В центре Каира есть большой парк и в нем расположен театр, а на прилегающей территории – знаменитая книжная ярмарка. И все они связаны с названием этноса узбеков. Эту территорию каирцы называют узбекской махаллей.
Циркулируют среди каирцев различные рассказы о том, что в средние века в этой махалле жили люди из Центральной Азии и здешний парк был заложен узбеками. Кроме этого, в Дамаске тоже имеются мечети, улицы и махалли, связанные с узбеками. Эти здания культуры имеют собственную историю, также существуют рассказы и легенды об их происхождении. В своей статье «Узбеки в истории Египта» известная египетская учёная – историк Маджида Махлуф подробно рассказывает о возникновении культурных «островков», связанных с узбеками[1], уделяя основное внимание позициям, занятым несколькими центральноазиатскими династиями в Египетском государстве в X – XVIII вв. и их участию в политической жизни государства. (Эту статью на узбекский перевел Комилжон Рахимов[2])
Основываясь на результатах исследований египетской ученой и других источниках, опубликованных на арабском языке, я собрал дополнительные сведения об истории узбеков в Каире и Дамаске, их социальном положении в XIX – XX вв. и сегодняшнем дне. Речь идет о материальном и культурном наследии иммигрантов из Центральной Азии и тех, кто идентифицировал себя с узбекским этносом в Каире и Дамаске.
Махалля «Узбакия»
В настоящее время в центре Каира сохранилась старинная махалля, связанная с узбеками. Среди обитателей этой махалли живут семьи из Шаша (старинное название Ташкента), Бухары, Ферганы и Тараза (бывшее название Джамбула) и они до сих пор свято хранят названия местностей, откуда прибыли их предки. Как пишут египетские историки, история создания данной махалли относится к концу XIV в. В период правления Мамлюкского государства Султан Кайтбай Атабек решил наградить командующего войсками Сайфиддина Узбека за большие победы в битвах и подарил ему землю в 60 акр. Вскоре там был построен пруд и заложен парк вокруг него. Этот парк и стал называться «Узбакия» («узбекский»). К 1495 г. «Узбакия» превратилась в большую махаллю в центре Каира.
Как пишет историк Маджида Махлуф, переселение людей из Центральной Азии на территорию Ближнего Востока имеет долгую историю, и в годы правления Аббасидов тюрки из Центральной Азии имели особый статус в составе их войск. Они, наряду с правителями из династии Аббасидов и в последующие годы в составе государства Мамлюков, служили на благо ислама и создавали независимые эмираты на Ближнем Востоке, а также занимали высокие посты во дворцах правивших династий.
Одной из таких династий является Тулуния. Семья Ахмада ибн Тулуна родом из Бухары основала в 868 г. Эмират Тулунидов и правила Египтом в течение 38 лет. Согласно источникам, этот правитель из Центральной Азии «царствовал на территориях от Египта до Евфрата и до Марокко с другой стороны и установил справедливость. Он даже был номинирован на пост халифа Багдада и был щедрой и славной личностью». Начиная с этого времени, народы из Центральной Азии стали обретать определенное значение[3].
После Тулунидов Мухаммад ибн Тагач ибн Джаф родом из Ферганы основал Государство Ихшидов, более известное названием «Ихшидиды». Он правил Египтом в течение 35 лет. Согласно Маджиде Махлуф, «центральноазиаты были в постоянном центре политики царств, расположенных на берегах Черного и Средиземного морей. На самом деле большинство султанов происходило из страны кыпчаков». Например, египетский султан Зохир Бейбарс всячески старался создать союз с центральноазиатами, в частности с узбеками. Согласно мнению египетского ученого Заки Мухаммада Хасана, узбеки имели свое место в управленческой жизни египетских падишахов. Они занимали такие авторитетные высшие посты, как эмир совета при падишахе, командующий войсками, эмир по вооружению, эмир караванов и эмир хаджа (паломничества). Служба центральноазиатов в системе государственного управления оказывала влияние как на искусство управления, так и на традиции зодчества[4].
В последующие периоды истории Египта многие авторитетные семьяи имели узбекское происхождение. Узбекские семьи существовали в период правления Оттоманской империи. В архивных документах периода правления Оттоманов имеются сведения о том, что махалля узбеков радушно встречала всех узбеков, прибывавших из Центральной Азии. В частности, в источниках есть сведения о том, что такя[5] «ал-Шаарани», построенная Кази Мухиддином Абд ал-Кадиром находилась под постоянным вниманием и спонсорством правителей и туда постоянно прибывали паломники из Центральной Азии и суфии ордена Накшбандия. Со временем, люди из Центральной Азии, жившие на Ближнем Востоке, в частности, в Каире ассимилировались с местным населением, только сохранились определенные элементы их языка, культуры и обычаев. Одним из таких элементов являются топонимы, связанные с этносом узбеков.
Махалля ал-Узбакия занимает видное место в Каире и большая ее часть была построена в годы правления падишаха Хадива Исмаила. Эта махалля охватывает площадь Ал-Атаба, парк «Узбакия» и театр «Узбакия». Махалля стала процветать во времена правления Оттоманов в Египте. Согласно источникам, в то время в этой махалле жили представители тюркских народов, прибывавшие из Центральной Азии, и они идентифицировали себя общим названием «узбеки». Со временем узбеки так сильно ассимилировались с местным населением, что потеряли свойства отдельной этнической группы. Но название «узбеки» сохранилось до сих пор[6]. Например, Парк «Узбакия» ‒ яркий тому пример. Примерно в XIV в. потомки из Центральной Азии создали большой парк и пруд. Позже на его месте был создан новый парк во французском стиле. Но узбекское название парка и поныне сохранилось. «В настоящее время размер этого парка сильно уменьшился, – говорит во время беседы с автором через Twitter Ясин, чьё детство прошло поблизости этого парка. – Тем не менее, он является одним из красивейших и прохладных мест Каира. Я слышал о том, что XVIII – XIX вв. вокруг этого парка жили тюрки – выходцы из Центральной Азии, но сейчас их не различишь. Иногда можно встретить среди населения, живущего в махалле «Узбакия» группы под названием бухарцы, туркестанцы и узбеки. Они говорят на арабском, их обычаи тоже не отличаются от наших».
Театр Узбакия, в котором пела Умм Кулсум
Внутри парка «Узбакия» расположен большой театр, который в свое время был известен как «Театр Узбакия» – ныне он именуется национальным. Театр открылся в 1928 г. и по сегодняшний день является самим старинным и большим театром на Ближнем Востоке. Театр, построенный по французскому и оттоманскому стилям, был назван «Узбакия». Старшее поколение до сих пор помнит это название[7]. Ярчайшие произведения арабского театра и музыкального искусства ХХ в. были поставлены в этом знаменитом театре.
Одна из известных представительниц арабского песенного искусства Умм Кулсум тоже выступала со своими концертными программами в театре «Узбакия»[8].
«Узбекская стена» – излюбленное место Наджиба Махфуза
На территории, примыкающей к северным стенам парка «Узбакия», расположена книжная ярмарка, известная всему миру под названием «Стена «Узбакия» в Каире» (سور الأوزبكية). Начиная с 1926 г., она известна под данным названием[9]. Хотя книжная ярмарка не имеет никаких связей с этническими узбеками, то, что она называется «Узбакия», является еще одним доказательством того, что предки узбекских иммигрантов из Центральной Азии жили здесь. «Стена Узбакия», где торгуют старинными и недорогими книгами, которые в течение многих лет были фундаментом для формирования многочисленных учёных, была излюбленным местом у писателя, лауреата Нобелевской премии Наджиба Махфуза. В ходе проведения данного исследования автор побеседовал с доктором Хилалом Абдураззаком, который уже долгие годы посещает книжную ярмарку «Стена Узбакия» и приобретает там книги. «Это место является любимым для студентов, исследователей и любителей книг в целом. Я не могу сказать, что все те, кто приходит сюда, знают о том, что когда-то здесь жили выходцы из Центральной Азии, в том числе, узбеки и казахи, но египетская интеллигенция хорошо осведомлена о том, какую роль играли узбеки в истории Египта во время правления Мамлюков», – рассказал Хилал Абдураззак.
Узбеки в Дамаске
На сегодняшний день в исторических центрах Дамаска сохранились махалли, улицы, исторические мечети и медресе, связанные с этносом узбеков. Согласно сведениям, в 2010-х в городах Дамаск и Алеппо Сирии проживали несколько тысяч узбеков (бухарцев). В исторических источниках имеются сведения о том, что выходцы из Центральной Азии, в том числе и узбеки, прибыли в г. Дамаск вместе с тюрками–мамлюками. Как это было в истории Египта, Эмираты Тулунидов и Ишхидидов имели большое политическое и военное влияние в истории Сирии. В период правления мамлюков крупные собственники, командующие войсками и политические деятели строили в Дамаске мечети, медресе и обители для дервишей (мусульманских нищенствующих монахов).
В XVIII – XIX вв. люди из Центральной Азии прибывали на территорию Сирии для совершения хаджа по караванным маршрутам, пролегающим через Иран. По сведениям, в то время Дамаск являлся последней остановкой маршрута для паломничества из Центральной Азии через Иран. Многие паломники по пути назад из мест хаджа оседали здесь. Здесь были специальные обители (такя). В частности, во времена оттоманских падишахов была основана такя Мурадия. Ее связывают с именем одного из ярких представителей ордена Накшбандия, выходца из Центральной Азии Мурада Мухаммада аль-Бухари. Здесь собирались суфии вышеназванного ордена, и она служила временным приютом для паломников. Эта такя расположена в махалле ал-Вард Дамаска. В составе данной такя есть и соборная мечеть Мурадия и она считается одной их самых больших в столице Сирии. Сохранившуюся до сих пор соборную мечеть Ал-Афрам тоже связывают с выходцами из Центральной Азии, она расположена в махалле ал-Мухаджирин в Дамаске. Известно, что выходцы из Центральной Азии жили в таких махаллях данного города, как аль-Азбакия, аль-Мухаджирин, Аннабаа ас-Салахия, Суксаруджа, аль-Майдан, аль-Кадам и т. д[10].
В ХХ в., в период коллективизации и последовавших за ним сталинских репрессий выходцы из Центральной Азии эмигрировали сперва в Афганистан, затем в большие города Ближнего Востока, в том числе и в Дамаск и оседали там. Среди прибывавших в Дамаск выходцев из Центральной Азии были потомки семейств бухарских эмиров и кокандских ханов, люди, занимавшие высшие чины в ханстве, военные и шейхуль-исламы, поэтому несмотря на большие трудности, с которыми они сталкивались в первое время, им удавалось найти свое место как в государственных делах, так и в обществе. Их называли общим названием «бухарцы». Некоторые выходцы из Центральной Азии стали военачальниками, политиками, крупными предпринимателями, учёными и муфтиями. В частности, в свое время Насахи аль-Бухари занимал высокие военные посты и должность премьер-министра. Лингвист Бурхан Бухари славился не только в сирийских, но и в узбекских научных кругах.
Одним словом, как это было в Саудовской Аравии, Иордании, Иерусалиме и Каире, наши соотечественники в Дамаске тоже занимались созиданием, с полной отдачей служили родине, во имя ислама и того общества, в котором жили, в результате чего заслужили доброе имя и уважение.
Оригинал на узбекском языке – Қоҳира ва Дамашқдаги ўзбек маҳаллалари