Фото: “global warming” by alandberning licensed under CC BY-NC-SA 2.0
В этой серии интервью с известными и влиятельными глобальными мыслителями мы обсуждаем мир в 2020-м году, борьбу с пандемией COVID-19 и актуальные и важные последствия этой борьбы в сфере геополитики, дипломатии, экономики и инноваций.
Интервью с Послом Билахари Каусиканом:
Вспышка COVID-19 имеет огромные последствия для всего мира. Уровень непредсказуемости и недоверия между странами повышается. Как нынешняя обстановка влияет на глобальные процессы?
Прямое воздействие будет заключаться в акцентировании на существующих тенденциях, а не в коренном изменении их направления. Например, это добавляет более острое измерение стратегической конкуренции между США и Китаем. Мы должны понимать, что крупные страны будут в большей степени озабочены своими внутренними вопросами, следовательно давление на процессы глобализации будут усиливаться. Неопределенность возникает из-за того, что мир будет находиться в глубокой рецессии в течение длительного периода времени, и это может привести к усилению споров и напряженности непредсказуемым образом. В целом, все мы будем сталкиваться с более сложной внешней средой в течение довольно долгого времени.
Как пандемия влияет на процессы экономической регионализации в Азии?
Экономический регионализм и глобализация в обусловлены двумя широкими факторами.
Во-первых, политические. По причинам, приведенным в моем ответе на ваш первый вопрос, этот фактор будет усложняться на региональном и локальном уровнях. Поскольку региональная и внутренняя политика становятся все более сложными, страны могут быть в меньшей степени готовы и способны идти на компромиссы, необходимые для продвижения регионализации вперед.
Однако вторым фактором, определяющим региональную экономическую интеграцию и глобализацию, является технология. Технический прогресс может замедлиться, но не может быть обращен вспять. Мы не можем отучиться от того, чему уже научились. Поэтому, хотя в краткосрочной и среднесрочной перспективе региональная экономическая интеграция может замедлиться или даже застопориться, я с оптимизмом смотрю на то, что она будет продолжаться и в долгосрочной перспективе.
Конечно, никто на самом деле не может точно определить краткосрочную, среднесрочную и долгосрочную перспективу, потому что мы находимся только в конце начала этой пандемии. Но мы должны сохранять спокойствие и никогда не терять из виду будущее, даже когда решаем насущные проблемы.
Поскольку мировые державы соперничают друг с другом в Азии, Сингапур (как и страны Центральной Азии) должен умело ориентироваться в довольно сложной геополитической обстановке. В своей последней книге «Сингапур – не остров» вы задаете вопрос, о том «будет ли будущее многополярным», где основным фокусом является соперничество США и Китая. Какова будет дальнейшая траектория отношений двух геополитических “тяжеловесов”?
Азия – сложный и разнообразный регион, и это делает ее естественно многополярным регионом. США и Китай – это геополитические факты, которые нельзя игнорировать, но они не единственные заметные факты. Япония, Индия, Россия, Республика Корея, Австралия, Индонезия, Вьетнам и другие являются существенными державами со своими собственными интересами.
Я не думаю, что США и Китай выйдут из этой пандемии в отличном состоянии. И те и другие – важные силы, но им не особенно доверяют. Поэтому никто не будет класть все свои яйца в одну корзину. Все будут хеджировать и балансировать, одновременно стараясь поддерживать наилучшие отношения со всеми крупными державами.
Это приведет к системе, которую я называю «асимметричной динамической многополярностью». Это ситуация, в которой не все “полюса” будут иметь одинаковый стратегический вес. Соперничество США и Китая образует центральную ось, вокруг которой другие страны будут постоянно выстраиваться и перестраиваться в меняющихся моделях, иногда склоняясь в сторону США, а иногда в сторону Китая. Все это будет продиктовано различными интересами стран в конкретных областях и меняющихся обстоятельствах.
Они не будут образовывать стабильные кластеры вокруг США и Китая, как они образовались вокруг США и СССР во время Холодной войны. Не забывайте, что даже во время Холодной войны ни Вашингтон, ни Москва не могли полностью контролировать свои «лагеря». Это гораздо более сложная ситуация, чем биполярность холодной войны.
Ключевая причина, по которой сегодняшняя ситуация более сложна, – экономическая. СССР был лишь периферийной частью мировой экономики – США и Китай являются неотъемлемыми и незаменимыми частями мировой экономики и глубоко переплетены. Они могут “разъединяться” в определенных областях, но общее разъединение во всех областях невозможно, так же невозможно, как и образование двух совершенно отдельных систем.
Поэтому ни одна страна, какой бы зависимой она ни была по отношению к США или Китаю, не согласится на исключительные отношения ни с той, ни с другой.
Говоря о развитии сотрудничества стран Центральной Азии, можно ли отталкиваться от опыта АСЕАН?
Условия в Юго-Восточной Азии и Центральной Азии явно отличаются, и вы не можете просто скопировать то, что сделала АСЕАН.
Но вы можете вдохновиться гибкой и адаптивной структурой АСЕАН и начать определять свой регион с точки зрения собственных интересов вашего региона, а не пассивно позволять региону определяться внешними великими державами.
Ключевой урок АСЕАН состоит в том, что малые страны всегда могут действовать самостоятельно, когда имеют дело с крупными державами. Вы должны быть бдительными, ловкими и смелыми, но никогда не беспомощными. Вы всегда можете сохранить свою самостоятельность.
Как вы относитесь к моральным дилеммам усиления государственного надзора и необходимости контроля за эпидемиями в будущем? Какие уроки можно извлечь из опыта Сингапура?
Готовиться. Мы узнали об этом от атипичной пневмонии 17 лет назад. Каждая пандемия отличается от других, но необходимо учиться и готовиться к следующей. Там будут сюрпризы, и вам придется приспосабливаться к ним, но лучше быть готовым, чем нет.
Я не вижу никакой моральной дилеммы. В чрезвычайных ситуациях индивидуальные права, очевидно, должны быть подчинены правам общества. В противном случае пострадает человек и общество. От этого сурового факта никуда не деться. Но, разумеется, каждая страна сама должна определять приемлемый баланс между индивидуальными и коллективными правами, исходя из своих конкретных обстоятельств, культуры и истории.