Сегодня мы говорим с политическими активистами Кыргызстана, Казахстана и Таджикистана – Ширин Айтматовой, Айдином Бакытбек уулу, Димашем Альжановым и Темуром Варки – и пытаемся понять, какова роль молодежи в политике? Могут ли они изменить будущее к лучшему или старая власть слишком опытна и сильна?
Всем салам, добро пожаловать в подкаст ПостСоветистан! Я ведущий Данияр Молдокан.
Во втором сезоне нашего подкаста мы обсудим вопросы нового поколения – которое родилось после 1991 года, в независимых республиках Центральной Азии. По оценкам демографов, население в Центральной Азии моложе, чем во многих других регионов мира, и молодые люди до 30 лет составляют уже больше 60% всего населения. Как они выражают свои предпочтения? Стремятся ли к изменениям? Каким видят свое будущее?
В этом сезоне мы собираемся рассмотреть участие молодежи в политике, взглянуть на социологический портрет молодежи и их цифровую жизнь. Для обсуждения этих вопросов мы пригласили некоторых активистов, экспертов, политологов и политиков, социологов и журналистов из стран Центральной Азии.
Все эпизоды этого сезона вы сможете найти нашей странице в фейсбук – Постсоветистан и на сайтах КААН caa-network.org и PaperLab paperlab.kz, а также на Google и Apple подкастах, castbox YouTube, Spotify, и Amazon. Мы будем очень благодарны вашим рейтингам и комментариям к эпизодам на тех платформах, где вы нас слушаете – это поможет развитию нашего подкаста. Делитесь информацией о ПостСоветистане в ваших социальных сетях и отмечайте нас хештегом #постсоветистан на фейсбук, в инстаграм и твиттере!
Эпизод 1. Молодежь и политика
Данияр Молдокан
В прошлом году молодежь Центральной Азии громко заявила о себе как о важном факторе в политике – в Казахстане молодые люди активно выступили против действующего политического режима в этой стране и выдвинули целый ряд – можно сказать – исторических лозунгов: «От правды не убежишь», «Проснись, Казахстан», «Нурсултан – не мой город». Эксперты стали говорить о том, что молодые люди естественно протестуют против старого порядка, они хотят перемен и видят будущее иначе, чем укоренившиеся и закостенелые политики. Но молодой запал скоро сошел на нет – в Казахстане так и не удалось организовать молодых в политическое движение, а в Кыргызстане молодой партии «Реформа» и сочувствующим не удалось пройти в парламент. Более того, молодые активисты, которые смогли опротестовать выборы в Кыргызстане, сегодня оказались на обочине.
Сегодня мы говорим с политическими активистами Кыргызстана, Казахстана и Таджикистана – Ширин Айтматовой, Айдином Бакытбек уулу, Димашем Альжановым и Темуром Варки – и пытаемся понять, какова роль молодежи в политике? Могут ли они изменить будущее к лучшему или старая власть слишком опытна и сильна?
С нами на связи Ширин Айтматова, дочь прославленного писателя и политический активист. В этом году в связи с печально закончившимися парламентскими выборами в Кыргызстане Ширин активно включилась в политическую жизнь страны. Как рассказала нам Ширин, она в основном активна в социальных сетях, комментирует происходящие события и общается с узким кругом подписчиков.
Данияр Молдокан
Ширин, последние события как-раз таки хорошо показали то, что, в принципе, голоса молодежи стали звучать звонче в политическом дискурсе и в обсуждении политических вопросов. Молодежь Кыргызстана действительно указала на то, что у нее есть голос и на то, что она готова выражать свое мнение и вносить какие-то предложения. Как вы считаете, общество наше готово к тому, что молодые политики будут выражать больше голоса и принимать больше участия в дальнейшей политической судьбе нашей страны?
Ширин Айтматова
Я не думаю, что молодежная политика – это один ярлык, который можно накинуть на всех абсолютно. Да, молодежи много, но и у молодежи качественность очень часто отсутствует. А потом, как мы увидели: то, что произошло на площади – вот эту вот народную победу, народную революцию, – молодежь растерялась. Среди них были юристы. Юристы – это теоретики, это не практики-политики. И вот эти люди – это уже поколение получается, которое пропустило вот этот обязательный марксизм-ленинизм в университетах, они уже не знают, какие рычаги перекрывать при революциях. Они не знают вообще, что делать. И вот эти вот юристы, и не особенно квалифицированные молодежные политики, они отдали народную победу, вернули ее тому 6-му созыву преступников, которых сверг народ. Это совершенно интересный случай, т.к. они шли-шли-шли, а в тот момент, когда нужно было брать ответственность на себя и удержать власть в руках и, на самом деле, что-то менять, и вот в этот момент они побежали с протянутыми ручками к бабановым, к тeкебаевым. Воскресили вот это вот все, от чего мы пытались избавиться и натворили кучу дел. Конечно, как обозреватель можно посмотреть и проанализировать это все. Но очень больно вообще, что так произошло, и что, на самом деле, те, которые жертвовали собой, которые шли напролом. У меня есть те союзники, которым пришлось бежать, и за ними начинали гонения. Но вот эти вот люди, которые делали, которые принесли себя в жертву, получается, другая сторона молодежных политиков, которые шли ради популизма, и вот этого вот всего, это две разные группы, совершенно противоположные группы, можно сказать.
Я думаю, что это большая ошибка, и, возможно, нам нужно всем учиться на том, что произошло и, что может произойти, если не полностью понимать свою ответственность за свои деяния, свои решения. Я думаю, что те люди, которые это натворили, они до сих пор не понимают свою ответственность перед народом.
Эта угроза авторитаризма для меня не страшна. Для меня страшно то, что 120 человек бездарных, которые не стали на защиту народа, мы не можем и дальше вот это вот продолжать. И обманывать себя тем, что мы продолжаем считаться в мире островком демократии в Центральной Азии. У нас есть демократический налет, у нас есть прекрасные бывшие президенты, которые могут красиво говорить, но это просто поверхностный налет. Это напыление. А снизу то, что творится, каждый, из этих сейчас критикующих поправки, спит и видит сны, как бы ему стать таким авторитарным правителем.
Данияр Молдокан
А почему вы можете сказать?
Ширин Айтматова
Во-первых, мы должны считаться с какими-то своими национальными особенностями. Мы взяли чужую систему, наложили ее на себя. Как-то наши изъяны продолжают прорастать через матрицу этой конституции, через матрицу парламентаризма. Вроде бы в других странах все нормально с парламентаризмом, а вот у нас что-то не получается. Но, возможно, мы где-то оступились, где-то не дожали. В практике всегда имеются проблемы. Но я не увидела, что парламентаризм или конституция 2010 смогла удержать узурпацию власти.
Данияр Молдокан
Поделитесь, пожалуйста, вашим мнением о том, как вы видите смену политического поколения в нашей стране, т.е. как вы ее визуализируете. Если можно немножечко помечтать даже.
Ширин Айтматова
Смена поколений? Я думаю, что через лет 5 можно задуматься о смене поколений, т.к. биологический возраст будет брать свое, не все смогут продолжить участие из политического истеблишмента. И очень важно не подыгрывать вот этим политическим лидерам, которые постоянно говорят о молодежи: у нас столько молодежи, молодежь – это будущее. Они берут молодежь в свои списки. Очень часто те, кто помягче, начинают разделять правила их игры, их ценности. Они учатся очень плохим привычкам у старых политиков. Поэтому я думаю, что, с другой стороны, у нас есть молодежные партии, которые не совсем готовы вести народ куда-либо. В любой трудной ситуации они бегут к старым политикам, как ребенок за юбкой матери. Они бояться оставаться один на один и вещать. И у нас будет, я думаю, новая политическая элита, когда сами молодые люди к этому созреют. И я думаю, что однозначно смена поколений состоится, это предписано природой. Одни вымрут, другие выживут, некоторые сломаются по пути. Много еще чего будет, но сейчас очень важно: все сейчас старые политики угрожают, что мировое сообщество не поддержит Кыргызстан, они откажутся нам давать гранты и кредиты и т.д. Возможно, это нужно для нас. Возможно, нужно, чтобы мир отвернулся от нас, чтобы мы поняли, кто мы и начали сами заниматься тем, чтобы генерировать доход для страны. Мы просто стали с этими старыми политиками нацией иждивенцев: сидим и ждем, когда Америка нам подкинет, когда Россия нам подкинет. У нас есть целый класс молодых экономистов, молодых бизнесменов, у которых есть представление о том, как выйти из кризиса. Но вместо того, чтобы решать эту проблему. Вместо того, чтобы начать пытаться не только тратить деньги народа, но и о каком-то доходе думать. Вместо этого они сейчас обсуждают декорации демократии.
Данияр Молдокан
Наш следующий спикер из Кыргызстана – Айдин Бакытбек уулу, член молодежного крыла партии СДПК.
Айдын, вы в политике почему? Что вы хотите сказать избирателям: что бы вы сказали избирателям, если бы у вас была сейчас возможность избираться?
Айдин Бакытбек уулу
Каждый день я, как и все наши избиратели, граждане, испытываю дискомфорт чуть ли не каждую минуту. Этот дискомфорт начинается от обычных инфраструктурных вещей: вот сегодня выпал снег, было очень тяжело. Город весь в слякоти, общественный транспорт у нас очень плохо работает. Нехватка нормального общественного транспорта. Нет комфорта. Все время испытываешь дискомфорт в общественном транспорте. Дискомфорт в оказании государственных услуг. Вчера хотел получить патент на проведение тренинга. С одного до другого окошка, наверное, бегал 10 раз. Дискомфорт в оказании медицинских услуг базовых. Испытываешь дискомфорт в получении базового образования – школьники до сих пор испытывают дискомфорт. Сейчас у них онлайн обучение. Наверное, у ребят не то, что технический дискомфорт, у них, наверное, сейчас уже, все говорят, психологический дискомфорт. Везде-везде дискомфорт.
Начиная от маленьких элементарных вещей дискомфорт уже упирается в фундаментальные вещи: право, верховенство права, равные возможности и т.д. я не буду говорить усложненными юридическими терминами говорить. Необратимости наказания нет. Например, равенство перед законом понятия нет. У кого кошелек толще, тот не равнее.
Данияр Молдокан
Кто-то более равнее, чем…
Айдин Бакытбек уулу
Кто-то более равнее, да. Избирательность правосудия, например, к обычным гражданам. Все от этого страдают, и создается дискомфорт. Поэтому, как и все граждане, я хочу жить в комфортной стране. А чтобы создавать комфортную страну, нужно соответственно предлагать шаги, пути решения. А это уже политика.
Данияр Молдокан
Айдын, вы наверняка общаетесь по долгу службы с избирателями. Вы, в принципе, вынуждены слушать голос народа и требования народа. Как вы думаете, какие сигналы вы получаете от общества? Что они говорят? Чего они ждут?
Айдин Бакытбек уулу
Не в обиду сказать, по фундаментальным вещам, по системе сдерживания противовесов, т.е. простым языком – как создать справедливую власть, народ как бы некомпетентен. Все-таки сложная наука. Но основные именно посылы народа очень простые: создание рабочих мест, борьба с коррупцией, сейчас эффективная борьба с COVID-19. Это хорошие школы, это детсады, это хорошие дороги, хорошие больницы. О чем я говорил, т.е. люди требуют комфорта. Они хотят жить в этой стране комфортно. Соответственно, люди требуют базовых услуг на качественном уровне.
Данияр Молдокан
Как вы можете охарактеризовать молодежь в Кыргызстане? Зачем она идет в политику? Почему протестует?
Айдин Бакытбек уулу
Протестовать, выходить на митинги, демонстрации – не просто конституционное право, а фундаментальное право. И никто его не может ограничить. Право митинговать – это огромнейшее достижение человечества.
Данияр Молдокан
Это базовая потребность, я бы сказал.
Айдин Бакытбек уулу
Да. Поэтому она фундаментальна, потому что она базовая, она нам необходима. Протестовать свойственно именно молодому поколению, потому что все-таки есть нормы, законы, которые много лет работают. Новое поколение подрастает. И они чувствуют дискомфорт, соответственно, начинают протестовать. Это классический конфликт отцов и детей. Они хотят меняться, потому что мир меняется. Сейчас технологии, я не буду в это углубляться, это всем понятно. И, если брать европейские страны, другие [страны], где классический парламентаризм (их характеризуют термином «либеральная демократия»). В этих странах прям уже, если посмотрите фильмы про 70-80-е годы во Франции, например, или 50-60-е годы в США, там молодежь митинговала часто. И обычно, например, это были студенты, студенческие союзы.
Данияр Молдокан
Да и до сих пор.
Айдин Бакытбек уулу
Да. И до сих пор. У них это очень развито. Почему у нас, например, студенческие сообщества до сих пор не бастуют, не митингуют? Это такое кощунство. Им угрожают отчислением за участие в митингах. Это фундаментальное нарушение их прав. Каждый человек имеет право митинговать, организовывать митинги без уведомления соответствующего органа. Это прописано в конституции. И безграмотные учителя заставляют студентов, вплоть угрожают отчислением, а некоторых отчисляют. Представляете? Это безграмотные [учителя]. Обычно, к сожалению, наши учителя именно в государственных вузах обычно привыкли своей самодеятельностью потакать власти, показаться хорошими. Конечно, это вызывает ответную реакцию. Соответственно, студенты, молодежь будут еще больше митинговать, выходить на митинги.
Данияр Молдокан
Молодежь умеет протестовать. Молодежи нужно протестовать для того, чтобы каким-то образом вносить какие-то новшества в устоявшиеся социальные нормы, которые уже, в принципе, не работают или не ложатся на какую-то культурную часть общества. Но какие из них руководители? Какие из них политики? Вот знаете, например, с приходом к власти некоторых молодых политиков, допустим тот же Зеленский, Пашинян или женщины в политике в Молдавии или Беларуси: в русскоязычном пространстве открылась такая ожесточенная дискуссия: можно ли молодым, не имеющим опыта политикам вставать у руля и руководить страной или это все-таки плохая идея?
Айдин Бакытбек уулу
Нет, это не зависит от возраста. Как говорил Мао Цзедун: без разницы, какая кошка черная или белая. Главное, чтобы она мышей ловила. И в этой ситуации тоже самое. Человек может быть очень молодым, но подкованным по таким фундаментальным вопросам, как закон и развитие общества. Молодой человек или молодая девушка, если обладает этими навыками, качествами лидера, и еще знает, как разрабатывать политику развития. Почему бы и нет? Очень много примеров. Например, Себастьян Курц, хотя он и ультраправый, имеет такие националистические взгляды, но в 28 лет он возглавил министерство иностранных дел Австрии. Сейчас ему больше 30 лет, но меньше 35, он канцлер, глава правительства Австрии. Его политика работает, улучшает благосостояние австрийских граждан, улучшает экономику австрийских граждан. Они более-менее справляются с COVID-19. Видите, очень молодой человек, но умеет вести политику.
Данияр Молдокан
Я согласен с вами. Мне кажется, возраст и интеллект, возраст и опыт не всегда означают одно и то же.
Айдин Бакытбек уулу
Тот же пример – Джо Байден, ему 78 лет, но по сравнению с Трампом, которому 74, если не ошибаюсь, у Джо Байдена очень-очень прогрессивные, либеральные взгляды. Его взгляды, например, соприкасаются со взглядами 18-летних и 20-летних американцев. Молодежь – она же не единая, она разрозненная. У каждой группы есть свои лидеры. А лидеры, на то они и лидеры, чтобы сообщать, координироваться. А в целом, молодое поколение еще не смогло представить пока что, по моему мнению, таких ярких лидеров национального, странового уровня. Это не означает, что их нет сейчас. Они есть, но политика – такая сложная вещь, в эпоху развития медиа, социальных медиа и развития телевидения, нужно очень часто выступать, создавать контент, каждый день убеждать сильными аргументами и наращивать сторонников. Таким образом, еще и развиваться самому, каждый день учиться, много, очень много читать. К сожалению, если ты в политике хочешь возглавлять правительство, ты должен понимать много сфер. Они могут отличаться друг от друга: здравоохранение ты должен фундаментально понимать, как в этом направлении работать. Образование. У тебя должно быть видение по другим вопросам: коррупция, теневая экономика и т.д. у тебя должна быть команда. Команду собрать очень тяжело. Это все приходит с опытом. Поэтому очень сложно молодому поколению. Молодому поколению в примере того же самого Себастьяна Курца, почему он так смог организовать? Там ситуация другая, там работают политические институты, политические партии. Он пришел к руководству старейшей партии – Народная партия Австрии, у которой уже есть идеология, очень широкая база сторонников, ячейки по всей стране. И эта партия послужила социальным лифтом для Себастьяна Курца.
У нас, к сожалению, нет таких именно партий, которые смогли, например, взрастить настоящего лидера, который смог прийти на функциональную партию. У партии, например, есть ячейки, есть представители во всех регионах, есть программа, есть сторонники. И он уже, например, путем праймериз, например, приходит и открыто говорит, что хочет возглавить эту партию. Соответственно, он уже выходит на страновой уровень. И это опытная партия, например, могла бы уже в такие серьезные дни, как 5-6 октября на площади его поддержать. Сторонники этой партии в регионах могли высказать поддержку. И с учетом этого, например, премьер-министром мог бы стать кто-нибудь молодой. Но, к сожалению, вы видите, что лидеры наших партий не предоставляют возможности для роста молодым политикам и социальному лифту.
Данияр Молдокан
В Казахстане правящая партия «Нур Отан» провела так называемые праймериз, чтобы обновить свой состав и дать молодым политикам возможность заявить о себе внутри партии.
Димаш Альжанов – активист и политолог, один из основателей движения “Оян Казахстан” в переводе с казахского “Проснись, Казахстан”. Димаш, ваши планы на грядущие выборы?
Димаш Альжанов
Основная идея в том, чтобы объяснить обществу, что вся завязка не в том, чтобы ты будешь голосовать против» Нур Отан» на выборах, где нет выбора. Основная завязка в том, чтобы как ты хочешь изменить эту ситуацию, и что должно действительно звучать на фоне всего этого бардака. Вот примерно такая попытка, потому что завтра выборы пройдут, а ситуация, система, правила – все останется. И общество ни на шаг вперед не продвигается, чтобы как-то сделать выборы более честными и открытыми.
Данияр Молдокан
Насколько я знаю, ваша деятельность так или иначе связана с политикой в Казахстане. Я не берусь назвать вас казахстанским политиком, но я могу точно утверждать то, что вы – молодой человек в политике. Расскажите, пожалуйста, почему вы решили этим заниматься, и что именно вы хотите этим сказать обществу.
Димаш Альжанов
Да, спасибо за возможность выступить. Очень приятно быть с вами. Но начнем с того, что появилась идея более активного участия и вовлечения в общественно-политическую жизнь после того, как ты непосредственно сталкиваешься с сложностями. Я вернулся в Казахстан после обучения в Англии. Это заняло у меня некоторое время, чтобы освоиться, найти работу. И как-то начать себя чувствовать более комфортно в сфере экспертной деятельности. Я занимался как консультант выборами. И происходящее в стране постепенно тебя затягивает, т.е. по мере того, как ты находишься в Казахстане, ты не можешь стоять в стороне, и быть не вовлеченным в то, что происходит. И первая ситуация, которая более-менее меня вовлекла и заставила меня на какое-то время отойти от своей профессиональной деятельности и вовлечься в общественно-политическую деятельность, – это реформы МВД, когда было убийство Дениса Тена, когда было возмущение со стороны гражданского общества, бездействие полиции и коррумпированности полиции. И мы подумали с моими приятелями, что мы можем предложить. И реформа полиции была одной из первых, которую мы продвигали, используя мобилизацию общества, общественное внимание, и одновременно разработка уже того, что должно лечь в основу изменения закона. Ну, и естественно, вторая часть этого процесса, когда перед президентскими выборами общество начало политизироваться, и были задержания, были знакомства с разными активистами, т ко мне поступило предложение помочь оформить видение политических реформ: как изменить страну, почему не являются честными и свободными, почему здесь нет политической конкуренции, как избежать всего этого. И появилась идея о том, как реформировать политическую систему, в чем основная проблема действующей политической модели, и почему сейчас надо все те зерна, идеи, которые даже не могут произрасти в следующие 30-50 лет. Собственно, это такая незамысловатая идея изменить политическую систему и толкает тебя присутствовать в общественно-политической жизни.
Данияр Молдокан
Я так понял, само движение «Оян, Казахстан» взяло на себя какую-то ответственность именно по подготовке такого вот материала, т.е. видение, куда должна страна идти в случае, если произойдут какие-то изменения в политическом поле. Но вы же наверняка общаетесь с избирателями, с народом. Вы сами из народа и близки ему. Какие вы сигналы от них получаете. Народ готов к изменениям, как вы считаете?
Димаш Альжанов
Да, мне кажется, эта старая постановка вопроса, особенно ее любил Назарбаев, что мы готовы к демократии и проч., и изменения неизбежны. Все всегда что-то меняется. И в процессе этих изменений мы какие-то вещи оставляем, как полезные для себя, какие-то изживаем. И так формируется более-менее устойчивые, сбалансированные политические системы или институты формируются. Формируется своего рода политическая традиция.
У нас сформировалась плохая очень политическая традиция. Такая авторитарная: на подавление личности, на подавление прав и свобод человека. И мы постепенно пытаемся выйти из этого состояния. И взаимодействия с обществом, ты иногда естественно находишь отклики со стороны молодой части общества. Достаточно позитивные отклики, они понимают, о чем это. Они живут и чувствуют потребность в этих правах и свободах, потому что для них это определенная ценность, позволяющая им реализовать себя в этом мире.
Естественно, поколение более старшее не всегда понимает, о чем говорим, но также старается старыми паттернами воспринимать происходящее вокруг. Но в целом, если суммировать, то естественно, больше позитивного отклика.
Данияр Молдокан
У вас интересная такая картина получается. Знаете, все-таки более старшее поколение, но не все, конечно же, но тем не менее, до сих получает информацию из телевизора. Вы работаете с более молодой, продвинутой аудиторией, которая черпает информацию и приоритеты из интернета.
И так получается, что каким-то таким естественным путем общество разделилось по поколениям. И в качестве политических взглядов, потому что, допустим, у молодежи в интернете свои герои, а у более старшего поколения – свои герои в телевизоре. И получается так, что общество Казахстана немножко идейно разделенное. Можно ли молодым и неопытным вставать у руля государства? И как раз пример с Кыргызстаном, когда довольно-таки перспективные и яркие молодые ребята взялись за политику, и когда наступил момент, их сейчас действительно упрекают в том, что, когда нужно было действовать, они стушевались и обратились за помощью к более старому поколению, которое имеет какой-то опыт и знает, как действовать в той или иной ситуации. Если вдруг в будущем «Оян, Казахстан» превратиться из общественно-политического движения больше в политическую партию какую-нибудь, не будет ли того же самого?
Димаш Альжанов
Так вот стараются, чтобы не было [такого]. Пытаемся научить на ошибках других стран: посмотреть, что же пошло не так. Идеальным, конечно, вариантом было бы… Здесь нет такого понятия «слишком» молод или «слишком стар». Если слишком молод для интриг, то, конечно, да, если вы подразумеваете, что интриги – это политика, и их надо вести в советском стиле, то да, естественно. Молодежь тут теряется и не может вести политику так, как привыкли вести старые партократчики. Это вещь очевидная, и если это вопрос, который звучит в обществе и задается именно с этого угла, то, естественно, возможно, будут сложности, то такие люди, как Сапаров теряются и рисуют разные схемы и потом вписываются, и их сажают. Или в других странах примеры.
Что же в этой ситуации не так? В идеальной ситуации сама политическая система должна иметь разные уровни. Естественно, когда одни люди приходят к власти через переворот или через серию протестов, это создает столп неопределенности. Т.е. непонятно, какая же следующая перспектива: кто эти люди, каким образом они поймали момент и пришли к власти. Взять момент революции у вас, в Украине. Одни люди делают, другие люди иногда очень хорошо капитализируют и находят момент, и приходят к власти. Но вся цепь переживаний, опыта не всегда соблюдается, и героями опыта не всегда становятся те, кто действительно берет на себя основную ответственность за принятые решения в ходе этих переворотов.
Сама система должна быть открыта. Почему появляется идея открывать маслихаты, местных советы или разные институты, или органы, которые создаются на местном уровне, начиная от акимов. Тем самым, создавая целую лестницу того, как человек получает опыт и приходит осознанно в политику, пытается дать что-то обществу через свою общественно-политическую деятельность. И чем больше этих каналов открыто, тем лучше. Возможности намного шире, особенно для молодого поколения. Если страна переживает смену поколений. К примеру, сейчас в Кыргызстане появились новые политики. Появилась попытка создать новую партию на основе гражданского движения людей, которые получили хороший [опыт] в международных организациях и в проектной деятельности и чувствует то, что они могут пойти дальше. И всегда сложно сразу идти в национальную политику, на национальный уровень, не имея опыта, не имея той закалки, о которой вы говорите, к чему именно, когда люди другие апеллируют. И в этом отношении важно также, чтобы помимо требований, касающихся национальной политики, новые политические силы открывали для себя новые возможности. Потому что любые выбранные должности – это возможности, это возможность создать и сформировать свой политический капитал, свой имидж и свои успешные истории. Потому что сложно стать национальным политиком национального масштаба без серии этих успешных историй, будь то в интернете фейковые или будь то реальные в действительности.
Мы со своей стороны также предложили идею, т.е. мы в сотрудничестве с одним из ведущих политических ученых в области политических партий разработали несколько рекомендаций того, как изменить избирательную систему в Казахстане с тем, чтобы стабилизировать политические партии. С тем, чтобы сами партии не были причиной раскола и поляризации внутри общества. Понимаете, что, когда есть некоторые партии, которые заточены на то, чтобы сейчас всю систему просто максимально дисбалансировать. И получить дивиденды на этом. И эта идея создать более сбалансированную систему, чтобы общество получило более сбалансированную политическую модель, чтобы была не серия революций и переворотов, а была более демократическая [система], которая ведет еще больше к устойчивой представительной демократии. И постепенно позволит нам уйти от того наследия диктатур.
Сам либерализм не свойственен, его здесь не придумали. До него, чтобы появился либерализм, не появились вельможи, разные слои, т.е. ему здесь неоткуда было взяться. Более того, еще в нашей школе, а нашей культуре принята нетерпимость. Очень культивируется подавление и [существуют] сильная отцовская рука и прочие вещи. Естественно, люди не воспринимают это. Но есть очень важное обстоятельство. Не бывает так, что кто-то готов или не готов. Просто в какой-то момент может ситуация измениться, и у человека появляется возможность выбирать. К примеру, власть на местном уровне или в парламент. И это сразу меняет ситуацию, появляется пространство, где люди начинают более критично высказываться в политическом тоне. И изменения к лучшему, я уверен, они будут только после того, как мы будем менять наши политически системы. Само общество почувствует этот импульс, больше свободы в экономической деятельности приведет к большей раскрепощенности и меньшей цензуре, к большему обмену информацией, к большим культурным каким-то новшествам.
Данияр Молдокан
В других странах Центральной Азии молодежь пока что себя сильно не проявляет в политике. Здесь не происходят протесты, не создаются молодежные движения, нет альтернативных молодых голосов. Однако в этому году в Таджикистане свою кандидатуру на президентских выборах пытался выдвинуть молодой адвокат Фаромуз Иргашев. Хотя инициатива Иргашева не увенчалась успехом, не все так безнадежно с молодежным активизмом в Таджикистане.
Так говорит наш следующий гость, журналист Темур Варки, который начал свой политический активизм в молодом возрасте и который ведет оппозиционную деятельность в Европе. Расскажите, пожалуйста, поподробней, какую альтернативу действующей власти вы готовы предложить?
Темур Варки
Прежде всего, необходимо поменять правила игры. У нас есть прекрасная конституция. Во всяком случае, та конституция, которая была принята в 1994 году, она была написана представителями таджикских реформаторских сил. И была принята тогда. Потом многократно изнасилована Эмомали Рахмоном под себя, не менее 5 раз. Но в основе этой хорошей конституции главная – создать условие для ее исполнения. Во-первых, это вторая задача. Первая задача – непосредственно мирная ненасильственная смена власти, создание условий для ненасильственной смены власти. И вторая задача – укрепление: сделать традицией регулярную мирную ненасильственную, законную смену власти, как в цивилизованном мире это происходит, в развитых странах. Для этого требуется очень многое. Это свободные выборы, независимые центрально-избирательные комиссии. Это свободные СМИ, независимые от давления. Причем, самого разного спектра СМИ. Это могут быть [те], которые бы не позволили, которые бы были, так сказать, прожектором для населения. И независимые суды. Ничего из этого из этих трех столпов сейчас не существует: ни независимой выборного института избирательной комиссии, ни независимых СМИ, ни независимого суда не существует.
Данияр Молдокан
Как вы считаете, это можно расценивать, как сигнал от общества, что, в принципе, общество готово к переменам, и в случае чего может поддержать какие-то нововведения или новшества, или новые лица в политике в Таджикистане?
Темур Варки
Да, еще вчера можно было с сомнением об этом говорить, но сегодня уже можно говорить с большей долей уверенности о том, что таджикское общество готово или близко к готовности к переменам. Перемены востребованы в Таджикистане. Я не могу сказать, какой период времени необходим для того, чтобы они произошли, но они просто неизбежны. Сама ситуация и социально-политическая и экономическая ситуация внутри Таджикистана настолько уже вопиющая, что многие, практически все слои населения Таджикистана, начиная от сельского населения и заканчивая городским образованным населением, уже просто находится, если не в ожидании, то, во всяком случае, в возмущении тем, что происходит в стране.
Ежедневно мы получаем, я получаю в своих мессенджерах послания, просьбы, благодарности от людей. Некоторые призывают к более активным действиям. Говорят, что мы уже устали от слов, что надо переходить к делу, что люди, просто обыкновенные люди, мигранты под нашими видеопрограммами пишут, что «хватит ждать», «народ, проснитесь», «давайте объединимся» и т.д.
Данияр Молдокан
Темур, такой вопрос: в вашей политические организации какое место занимает активная или социально-активная, или политически-активная молодежь? Имеет ли она голос? Имеет ли она представленность в вашей организации?
Темур Варки
Несомненно, как-бы происходит смена поколений или произошла, и постоянно идет вливание: вступают на это поле молодые люди, активные, с активной позицией гражданской. Порой горячие, которые нуждаются еще в наставничестве. Но достаточно грамотные и трезвые молодые люди, и это обнадеживает.
Данияр Молдокан
Вот еще один такой вопрос: вы знаете, я имел возможность общаться с разными людьми. И на мой субъективный взгляд, возникла некая такая закономерность. Когда спрашиваешь людей более старшего поколения о том, что они думают о молодых политиках или про молодежь в политике, у них молодежь и политика автоматически ассоциируются с либеральными взглядами. Как вы считаете, можно ли всех молодых политиков автоматически отнести к либералам. Или большинство, по крайней мере, в Таджикистане?
Темур Варки
Нет, и это нормально. Сейчас достаточно, немало в Таджикистане людей, которые ностальгируют по Сталину, его методам управления. С удивлением и с огорчением иногда приходится читать достаточно безапелляционные заявления, призывы о том, что нужно сажать и расстреливать всех коррупционеров. Сажать – согласен, но расстреливать или вешать? Что нужно вернуть смертную казнь, что нам не хватает Сталина, т.е. на самом деле, здесь можно на этой смотреть с двух точек зрения и видеть здесь не только негатив, но есть и в этом и обнадеживающий или позитивный посыл. На самом деле, это симптом, а не посыл. Симптом, что молодежь, эта прослойка молодежи, которая ностальгирует по Советскому союзу, она выступает за восстановление социальных лифтов и против той повальной коррупции, клептократии, воровства, которые происходят сейчас при Эмомали Рахмоне уже 28 лет.
Данияр Молдокан
Как вы считаете, сколько еще времени потребуется, чтобы таджикистанская молодежь начала присматриваться к каким-то либеральным ценностям?
Темур Варки
Я считаю, что в таджикском обществе – большой запрос на либеральные ценности, потому что сейчас уже XXI век, и люди тоже с гаджетами видят, как живет другой мир. Молодежь учится в разных странах, в Европе, США, России, Казахстане, Кыргызстане. Людям есть, что с чем сравнивать. И на этом фоне ситуация в Таджикистане сильно проигрывает: на фоне даже Кыргызстана и Казахстана, и России, не говоря уже о европейских странах или США и Канаде. Поэтому либеральный запрос достаточно сильный, и молодежь просто выросла в другое время, ей доступно то, как надо, как должно быть, они видят это.
И они хотели бы, чтобы и в родной стране были созданы такие условия для свободного развития. Но скажем, в Таджикистане не работают социальные лифты. Это одна из социальных проблем Таджикистана: клептократия, регионализм, который построил Эмомали Рахмон с опорой только на своих земляков. Даже, если можно сказать «однокишлачников» и «одноколхозников из Дангары», которые не являются ни при каких обстоятельствах и не могли бы быть в равных условиях названы «национальной элитой». Большинство [из них] – неграмотные, полуграмотные люди, подобранные по признаку личной преданности и, так сказать, кровным связям, родственным связям. При любых других обстоятельствах равных, они никогда бы не стали политической и другой силовой элитой Таджикистана, потому что таджики имеют многовековую историю, традицию, государственность, культуру и т.д. В политике это просто посмешище и стыд, и не работают социальные лифты в отношении всех остальных регионов и слоев населения, кроме представителей кишлака Эмомали Рахмона. Там чудным образом кишлак Эмомали Рахмона рождает каких-то гениев управления государством. Причем, с купленными дипломами и научными степенями, что определил «Диссернет» неоднократно. Министерство финансов буквально вчера объявило о наборе, о вакансиях на более двухсот позиций в Министерстве финансов, и они не могут найти кадры. Кадровый голод – это следствие вот этой системы регионализма и клептократии, которые построил Эмомали Рахмон. Люди туда из других районов и регионов Таджикистана попасть не могут, т.е. они создали сами заслон и сами теперь, так сказать, набирают, объявляют призыв на вакансии, но десятки тысяч студентов, молодых людей ежегодно выходят на трудовой рынок и не могут найти работу в Таджикистане. Это связано как с уровнем образования, так и с этой клептократией. А молодежь, которая учиться заграницей не очень горит желанием вернуться в Таджикистан на те нищенские зарплаты. И даже, если кто-то из этих людей уже владеет 2-3-мя иностранными языками и хорошим образованием и вернется в Таджикистан, то, если не родственник или не однокишлачник Эмомали Рахмона, то никакой карьерной перспективы у такого человека тоже не будет. Т.е. это замкнутый, порочный круг, который необходимо разорвать и заставить работать после смены власти социальные лифты для всех. В основном, конечно, для молодежи.
Данияр Молдокан
Как можем резюмировать нашу беседу? Молодежь в Центральной Азии пока мало представлена в политике. Ей не хватает доступа к СМИ, у нее нет внятных программ и институциональной поддержки. Молодые люди пытались заявить о себе в Казахстане и Кыргызстане и почти не слышны в других странах Центральной Азии. Старые элиты остаются у власти, но они понимают неизбежность обновления. В некоторых странах надеются передать власть детям. Конечно, молодежь неизбежно придет к власти – но какой она будет, во что она будет верить и к чему будет стремиться – ответы на эти вопросы мы пока не знаем, но собираемся исследовать в следующем эпизоде с социологами и экспертами, которые эту тему изучали детально.
Подписывайтесь на наш подкаст – на нашей странице мы также размещаем транскрипт и полезные ссылки.
Спасибо за внимание – и до встречи на следующем сезоне!
Ширин Айтматова – Твиттер
Айдин Бакытбек уулу – страница в ФБ
Димаш Альжанов – страница “Oyan, Qazaqstan” в ФБ
Темур Варки – страница в ФБ
В подготовке подкаста участвовали:
Ведущий: Данияр Молдокан
Монтажер: Бекс Окенов
Транскрипт: Ксения Миронова
Медиа: Махаббат Боранбай
Идея: CAAN
Произведено CAAN совместно с PaperLab
Подкаст можно слушать на: