27 марта 2021 года открылся сайт Open Central Asian Photo Archive/Открытый Центральноазиатский Фотоархив (https://ca-photoarchives.net/). Это интересный проект, открытый для участия всех потенциальных коллекционеров, которые хотели бы поделиться фотографиями Центральной Азии середины XIX – конца ХХ века. Об этом проекте подробно рассказывает Светлана Горшенина, историк Национального центра научных исследований Франции (CNRS) (https://www.svetlana-gorshenina.net/) и со-основатель Международной Обсерватории Alerte Héritage.
Ваш новый проект Open Central Asian Photo Archive / Открытый Центральноазиатский Фотоархив представляет фотографии Центральной Азии с середины XIX до конца ХХ века. Расскажите подробнее про этот проект и про историю его создания.
К созданию Открытого Центральноазиатского Фотоархива меня подтолкнули несколько соображений.
Изучая историю создания культурного наследия Туркестанского генерал-губернаторства и Узбекистана первых десятилетий советской власти[1], я поняла, с одной стороны, насколько важна визуальная составляющая этой истории и, с другой стороны, насколько сложно порой найти необходимые для публикации фотографии, рассеянные по многочисленных архивам, музеям и библиотекам.
К сожалению, сама возможность работы в отдельных архивах по-прежнему остается делом удачи, личных связей и протекций, а также политического веса послов западных держав, которые служат гарантом допуска иностранных исследователей в центральноазиатские архивы. Создающиеся национальные музейные каталоги, как, например, каталоги Российской Федерации[2] или Узбекистана[3], и хорошо продуманные сайты отдельных учреждений, как, например, Кунсткамеры или Института истории материальной культуры, сделали более доступными некоторые ранее практически закрытые фонды. Однако, на сегодняшний день в этих виртуальных каталогах представлено в лучшем случае 10%-12% существующих фотоколлекций, не говоря уже о сложной процедуре получения разрешения на публикацию тех или иных документов и немалой стоимости этого права. Надо также иметь в виду, что фотоколлекции, представляющие Центральную Азию, разбросаны по разным странам Европы, Азии и Америки, что также затрудняет доступ к этому материалу[4].
Более того, очень большая и чрезвычайно интересная часть фотографического наследия региона – семейные фотоархивы – оказалась вне поля внимания государственных учреждений, чья закупочная политика не предусматривает систематическую покупку архивов «простых» людей. Частные архивы нередко выбрасываются, уничтожаются самими владельцами, продаются за копейки на блошиных рынках, концентрируются в руках специализированных продавцов-антикваров и оседают в частных, еще более недоступных коллекциях. С исчезновением фотографий этого типа реконструкция повседневной жизни нескольких поколений жителей царского Туркестана и советской Средней Азии становится трудноразрешимой задачей, а анализ прошлого с точки зрения микро-истории и субъективности теряет важную визуальную составляющую. Это желание – спасти эту очень хрупкую и уязвимую часть культурного наследия Центральной Азии – было одним из основных моторов в ходе создания этого проекта.
Помимо этого, в последние десять лет явно обозначился интерес к фотографии Туркестанского генерал-губернаторства и советских республик Средней Азии. Этот «бум» центральноазиатской фотографии вышел за пределы регионы. Многочисленные специализированные группы различных социальных сетей собирают тысячи людей из стран Центральной Азии, России, Европы, Америки, Ближнего Востока и Японии, которые ежедневно обсуждают, анализируют, идентифицируют фотографии самых разных жанров (в том числе и семейные фотографии), создавая «народную» реконструкцию прошлого, по сути – своеобразную визуальную альтернативу различным версиям официальных историй. Однако поиск какой-либо информации в этих группах социальных сетей сложен: фотографии рассеяны в постоянно меняющейся новостной ленте, и, если у вас нет точного названия или даты публикации фотографии, найти ее практически невозможно. Как человеку, много работавшему с архивами и библиотеками, мне все время хотелось как-то упорядочить эту огромную массу ценнейшей визуальной информации, сделать ее обозримой и легко находимой.
И последнее, что подтолкнуло меня к реализации этого трудоемкого проекта. Работая с начала 2000-х гг. над историей центральноазиатской фотографии[5], я понимала, что эта область знания, несмотря на уже существующие многочисленные публикации, занимает более чем маргинальную позицию в различных, как дисциплинарных, так и региональных, иерархиях знания. На сегодняшний день, во всем мире насчитывается не более 20 специалистов по истории фотографии региона и их число вряд ли увеличится, если не будет солидной общедоступной документальной базы.
В надежде переломить эту тенденцию и изменить ситуацию маргинальности маргинального я инициировала с моими друзьями-коллегами ряд мероприятий, посвященных истории фотографии Центральной Азии. С Сергеем Абашиным, профессором Европейского университета в Санкт-Петербурге, мы провели в Санкт-Петербурге в 2018 г. международную конференцию «Другой Туркестан: неизвестные фотографии азиатской окраины Российской империи», объединившую специалистов из Узбекистана, России, Франции, Швейцарии и Бельгии[6]. Материалы этой конференции, обогащенные дополнительными исследованиями, составили сборник Photography of Central Asia. From the Periphery of the Russian Empire to Global Presence, который должен выйти в 2022 г. в престижном немецком издательстве De Gruyter под редакцией Сергея Абашина, Бруно Де Кордье (профессор Гентского Университета), Татьяны Сабуровой (преподаватель Университета Индианы) и Светланы Горшениной. Помимо этого, в сентябре этого года в Генте откроется выставка открыток Туркестана из коллекций Низами Ибрагимова и Сергея Пряхина «Catching the end, convergence or the beginning of (a) world(s)? The visualization of early-twentieth century Central Asia through postcards of Tashkent and its surroundings». Эта выставка была подготовлена совместно с Бруно Де Кордье при участии Анатолия Отливанчика, эксперта по истории фотографии региона. Скорее всего, в 2022 году будет опубликована и моя книга, посвященная анализу рецепций фотографий царского Туркестана в социальных сетях. Большая статья, посвященная социально-политическому аспекту бытования фотографии в Туркестанском генерал-губернаторстве – «Фотография и царская колониальная администрация Туркестана: конструируя Историю и Место между прошлым и будущим» выйдет через несколько месяцев в журнале Международного Института Центральноазиатских исследований (МИЦАИ / IICAS). Инаугурация сайта Открытого Центральноазиатского фотоархива – один из этапов этой обширной программы, которая – я очень на это надеюсь – будет иметь и иное продолжение в будущем.
Вместе с тем, мне хотелось бы подчеркнуть, что реализация этого проекта была непростой и заняла несколько лет. Я долго занималась этой темой самостоятельно, но на каком-то этапе ощутила ограниченность индивидуального исследовательского опыта и необходимость коллективного сотрудничества в данной проблематике. К сожалению, первый этап такого сотрудничества (2017-2018 гг.) не был продуктивен: несмотря на то, что проект получил финансирование известного европейского фонда, один из участников проекта не выполнил свои обязательства, что поставило под вопрос завершение проекта как такового. Вернуться к нашим первоначальным идеям и реализовать то, что было изначально задумано еще до этого сомнительного сотрудничества, мы смогли в иных рамках. И мы очень благодарны тем институциям, которые поддержали нас на втором этапе реализации нашего проекта (2019-2021 гг.), а именно исследовательской группе Eur’Orbem (UMR 8224) Национального центра научных исследований Франции и Университета Сорбонны (Eur’Orbem, CNRS-Sorbonne Université), Дому истории Университета Женевы (Maison de l’histoire, Université de Genève) и Университету Гента (Ghent University – Faculty of Political and Social Sciences).
Проект очень амбициозен, он охватывает огромный хронологический кусок времени. С другой стороны, он географически нацелен на всю Центральную Азию и предлагает фото из частных семейных архивов, открытки и снимки профессиональных фотографов. В то же время некоторые тематики, география снимков определенно преобладают над другими. В частности, представлен, в основном, Узбекистан или районы и города, относящиеся к современному Узбекистану, огромное количество открыток в сравнении с фотографиями из частных коллекций. С чем это связано?
Идея Открытого Центральноазиатского фотоархива проста. Вместе с моими коллегами, историком искусства и куратором Борисом Чуховичем и замечательным программистом Алексеем Барташевичем мы создали платформу, которая открыта для всех желающих принять участие в проекте, от прославленных коллекционеров до владельцев семейных, пусть даже незначительных в количественном отношении, архивов. База данных выстроена по сегментарному принципу: каждый участник может бесплатно получить в свое личное пользование отдельный сегмент, в рамках которого он сможет развивать свою собственную коллекцию. Отдельные сегменты связаны между собой мощной поисковой системой, которая позволяет искать фотографии в соответствии с различными параметрами – место съемки, год, автор, идентифицированные персонажи, ключевые слова, издатели открыток.
Созданный ресурс способен принять неограниченное количество фотографий в хорошем разрешении и предоставить необходимый инструментарий для их описания и систематизации, упростив таким образом использование этой огромной массы визуальной документации, очень сложной в обработке и анализе. Со своей стороны, мы с удовольствием объясним каждому желающему правила использования Архива и поможем на первых порах с введением фотографий в систему и их описанием.
На момент открытия Архива мы уже можем представить важные коллекции Ирины Богословской, Франсуа Гишара, Низами Ибраимова, Юлии Пелипай, Сергея Пряхина (с разрешения его дочери Веры Черновой), Клода Рапена и мою собственную небольшую коллекцию. Мы бесконечно благодарны этим первым участникам проекта, которые поддержали нашу инициативу.
Группа лиц на открытии Романовского канала. Архив Светланы Горшениной. Фонд “Альбом Валента Александровича Тресвятского”. URL: https://ca-photoarchives.net/photos/23850 Ташкент. Памятник В.И.Ленину в сквере Революции. № 11. Архив Низами Ибраимова. Фонд “Ташкент. Открытки конца XIX-первой половины ХХ века”. URL: https://ca-photoarchives.net/photos/24201/
Да, пока в Архиве превалируют открытки – и не только потому, что они представляют наиболее массовый и легкодоступный материал, но и потому, что нам удалось, благодаря Анатолию Отливанчику, привлечь к проекту одного из крупнейших российских коллекционеров-филокартистов Низами Ибраимова.
Что до географического доминирования Узбекистана, объяснение этому простое. На сегодняшний день большая часть собранных документов касается Туркестанского генерал-губернаторства и лишь 400 из 1353 изображений представляют советское время. Напомню, что именно на территории Узбекистана располагалось основная масса Туркестанского генерал-губернаторства и его основные широко известные города (Самарканд, Бухара, Коканд), которые чаще всего были объектами фотографов и издателей открыток XIX-начала ХХ века. Вместе с тем есть и фотографии, которые соотносятся – по убывающей – с территориями современных Казахстана, Туркменистана и Таджикистана.
Надо понимать то, что мы сегодня в первый раз открыли для широкой публики, это всего лишь первый шаг в создании базы данных, которая со временем в идеале – при всей условности и даже гротескности подобного сравнения – могла бы быть соотносима с базами Гетти или Europeana. Но уже сегодня можно сказать, что наш ресурс – это одно из наиболее крупных систематизированных представлений фотографии Центральной Азии в онлайн пространстве: на сегодняшний день в базе представлено 1353 визуальных документа.
Следующий вопрос вытекает из предыдущего. Насколько на Ваш взгляд реализуемы возможности по расширению Вашей коллекции по представленности других стран ЦА и по включению фотографий из семейных архивов или профессиональных фотографов? Как Вы планируете расширять коллекцию? Будете ли делать открытый колл приглашая вступить в Архив со своими фотографиями? Или другим способом?
Дальнейшее развитие проекта конечно будет во многом зависеть от желания людей поделиться своими коллекциями и семейными архивами на страницах Центральноазиатского Открытого Фотоархива. «Бум» центральноазиатской фотографии возможно будет способствовать расширению участников проекта. Оптимизм вселяют и прецеденты нашего проекта, как, например, проект «Большой Русский альбом», который тоже был выстроен как коллективный проект, чье развитие напрямую зависит от активности ординарных пользователей интернета. Мы не планировали проведение специального открытого колла, т.к. Центральноазиатский Открытый Фотоархив задумывался не как разовое мероприятие, а как долгосрочная программа. Конечно, мы приглашаем к участию всех желающих без каких-либо ограничений и будем благодарны всем, кто сможет распространить как можно шире эту информацию. Конечно, мы будем связываться с интересными коллекционерами, фотографами и общественными организациями напрямую, предлагая им участие в проекте. И, конечно, мы будем вести переговоры с государственными учреждениями (музеями, библиотеками, архивами), приглашая их также присоединиться к Открытому Фотоархиву, который в данном случае может быть ими расценен как дополнительная выставочная площадка, повышающая видимость их собраний.
Как правило, каждую фотографию сопровождает информация, но в некоторых частных случаях она ограничена. Например, в разделе «Архив Светланы Горшениной. Фонд “Фотографии XIX века из архива СГ”» интереснейшие, судя по всему, студийные снимки «Портрет мужчины с девочкой» и «Портрет мужчины». Возможно ли выяснить, где были сделаны эти фотографии? То есть целом, будет ли проводится научная обработка фотографий?
Все зависит от того, что вы понимаете под «научной обработкой» фотографии. Открытый фотоархив не является законченным научным исследованием об истории фотографии в Центральной Азии в устоявшемся понимании этого понятия, ни неким тематическим выставочным проектом, который предполагает специальные научные комментарии кураторов. Наш Архив – это в первую очередь база данных, главной целью которой, как в библиотеке или в реальном архиве, выступает прежде всего детальное описание фотографии или открытки. Это описание было реализовано мной по возможности наиболее полно: систематически указывались оригинальное название с оригинальной орфографией, год создания, автор фотографии или издатель открытки, идентифицированные персонажи (вплоть до адресатов открыток), цена и тираж открыток; по возможности также были указаны и размеры фотографий. Помимо этого, каждое изображение сопровождается несколькими ключевыми словами, что позволяет проведение тематического поиска, а также упоминанием имени владельца коллекции. В совокупности, это и есть классическая система полного научного описания изображений. В базе данных для каждого изобразительного документа также предусмотрено текстовое поле, где коллекционер сам сможет добавить любую информацию, которая представляется важной с его точки зрения. Именно на этих текстовых полях всячески приветствуется любая дополнительная информация о людях, запечатленных на фотографиях (биографии, воспоминания, генеалогические реконструкции, документы), о фотографах/фотостудиях/издательствах открыток, о социальных или урбанистических контекстах, о монументальных и архитектурных памятниках. Помимо этого, на сайте в рубрике Thesaurus представлен большой список публикаций, посвященных истории центральноазиатской фотографии, полезный как для любителей, так и для специалистов; информация об издателях открыток, а в будущем должен быть также и словарь фотографов.
Ташкент. Старый быт уступает место новому.. Архив Юлии Пелипай. Фонд “Открытки Ташкента”. URL: https://ca-photoarchives.net/photos/23934/ Школьники. Архив Светланы Горшениной. Фонд “Альбом Валента Александровича Тресвятского”. URL: https://ca-photoarchives.net/photos/23769/
Что до идентификации отдельных персонажей, то, возможно, именно «коллективный разум» Открытого Архива и наличие большого сравнительно материала этого проекта поможет вернуть имена некоторым людям на старых фотографиях. К сожалению, система автоматического распознавания лиц, сродни той, что существует в Facebook, в базу данных не была включена по ряду технических соображений. В любом случае, я уверена, что, отталкиваясь от этой базы данных, можно будет более продуктивно и легко создавать научные исследования по истории фотографии региона.
Ваш ранний проект был посвящен архиву Галины Пугаченковой, не планируете ли Вы объединить эти два проекта?
Нет, мы не планируем объединять эти два проекта, разные по содержанию и структуре. С одной стороны, это архив одного исследователя, представляющий как историю жизни Галины Пугаченковой, так и ее работы в области археологии, архитектуры и искусства. Реализация цифровой версии этого архива была выполнена исключительно усилиями сотрудников Международной Обсерватории Alerte Héritage. С другой, это разнообразные собрания разных коллекционеров, объединяющие все возможные жанры фотографии царского и советского периодов, охватывающие чрезвычайно пеструю тематику и представляющую в идеале траектории жизни многих людей. Характер Центральноазиатского Открытого Фотоархива – коллективный и даже можно сказать, народный – и его дальнейшие развитие связано с индивидуальной инициативой и работой разных коллекционеров.
Единственное, что роднит эти два архива: они оба являются документальными ресурсами, которые обеспечивают сохранность этих цифровых материалов, доступ к которым является открытым для всех пользователей, без каких-либо условий или ограничений.
Архив указан как открытый, но фотографии из него нельзя взять без разрешения владельцев фотографий и для этого следует обращаться к создателям сайта. Нашим читателям было бы интересно узнать, кому следует писать для получения разрешений на фотографии и открытки из Архива.
Здесь нет противоречия. Архив открытый, потому что 1) любой человек или учреждение могут бесплатно принять в нем участие, поделившись на платформе своими коллекциями; 2) любой пользователь интернета имеет прямой и бесплатный доступ ко всей информации Архива, который не является закрытым институциональным ресурсом, просмотр которого возможен только в стенах учреждения и за использование которого надо платить большие взносы. Вместе с тем, коллекции – как сканы фотографий, так и сами оригиналы – остаются собственностью владельцев коллекций, которые имеют право распоряжаться этими изображениями по их собственному усмотрению в соответствии с существующими законами об авторском праве. Претендовать на эту собственность мы не имеем никакого права. Наш ресурс выступает лишь площадкой для их хранения, описания, систематизации и представления в онлайн режиме. Широко представляя в виртуальном пространстве описанный архив коллекционера в панорамном контексте других собраний, мы можем содействовать контакту между владельцем коллекции и некими лицами, потенциально заинтересованными в публикации фотографий или в представлении их в рамках выставочных и музейных проектов. Для этого достаточно написать запрос по электронному адресу, указанному в контактах на сайте Архива.
Можно сказать, что наш Архив выступает как своеобразный музеологический проект. Вместе с тем, мне хотелось бы подчеркнуть одну деталь: коллекционеры-участники проекта выигрывают не только тем, что их коллекция описывается, становится видимой и узнаваемой и соответственно может быть привлечена для организации в будущем каких-либо выставок или публикаций, но и тем, что хранение ее электронной копии, размещенной на сайте, гарантируется нами на … ближайшие 30 лет.
[1] Этой теме была посвящена моя профессорская диссертация Pour l’histoire culturelle de l’Asie centrale : « Faiseurs de patrimoine », 2016.
[2] Обновленный Государственный каталог музейного фонда Российской Федерации – https://goskatalog.ru –, работы по которому проводятся с 2015 года, сегодня охватывает чуть более 10-15% произведений, хранящихся в российских музеях, без подразделения на жанры: Inna Kizhner, Melissa Terras, Maxim Rumyantsev, Kristina Sycheva, Ivan Rudov, «Accessing Russian culture online: The scope of digitization in museums across Russia». Digital Scholarship in the Humanities, 19 September 2018, https://doi.org/10.1093/llc/fqy035.
[3] Государственный каталог Национального музейного фонда Республики Узбекистан – http://goskatalog.uz/ – по сути находится на стадии создания: Виктория Ерофеева, «Оцифровка музеев Узбекистана: готовтесь посмеяться», Ноок. 24.08.2020. https://hook.report/2020/08/online-muzei-kotorie-mi-zaslujili/.
[4] Более детальный анализ наличия коллекций центральноазиатской фотографии в музеях мира и их доступности в онлайн пространстве см.: Svetlana Gorshenina, «On the Margins of the Marginal”: Why are there so Few Specialists in Central Asian Photography of the Imperial and Early Soviet Period?». In : Svetlana Gorshenina, Sergei Abashin, Bruno de Cordier, Tatiana Saburova (eds), Photography of Central Asia. From the Periphery of the Russian Empire to Global Presence. Berlin: De Gruyter, 2022.
[5] См., в частности, уже опубликованные работы: С. Горшенина, «Крупнейшие проекты колониальных архивов России: Утопичность тотальной Туркестаники генерал-губернатора Константина Петровича фон Кауфмана», Ab Imperio, 2007, № 3, стр. 291-354; S. Gorshenina, «La construction d’une image ‘savante’ du Turkestan russe lors des premières expositions ‘coloniales’ dans l’Empire russe: Analyse d’une technologie culturelle du pouvoir ». In : S. Gorshenina & S. Abashin (eds), Le Turkestan Russe: Une colonie comme les autres? [Cahiers d’Asie Centrale No. 17-18], Tashkent, Paris: IFÉAC, 2009, pp. 133-178; S. Gorshenina, «Samarkand and its cultural heritage: Perceptions and persistence of the Russian colonial construction of monuments», Central Asian Survey, 2014, № 33: 2, pp. 246-269; S. Gorshenina, Heather S. Sonntag, «Early photography as cultural transfer in imperial Russia: visual technology, mobility and modernity in the Caucasus and Central Asia», Khazar Journal of Humanities and Social Sciences, 2018, рр. 322–344.
[6] Алексей Винокуров, «На окраине империи. Как фотографы осваивали Туркестан». Информационное агентство Фергана.Ру. 22.05.2019.https://fergana.agency/articles/107568