Фото: “Cradle stall” by Andrea Kirkby licensed under CC BY-NC 2.0
Автор: Шавкат Атаханов, кандидат исторических наук, Южное отделение Национальной академии наук Кыргызской Республики. Статья написана для цикла “Конфликт на юге Кыргызстана десять лет спустя: Перспективы, последствия, действия” (под редакцией Ф. Лоттхольца и А. Исмаилбековой), июнь 2020.
В июнe этого года исполняется 10 лет трагическим событиям 2010 года в Кыргызстане. В первые годы после них имели место определённые проблемы в смягчении напряженности между «этносами, схожими этногенетически, по языку, по религии и традициям – кыргызами и узбеками» (Атаханов 2014: 114). Для улучшения ситуации в сфере межнациональных отношений и недопущения межэтнического конфликта правительством Кыргызской Республики принимался ряд мер в данном направлении и даже был образован специальный орган Государственного агентства по делам местного самоуправления и межэтнических отношений при Правительстве Кыргызской Республики, а также Мониторинговый центр по раннему предупреждению межэтнических конфликтов в стране. Была принята Национальная стратегия устойчивого развития Кыргызской Республики на период 2013-2017 годы (Президент КР 2013). Благодаря этому в обществе установилась относительная стабильность в сфере межэтнических отношений и наладилось взаимное доверие между гражданами различных национальностей. Представители кыргызской и узбекской общин продолжают жить вместе и работать в одном коллективе бок о бок, занимаясь созидательной деятельностью. Они ходят друг к другу в гости, вместе справляют праздники, торжества, свадьбы и так далее. А звучание кыргызских песен и музыки на узбекских свадьбах, и, наоборот, узбекских песен и музыки на кыргызских свадьбах, говорит об улучшении межкультурных взаимоотношений между двумя братскими народами.
Таким образом, в целом, в стране в сфере межэтнических отношений произошли позитивные шаги, в том числе и на юге Кыргызстана. Благодаря усилиям государства и общественности вот уже десять лет Кыргызстан живет в условиях мира и согласия, нет крупных межэтнических конфликтов, если не считать мелких бытовых споров. Практика показывает, что в улучшении или ухудшении ситуации в сфере межэтнических отношений не последнюю роль играют и средства массовой информации: радио, телевидение, газеты, электронные сайты информационных агентств и страницы различных социальных сетей. В данной работе анализируются высказывания некоторых граждан Кыргызстана в социальных сетях страны.
Результаты исследования июньских материалов кыргызстанских СМИ Агентством Социальных Технологий при поддержке ОБСЕ в 2011 году показывают интересную картину. В нем было отмечено, что «нетерпимость стала главной эмоциональной составляющей в кыргызоязычных СМИ. Конфликт… раскрашивался в самые кровавые краски, преподносился без всяких норм журналистской этики и человеческой морали, нравственности, подливая масло в огонь, заставляя людей позиционироваться и разделяться на группы «Мы» и «Они». Медийное пространство социализировало население в терминах вражды, насилия и противостояния… Язык вражды кыргызстанских журналистов прямолинеен, жесток, безапелляционно требующий бить всех, кто не «Мы». «Вне зависимости от того, какая классификация используется, правилом является то, что одна из сторон («Мы») снабжается позитивно оцениваемыми качествами, а другая («Они») оценивается негативно» [2.4].
Схожее мнение можно найти и в отчете Международной независимой комиссии по исследованию событий на юге Кыргызстана в июне 2010 года. В нём указано, что «существуют некоторые доказательства, которые указывают, что СМИ играли негативную роль в смысле поддержания пламени этнического антагонизма по ходу событий. В схожей степени они слишком редко вносили вклад в конструктивные пути обсуждения межэтнических вопросов внутри общества. В период после июньских событий СМИ фасилитировали распространение этнически нагруженных слухов и, похоже, сделали довольно мало для обеспечения того, чтобы некоторые истории были основаны на реальности» (Международная независимая комиссия 2011: 26).
Острый язык вражды на страницах официальных средств массовой информации Кыргызстана в последующих годах, благодаря усилиям государственных органов, постепенно уменьшается, но среди отдельных членов двух этносов еще сохраняется атмосфера недопонимания, и она проявляется в виде комментариев на информационные сообщения.
В свое время, журналист У. Бабакулов в своей статье писал о комментариях некоторых пользователей, унижающих представителей другой национальности. По его словам, «когда в интернете пишут о главе государства, спецслужбы оперативно вычисляют пользователей, посмевших высказать критику в адрес президента. Но когда стоит вопрос об угрозе государственной безопасности из-за призывов в соцсетях к межнациональной розни, спецслужбы или делают вид, что ничего не замечают, или действительно не видят» (Бабакулов 2017). По словам кыргызского публициста Нарын Айыпа, «Бабакулов поднял на самом деле острую проблему. В «Фейсбуке» и других социальных сетях есть национализм. После того, как он поднял эту тему, как минимум, его должны были позвать, поговорить о совместных действиях, о путях решения проблемы. Но, к сожалению, человека, поднявшего проблему, делают виновным» (Асанов 2017).
Контент-анализ некоторых сообщений и видеосюжетов, выложенных на страницы социальных сетей и освещающих события, в которых участвуют представители двух этносов, в некоторой степени доказывает правоту У.Бабакулова и показывает, что уровень этнической неприязни сторон достаточно высок. Так, 29 августа 2019 года на страницах многочисленных сайтов и на страницах информационных агентств кыргызского сегмента был опубликован видеосюжет инцидента (ныне удален – прим. редактора) с участием пьяного вице-мэра города Оша, этнического узбека и инспекторами государственной автоинспекции (ГАИ) – представителями кыргызской общины.[1] Этот видеоролик мгновенно был распространён различными кыргызоязычными информационными агентствами, а также многочисленными пользователями на страницах Фейсбука, Ютуба и других социальных сетей, что создало резонанс в интернет-пространстве. Так, информационное агентство «Спутник Кыргызстана» выложило этот видеосюжет на канал Ютуб под названием «Поведение инспекторов ГАИ с вице-мэром Оша» на кыргызском языке. Данный видеосюжет был снят с помощью мобильного телефона со стороны инспектора ГАИ и в нем есть слова, доказывающие высмеивание сотрудниками вице-мэра. Всего на данное видео оставлено 22 комментария на кыргызском языке. Контент-анализ показал, что против действий инспекторов ГАИ оставлено 4 комментария, против действий вице-мэра – 10, в защиту чести вице-мэра – 4, нейтральных – 4.
Человек, оставивший комментарий в защиту вице-мэра под ником «zari zari», вежливо призывал комментаторов не делить людей по этническому признаку, цитируя слова пророка Мухаммеда из хадисов «кто делит людей по нации, тот не из нас». На этот призыв комментатор, некая «Назгул Садирова», ответила нецензурной бранью и термином, унижающим национальную честь и достоинство узбекской общины. Этот же видеосюжет, скопированный с сайта Reporter.kg под названием «Вице-мэру Оша за вождение автотранспорта был наложен штраф в 17500 сомов», 30 августа 2019 года был выложен на кыргызском языке в группе «Оштуктар» на странице в Фейсбук пользователем под ником «Кыргызбай Койчуманов».[2] Под сообщением было оставлено 111 комментариев на кыргызском языке. Их анализ показал следующие результаты: комментарии, поддерживающие действия инспекторов ГАИ – 19 (17,1%), осуждающие действия ГАИ – 8 (7,2%), поддерживающие вице-мэра – 4 (3,6%), враждебны в отношении действий вице-мэра – 37 (33,33%), из них со словами, оскорбляющими национальную принадлежность героя видео – 12 (10,81%), имеющие нейтральный характер – 43 (38,73%). Данный видеосюжет набрал самое большое количество комментариев в тот же день, когда он был выложен на Ютуб под ником «Акыркы Кабарлар – Санжар Калматай». За короткий период данный видеосюжет набрал 980 комментариев.[3]
Стоит отметить немаловажный факт, что вице-мэра г. Оша на видео снимали сотрудники ГАИ. Во-первых, по закону, они поступили правильно, задержав водителя-нарушителя. Во-вторых, на видео есть слова, доказывающие высмеивание ими вице-мэра. Такого случая невозможно было до сих пор найти на страницах социальных сетей Кыргызстана. Исходя из этого, часть комментаторов предположила, что данный инцидент был заранее спланирован. Поэтому имеется и комментарий, осуждающий действия сотрудников Министерства внутренних дел. Кроме того, эти действия сотрудников ГАИ не соответствуют служебной этике. К этому можно добавить еще тот факт, что кыргызстанское общество не очень симпатизирует сотрудникам ГАИ. Большинство комментариев показали нейтральную позицию, а 135 комментаторов недоумевали, почему представитель узбекской общины занимает столь высокий пост в городе и выражали свое недовольство, некоторые даже требовали немедленно снять его с должности и поставить на его место представителя кыргызской общины. 123 человека выразили возмущение по поводу вождения автотранспорта в нетрезвом состоянии чиновником, указывая на несоответствие занимаемой им должности. Среди них имелись и 4 комментария на узбекском языке, осуждающие вице-мэра. Поддерживали его 11 человек: из них 4 на узбекском, 3 на русском и 4 на кыргызском языке. Действия инспекторов ГАИ похвалили 62 комментаторов, 46 были против них. Призыв не делить людей по национальному признаку выразили 30, и к толерантности 6 комментаторов. В 42 отзывах в отношении героя видео употреблены слова, унижающее национальную честь и достоинство другого этноса.
Анализ другого видеосюжета, выложенного на странице в Фейсбук каналом Next TV от 7 апреля 2020 года под названием «Уроженец Жалал-Абада конфликтовал с людьми, раздающими продовольствие»[4] на кыргызском языке, тоже обнаруживает серьёзный уровень неприязни между отдельными представителями двух общин. Так, из 246 комментариев 226 были опубликованы на кыргызском, 12 на русском, 3 на узбекском, 1 на казахском языках, 4 человека вместо комментариев оставили видеоролики или смайлики, осуждающие действия героя видео. Среди комментариев оскорбительные слова, унижающие национальную честь и достоинство героя видео встречаются 21 раз, высказывания с оскорблениями данного героя нецензурными словами 11 (9 на кыргызском, 1 на русском и 1 на казахском языках), отзывы, содержащие оскорбления нецензурными словами в отношении кыргызоязычных комментаторов на узбекском – 2, комментариев, призывающих к межнациональной толерантности – 3 (на кыргызском 1, на узбекском 1, на русском 1), нейтральные комментарии – 13 (на кыргызском 9, на русском 4), комментарии призывающие к расправе над героем видео на кыргызском – 11, комментариев с осуждениями героя – 52 (46 на кыргызском, 4 на русском и 2 на узбекском), осуждение действий героя видео с акцентом на его этническую принадлежность – 26 (24 на кыргызском и 2 на русском).
Имя Азимжана Аскарова на страницах СМИ раздражает многих представителей кыргызской общины и, поэтому, каждый раз, когда в сообщениях поднимается вопрос, связанный с ним, то непременно под ним оставляют комментарии с оскорблениями, призывами к расправе и тому подобное.
Язык вражды обостряется в комментариях, оставленных на сообщения, в которых речь идет о трагических событиях 2010 года и особенно она резко поднимается, когда упоминаются имена отдельных лиц узбекской национальности, которых власти считают виновниками конфликта. Один из них, известный журналист и правозащитник узбекского происхождения, Азимжан Аскаров был подвергнут уголовному преследованию и был осужден на пожизненное заключение за организацию массовых беспорядков, разжигание межнационального конфликта и за убийство сотрудника милиции. Его имя часто упоминается на страницах различных СМИ из-за долгих судебных тяжб, продолжающихся по сей день. Имя Азимжана Аскарова на страницах СМИ раздражает многих представителей кыргызской общины и, поэтому, каждый раз, когда в сообщениях поднимается вопрос, связанный с ним, то непременно под ним оставляют комментарии с оскорблениями, призывами к расправе и тому подобное. Например, это можно видеть в последнем событии, произошедшем с участием А.Аскарова, когда 14 апреля 2020 года на канал Ютуб был выложен видеосюжет под названием «Выйдет ли Азимжан Аскаров из тюрьмы?» (Аскаров 2020) на кыргызском языке, скопированный со страницы информационного портала «Багыт». В видеосюжете сообщается об обращении ряда международных правозащитных организации на имя президента Кыргызстана с просьбой освободить А. Аскарова из мест заключения. Контент-анализ комментариев, оставленных под видеосюжетом, говорит о серьёзном уровне неприязни к такой категории людей со стороны отдельных представителей кыргызской общины. Так, из 69 оставленных комментариев на кыргызском языке, против его выхода из тюрьмы высказались 59 (85,50%) человек, из этого числа террористом его называли – 6 (8,69%), желающие ему смерти – 9 (13,0%), оскорбившие его нецензурными словами – 12 (17,19%), словами, оскорбляющими его национальность – 1 (1,45%), нейтральные – 9 (13,0%), в его защиту – 1(1,45%).
Анализ содержания комментариев показывает, что на страницах соцсетей среди отдельных пользователей еще сохраняется атмосфера ксенофобии и национализма. Парадоксально, но факт, что в комментариях, оставленных представителями этнического меньшинства или на их языке, меньше ксенофобии и большее призывов к толерантности. Сравнивая результаты контент-анализа всех этих комментариев в социальных сетях Кыргызстана можно сказать, что уровень языка вражды разнится в зависимости от обстоятельств событий, содержания и характера материалов, от языка передачи информации, а также от стереотипов, транслируемых в среду определенных этнических общин через передаваемую информацию СМИ.
С появлением нового поколения мобильных устройств в Кыргызстане широко развивается блогерство. Однако, в отличие от представителей кыргызской общины, среди этнических меньшинств, особенно среди узбекской общины Кыргызстана пока еще не успели показаться на горизонте “свои” блогеры. Язык вражды из официальных СМИ перешёл и в продукцию блогеров.
Уровень распространения языка вражды ярко можно продемонстрировать на примере высказываний в ходе съёмок видео и оставленных комментариев под видеосюжетами известного кыргызского блогера Бауржана Кадырбекова. Он выложил скандальный видеоролик в Ютуб, снятый им во время посещения торговых заведений этнических узбеков города Узгена и Оша.[5] Блогер Б. Кадырбеков за свои публикации снискал большую поддержку со стороны представителей своего этноса, но со стороны узбекской части населения заработал раздражение, ненависть и ярлык националиста. Дело дошло до того, что узбекоязычные блогеры из Узбекистана призвали Бауржана Кадырбекова к нейтральному освещению событий.[6] Выложенные им видеосюжеты на канал Ютуб создали резонанс в обществе и заново превратили интернет-пространство в виртуальное поле словесного боя между отдельными представителями сторон. В настоящее время комментарии к некоторым видеосюжетам блогера Б. Кадырбекова, связанным с межнациональными отношениями, отключены.
Таким образом, спустя 10 лет после трагических июньских событий 2010 года, в Кыргызстане благодаря усилиями государственных органов язык вражды на страницах официальных СМИ Кыргызстана постепенно смягчается. Но он ещё в значительной степени сохраняется на страницах социальных сетей в среде отдельных пользователей на таких серверах как Фейсбук, Ютуб и других, и, в том числе, в публикациях видеоблогеров и в оставленных комментариях под видеосюжетами, освещающими скандальные события с участием представителей этих двух этносов. Данная проблема до сих пор не теряет своей актуальности.
После прихода к власти нового руководства в республике для улучшения межэтнических отношений и укрепления взаимного согласия между гражданами было разработан ряд мер. Так, были приняты Программы развития местного самоуправления Кыргызской Республики на 2018-2023 годы (Правительство КР 2018), а также Национальная стратегия развития Кыргызской Республики на 2018-2040 годы.[7] В этих программах и стратегиях четко обозначаются планы и действия государственных органов для улучшения межэтнических отношений. В частности, в последней стратегии, рассчитанной на 2018-2040 годы, указывается, что «созданы условия для формирования общества, в котором этничность, отношение к религии, региональная и родоплеменная принадлежность, другие культурные различия граждан не являются основанием для дискриминации и не оказывают влияния на политические процессы». Однако, как показывают результаты анализа рассмотренных выше комментариев, в сфере межэтнических отношений имеется ещё много проблем, которые ждут своего решения и требуют проведения серьёзной работы в этом направлении. Полагаем, что для улучшения отношений между двумя народами, в первую очередь необходимо строго рассмотреть юридическую ответственность лиц, публикующих провокационные материалы и оставляющих комментарии, которые призывают к разжиганию межнациональных конфликтов на страницах социальных сетей, которые призывают к расправе над представителями других этносов, которые публикуют высказывания, ущемляющие права, честь и достоинство человека и дискриминирующие по другим отличительным чертам граждан республики.