О процессах политического развития, формировании и функционировании политической системы и особенностях модели управления в независимом Казахстане пишет в своей статье Чжао Чанцин, эксперт Института России, Восточной Европы и Центральной Азии Китайской академии общественных наук (赵常庆:哈萨克斯坦政治发展历程30年).
С момента обретения Казахстаном независимости прошло 30 лет. За этот период политическая ситуация в стране сильно изменилась. По мнению Чжао Чанцина, процесс политического развития в Казахстане можно разделить на три условных этапа: первый – от хаоса к порядку, второй – этап стабильного развития, третий – этап, на котором верховный лидер осуществляет плавную передачу власти.
От хаоса к порядку; формирование политической системы с национальными особенностями
Китайский эксперт относит к первому этапу период с 1992 по 1997 годы. В этот период, по мнению аналитика, а в Казахстане характерным было появление разных политических фракций, а общая политическая обстановка была в целом нестабильной. Однако в то время ситуация в республике была несколько лучше, чем в Российской Федерации и некоторых других республиках.
В то же время, как пишет китайский эксперт, независимость пришла так быстро, что руководство Казахстана было совсем не подготовлено. В то время требовалось решить множество внутренних проблем. Во-первых, внутриполитическая ситуация была в целом нестабильной. Ультранационалистические организации «Азат» и «Желтоксан» разбили лагеря в столице, требуя отставки премьер-министра и формирования коалиционного правительства. Несмотря на то, что правительство разогнало их силой всего за неделю, протесты, организованные оппозицией, продолжались. Автор вспоминает, как во время его поездки в Казахстан в 1993 году, на улицах Алматы был хаос.
Во-вторых, проявилась межнациональная рознь. Две этнические группы, казахи и русские, сталкивались в серьезных конфликтах, особенно когда речь заходила об определении национального языка и национальности. Этнические конфликты время от времени возникали в нескольких областях и приграничных районах. Были даже призывы к сепаратизму среди русских.
В-третьих, из-за прерывания первоначальных внутренних экономических связей экономика впала в серьезный кризис; жизнь населения стала довольно тяжелой, и время от времени случались забастовки рабочих. Экономический кризис обострил нестабильность политической ситуации.
Власти во главе с президентом Назарбаевым сначала использовали жесткие меры, чтобы силой положить конец осаде оппозиционного правительства, а затем нанесли поражение Верховному Совету, который сдерживал администрацию президента, а также успешно разрешили очень сложные этнические противоречия и передали власть в руки президента. Таким образом, была укреплена базовая стабильность страны и способность управлять страной.
Что еще более важно, Казахстан принял вторую конституцию после обретения независимости в 1995 году. Эта конституция упразднила должность вице-президента и еще больше усилила власть президента. В новой конституции парламент был изменен с однопалатной системы в двухпалатную. Конституция Казахстана утверждает принцип «разделения трех властей», но на практике эти три власти не равны. По мнению китайского эксперта, систему власти в Казахстане можно охарактеризовать как «большой президент, маленькое правительство и слабый парламент». В марте 1995 года в Казахстане был создан консультативный орган при президенте, Национальное собрание Казахстана, в котором Назарбаев был избран председателем. Этот институт сыграл важную роль в правлении Назарбаева и продвижении реформ на протяжении многих лет. В октябре 1997 года президент Нурсултан Назарбаев отправил в отставку Кажегельдина, премьер-министра республики, который мог действовать в обход президенту. С тех пор Казахстан вступил в период относительно стабильного развития политической ситуации.
Столица любой страны – политический центр, и Казахстан – не исключение. В силу различных факторов 6 июля 1994 года Парламент Казахстана принял решение о переносе столицы. Этот небольшой город с населением всего 200 000 человек, всего за каких-то 30 лет стал большим мегаполисом и политическим центром Казахстана с населением в более чем 1,2 млн человек.
Период базовой политической стабильности и постоянного совершенствования системы
С 1998 по март 2019 года в политической системе Казахстана не произошло серьезных изменений, и президент Назарбаев в основном сдержал свое обещание. Хоть конституция и предусматривает, что президент может быть переизбран только на два срока в общей сложности на 10 лет, Назарбаев все же принял предложение Национального собрания Казахстана о досрочном проведении президентских выборов, а также внес изменения в конституцию и переизбирался на пост президента до марта 2019 года.
После того, как внутриполитическая ситуация стабилизировалась, Назарбаев предпринял меры, чтобы поддерживать стабильность. Он знал, что людей больше волнует не только стабильность в стране, но и желание улучшить свою жизнь, что требует быстрого экономического развития. Для этого Назарбаев предложил основные направления реформ в виде формулы «сначала экономика, затем политика». В течение этого периода Казахстан внедрил множество политических реформ в области экономики, что дало скачок для ее быстрого роста. С 1998 по 2012 год национальный ВВП увеличился в 15 раз, ВВП на душу населения увеличился с 1500 долларов США в 1998 году до 12000 долларов США в 2012 году, внешняя торговля увеличилась в 11 раз, а стоимость промышленной продукции увеличилась в 19 раз. В 2012 году Казахстан вошел в число 50 наиболее развитых стран, теперь поставлена цель войти в 30-ку к 2050 году. В 2012 году президент Назарбаев заявил, что Казахстан «стал страной со средним доходом и быстроразвивающейся экономикой». Благодаря быстрому экономическому развитию жизнь людей улучшилась. Однако в этот период увеличился разрыв между богатыми и бедными, а также процветала коррупция.
Назарбаев считал, что для Казахстана, как многонациональной и многоконфессиональной страны, сохранение национального единства важно для политической стабильности в государстве. Но в то же время власти декларировали, что Казахстан должен «поддерживать свой собственный культурный код: язык, духовные устремления и ценности». По этой причине Казахстан постоянно укреплял свое субъективное национальное сознание и проводил политику «дерусификации», что привело к появлению большого числа граждан, не относящихся к «основной этнической группе», в частности, этнических русских, которые покинули Казахстан и среди которых было много выдающихся личностей. Казахстан не выражал это публично, но фактически проводит политику приоритета для основной этнической группы. Первая конституция Казахстана, принятая в 1993 году, включала выражение «Казахстан – страна казахов». Во второй конституции, принятой в 1995 году, были внесены поправки, в которых говорилось, что Казахстан является нацией всех этнических групп, проживающих в государстве. Такая модификация является мудрой и полезной для консолидации идентичности всех этнических групп со страной. Однако большое количество представителей нетитульных этнических групп в Казахстане иммигрировало за границу, что принесло стране большие потери.
Хотя политическая ситуация в этот период была стабильной, она не была спокойной. Возникло множество проблем, связанных с недовольством народных масс экономической и социальной ситуацией в стране, также нарастали скрытые течения внутри режима. Например, Рахат Алиев, старший зять Назарбаева, не хотел мириться с постом высокопоставленного чиновника и хотел, как можно скорее сменить Назарбаева. Вышеупомянутый «Жанаозенский инцидент» произошел в 2011 году и вызвал национальный шок. Этот инцидент на самом деле был антиправительственным бунтом, и президент решительно направил войска для его подавления.
В 2005 году в Кыргызстане произошла «тюльпановая революция», и религиозные экстремисты спровоцировали беспорядки в Андижане (Узбекистан), что отразилось на внутриполитической ситуации в Казахстане. Правительство Казахстана немедленно приняло строгие меры по профилактике, и политическая буря «цветной революции» с Украины, Грузии до Средней Азии не «зашла» в Казахстан.
Кроме этого, как пишет Чжан Чанцин, казахстанские власти крайне настороженно относились к западной пропаганде. Они запретили некоторые неправительственные организации, финансируемые Западом, и строго контролировали их деятельность. В Казахстане также наблюдалась активность «трех сил зла» (терроризм, экстремизм, сепаратизм), особенно в западных и южных регионах. Джихадистская группировка ISIS использовала интернет, чтобы запустить свою пропаганду и вербовать молодых казахов для участия в деятельности террористической организации. Поскольку правительство Казахстана своевременно отреагировало, пропаганда не имела серьезных последствий. В этот период экономическая ситуация в Казахстане была значительно лучше, чем в других странах Центральной Азии. В сочетании с качественным политическим управлением, Казахстан стал лидером экономического развития и страной со стабильной политической ситуацией во всем регионе.
Вступление во власть и правление Токаева
С марта 2019 года по настоящее время проходит третий этап политического процесса Казахстана. Поскольку Назарбаев не полностью ушел в отставку и все еще участвует в управлении страной, похоже, что наступил период, когда новый президент и первый президент совместно управляют страной. При содействии Назарбаева, по прошествии более года, политическая власть постепенно начала переходить Токаеву.
Токаев вступил в должность почти два года назад, в течение которых он сменил спикера Сената, упразднил должность государственного секретаря, учредил несколько институтов, находящихся под его непосредственным руководством и ввел упрощенную систему управления. Хотя он неоднократно заявлял, что хочет управлять страной в соответствии с установленной политикой Назарбаева, за последние два года после вступления в должность он выдвинул «новый метод» управления, который немного отличается от метода первого президента. Токаев изменил политику «сначала экономика, затем политика», так как он считал, что «без модернизации социальной и политической жизни невозможно успешно завершить экономические реформы». Поэтому он ввел много новых направлений в отношении политических реформ. В том числе китайский эксперт выделяет:
- Создание «слышащего правительства». Токаев подчеркнул, что правительство должно разговаривать с людьми, прислушиваться к голосам людей и позволять некоторым людям свободно выражать свои требования и просьбы, не нарушая закона и не преследуя деструктивных целей. После «диалога» правительство должно найти решение разумным требования народа в целях содействия гармоничному развитию общества.
- Ослабление ограничений на проведение демонстраций и митингов, чтобы позволить людям свободнее инициировать демонстрации, и ослабить наказание для тех, кто публикует враждебные речи и клевету.
- Появление новой формулировки государственной власти: «могущественный и полномочный президент, эффективный парламент и правительство, ответственное перед народом». Его дизайн структуры государственной власти в определенной степени является реформацией политики Назарбаева «большой президент, маленькое правительство, слабый парламент» и еще больше подчеркивает роль парламента и правительства.
- Пересмотр некоторых из первоначальных законов, например, усиление защиты основных прав граждан, назначение более строго наказания за преступления, серьезно нарушающие права человека, и сделать экономическое сотрудничество приоритетным аспектом дипломатии.
Президент Токаев считает, что Казахстан вступил в новый этап реформ. Из реформ, предложенных президентом Токаевым, видно, что он в большинстве своем перенимает практику стран ОЭСР, то есть стран Запада. Международное информационное агентство «Казинформ» отметило, что Токаев «заложил новое идеологическое направление для национального развития».
После прихода Токаева к власти был создан новый консультативный орган – Национальный совет общественного доверия. В состав организации входят политические партии, организации и общественные деятели, а также сотрудники соответствующих ведомств. Задача этого совета – прислушиваться к голосам людей из всех слоев общества по вопросам государственного управления.
Президент Токаев раскритиковал некоторые характерные моменты времени первого президента, такие как преувеличения, хвастовство, непрактичные поступки и проекты по сохранению репутации, и обратил особое внимание на увеличивающийся разрыв между богатыми и бедными, занятость, жилье и образование, жизненные интересы молодежи и социальные вопросы. Президент Токаев также придает большое значение внедрению государственного языка; не так давно он официально утвердил план перехода казахского языка на латиницу, но при этом подчеркнул, что нельзя игнорировать роль русского языка. Некоторые из вышеупомянутых проблем – это нерешенные проблемы, которые существовали во времена Назарбаева.
Резюмируя, китайский эксперт отмечает, что Казахстан за прошедшие 30 лет прошел большой путь политического развития. За этот период Казахстан не был «советизирован», «вестернизирован», «исламизирован» или «тюркизирован» в политической сфере, но это не означает, что он не был затронут вышеупомянутыми различными изменениями и имел собственную оригинальную систему. Например, Назарбаев глубоко понимал роль политических партий в государственном управлении. Партия “Нур Отан”, созданная на базе Коммунистической партии Казахстана под его руководством, в основном действует в соответствии с первоначальной моделью КПСС. Ее роль заключается в обеспечении стабильности страны, определении вектора развития и, что еще важнее, обеспечении правящей позиции Назарбаева как председателя партии. Хотя Казахстан внедрил многопартийную систему и «разделение властей» в своей политической структуре, Назарбаев находился у власти более 30 лет, чего нет ни в одной западной стране. Только недавно президент Токаев похвалил лидера движения Алаш, борца против социалистического советского режима Алихана Бокейханова как «основателя национально освободительного движения» и «лучшего примера патриотизма», что показывает политическую позицию нынешней власти Казахстана.
Хотя секуляризация Казахстана была прописана в конституции и осуществлялась в соответствии с ней на протяжении 30 лет, бесспорным фактом является то, что возрождение ислама и расширение его влияние произошли с разрешения правительства.
Чжао Чанцин отмечает, что Турция энергично продвигает в мире политику «пантюркизма», пытаясь восстановить славу бывшей Османской империи. Казахстан сопротивлялся этому в первые дни независимости, но в последние годы стал активно сотрудничать с Турцией и поддерживать пантюркизм.
Пока что Казахстан по-прежнему остается страной, которая проводит многовекторную дипломатию, основываясь на собственных интересах. Но с точки зрения политических тенденций его реформаторские меры, очевидно, основаны на западной модели.