Российские СМИ обсуждают потенциальные трудности, которые представляют центральноазиатские мигранты, и трудности, которые им могут в ответ создать в России. С другой стороны, эксперты приветствуют новый закон, подписанный в Кыргызстане, обеспечивающий привилегии «двойного гражданства» для граждан Кыргызстана, имеющих гражданство России. Среди других тем – «новый консультативный альянс в Центральной Азии – без России», подписание которого скоро ожидается, а также возобновление сотрудничества по линии безопасности между Россией и Туркменистаном.
Регион
В «Известиях» обсуждают потенциальные трудности для мигрантов из Центральной Азии в России. (В своем праве: почему в России заговорили об ограничении въезда мигрантов, 07.08.2020). Дмитрий Медведев, заместитель председателя Совета безопасности, заявил об изменениях в миграционных процедурах. Предполагается, что российские власти рассматривают «возможность предоставления иностранцам разрешения на работу в России лишь после получения «недвусмысленного подтверждения» трудоустройства от работодателя. Также в проекте — возложить на работодателя «полную ответственность» за действия нанятого иностранца». Как сообщает Михаил Буянов, ведущий юрист по миграционным вопросам юридической компании «Зельцман и партнеры», в законодательстве России уже закреплена ответственность работодателя за нанятого сотрудника-иностранца: «Работодатель принимает на работу, допустим, гражданина Узбекистана. Он заключает с ним трудовой договор и в течение трех рабочих дней должен сдать уведомление об этом в территориальные органы МВД, занимающиеся вопросами миграции. Сотрудник МВД проверяет все документы: регистрацию, миграционную карту, патент, паспорт и ставит отметку «уведомление принято». При приеме на работу мигранта без уведомления штраф составляет от 250 тыс. до 1 млн рублей. Это и есть «полная ответственность, возложенная на работодателя». Аналогично обстоят дела, если нанимателями выступают физические лица, но штрафы меньше — до 5 тыс. рублей. Незматжон Мамаджанов, председатель Центра поддержки и развития узбекской культуры считает, что именно работодатель не желает оформлять мигрантов официально: «Мигранту сказали оформить документы — он оформляет. Работодателю выгодно взять работника нелегально, потому что они не хотят платить налоги. На стройплощадках 90% работников — это трудовые мигранты, и все они — нелегалы». Медведев заявил о 40% мигрантов безработных мигрантов, что может способствовать росту криминала, и, со ссылкой на данные МВД, рассказал о нарушениях общественного порядка мигрантами в ряде российских городов. Такие данные появились на сайте МВД в конце июля, где заявляется о «проявлениях экстремизма, «грубых нарушениях» общественного порядка, проведении несанкционированных массовых протестных акций в условиях запрета на выдворение иностранцев». В то же время статистика МВД не отмечает всплеска преступлений за первые четыре месяца 2020: число преступлений, совершенных мигрантами, снизилось на 1,2%. По мнению юриста Михаила Буянова, мигрантам могут усложнить процесс получения разрешительных документов на работу, и здесь есть обратная сторона: «Тогда иностранцам будет практически невозможно получить документы для работы, и у нас начнется шквал товарищей, которые будут работать незаконно». Новые ужесточения не затронут граждан стран-членов Евразийского экономического союза: Армении, Белоруссии, Казахстана и Кыргызстана. Граждане этих государств равны с россиянами в трудовых правах.
На Интернет-портале «Регнум» продолжают тему мигрантов (В Госдуме предложили ввести визовый режим для стран Средней Азии, 14.08.2020,). Сергей Миронов, лидер «Справедливой России» и депутат Госдумы предложил ввести визовый режим для государств Центральной Азии. Миронов заявляет: «Чтобы навести порядок внутри страны, надо начать с наведения порядка на границе. В первую очередь ввести визовый режим для стран Средней Азии».
«Коронавирус стал серьезным тестом на прочность политических систем стран Центральной Азии. Несмотря на серьезные социально-экономические последствия пандемии, можно сделать вывод — режимы устояли. Но в долгосрочной перспективе карантин и введенные жесткие ограничения напомнят о себе и обнажат старые проблемы. Среди наиболее острых из них — безработица и угроза радикального ислама», – так считает известный востоковед Алексей Малашенко (Пандемия может обнажить социальный протест в Центральной Азии, 03.08.2020). Малашенко говорит, что «необходимость в исламистской идеологии отпадет сама собой, когда в странах региона появится настоящая оппозиция. Люди смогут через оппозиционных депутатов в парламенте выражать свое недовольство. Ниша исламистов существенно сузится». Он заключает: «Важно понять, кем себя ощущают те жители Центральной Азии, кому сейчас по 18–20 лет. Многие из них владеют иностранными языками, ездят по миру, но при этом даже больше, чем родители чувствуют себя мусульманами. Именно эти молодые люди придут к власти через 20–30 лет. Они будут больше интегрированы в исламский мир, чем нынешние политики. Но важно, чтобы баланс между светскостью и религией был сохранен. А это как раз в руках нынешнего поколения политиков».
Виктория Панфилова предлагает обсудить грядущее подписание межгосударственного документа о дружбе, добрососедстве и сотрудничестве в XXI веке между пятью государствами Центральной Азии (Страны бывшего СССР создают новый консультативный альянс – без России, 30.08.2020,). Эпохальный документ планируют подписать на саммите глав государств осенью. Как сообщает министр иностранных дел Узбекистана Абдулазиз Камилов: «За исторически короткий период произошли колоссальные изменения в лучшую сторону в отношениях Узбекистана со всеми странами региона. Многие достаточно острые проблемы, которые существовали в отношениях нашей страны с соседями до 2016 года, сняты благодаря укреплению открытого и доверительного политического диалога лидеров стран региона. Личное доверие между президентами укрепилось. Динамично развиваются наши торгово-экономические, промышленно-производственные связи с соседними странами (…) Говоря о близких соседях, мы имеем в виду не только Казахстан, Кыргызстан, Таджикистан и Туркменистан, но и Афганистан». Тем самым, указывается в статье, «воплощается идея США о создании Большой Центральной Азии». Наби Зиядуллаев, заслуженный деятель науки РФ, главный научный сотрудник Института проблем рынка РАН, член-корреспондент Академии наук Узбекистана полагает: «Исторически и экономически перспективно нам быть вместе и решать региональные проблемы. При этом консультационный формат свидетельствует, что проект не является конкурентом Евразийскому экономическому союзу. Но я убежден, что Центральная Азия может и должна быть вместе с Россией. Все понимают, что все пять республик входят в зону геополитических и геоэкономических интересов России. И Россия достаточно много делает для того, чтобы включаться в эти процессы. Попытки региональной интеграции без России были 20–30 лет назад, но они не увенчались успехом».
Кыргызстан
Григорий Михайлов из «Регнум» рассказывает про подготовку к грядущим парламентским выборам «на фоне пандемии коронавируса» (Коронавирус смешал все карты: Киргизия готовится к парламентским выборам, 03.08.2020). Принять участие в выборах изъявили желание 42 партии. Ситуацию характеризуют «COVID, экономический кризис, слабая и разрозненная оппозиция, рост исламизации, слабая система госуправления», из которых ключевые – пандемия коронавируса и экономический кризис. Автор разделил партии на три группы: партии-лидеры, партии со средними шансами и проигрышные партии. Последняя группа создана в том числе «для использования их в качестве инструмента для ослабления ключевых партий». Предварительные прогнозы: «явка на предстоящих выборах (…) может превысить 75%, в парламент попадут 4, максимум — 5 партий. При этом не исключен вариант, когда три из них фактически смогут собрать «контрольный пакет акций». Среди фаворитов: партии «Биримдик» («Единство»), «Мекеним Кыргызстан» («Моя Родина Кыргызстан») и «Кыргызстан». У них есть ресурсы для предвыборной кампании. «Биримдик» тесно связан с президентом и его окружением. «Мекеним» — с известным в стране кланом Матраимовых и представителями южных элит, «Кыргызстан» — с чиновниками и преимущественно северным крупным бизнесом». В совокупности представители этих партий могут получить более 60 мест в парламенте – так считает российский автор, указывая, что ни одна из трех партий не выступала с критикой в отношении России, а также то, что партия СДПК, которую возглавлял экс-президент Алмазбек Атамбаев «шансов на попадание в парламент не имеет».
“Киргизия демонстрирует готовность перейти от партнерских, союзнических отношений с Россией к единому политическому, правовому пространству и формату. Конечно, c определяющей ролью России”
«Бишкек призывает соотечественников, проживающих за рубежом и получивших иностранный паспорт, вернуться на родину. Они смогут восстановить утерянное гражданство, но с особым статусом – вместо паспорта они получат «Мекен-карту» сроком на 10 лет, которая обеспечивает все гражданские права, кроме избирательных. Власти рассчитывают, что таким образом удастся привлечь инвесторов из числа бывших граждан и поднять экономику» – сообщает Виктория Панфилова из «Независимой газеты» (НГ) (В Киргизии де-факто вводят двойное гражданство, 11.08.2020). Президент Кыргызстана Сооронбай Жээнбеков подписал соответствующий закон «О внесении изменений в некоторые законодательные акты по вопросам правового положения соотечественников с иностранным гражданством». Привилегии «двойного гражданства» распространятся на граждан Кыргызстана, имеющих гражданство России или другой страны, кроме сопредельных Казахстана, Узбекистана, Таджикистана и Китая. Александр Собянин, политический директор Фонда культурного развития народов «Кочевник» (Бишкек) сообщает, что «из 1,2 млн киргизстанцев, которые находятся на заработках в России, 300–400 тыс. уже граждане РФ». По мнению эксперта, новый закон демонстрирует желание Кыргызстана создать единое правовое политическое пространство с Россией: «Киргизия демонстрирует готовность перейти от партнерских, союзнических отношений с Россией к единому политическому, правовому пространству и формату. Конечно, c определяющей ролью России». Статья приводит пост Кларой Ажибековой в Facebook: «Но мы можем отметить, что с возрождением Советского Союза мы будем иметь единое гражданство Советского Союза». Политолог Марс Сариев уверен, что закон усилит интеграцию с Россией: «У многих «чемоданное настроение». Многие хотят уехать в Россию и получить там гражданство. Российский паспорт дает возможность зарабатывать, а статус соотечественника дает право всегда вернуться домой. Это хорошее решение власти. Выезд будет лавинообразным. Но у нас другого выхода нет. Киргизия в преддефолтном состоянии». Кыргызстанцы видят Россию «стабильным государством с большим будущим», и «двойное гражданство» еще больше закрепит союзнические отношения Киргизии и с Россией».
Казахстан
«Росбалт.ru» обсуждает отказ Москвы от использования радиолокационной станции (РЛС) «Балхаш» в Казахстане (Российской ПВО больше не нужен Казахстан? 03.08.2020). Российская Дума уже расторгла соглашение об использовании станции, причина – техническая ненадобность и дороговизна содержания. Как поясняют военные эксперты, станция «Воронеж-М» под Орском более эффективна в обнаружении целей. Материал подчеркивает: «Москва, с политико-стратегической точки зрения, должна оставлять за собой те или иные объекты военного назначения, дислоцированные вне российской территории (…)сторонники «баз за рубежом» выход оттуда считают чуть ли не трагедией и потерей, как минимум, военно-политического влияния России». Между тем, в 2012 прекращена работа РЛС «Дарьял» в Азербайджане, и Москва укрепляет станции на российской территории. Отказ от Балхаш не означает прекращение российско-казахстанского военно-технического сотрудничества, однако «радиолокационные станции — очень «сенситивные» объекты, и если есть возможность использовать их на собственной территории — оно и лучше, поскольку «принимающая» страна в критические моменты, связанные с политическими перипетиями, конъюнктурой и оборонными интересами, будет преследовать собственные цели. И вряд ли Казахстан можно считать гарантированным исключением из этого правила». Кроме того «военные объекты за рубежом — удовольствие дорогостоящее». Автор статьи предполагает, что Москва стала экономить, взяв пример с Вашингтона. Закрытие РЛС не отразится на безопасности России, безопасность Казахстана также не должна пострадать, учитывая договоренности в рамках ОДКБ. То есть современная «Воронеж-М» способна защитить и пространство региона.
В Казахстане ведутся археологические раскопки, исследующие места пребывания аль-Фараби, чье 1150-летие отмечается в этом году (Шахматы и дракон. Как казахстанские археологи ищут следы аль-Фараби, 14.08.2020,). Раскопки проходят в городе Отрар, месте рождения аль-Фараби. Город, в котором родился средневековый мыслитель, располагается на юге современного Казахстана вТуркестанской области. Как сообщает Мухтар Кожа, доктор исторических наук и главный научный сотрудник Института археологии Международного казахско-турецкого университета им. Ходжа Ахмеда Ясави: «Этот город являлся политическим, экономическим и культурным центром исторической области Туркестан (район Средней Сырдарьи), важным звеном Великого Шёлкового пути. Отрар — единственный средневековый город на территории Казахстана, чеканивший золотые монеты, наряду с серебряными и медными». Археологические изыскания в Отраре длятся на протяжении 130 лет, начавшись в 1884 году командой во главе с академиком-востоковедом Николаем Веселовским. С 1969 года раскопки проводила археологическая экспедиция Академии наук Казахской ССР, во главе с археологом Кемалем Акишевым, который нашел уникального «Золотого человека». В ходе этих изысканий найдены уникальные артефакты: средневековый географический трактат, предположительный дворец Тимура, позолоченные плитки, шахматная фигура из слоновой кости, фрагменты желтополивной фарфоровой тарелки с изображением дракона. Раскопки сегодня проводятся силами казахстанских ученых, некоторые из них прошли обучения по линии ЮНЕСКО, в их распоряжении современные технологии. Осенью 2020 планируется отметить юбилей аль-Фараби в Нур-Султане и в Париже на Международном симпозиуме при поддержке ЮНЕСКО.
Туркменистан
Статья «Росбалт.ru» про ситуацию в Туркменистане, где эпидемия отрицается, что приводит к дополнительным расходам для семей больных. Материал сообщает об огромных поборах с пациентов за пребывание в стационаре –
800 — 1000 манатов ($229-286) за день: «Если человек умирает, платить за неудавшееся лечение приходится родственникам. Дополнительно с них требуют по 60 манатов ($17) за пластиковый мешок для трупа»; запрещены проведение ритуалов при похоронах, запрещены надгробные памятники и любые опознавательные знаки: «Это требование появилось после того, как независимые журналисты начали подсчитывать количество свежих могил на фотографиях со спутников»; берутся взятки за подключение
к аппаратам искусственной вентиляции легких, цена за один день на ИВЛ –$400; бюджетников и сотрудников частных компаний обязали проверяться на коронавирус, но тесты «для вида», поэтому «справку просто покупают». Несмотря на получение гуманитарной помощи от ВОЗ, включая средства защиты и маски для медперсонала, последние не раздают безвозмездно, а продают. Наконец, в больницах наплыв больных с симптомами COVID-19, но больничные листы не оформляются. Врачи в стране пытаются выступать с требованиями, но им угрожают уголовной ответственностью.
“РФ может быть не декларативным, а настоящим донором стабильности на постсоветском пространстве. Без РФ ни один вопрос не может быть решен. Москва также может стать гарантом личной безопасности руководителей постсоветских стран”.
Виктория Панфилова в «НГ» про возобновление сотрудничества по линии безопасности между Россией и Туркменистаном (Русских в Туркменистане узаконят, 20.08.2020). Госдума РФ одобрила законопроект о ратификации Соглашения о сотрудничестве в области безопасности между государствами. Сотрудничать будут «в борьбе с международным терроризмом, оргпреступностью, экономическими преступлениями, незаконным оборотом наркотиков, преступными доходами, незаконной миграцией и контрабандой, а также в сфере защиты окружающей среды». Предыдущее соглашение было подписано в апреле 2003 года между Владимиром Путиным и Сапармуратом Ниязовым. «В 2003-м было подписано два соглашения – об эксклюзивных закупках всего экспортного газа Туркменистана и о денонсации соглашения 1993-го о двойном гражданстве. Этот пакет сразу был назван соглашением «газ–люди», которое в итоге сломало немало судеб». Сегодня Ашхабад заинтересован в реализации газа и дипломатия РФ смогла продавить признание российского гражданства за теми, кто получил его после 2003 года. Эксперт Сердар Айтаков комментирует: «мы являемся свидетелями одной из последних фаз долгой и трагичной истории взаимоотношений между Ашхабадом и Москвой», он полагает, что важна «официальная юридическая фиксация статуса граждан, обладателей двойного гражданства. (..) необходим межгосударственный договор, который решил бы эту проблему, однозначно определив статус «двойного гражданства» и все его нюансы, включая и запрет на действие «обратной силы закона», то есть запрет на принудительные попытки лишения гражданства каждой из сторон». Директор международных программ Института национальной стратегии России Юрий Солозобов понимает соглашение глобально: «РФ может быть не декларативным, а настоящим донором стабильности на постсоветском пространстве. Без РФ ни один вопрос не может быть решен. Москва также может стать гарантом личной безопасности руководителей постсоветских стран. Что бы ни говорили, Туркменистан активно расширяет сотрудничества с РФ, в том числе по рынку рабочей силы».