В самый разгар карантинного режима я увидела «Стагнацию» Бабура Исмаилова. Из хаотичного микса цветов выступает образ девушки с книгой на коленях в ограниченном пространстве комнаты и черный абрис кошки на окошке. Эта работа, кажется, отразила социальную изоляцию, время побыть наедине с собой. Оказавшись в пространстве социальных сетей, «Стагнация» впитала в себя истории людей из разных точек света, став транснациональной. Современное искусство Узбекистана отличается от визуального ряда признанных мэтров советского реализма. В художественных работах Бабура Исмаилова, Вячеслава (Юры) Усеинова и Анны Ивановой представлена ежедневная жизнь, эти работы отражают современность и «времена COVID-19».
Вячеслав (Юра) Усеинов
Один из выдающихся художников Узбекистана – Вячеслав (Юра) Усеинов не однажды принимал участие в международных, республиканских и региональных выставках. Человек многих талантов, Усеинов сочиняет стихи, создает сложные инсталляции из металла и дерева, пишет философские эссе и картины, работает с шелкографией. В тандеме с супругой Ниной Петросовой, художник экспериментирует в различных техниках – гобелен, вязание, нитевидные радужные конструкции, лоскутное шитье, чий. Искусство Усеинова заставляет задуматься о таких жгучих темах, как миграция, война и мир, толерантность и время…..
Вячеслав (Юра) Усеинов родился в Фергане в 1962. Окончил Бобруйское художественное училище. Живет и работает в Ташкенте. С 1992 – член творческого объединения Академии художеств Узбекистана. В период с 1986 по 2004, художник принимал участие в более 20 международных арт-выставках и арт-проектах. Работы Вячеслава (Юры) Усеинова можно увидеть на его персональном вебсайте www.useinov.uz
Как ответ на пандемию COVID-19: «Азбука мутаций узбекского коронавируса» являет руку в перчатке из узбекского иката. Целый ряд жестикуляций, каждая символизирует соответственно происходящие социально-политические трансформации : «Коронавирус хапуга», «Коронавирус фиг Вам», «Притаившийся кулак узбекского коронавируса», «Дупло вранья», «Пламенный привет Китаю» и «Вирус прикинулся бедным родственником и просто умоляет пустить его домой», «Коронавирус взялся за нож». Художник объясняет:
“Под «Азбукой мутации узбекского коронвируса» я имел ввиду, что самый главный вирус, это человеческие пороки, которые как эпидемия разлагают ткань общественного сознания и государственного устройства”.
Две другие работы были созданы задолго до пандемии, но их значение особенно актуально в эти «ковидные дни». Моя любимая – «Фотография на память» (Шелкография на плотном дублерине). Две женские фигуры в паранджах, сетка чачвана опущена, рядом собачка. Шелкография была создана в 2016 году и произвела фурор на аукционе недавно организованного «Художественного базара».
Полностью закрытые женщины словно символ человечества пытающегося укрыться от бушующей пандемии, каждый в своем домике, изолированные по своей ли или чужой воле… Но разве может помочь хрупкий полог ткани защититься от внешних невзгод?
Следующая работа «Жест младенца» (2014, Смешанная техника на плотной бумаге: шелкография + каллиграфия + ручная живописная разработка). Многозначность аллегорий христианской, исламской и буддийской иконографии: грустный лик Мадонны, дитя и очертания птицы, сложенные крылья и персты, арабская каллиграфия сур из Корана. Эта многоликая работа еще один символ времени – культурное и религиозное многообразие современного мира… как пандемия повлияет на это многообразие?
Бабур Исмаилов
Уроженец Ташкента, Бабур Исмаилов – художник и иллюстратор. Арт-работы художника представлены на его персональном вебсайте, Facebook– и Instagram-страницах. Эти работы можно подразделить на три группы: живопись, графика и рисунок. Некоторые искусствоведы полагают что на творения Исмаилова отчасти повлиял сюрреализм. Сам художник говорит о “символических нарративах” и смотрит на пандемию по-философски:
Бабур Исмаилов родился в Ташкенте в 1973. Учился в Республиканском Художественном училище им.Бенькова в 1987-1990 гг. Выпускник Государственного института искусств и культуры Узбекистана имени Уйгура (1990-1996). Участник ряда международных арт-проектов, а также международных и республиканских выставок. Смотрите работы Бабура Исмаилова на его вебсайте: http://baburism.uz/ и Инстаграм-странице.
“Суть не в карантине, это даже помогает концентрации, так как мир не мешает, он спит. Но а если про ситуацию, так то что происходит это же вселенский коллапс, его невозможно было даже представить! Как можно не видеть такое вокруг и молчать? Мне происходящее напоминает фильм великого Ларса Фон Триера “Меланхолия”. И какое-то наслаждение тревожной тишиной. Да есть такое, и страх безнадежности. Мы свидетели некой библейской истории ветхого Завета”.
Почти каждый день на своей Facebook-странице Исмаилов постит новую работу, тем самым реагируя на происходящие события. Картина «Дарующие хазориспанд» – ответ на разразившуюся пандемию COVID-19. Бестелесные и одновременно четко выписанные дарители выступают из края садов и золотых куполов и несут в бездонный лазоревый мир золотые пучки хазориспанда. Для понимания значения картины, следует, во-первых знать, что в Центральной Азии для защиты от вируса используют местную траву – гармалу, исырык, юзерлик, хазориспанд или «траву от тысячи болезней». Дым от чудесной травы дезинфицирует воздух и прогоняет злых духов. Таким образом, «Дарующие хазориспанд» символизируют надежду на исцеление.
Тему одиночества и некой тягучести, даже остановки времени предыдущей «Стагнации» транслирует работа «Житейский натюрморт». Мужчина и женщина – разделенные как стеной, столом, на котором нагроможден бесконечный быт. Разделяет их не только пространство стола, оба погружены в собственные мысли и занятия. Сплошная стена с одиноким радио на заднем фоне, как беззвучный сигнал SOS, подчеркивает состояние отчужденности. Это изоляция в изоляции, изоляция в квадрате.
Анна Иванова
“Карантин практически не изменил мои планы -я очень много времени провожу дома, в работе. Конечно, вся эта ситуация с вирусом угнетает. Недавно организованный «Художественный базар» – это просто как луч света в царстве COVID. В пространстве «Художественного базара» мы ведь не только продаем наши работы, мы много общаемся, дискутируем. Буквально стали одной виртуальной международной арт-семьей”.
Так талантливая Анна Иванова комментирует время, проведенное в карантине. Простота работ обманчива, они настолько реалистичны, что мгновенно погружают в эпицентр изображенных событий. Анна представила целую серию работ о ташкентском рынке, их можно назвать карантинными буднями.
Анна Иванова родилась в Ташкенте в 1971. В 1993 она закончила художественно-графический факультет Ташкентского государственного педагогического института. Участвовала в нескольких международных и национальных выставках. Среди которых: выставка “Восток-Запад” в Ташкенте, арт-проект “Quebec: le nouvel orientalisme”, в Монреале, Ташкентской биеннале, феминистский проект “Женские художественные мастерские “Кухня” в Москве, в “Фестивале исламской культуры” в галерее ArtLane в Алматы. Больше работ Анны можно увидеть на Facebook-странице “Художественный базар”
В Центральной Азии базар является центром городской жизни, это пространство, где люди активно и тесно взаимодействуют. Как пандемия повлияла на базарную жизнь? Как сохранить контактность и взаимодействие базара в условиях пандемии?
Анна увлеклась “живоописанием базара” задолго до того, как грянул COVID-19, ей был особенно интересен «Чорсу» – центральный базар в Ташкенте. Однажды она обнаружила серию работ русского художника Евгения Русака, посвященных будням врачей, дезинфекционных бригад и простых граждан на Telegram-канале “Coronavirus Art”, Анна решила создать собственные “хроники центральноазиатского базара”. Эти работы имеют не только художественную ценность, они дают исторические сведения о «COVID- временах» в Ташкенте, которые будут интересны многим. Любопытно, как пандемия повлияла на распорядок жизни и ритм базара, как изменила его характер: среди щедрых россыпей фруктов и овощей появляются новые герои в костюмах почти как у космонавтов, продавцы и покупатели в масках и резиновых перчатках выглядят крайне загадочно. Больше никаких объятий, теплых приветствий и рукопожатий! Длинные очереди выстраиваются за самыми необходимыми и недорогими продуктами. Художница скрупулезно отразила каждую деталь в своих работах.
Автор выражает признательность каждому художнику за вдохновение и сожалеет, что не может рассказать о творчестве всех представителей арт-сообщества Узбекистана. Спасибо Анне Ивановой, Бабуру Исмаилову и Вячеславу (Юре) Усеинову за любезно предоставленные фотографии их работ!