Афганистане под афганцами понимают пуштунов), а разные народности. Узнали и том, что быть представителем непуштунской народности нелегко, а с приходом талибов может быть еще более угнетающим. На фоне многих обид и недовольства, связанных с унижением, с которым таджики сталкиваются в России, стиранием идентичности у таджиков Узбекистана, утерей исторического наследия главных городов средневековой Центральной Азии – Самарканда и Бухары, а также на фоне нынешних пограничных проблем с Кыргызстаном – вдруг добавляется проблема с сохранением влияния, языка и культуры в Афганистане. В Таджикистане считают, что поддерживая Ахмада, они поддерживают таджикскость и традиционно высокую роль таджиков и персидской культуры в Афганистане.
Безопасность
Поддерживая Ахмада, таджики также думают, что они поддерживают и свою безопасность, светскость и современность. Многие всегда опасались влияния из Афганистана, особенно возможный импорт религиозного экстремизма, а теперь эти опасения могут стать явью. Да, Ахмад Масуд носит бороду, начинает свои речи с “бисмиллах”, и это странно для определения светскости с точки зрения постсоветского человека. Но все познается в сравнении – религиозность и светскость Ахмада сравнивается с Талибаном и явно играет в пользу панджшерского командира, чья борода смотрится намного красивее и приятнее, чем борода Муллы Барадара. Ахмад не выставляет напоказ свою религиозность, не запрещает женщинам учиться и работать, и что немаловажно, сам учился в Британии, то есть на Западе.
Свой
Таджикам импонирует, что Ахмад также какое-то время жил в Душанбе. Как и в Иране, где также жил и учился Ахмад, это дает чувство близости с ним – значит, он не чужой, он свой, на какой-то процент и душанбинец, который бегал вот по этой аллейке, в футбол играл вот в том дворе с теми мальчишками, ходил в это кафе…
Молодость
Молодые лидеры всегда популярны, особенно среди молодого населения Таджикистана. Ахмад (род. в 1989 г.) находится в том возрасте, в котором может поднять дух и самооценку других молодых людей, наполнить их оптимизмом и решимостью.
Личность
Таджикам нужен герой, настоящий герой, которого у них нет в собственной стране. Это пахлавон из Шахнаме, принц Персии, сын легендарного Рустама. Известная молодая иранская поэтесса Хила Садики искала причины популярности Ахмада среди иранцев и написала: «у него все признаки героя, которого у нас не было, и нет. Он сам в поле (воюет). Он образован и вежлив. Даже когда говорит о своих врагах, в его речи сохраняется благородство».
Личность Ахмада и его характер в силу молодости еще строятся. Он скромен, ранее не вовлекался активно в политику и в борьбу за власть, самоотстранился от бывших соратников своего отца, которые в погоне за властью и богатством скомпрометировали себя в глазах народа, не владеет богатством и живет скромно в простом доме, оставшемся ему от отца. В этом, например, кроется и причина, почему в самом Афганистане за так называемого «императора Севера» Ата Мухаммада Нура, за Исмаил Хана, за Дустума и его сына никто не вышел воевать. Безупречная репутация Ахмада, отчасти и подкупает молодежь Таджикистана. Своего «принца» и его «свиту» таджики скорее боятся, чем любят – с такой властью, как у его отца, «насильно мил и будешь».
Отец
А вот отца Ахмада в Таджикистане любят и почитают, как и в Афганистане. Хотя Ахмад Шах Масуд воевал когда-то против Советского Союза, армии которого составляли и таджики, но более половины населения страны родились не в Советском Союзе. Ахмаду-младшему если и есть что терять, то это репутация его отца – зная романтизированный Восток и роль семейной чести в этой стороне света, можно сказать, что такой человек, как Ахмад, очень дорожит репутацией отца.
Язык
Абсолютное большинство таджиков, особенно молодое поколение, сейчас на хорошем уровне владеет только одним языком – таджикским. Многие, особенно трудовые мигранты в России, неплохо понимают и русский язык, но родным и первым языком его уже не считают. Поэтому им импонирует, что их герой говорит на, буквально говоря, одном языке с ними. К тому же, из-за популярности афганских и иранских телеканалов среди таджиков вырос уровень понимания ими нетаджикских диалектов.
Зеленый свет от Рахмона
Таджиков Афганистана прямо, а Ахмада Масуда косвенно поддержал президент Таджикистана Эмомали Рахмон. В начале сентября нынешнего года он посмертно наградил Масуда-старшего, как и бывшего президента Афганистана Раббани (тоже таджика по национальности) высокими государственными наградами Таджикистана, высказался в защиту таджиков Афганистана. Его речи, касающиеся Афганистана, сейчас в официальных сайтах печатаются и на скрипте фарси. К Рахмону в Афганистане хорошо относятся и он это знает, пытается показательно соответствовать своему званию «Лидера нации». Как он может бросить на волю судьбы часть своей нации, даже если эта часть и является подданными другой страны (хотя, нельзя сказать, что Рахмон с таким же усердием заботится о судьбе и имидже таджиков в России)?
Как работает поддержка Рахмона по отношению к Ахмаду? 1) Это сигнал всем, что можно открыто и публично высказаться в защиту таджиков Афганистана, включая Ахмада Масуда. Поэтому сейчас так активно об Ахмаде пишут и обычно молчаливая интеллигенция страны, и провластные активисты социальных сетей. 2) Это позволяет обычно молчаливым и неактивным пользователям не бояться реакции властей, вовлекаться в виртуальную поддержку Ахмада, организовывать ему реальную помощь.
Что же дает самому Рахмону поддержка вроде бы слабой, возможно проигрышной стороны афганской войны? Коротко скажем – собственный рейтинг внутри страны, влияние за ее пределами, особенно на Западе, отвлечение населения от своих проблем, построение всеобщей любви к молодым политикам (посмотрите, тут есть еще один персидский принц, если что!).
Послесловие
Однако только любовь таджиков вряд ли поможет чем-то Ахмаду. Таджикистан не может оказать фронту противостояния серьезную политическую, финансовую или военную поддержку. Москва сейчас поддерживает талибов, а главный карман Душанбе – Пекин вряд ли обрадуется продолжительной войне в Афганистане, где Китай строит большие бизнес планы. Поэтому положению, в котором оказался Масуд-младший, не позавидуешь. У него нет денег, оружия и поддержки; он отрезан от внешних наземных границ. Если у его отца противником был более слабый и безумный Талибан, отрезавший головы всем подряд, то сейчас Талибан говорит на английском, раздает интервью женщинам-журналисткам из Аль-Джазиры, приглашает Германию к сотрудничеству. Масуд-старший воевал, когда Афганистан был новой темой; сейчас все устали от Афганистана и бесконечной войны. Молодому Масуду будет неимоверно трудно в этой борьбе, намного труднее, чем его отцу. Выиграет ли он войну? Неизвестно. Но таджики продолжают верить в него, даже если это – красивая мечта.