Нападение на Кабульский университет, произошедшее второго ноября, где в результате атаки были убиты 35 человек, большинство из которых студенты, в мировой прессе, как часто это бывает, осталось в тени стрельбы в Вене. Оба случая произошли в один день.
Террор в отношении студентов одного из самого старого афганского университета с почти столетней историей вызвал небывалую цифровую активность образованной и передовой части афганской молодежи, которая не остается в стороне от главных событий в своей стране.
#ПапинаДушаГдеТы?
Тысячи афганцев делились фотографиями убитых, их историями, а также своими мнениями относительно государственной политики, включая и мирные инициативы с Талибаном, которые пока не справляются в борьбе с нападениями и взрывами в разных частях страны.
Среди трупов молодых студентов, луж крови и разбросанных книг и ручек, был найден телефон местной студентки, на экране которого засветились 142 пропущенных звонков и смс от отца с текстом «Папина душа, ты где?».
Этот текст превратился в главный хештег афганских сегментов социальных сетей – гневные посты в отношении организаторов нападения, выражения соболезнований близким жертвам, песни и стихи и т.д. Почти две тысячи постов были опубликованы только в Фейсбуке с этим хештегом, очень много постов можно найти и в Твиттере. А хештег на английском #KabulUniversityAttack в Фейсбуке набрал 12 тысяч постов.
Афганская рэп-певица Сонита Ализаде, проживающая в Нью-Йорке, не осталась в стороне, и написала песню.
Не только виртуальные страницы афганского сегмента Фейсбука и Твиттера превратились в площадку выражения гнева и соболезнований по поводу трагедии, но и реальные стены других афганских университетов.
В Тегеране на улицах вывесили баннеры, а на главной башне столицы высветили афганский флаг и тот же текст «Папина душа, где ты?».
Отцы, которые пережили своих детей
Афганистан является молодой страной. В 38-миллионной стране (Всемирный банк, 2019), средний возраст составляет всего лишь 18,4 (Worldometers, 2020), а средняя продолжительность жизни не превышает 65 лет (Всемирный банк, 2018). Кабульский университет заявил, что в атаке 2 ноября были убиты 18 студентов, 8 из них девушки. Им было от 18 до 24 лет.
Автор поста задается вопросом, если человека, потерявшего родителей, называют «сиротой», а человека, потерявшего супруга, называют «вдовой или вдовцом», то как называют родителей, потерявших своих детей?
Жизнь не останавливается?
Среди убитых студентов оказался и 22-летний студент Мохаммед Рахеб, высокий красавец с густыми бровями и короткой бородой, который на видео снимал короткие мотивационные речи на персидском и английском языках. Сейчас по сети гуляет одно из этих видео-обращений, в котором он призывает своих ровесников всегда улыбаться и радоваться каждому мгновению жизни, несмотря на трудности.
Спустя пять дней после трагедии в университете был взорван в Кабуле в своей машине Яма Сиявуш, молодой журналист и брат известного депутата Бекташа Сиявуша. Соболезнование семье Сиявуш выразил президент Ашраф Гани. Яма некоторое время назад был уволен из местного телеканала Толо после упрека со стороны афганского министра за «использование иранизированного фарси и незнания пашту». Многие его соотечественники поделились последним постом Яма в Фейсбуке от 20 октября, где он процитировал Мавлана Руми.
«Все радости жизни твоей ниспосланы небом,
Оттуда ты пришел, туда и вернешься»
Молодежь Афганистана полем битвы выбирает Фейсбук
Уровень проникновения интернета в Афганистане составляет 20%. По данным отчета Digital 2020 от агентства We Are Social, к январю 2020 года в Афганистане были зарегистрированы почти 7,7 миллионов интернет-пользователей. Почти половина из них, 3,60 миллионов пользуются социальными сетями, а это практически каждый десятый житель страны. 99% пользователей социальных сетей заходят в интернет с мобильного телефона. Мобильный интернет в Афганистане стоит в среднем в десять раз дешевле, чем в Туркменистане, в четыре раза дешевле, чем в Таджикистане, и почти столько же, сколько в Узбекистане.
Фейсбук считается основной виртуальной площадкой в стране – в октябре 2020 года более 80% пользователей социальных сетей из Афганистана приходилось на Фейсбук. На почти 3,5 миллиона фейсбукчан из Афганистана приходятся менее полумиллиона пользователей Инстаграма и двести тысяч пользователей Твиттера.
Афганцы в Фейсбуке высказываются по практически всем вопросам жизни своей страны и мирового сообщества. Можно выделить несколько причин, которые позволяют афганцам пользоваться возможностями свободы слова намного активнее, чем например, их соседям из центральноазиатских стран.
В Афганистане практически никогда не было централизованной тоталитарной власти, которая подавляла инакомыслие и свободу высказывания. На протяжении всей истории в Афганистане всегда существовали разные центры тяжести, которые не позволяли соперничающим политическим группам подавить возможность других выражаться свободно. Поэтому практически ни одна политическая сила не имеет иммунитета от активной оппозиционной позиции граждан, которые не сочувствуют ей.
В стране с небольшими возможностями трудоустройства для молодежи нет реальной инфраструктуры развлечения, чтобы молодые выпускали пар. Сборная по футболу играет свои домашние игры в столице Таджикистана, концерты и кинопоказы проводятся в ограниченном числе и в ограниченных местах для ограниченного числа людей, телевизор не может быть постоянно доступным из-за частых отключений электроэнергии и так далее. А площадкой для свободного образа жизни, где можно смотреть бои Хабиба, матчи Барселоны или слушать современную музыку, становится, естественно, интернет. На этой площадке одновременно, конечно же, можно выразить и свое политическое мнение, чем афганцы и пользуются.
Афганцы достаточно красноречивы. Они читают много книг, любят язык и продолжают сочинять стихи – среди молодежи 21 века в Афганистане поэзия остается популярной, как и в средние века, когда, например, Герат был одним из культурных центров Хорасана, а занятие поэта считалось таким же престижным, как и сегодняшнего профессионального футболиста.
Практически все политические фигуры Афганистана активно пользуются Фейсбуком. У нынешнего президента Ашрафа Гани на официальную страницу подписано почти два миллиона человек, у его главного политического оппонента последних лет доктора Абдуллы почти 5,3 миллионов подписчиков. Сравните это с количеством подписчиков президента Узбекистана в Фейсбуке (300 000), единственного из президентов республик ЦА, который имеет официальную страничку в Фейсбуке. Официальные странички пресс-служб глав других республик не могут похвастаться фанатами – у Таджикистана 110 000 и у Казахстана менее 50 000.
Не сносите историю!
Еще одним отличием афганского общества от «советского» центральноазиатского является активная позиция деятелей искусства по важным вопросам.
Фархад Даря, главная звезда афганской музыки после Ахмада Захира, осудил террористов после атаки на университет, оплакивал убитого молодого журналиста, а сейчас пытается спасти здание старого кинотеатра в Кабуле, которое хотят снести городские власти. Кинотеатр Синема Парк, построенный в конце 50-х годов, кабульцы считают исторической и культурной ценностью города и символом свободного успешного открытого Афганистана. Хоть долгие годы уже кинотеатр не работает, там десятилетиями толпилась местная молодежь в ожидании фильмов Болливуда.
Кино, особенно индийское, занимает особенное место в сердцах афганского общества, многие афганцы выучили хинди после просмотра этих фильмов, а владелец кинотеатра причислялся к элите, как это можно увидеть в романе «Тысячи сияющих солнц» Халеда Хоссейни.
Набирает популярность хештег НеСноситеПаркСинамо на фарси, где проявляют особенную активность девушки. Лицом этого протеста стала 35-летняя Сахро Карими, руководительница Афган Фильм, государственного концерна по кинопроизводству, которая открыто называет афганских властей «недомужиками» за попытку снести кинотеатр.
Эта ремарка Сахро Карими является прекрасной иллюстрацией “мужества” афганцев в Фейсбуке. Как сказала одна таджикская журналистка, афганцев убивают, но они все равно говорят свое слово, в то время как, например, таджикские политические партии жалуются, что им «не предоставили зал для проведения съезда».